POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Период полураспада в системе гуманитарного образования в Кыргызстане, Или Почему народ тупеет?

27.01.2012 13:49 - Polit.kg

В минувшем году впервые за 9 лет было проведено тестирование среди выпускников школ республики, претендующих на аттестат с отличием. Результаты тестирования оказались неутешительными: из 3 тыс. претендентов на красную «корочку» только 95 подтвердили уровень знаний отличника. Содержание теста, составленного Национальным центром тестирования, охватывало программы базового образования в средней школе по предметам «родной язык»,  «математика» и «история Кыргызстана». Чем же объясняется снижение качества образования в современной школе?

Год от года республиканские вузы вынуждены вводить дополнительные общеобразовательные предметы, представляющие собой обзор школьных программ по химии, биологии, физике, астрономии. Высшим учебным заведениям приходится «доучивать» своих студентов тому, что им по тем или иным причинам недодала школа. Вчерашние абитуриенты заново, если не сказать впервые, знакомятся с основами генетики, изучают строение клетки или Вселенной. Проблема повышения качества среднего образования стоит как никогда остро, и ключевым моментом в ее решении должна стать новая стратегия, разработанная МОиН.

Министерство образования уже завершило работу над проектом Стратегии развития до 2020 года, включающую три основных направления: введение новой формы финансирования школ, реформу управления и методы оценки эффективности учебного процесса. Предполагается, что школы республики должны быть со временем переведены на подушевое финансирование, зависящее от количества учащихся в каждом конкретном заведении, а сами механизмы финансирования переданы в районные отделы образования. Это позволит рациональнее распределять бюджетные средства, а также обеспечить школам большую финансовую автономность. Подобный опыт есть у нескольких стран Содружества: на подушевое финансирование перешли образовательные учреждения Армении, Грузии, России, Молдовы и Таджикистана. Вслед за ними в нашей республике с 1 сентября 2011 года пилотный проект по системе подушевого финансирования осуществляется в школах Оша, а в этом году планируется перевести на новую схему всю Ошскую и Таласскую области. Кроме того МОиН предлагает узаконить дополнительные сборы с родителей, сделать их прозрачными и предоставить школам возможность самостоятельно распределять собственные средства.

Значительным изменениям должна подвергнуться и учебная программа. Новый курс Мин. образования предусматривает сокращение предметов в начальной школе, и своеобразную переориентировку старших школяров с изучения «сухой предметной теории» на практическое применение знаний, приближенных к тем специальностям, которые они планируют получать в будущем.    

Между тем районные отделы образования в связи со снижением уровня знаний школьников выделяют две основных проблемы: нехватку педагогических кадров и недостаточное обеспечение учебниками. Ряд мер для привлечения молодых специалистов в школы уже претворен в жизнь: начисление заработной платы по многоуровневой системе, поддержка учителей в регионах – но не решенным пока остается вопрос тарификации учебных часов, которые может взять на себя преподаватель сверх положенной ему нормы. Между тем, подобные «переработки» сверх ставки давно стали в школах привычным делом. Учителя подменяют друг друга, ведут дополнительные предметы или кружки. Систему оплаты этого труда еще необходимо дорабатывать. По-прежнему,  первенство по нехватке кадров удерживают такие предметы как математика и физика, ненамного отстают от них языки - школы ждут учителей русского и английского. Количество преподавателей средних учебных заведений по республике – не многим более 74 тыс., а какая часть этой цифры приходится на учителей пенсионного возраста и какими темпами увеличивается данный скромный показатель – не раз уже говорено. Словом, кадры, как и прежде, решают всё, или почти всё.                  

С библиотечным фондом дело обстоит тоже непросто. По данным Министерства образования,  в прошлом году общая обеспеченность школ республики учебниками составила 62%. За вычетом учебников, подлежащих списанию по гигиеническим требованиям, 49,6%. Дефицит в более чем 6 млн. учебников устраняется за счет бюджетных средств, объявляются тендеры на издание десятков наименований книг, но школы все еще вынуждены закупать учебники на собственные средства. И если для статусных общеобразовательных учреждений изыскание средств на пополнение библиотечного фонда представляет задачу, хоть и сложную, но решаемую, у сельских школ денег попросту нет.    

 

Данные по обеспеченности школ учебниками на 2010-2011 г.

Регион

с кыргызским языком обучения %

с русским языком обучения %

с узбекским языком обучения %

Нарынская область

59

53

-

Чуйская 

66,5

72,2

89

Иссык-Кульская

68,1

57,1

-

Баткенская

51,6

51,3

53,7

Таласская

61

62,2

-

Жалалабадская

58,2

42,5

53

Ошская

67

58,3

56,9

г. Ош

56

73

60

г. Бишкек

62

68

-

Обеспеченность по республике %

61

59,7

62,5

 

Кроме количественной нехватки представляет собой проблему и качественное содержание учебников. Отечественный рынок предлагает в основном российские издания и учебники советского образца. Первые, особенно если речь идет о гуманитарных предметах, не соответствуют реалиям нашей страны, а «старые-добрые, проверенные временем» книги, по которым занимались два, а то и три поколения школьников, нуждаются в переработке, так как программа со времени их издания неоднократно менялась. За годы независимости в республике издавались собственные учебники по истории, географии и другим гуманитарным предметам, но их все еще не хватает для полного обеспечения школ, кроме того среди отечественных учебников были и есть такие, что написаны неадаптированным, наукообразным языком, и представляют сложность в работе для детей и преподавателей. Разработка качественных современных методических пособий и учебников единого образца должна стать значительным подспорьем для учителей и стимулировать интерес школьников, которые живут всё же в век современных информационных технологий, а не застоя или перестройки. Очевидно, что снижение качества образования – проблема комплексная, и для ее решения необходим ряд мер и многоуровневых реформ, иначе в нашей стране вырастет не одно поколение митрофанушек, которых поставит в тупик вопрос, зачем нужна география, когда есть кареты и кучера.     

 

Николаева Евгения, корреспондент POLIT.KG

            

Версия для печати   |   Просмотров: 1608   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная