POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Анатомия межнационального конфликта в селе Андарак

16.01.2012 21:24 - Polit.kg

Справка: с. Андарак входит в состав Сумбулинского сельского округа Лейлекского района Баткенской области. Население 6400 человек.  Здесь живут преимущественно таджики, кыргызы – 2422 человека -  живут в нижней части села Искра.

Предновогодние события в селе Андарак – можно сказать без преувеличения, самой  крайней южной точке республики – это еще одно напоминание-предупреждение о том, что межнациональный мир и согласие – очень хрупкие материи, которые могут быть разрушены любым, даже не преднамеренным, неосторожным обращением.

Все началось  банально – с конфликта молодых людей. Следственные органы  разбираются: кто виноват в первопричине драки?  Можно сказать,  обычного «выяснения отношений», которые случаются практически везде и всегда. Возможно, раньше и не обратили бы внимание на то обстоятельство, что в драке противостояли представители разных национальностей. А нынче даже детский конфликт в песочнице может перерасти в межнациональный при общей накаленной ситуации, обостренной социальными проблемами, да подогретый политическими авантюрными заявлениями.  

Хроника этого конфликта небогата фактами. Известно, что 29 декабря 2011 года школьники с. Андарак кыргызской национальности обратились к участковому инспектору милиции Абдисаиту Жапарову  по поводу их избиения молодыми людьми  таджикской национальности, после чего трое пострадавших  - Нурмухаммед  Ташбеков, Жаныбек Айтбаев и Орозбек  Саматов - обратились за медицинской помощью. Причем, Ташбеков был госпитализирован в тяжелом состоянии.  Органы правопорядка работали четко, и уже примерно через час виновники были определены и опрошены. Ими оказались Абдурауф Поччоев (1992 года рождения),  Турахон Ходжаев (1991 г.р.), Аваз Латипов (1990 г.р.).  Но родственники не позволили работникам милиции задержать участников  драки.  Как реакция на это – родственники пострадавших юношей стали собираться  возле здания аильного округа.  Милиция должна была как-то реагировать на это,  доставила участников драки в  отделение для проведения допросов. Следом к зданию отделения милиции стали стягиваться родственники задержанных парней-таджиков. И вот уже в 17.30 случилась первая стычка между одним из родственников потерпевшего – Абдували Тилековым с лидером таджикской диаспоры Темиржаном Ходжаевым, который, как утверждают  свидетели, был в нетрезвом  состоянии и провоцировал конфликт своими высказываниями. После этой стычки и начали стихийно формироваться очаги взаимного противодействия:  в одном месте собрались 100-150 человек молодых людей кыргызской национальности, с другой стороны порядка 300 человек – таджикской. 

Сотрудники милиции,  местного самоуправления пытались снять напряжение. Но, успокоив одну сторону конфликта, тут же натыкались на возмущение другой стороны.  То вроде удалось уговорить разойтись по домам кыргызскую часть села, но когда родственники потерпевших узнали, что виновники драки с таджикской стороны под давлением  таджикской части села были освобождены,  волна возмущения снова стала нарастать.  Все детали этого конфликта устанавливает следствие, но результат очевиден:  несколько сожженных сараев,   разрушенные киоски,  разбитая автомашина. Но хуже всего – еще один клин в межнациональные отношения.

Межведомственная комиссия (в составе:  зам. Министра внутренних дел К. Асанов, зам. Председателя ГКНБ КР Д. Чоткараев,  начальник управления ГУ МВД КР Т.Акбаев, зам. Главы облгосадминистрации С.Эратов, представитель Ассоциации общественных объединений «Ассамблея народов Кыргызстана» Х.Хамрабаев, инспектор территориального управления Аппарата правительства КР К.Кускаков)   внимательно рассмотрела и проанализировала причины этого конфликта, поименно назвала всех его участников, установила по возможности четкую хронологию событий, роль должностных лиц в урегулировании конфликта и т.д.  К слову, работу этой  комиссии  конфликтующие стороны признали неудовлетворительной, и даже обвинили ее в ухудшении обстановки в селе.  Срочно была сформирована Парламентская комиссия (в составе депутатов ЖК  Т.Зулпукарова, Н. Арипова, Ж.Исаева) , которая не только выясняла  обстоятельства произошедшего, но всеми силами старалась примирить стороны, выслушивая упреки и годами копившиеся обиды каждой из сторон конфликта.  Так, на встрече с представителями кыргызской стороны  прозвучали упреки в адрес односельчан-таджиков, которые, мол, не уважают законы Кыргызской Республики, вырубают деревья, загрязняют воду, которая поступает в кыргызскую часть села.  Исполняющий обязанности  главы госадминистрации  Лейлекского района Н. Сайдуллаев заявил, что Межведомственная комиссия создана «не правильно», работает она не эффективно. И вообще, во всем, мол, виновато руководство страны, которое не в состоянии остановить  контрабанду ГСМ из Кыргызстана в Таджикистан.

На встречу с членами обеих комиссий с таджикской стороны пришли 400 человек. Они говорили, что сожалеют об инциденте, отметили, что всегда прежде жили в мире и согласии с кыргызами.  И высказали свои наболевшие проблемы: попросили выделить дополнительные участки для возведения жилых домов, и назначить заместителем главы айыльного округа гражданина таджикской национальности для более успешного решения социальных и прочих проблем.  Прозвучала и совсем уж «политическая» причина конфликта: мол, причиной противодействия стали политические предпочтения кыргызской и таджикской частей села на выборах президента страны. Утверждают, что таджики голосовали за представителя партии СДПК (победившего на выборах А.Атамбаева). За кого голосовали  кыргызы остается тайной? Проверить эту версию в силу тайного голосования практически не возможно. Но нужно отметить, что раскол по политическим предпочтениям на юге страны был серьезный, и его нельзя сбрасывать со счета. 

Отдельного разговора заслуживают выводы и рекомендации по нормализации обстановки, которые сделала Межведомственная комиссия.   Главные причины: «не  уделялось должного внимания сохранению межэтнического согласия, а также социально-экономическому состоянию сел Андарак и Искра»,  «не проводилась на должном уровне работа по укреплению  межнационального согласия в районе», «в школах отсутствует интернациональное воспитание подростков», «отсутствует планомерная работа со стороны районной госадминистрации и айыльного округа по организации и проведению культурно-просветительских работ в селах, по осуществлению толерантности, терпимости и взаимоуважению между народностями и национальностями». Одним словом, администрации на местах, начиная от сельской и кончая областной «не предприняли меры, и на местах не созданы специальные штабы. В селах, где проживают  представители различных наций, не проводились встречи по разъяснению возникшей ситуации, на основе чего не были призывы к единству и укреплению дружественных отношений».  Хуже того, «губернатором Баткенской области не даны соответствующие распоряжения по урегулированию межэтнических отношений, а также пресечению противоречий и конфликтов среди многонационального населения».  В числе причин «не проведены праздник урожая и другие мероприятия», не укреплены  границы с Таджикистаном, не приняты адекватные меры по пресечению контрабанды ГСМ и минеральных удобрений.  Оказывается, это аким Лейлекского района виноват в том, что не проводил разъяснительные работы среди населения по «вопросам делимитации и демаркации государственных границ», что вызывало  проблемы с поливом в ходе весенних полевых работ. Опять же, это «со стороны Лейлекского района  не приняты и не проведены  в 2011 году мероприятия по укреплению дружбы, торговли, а также в целях  сокращения различных барьеров  в укреплении государственной границы».

Как все это напоминает июньские события 2010 года в Оше и Жалал-Абаде! Там тоже работали комиссии, результатами работы которых народ остался не доволен. Читая выводы нынешней Межведомственной комиссии, понимаешь,  чем народ не доволен. А недоволен он  формальным отношением к путям решения самой проблемы межнациональных отношений!    Недовольны люди формализмом и откровенной некомпетентностью как местных властей, так и чиновников более высокого ранга в вопросах укрепления межнациональных отношений.  Ладно, простые граждане могут и не знать, как на должном уровне проводить мероприятии по укреплению и стабилизации, разъяснению и урегулированию, но это обязаны знать те, кто наделен властью и соответствующими полномочиями.  Сегодня уже всем  ясно, что одними призывами к миру проблему не решить. Что разовыми мероприятиями, чаепитиями, встречами аксакалов конфликты не ликвидировать. Что терпимость и взаимоуважение формируются не в ходе просветительских лекций, и не на уроках толерантности вырастает поколение молодежи, уважающей иные национальные культуры и традиции. 

Ну ладно, с причинами не  получается, так может, хоть с рекомендациями более-менее? Хотя, напрасны ожидания – каковы «причины конфликта», таковы и  «рекомендации по исправлению ситуации». Опять -  «провести целенаправленные мероприятия по изучению и анализу», «организовать на постоянной основе широкомасштабные разъяснительно-профилактические мероприятия», «создать штабы при районных администрациях и организовать деятельность интернациональных  народных дружин», «создать общественно-профилактические центры», «активизировать взаимодействие органов МСУ и представителей этнических диаспор в целях предотвращения конфликтных ситуаций» и т.д.  Ну, а пока  все эти меры не дадут эффекта, предложено роту ВВ МВД КР в количестве 80 бойцов  передислоцировать  в г. Исфана, так сказать, для урегулирования и своевременного реагирования, пресечения и предупреждения.

Тут нужно особо отметить слаженную работу как раз органов МВД и ГКНБ, которые фактически остановили  конфликт, не доведя его до кровопролития. Причем, сработали оперативно, профессионально, чего не скажешь о других государственных органах.

К примеру, неужели нельзя было своевременно решить вопросы выделения участков под жилищное строительство и земельные доли для ведения хозяйства? Почему до сих пор не улажены вопросы по демаркации и делимитации границ, и почему местная администрация должна расхлебывать нерасторопность МИДа и других госструктур?  Контрабанда ГСМ и удобрений – это, оказывается, тоже межнациональная проблема?! Или она становится таковой в контексте местных политических реалий?  И что мешает теперь уже местной администрации наладить контроль за соблюдением порядка и чистоты в айыльном округе, чтобы люди не выясняли отношения при помощи мотыг и кетменей? Неужели Президент страны должен следить, чтобы  крестьяне не вырубали леса, и навоз с подворий не стекал в реки?  

Как утверждают специалисты-конфликтологи, и с ними солидарны политологи, - сегодня в мире  нет причин для межнациональных конфликтов!   Все, что происходит под этим определением, - это следствие политических ошибок либо целенаправленных преступных действий, в меньшей степени   вызывается социально-экономическими, языковыми, культурными и прочими проблемами.  В нашем случае межнациональный конфликт в с.  Андарак – это следствие чрезмерной политизации общества с заметным креном в сторону национализма, который просто не предполагает взаимного уважения этносов друг к другу. Несомненно,  все социальные проблемы, которые вполне разрешимы, и без участия высоких комиссий или решения на самом верху  властной пирамиды,  тоже осложнили межнациональные отношения. Уважением Закона не могут похвастать ни таджикская, ни кыргызская часть села по той простой причине, что по сложившейся в стране практике верят только в единственный закон – закон силы. Люди не верят в то, что виновники правонарушений понесут заслуженное наказание, как и в то, что невиновные не окажутся за решеткой, а посему установление справедливости не отдают в руки правоохранительным органам. Таким образом, очевидно, что недоверие к органам правопорядка и судебной системе толкает людей на противоправные действия: одни идут толпой требовать наказания виновников,  другие - защищают своих детей  от, возможно, заслуженного наказания. А в результате конфликт только разрастается, обе стороны не уважают Закон своей страны, множат своими действиями преступления, поджигая дома, громя магазины…

Только почему-то в отчетах и рекомендациях комиссии об этих причинах межнациональных конфликтов нет ни слова.

Адик Саидов, политолог

Версия для печати   |   Просмотров: 2597   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная