POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 20 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Бессильно ли местное самоуправление перед лицом конфликтов?

01.02.2012 09:00 - Polit.kg

Укрепление роли местного самоуправления в государственном устройстве КР по праву входит в топ самых надуманных забот Кыргызстана. С одной стороны, понятно изначальное желание законодателей выделить МСУ из системы государственного управления, одним выстрелом убив двух зайцев: якобы дав населению большую свободу и сняв часть ответственности за беды сёл и городов с Правительства КР. С другой стороны, составить целостную картину ситуации с местным самоуправлением в Кыргызстане довольно проблематично. Мозаика тревожных или неестественно оптимистичных сигналов с мест – почва для чисто пропагандистских трактовок.

Так ли уж нужны простым сельчанам и горожанам выборные главы муниципалитетов? Способны ли они вообще выполнять те функции, которые на них возлагаются? Насколько их существование в нынешнем виде соответствует особенностям социума? Все эти вопросы требуют отдельного рассмотрения. А пока на первый план выходят проблемы, предполагающие активные действия уже сегодня – в частности, конфликты на межэтнической почве. 27 января в Институте общественной политики состоялся круглый стол «Роль МСУ в предотвращении конфликтов», где состоялся обмен мнениями между экспертами от государства и от гражданского общества. Некоторые моменты мероприятия представлены в настоящем материале.

 

К истории вопроса: из-за чего отменили выборы мэра г. Ош в 1995 году?

Первый выступающий, зав. Сектором муниципального управления отдела гос. и муницип. управления Аппарата Правительства КР Болот Асанакунов, дал понять: если говорить о конфликтах, то первый конфликт – это невидимое противостояние органов МСУ и государственного управления: «Конфликт был заложен ещё тогда, когда государством были приняты два закона о местном самоуправлении, а сами города и сёла работали на принципах государственного управления». Чиновник вспомнил и дела давно минувших дней, что имели место на заре становления МСУ как таковых:

Конфликт получил продолжение, когда в 1995 году в городах республиканского значения должны были пройти выборы мэров. В г. Оше один из кандидатов был узбеком, второй – кыргызом. Ситуация сложилась таким образом, что население разбилось по национальному признаку на два лагеря, что грозило перерасти в межнациональный конфликт. Государство было вынуждено отменить выборы. В г. Бишкеке были выдвинуты две кандидатуры: русский Силаев и кыргыз Кененбаев. Такого яркого национального противостояния, как в Оше, не было. Вспоминаю, что у Кененбаева в штабе были одни русские, а у Силаева, наоборот, одни кыргызы. Выбор шёл по деловым и человеческим качествам. 

На протяжении 20 лет с момента зарождения местного самоуправления, оно постоянно развивалось в условиях конфликта. На местах люди говорили, что прямое избрание органов МСУ вызовет конфликты если не на национальной, то на клановой и родовой основе – само население не готово к таким выборам. Поэтому выборы органов МСУ были оставлены за местными кенешами.  

Подчеркну, что органы МСУ находятся в постоянном конфликте как с органами государственной власти, которые работают в рамках устоявшихся советских традиций, так и с самим населением.

По Конституции, местное самоуправление – это, в первую очередь, местные сообщества, которые в рамках закона и под свою ответственность решают вопросы местного значения. То есть это не мэрия, не айыл окмоту, не местные кенеши. Исходя из этого и нужно строить всю политику. На первое место выходит человек. К сожалению, пока получается наоборот: пока власть стоит выше местных сообществ и диктует им свои правила.

Для того, чтобы использовать потенциал местного сообщества в городах и сёлах, в рамках закона формируется очень много общественных организаций, закреплённых в тех или иных нормативных актах: Комитет здоровья, Комитет женщин, Суд аксакалов. Все они должны решать вопросы местного значения, но мы видим, что работают они зачастую только на бумаге. А раз общественность пассивна, это на руку руководителям органов МСУ.

 

Главной причиной большинства конфликтов, замешанными в которых оказываются органы МСУ, Болот Асанакунов, как и многие эксперты, признаёт нерешённость земельного вопроса. Заслуживает внимания и тот факт, что в нынешних условиях, как сообщил чиновник, «мэры городов работают чаще всего год-полтора от положенного им срока. То же касается и глав айыл окмоту». Это показывает, насколько шаткая почва лежит сегодня под ногами МСУ.

 

Ключевой вопрос – ответственность руководителей

 Собственно о локальных конфликтах и функциях органов МСУ, на чьей территории такие конфликты разворачиваются, рассказала Назгуль Турдубекова, руководитель общественного фонда «Лига защитников прав ребёнка», координирующего деятельность центров медиации на конфликтных территориях по всему Кыргызстану.

За два года работы с органами МСУ, мы для себя сделали следующие выводы.

География межэтнических столкновений расширяется. Мы видим неспособность правоохранительных органов работать на предупреждение. Последние, естественно, сами по себе работать не могут, но их совместной работы с органами местного самоуправления мы также не видим.

Органы МСУ, надев на себя мандат местной власти, не выполняют свою миссию.

 Даже если главы МСУ бывают уличены в коррупции, они уходят со своих постов тихо, без привлечения к ответственности. Их безнаказанность провоцирует и последующую коррупцию. То же касается и лиц, разжигающих межнациональную рознь. Пример – конфликт в Жаны-Жере. Та же ситуация в Маевке: виновные к ответственности не привлечены, материальный ущерб пострадавшим не возмещён. Это может спровоцировать новую волну межэтнических столкновений.

Прежде чем перейти к построению государственности, нужно обсудить меры правосудия переходного периода на пост-конфликтных территориях. Такое правосудие должно включать четыре комплекса мер: комиссии по восстановлению истины, комплексную программу по восстановлению ущерба, уголовное преследование и прозрачную стратегию в установлении фактов правонарушений вне зависимости от этнической принадлежности подозреваемых и жертв. Необходимо провести проверку правоохранительных и судебных органов и разработать чёткий набор стандартов профессионального поведения в будущем. Очевидно, в Кыргызстане не был осуществлён ни один из этих четырёх комплексов. Это порождает всё новые и новые центры безнаказанности, грозящие к весне обрушить страну в хаос, если необходимые меры не будут предприняты в самое ближайшее время.

Сосредоточенность новых властей на – как будто – решении экономических проблем при очевидном избегании и неспособности установить законность, является опасным отвлечением внимания и самоубийственна для государства. Пока говорят о каких-то мифических третьих силах, велика угроза вовлечь страну в третью волну политической нестабильности.   

Недавние события в Караколе показали, что конфликтный потенциал на местах растёт. Власти, как это было и раньше, пытаются угрожать активистам, которые заявляют о  проблемах. Нового подхода у новой власти нет.

 

Назгуль Турдубекова также отметила, что «сегодня даже самые хорошие главы айыл окмоту остаются на съедение толпе», и «именно толпа управляет на местах». «Впрочем, когда глава айыл окмоту заинтересован в решении местных проблем, они решаются. Но таких глав очень мало», - отметила эксперт. По её мнению, отягчающим фактором в деятельности органов МСУ является то, что они практически скинули с себя функцию социальной защиты населения – а«как раз социальная незащищённость является одним из главных факторов политической стабильности».

 

Этнические меньшинства должны заниматься повседневными вопросами – и в сфере управления тоже

Бахтияр Фаттахов, экс-директор Национального агентства по делам местного самоуправления говорил с высоты своего собственного опыта: не так давно он сам участвовал в примирении жителей пост-конфликтного Юга – правда, уже после кровавого разрешения конфликта.

До сегодняшнего дня мы, пройдя определённый путь децентрализации, имеем несколько проблем. Первая: до сегодняшнего дня чётко не разграничены сферы ответственности МСУ и государственной власти. Поэтому первая задача – разграничение функций и полномочий через внесение изменений во все отраслевые законы и приведение их в соответствие с Конституцией и новым законом «О местном самоуправлении». Вторая задача – поднять профессиональный уровень муниципальных служащих. Третья – проведение в республике административно-территориальной реформы, чтобы от четырёхуровневой системы управления перейти на трёхуровневую. Нужно создать 17 республиканских округов, которые бы опирались на точки экономического роста, инфраструктуру. Этим самым мы бы приблизили власть к получателю услуг.

Большая энергия госслужащих тратится сегодня на обсуждения между собой: правительство обсуждает с губернаторами, губернаторы – с акимами, акимы – с главами айыл окмоту. А населению нужно, чтобы были предоставлены нужные ему услуги, и для него нет никакой разницы, кто их предоставляет.

«Взять, хотя бы, функцию образования. Это государственная функция. А все школы находятся на балансе сельских и городских муниципалитетов», - упомнянул Фаттахов лишь один казус существующей системы.  Коснулся эксперт и основной темы мероприятия:

Что нужно делать органам местного самоуправления в случае конфликта там, где компактно проживают национальные меньшинства? При органах МСУ необходимо образовать этнические советы со статусом советника, чтобы все этносы занимались повседневными вопросами, а не только участвовали в рамках Ассамблеи народа Кыргызстана в каких-то торжественных мероприятиях.

Я бы хотел обратить внимание на опыт общественно-профилактических центров. Необходимо энергию населения конкретного города или села направить на наведение порядка.

На меня сегодня выходят многие люди, которые информируют о неправомерных действиях правоохранительных органов. Почему бы не ввести ротацию? Пусть нарынчане поработают на юге, а южане – в Нарыне! Тем самым, мне кажется, будет усилен и авторитет власти.

 

Коснулся Бахтияр Фаттахов и проблемы приграничных территорий: «Основой стабильности в Центральной Азии является приграничное сотрудничество. Если мы будем создавать свободные экономические зоны, свободно торговать друг с другом, создадим общую инфраструктуру, у нас появятся общие интересы».

 

Как обуздать ксенофобию?

Своё видение проблемы представил также эксперт по государственному управлению Шерадил Бактыгулов. В первую очередь, он подчеркнул: «Теоретически, роль органов МСУ в предотвращении конфликтов огромна. Но практически, как мы видим из выступлений, она малозначима». Он отметил, что «формирование конфликтогенного поведения в стране прослеживается практически во все этнических группах» и «большинство резонансных конфликтов связаны с национализмом». Эксперт перечислил четыре основных фактора, вызывающих эскалацию конфликтов:

1) политическая и экономическая трансформация страны, которая у большинства населения вызывает чувство незащищённости и недовольства сложившимся положением – это стимулирует поиск виноватых. Элементами раздражения становятся этнические, культурные и религиозные  различия. Если присмотреться, объективные причины для такой неприязни есть: это, в первую очередь, передел сфер влияния в политике и экономике;

2) внутренняя миграция. В Кыргызстане существует три центра притяжения внутренней миграции: Чуйская область и города Бишкек и Ош. Специфика в том, что именно во внутренних мигрантах  начинают видеть виновников ухудшения социально-экономического положения. Если почитать сводки МВД, то можно убедиться, что большинство правонарушений совершается внутренними мигрантами в тёмное время суток. В свою очередь, внутренние мигранты видят во внешних мигрантах виновников их собственного переселения из родных мест. Также существует такой момент: внутренняя миграция становится источником незаконных доходов, коррупции и неформальных трудовых отношений;

3) наличие депрессивных населённых пунктов, где царит тотальная безработица;

4) отсутствие целостной государственной политики по предупреждению конфликтов. Нормативно-правовая база существует, но не работает, потому что субъекты системы действуют разрозненно.

 

Шерадил Бактыгулов отметил, что сегодня часто наблюдается тенденция, когда «представители местной государственной администрации – те же губернаторы – начинают себя считать представителями МСУ». А в итоге получается как всегда: у семи нянек дитя без глазу: «Действия предпринимаются уже только после того, как произойдут какие-то резонансные события, обнажающие межнациональную или межрелигиозную рознь». По мнению эксперта, отягчающим обстоятельством является само состояние общественного организма: «Молодёжи страны стала свойственна стихийность и немотивированность насильственных действий на почве ксенофобии». И отнюдь не всё зависит от каких-то законодательных инициатив: «К сожалению, в стране возобладал легалистический подход к решению любой проблемы: мы почему-то уверовали, что если принять закон, создать концепцию или создать какую-то рабочую группу, проблема рассосётся. Так не бывает. Правовые акты создают только основу для реальных действий конкретных людей с конкретными фамилиями, от которых и зависит эффективность работы по предупреждению конфликтов».    

Эксперт представил также рекомендаций, касающихся МСУ в их функции предотвращать конфликты:

1) разграничить компетенции разных ветвей власти и органов управления;

2) инициировать реализацию общественно значимых программ для того, чтобы они стали мостом для сотрудничества органов госуправления и МСУ с населением;

3) создать профессиональную систему мониторинга этнополитической ситуации с участием средств массовой информации;

4) создать единый центр постоянного мониторинга уровня ксенофобии для анализа возможности межэтнических столкновений;

5) ужесточить ответственность должностных лиц органов госуправления и МСУ за непринятие мер по профилактике и пресечению конфликтов на межконфессиональной и межэтнической почве.

 

Что делать – нигде не написано

Своим опытом разрешения конфликта силами МСУ поделился Бакыт Чотонбаев, депутат Кун-Чыгышского аильного округа Тонского района Иссык-Кульской области:

После 7 апреля у нас была серьёзная предконфликтная ситуация. В течение 10 лет молодёжи обещали дать землю под строительство. И вот молодёжь вышла на улицу районного центра с агрессивным намерением осуществить захват обещанных земель. Мы, как представители общественности, убедили их, что нужно решить проблему мирным путём. Власть, уважаемых людей и всех заинтересованных мы собрали в сельском клубе и там же создали комиссию по наделению землёй нуждающихся. Напряжение пошло на убыль и к осени 2010 года земли, решением аильного и районного кенеша, были розданы. Однако на правительственном уровне вопрос до сих пор не решён. В то же время, многие уже начали строительство.

 

Итак, какими бы эффективными в решении насущных проблем ни были органы МСУ, рано или поздно наступает момент, когда итог всей их активности начинает зависеть от государства. Тем более, что, как отмечает координатор по миростроительству Фонда развития Права и Бизнеса Искендер Байназаров, «формально существующие общественные профилактические центры и суды аксакалов думают, что проблемы должно решать государство, и проявляют, таким образом, свою некомпетентность». И далее с его же слов: «Многие главы айыл окмоту даже не знают, что, пока  не приедут военные или МЧС, они несут персональную – вплоть до уголовной – ответственность. Но как выполнять и что делать – нигде не написано».

 

POLIT.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 2291   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная