POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Ребята, давайте жить дружно!

01.02.2012 20:05 - Polit.kg

Как научить людей  национальной терпимости?

Преодоление межнациональных конфликтов и формирование толерантного общества стали в этом году одними из приоритетных задач Правительства. Обсуждаются вопросы  государственной идеологии, приобщения молодежи к культуре и истории, меры по сохранению стабильности и консолидации общества. Однако конкретных предложений пока набирается мало. Какие шаги по укреплению межнационального согласия можно предпринять если не сегодня, то в ближайшем будущем?  

 

По сути, на сегодняшний день речь идет о таких, уже известных мерах, как изучение государственного языка, издание новых учебников по истории Кыргызстана и приобщение к эпосу «Манас». Интерес к которому действительно необходимо развивать и стимулировать, чтобы, как уже отмечалось общественными и государственными деятелями, мы не превратились, в конце концов, в нацию манкуртов, не знающих ни своих корней, ни традиций. Но нельзя не отметить, что всё перечисленное относится скорее к общим направлениям, тем векторам, по которым должно идти поступательное развитие «национальной проблематики». Стоит задуматься и относительно мер среднесрочных.        

 

Со школьной скамьи

Не сложно ответить на вопрос, что проще: изменить систему взглядов взрослого человека или сформировать ее у ребенка? Очевидно, что воспитание подрастающего поколения в духе межнационального единства – задача крайне важная для нашей страны. Можно ли решить ее при помощи изменений в образовательной программе?  Можно, но каким именно образом? В Жогорку Кенеше озвучивалось предложение ввести в школах отдельный предмет. Речь не об упоминавшемся уже «Манасоведении», которое в свою очередь выделяется из общего курса Кыргызской литературы. И не об изменениях в курсе «Истории Кыргызстана», которая должна преподаваться в школах не только  как «наука о фактах и датах», но и об отношении к ним. Отношении, свободном от исторических предрассудков. Но речь о другом, так сказать «своем собственном» предмете. Однако в рамках политики сокращения учебной нагрузки на школьников и уменьшения общего количества часов ввести любую новую дисциплину представляется возможным только за счет урезания и так уже «подсокращенных» предметов. Между тем на сегодняшний день в школьную программу входит курс, относительно молодой в сравнении с той же физикой или математикой, но при соответствующей переработке вполне удовлетворяющий целям воспитания гражданственности и толерантности – «Человек и общество». Есть у него и несколько других названий: «Правоведение», «Граждановедение», «Мы и право». Суть предмета в том, чтобы познакомить школьников  9 - 11 классов с политическим и правовым устройством государства, социальными и гражданскими институтами, рассматриваются в программе также и вопросы общественной морали. Как поясняют в Министерстве образования, сложность ситуации с данным предметом (откуда и разнообразие названий) заключается главным образом в том, что по нему нет единого учебника, в отличие от других дисциплин, по которым имеется гос.стандарт и список рекомендованных изданий. По курсу же «Человек и общество» есть ряд неплохих учебников, в основном российских, но выделить среди них один,  соответствующий нашим программным требованиям,  не представляется возможным. Российские издания, вполне естественно, рассматривают отечественную правовую и законодательную базу, и к реалиям нашей Республики не имеют никакого отношения. Рамочный стандарт на предмет «Человек и общество» - кстати говоря, самый популярный учебник по данному курсу носит именно это название – за последние несколько лет пересматривался дважды: в 2006 и 2008 годах, в результате чего было вынесено предложение расширить его и, помимо старших классов, охватить программой также среднее звено, классы с пятого по восьмой.

На сегодняшний день Минобразования уже рассматривает новый проектный вариант учебного курса под рабочим названием «Человек и мир», который должен знакомить детей не только с Конституцией, законодательством КР и т.п., но и объяснять наиболее острые моменты недавнего прошлого: митинги и революции, причины межэтнических конфликтов, учить, как избежать их в будущем. Пока педагогам в школах приходится говорить о толерантности и национальном единстве в основном в рамках внеклассной работы и самостоятельно находить для этого подходящие слова. И если с темами курения, алкоголизма и контрацепции справиться может любой классный руководитель, в вопросах воспитания межнационального уважения и сотрудничества методическое подспорье не помешает. В самом деле, ведь просто сказать «Ребята, давайте жить дружно» здесь недостаточно. Для формирования у подрастающего поколения системы взглядов, которые позволят в будущем избежать межнациональной розни, нужна целенаправленная программа. Пока же проект предмета находится в разработке, и ему еще предстоит пройти экспертную оценку, в том числе в Академии образования, а так же тендер на издание.                           

 

Соцреклама – двигатель не торговли, но толерантности

Отдельно хочется сказать  об инструменте, значение которого или пока недооценивается, или тормозится рядом экономических причин. Социальная реклама – явление для нашей страны относительно новое. Сам термин вошел в употребление на пространстве стран СНГ только пару десятков лет назад (в системе Советской идеологии этим каналом социальной коммуникации ведала пропаганда), и тематика отечественной соцрекламы сегодня в подавляющем большинстве относится к сфере здравоохранения. А ролики, призывающие к национальной терпимости и согласию, стабильно появляются на ТВ после межэтнических конфликтов и исчезают довольно скоро. В остальное время их можно найти разве что в интернете.

Объем социальной рекламы в нашей стране регулируется законодательством. Пункт 3 статьи 18 Закона о рекламе:      «Рекламораспространители, являющиеся организациями средств массовой информации, обязаны осуществлять распространение социальной рекламы, предоставлять рекламодателям эфирное время и основную печатную площадь в пределах лимита 5% в год, установленного законодательством КР о рекламе». В этом отношении, кстати говоря, наша норма не отличается от российской, в РФ лимит установлен ровно тот же. Но на деле эта формулировка «в пределах лимита» оборачивается упованием на гражданскую сознательность СМИ, которые вольны сами определять целесообразный для себя объем соцрекламы. И если на российских телеканалах можно увидеть социальные ролики если не часто, то, по крайней мере, регулярно, у нас дело обстоит хуже. О печатных СМИ и речи не идет. Распространение социальной рекламы просто экономически невыгодно. Рекламная площадь и время – основные источники доходов медиа-сектора, да и финансирование производства соцрекламы тоже должно ложиться на чьи-то плечи. Вряд ли возможно надеяться в этом вопросе только на некоммерческие общественные организации и благотворительные фонды. Мировой опыт использования социальной рекламы доказывает, что пренебрегать этим средством не следует.

Конечно, проблема межэтнических конфликтов гораздо шире, и без устранения ее экономических, социальных и прочих причин, выстроить подлинно гражданское, межнациональное общество не получится. Но почему бы не усвоить для начала всем и каждому, что национализм – привилегия ограниченных людей, не могущих оценить положение дел иначе, как с точки зрения необходимости агрессии по отношению к другим этносам. И работа по сохранению стабильности в стране должна вестись планомерно и ежедневно. 

(продолжение следует)

Евг.Николаева, корр. POLIT.KG

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1584   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная