POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 22 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Ребята, давайте жить дружно!

01.02.2012 20:05 - Polit.kg

Как научить людей  национальной терпимости?

Преодоление межнациональных конфликтов и формирование толерантного общества стали в этом году одними из приоритетных задач Правительства. Обсуждаются вопросы  государственной идеологии, приобщения молодежи к культуре и истории, меры по сохранению стабильности и консолидации общества. Однако конкретных предложений пока набирается мало. Какие шаги по укреплению межнационального согласия можно предпринять если не сегодня, то в ближайшем будущем?  

 

По сути, на сегодняшний день речь идет о таких, уже известных мерах, как изучение государственного языка, издание новых учебников по истории Кыргызстана и приобщение к эпосу «Манас». Интерес к которому действительно необходимо развивать и стимулировать, чтобы, как уже отмечалось общественными и государственными деятелями, мы не превратились, в конце концов, в нацию манкуртов, не знающих ни своих корней, ни традиций. Но нельзя не отметить, что всё перечисленное относится скорее к общим направлениям, тем векторам, по которым должно идти поступательное развитие «национальной проблематики». Стоит задуматься и относительно мер среднесрочных.        

 

Со школьной скамьи

Не сложно ответить на вопрос, что проще: изменить систему взглядов взрослого человека или сформировать ее у ребенка? Очевидно, что воспитание подрастающего поколения в духе межнационального единства – задача крайне важная для нашей страны. Можно ли решить ее при помощи изменений в образовательной программе?  Можно, но каким именно образом? В Жогорку Кенеше озвучивалось предложение ввести в школах отдельный предмет. Речь не об упоминавшемся уже «Манасоведении», которое в свою очередь выделяется из общего курса Кыргызской литературы. И не об изменениях в курсе «Истории Кыргызстана», которая должна преподаваться в школах не только  как «наука о фактах и датах», но и об отношении к ним. Отношении, свободном от исторических предрассудков. Но речь о другом, так сказать «своем собственном» предмете. Однако в рамках политики сокращения учебной нагрузки на школьников и уменьшения общего количества часов ввести любую новую дисциплину представляется возможным только за счет урезания и так уже «подсокращенных» предметов. Между тем на сегодняшний день в школьную программу входит курс, относительно молодой в сравнении с той же физикой или математикой, но при соответствующей переработке вполне удовлетворяющий целям воспитания гражданственности и толерантности – «Человек и общество». Есть у него и несколько других названий: «Правоведение», «Граждановедение», «Мы и право». Суть предмета в том, чтобы познакомить школьников  9 - 11 классов с политическим и правовым устройством государства, социальными и гражданскими институтами, рассматриваются в программе также и вопросы общественной морали. Как поясняют в Министерстве образования, сложность ситуации с данным предметом (откуда и разнообразие названий) заключается главным образом в том, что по нему нет единого учебника, в отличие от других дисциплин, по которым имеется гос.стандарт и список рекомендованных изданий. По курсу же «Человек и общество» есть ряд неплохих учебников, в основном российских, но выделить среди них один,  соответствующий нашим программным требованиям,  не представляется возможным. Российские издания, вполне естественно, рассматривают отечественную правовую и законодательную базу, и к реалиям нашей Республики не имеют никакого отношения. Рамочный стандарт на предмет «Человек и общество» - кстати говоря, самый популярный учебник по данному курсу носит именно это название – за последние несколько лет пересматривался дважды: в 2006 и 2008 годах, в результате чего было вынесено предложение расширить его и, помимо старших классов, охватить программой также среднее звено, классы с пятого по восьмой.

На сегодняшний день Минобразования уже рассматривает новый проектный вариант учебного курса под рабочим названием «Человек и мир», который должен знакомить детей не только с Конституцией, законодательством КР и т.п., но и объяснять наиболее острые моменты недавнего прошлого: митинги и революции, причины межэтнических конфликтов, учить, как избежать их в будущем. Пока педагогам в школах приходится говорить о толерантности и национальном единстве в основном в рамках внеклассной работы и самостоятельно находить для этого подходящие слова. И если с темами курения, алкоголизма и контрацепции справиться может любой классный руководитель, в вопросах воспитания межнационального уважения и сотрудничества методическое подспорье не помешает. В самом деле, ведь просто сказать «Ребята, давайте жить дружно» здесь недостаточно. Для формирования у подрастающего поколения системы взглядов, которые позволят в будущем избежать межнациональной розни, нужна целенаправленная программа. Пока же проект предмета находится в разработке, и ему еще предстоит пройти экспертную оценку, в том числе в Академии образования, а так же тендер на издание.                           

 

Соцреклама – двигатель не торговли, но толерантности

Отдельно хочется сказать  об инструменте, значение которого или пока недооценивается, или тормозится рядом экономических причин. Социальная реклама – явление для нашей страны относительно новое. Сам термин вошел в употребление на пространстве стран СНГ только пару десятков лет назад (в системе Советской идеологии этим каналом социальной коммуникации ведала пропаганда), и тематика отечественной соцрекламы сегодня в подавляющем большинстве относится к сфере здравоохранения. А ролики, призывающие к национальной терпимости и согласию, стабильно появляются на ТВ после межэтнических конфликтов и исчезают довольно скоро. В остальное время их можно найти разве что в интернете.

Объем социальной рекламы в нашей стране регулируется законодательством. Пункт 3 статьи 18 Закона о рекламе:      «Рекламораспространители, являющиеся организациями средств массовой информации, обязаны осуществлять распространение социальной рекламы, предоставлять рекламодателям эфирное время и основную печатную площадь в пределах лимита 5% в год, установленного законодательством КР о рекламе». В этом отношении, кстати говоря, наша норма не отличается от российской, в РФ лимит установлен ровно тот же. Но на деле эта формулировка «в пределах лимита» оборачивается упованием на гражданскую сознательность СМИ, которые вольны сами определять целесообразный для себя объем соцрекламы. И если на российских телеканалах можно увидеть социальные ролики если не часто, то, по крайней мере, регулярно, у нас дело обстоит хуже. О печатных СМИ и речи не идет. Распространение социальной рекламы просто экономически невыгодно. Рекламная площадь и время – основные источники доходов медиа-сектора, да и финансирование производства соцрекламы тоже должно ложиться на чьи-то плечи. Вряд ли возможно надеяться в этом вопросе только на некоммерческие общественные организации и благотворительные фонды. Мировой опыт использования социальной рекламы доказывает, что пренебрегать этим средством не следует.

Конечно, проблема межэтнических конфликтов гораздо шире, и без устранения ее экономических, социальных и прочих причин, выстроить подлинно гражданское, межнациональное общество не получится. Но почему бы не усвоить для начала всем и каждому, что национализм – привилегия ограниченных людей, не могущих оценить положение дел иначе, как с точки зрения необходимости агрессии по отношению к другим этносам. И работа по сохранению стабильности в стране должна вестись планомерно и ежедневно. 

(продолжение следует)

Евг.Николаева, корр. POLIT.KG

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1631   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная