POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Воскресение, 18 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Экологи бьют тревогу: Кыргызстан может стать экологически неконтролируемым государством

05.02.2012 19:15 - Polit.kg
Экологи бьют тревогу: Кыргызстан может стать экологически неконтролируемым государством

В свете развернувшейся  в Кыргызстане оптимизации системы государственного управления, целый ряд министерств и ведомств в ближайшее время ожидает встреча с реформаторским скальпелем.  Среди них – Государственное Агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики (ГАООСЛХ). Резать будут по живому: как сообщает Абдымитал Чынгожоев, статс-секретарь Госагентства, все инспекционные функции ведомства будут переданы Государственной инспекции по экологической и технической безопасности. К последней приставлен недавно и свой начальник[1], в ведение которого из Госагентства перейдёт две сотни сотрудников ГАООСЛХ. Помимо  этого, в течение шести месяцев, предполагается создать открытые акционерные общества[2] «Кыргыз Токой» («Кыргызслес») и «Кыргыз Мерген» («Кыргызохота») – с тем, чтобы и вовсе ликвидировать Госагентство.

«Мнения опытных лесоводов по этому поводу расходятся. Но всё, что делается - делается в целях развития предпринимательства», - комментирует ситуацию Абдымитал Чынгожоев. «В нашем ведении остались вопросы экономического мониторинга, проведение экспертиз и выдача различных разрешительных документов на выбросы в атмосферу, размещение отходов и вообще на природопользование» - оправдывает он необходимость существования расчленённого Госагентства в дальнейшем.

Тем временем, глава «Озонового Центра Кыргызстана» Марс Аманалиев считает, что «экологическая инспекция – это СУТЬ работы ГАООСЛХ», и ожидающиеся преобразования готовят мягкую ликвидацию экологической отрасли как таковой. «Экологическая инспекция сама по себе – без мониторинга и Фонда охраны природы, который финансирует все природоохранные мероприятия и содержит охраняемые природные территории – работать не сможет», - анализирует эксперт перспективы существования экологической инспекции в отрыве от Госагентства.

Того же мнения придерживается и Абдималик Элеманов, в прошлом начальник Жалал-Абадского межрегионального управления охраны окружающей среды, которого цитирует АКИ-Пресс: «Учитывая, что территория Кыргызской Республики как высокогорная экосистема особо уязвима к природному и антропогенному воздействию, для решения приоритетных задач устойчивого развития страны и обеспечения национальной безопасности, наоборот,  необходимо усилить статус Госагентства до уровня министерства»[3].

«Кто советовался с экологами, когда готовилась реформа отрасли?» - этот вопрос волнует в настоящее время  значительный сегмент эко-сообщества Кыргызстана. Особую остроту этому вопросу  придаёт тот факт, что с 2001 г. Кыргызстан является стороной Орхусской конвенции –международного акта, призванного обеспечить доступ граждан к участию в принятии решений, касающихся экологии. Не пора ли вспомнить об этом сегодня, когда крайне нечувствительная к экологическим рискам бюрократия ставит под удар фактически всё население страны, инициируя столь опасное с точки зрения стратегии переустройство? К слову, Анна Кириленко, представитель экологического движения «БИОМ» отмечает, что и «Среднесрочная программа развития Кыргызской Республики на 2012-2014 годы»[4] предполагает отмену запрета на лицензирование опасных производств». Смотрится, как ход долгосрочной стратегии, в которую вписано и расчленение Госагентства охраны окружающей среды.

Даже если функция экологического контроля поставлена в Кыргызстане не на самый высокий  уровень (пример тому – нашумевший[5] и продолжающий будоражить[6] общество[7] случай с радиоактивным углём из Казахстана), пока существует неразрывная цепочка экспертизы и надведомственного контроля, за экологическое будущее республики можно быть относительно спокойным. Но что выйдет, если природные экосистемы Кыргызстана путём акционирования государственной собственности попадут в частные руки?

«Ликвидация экологического ведомства и коммерциализация лесного ведомства выглядит абсурдной как для государства, так и для международного сообщества, особенно на фоне усилий,  предпринимаемых мировым сообществом в рамках решения глобальных экологических проблем: изменения климата, таяния ледников и сокращения водных ресурсов, сокращения биологического разнообразия, деградации земель и пастбищ» - такова позиция отечественного экологического сообщества, оглашённая на пресс-конференции 11 января[8]. Как уточнил принявший в ней участие патриарх кыргызской экологической науки Эмиль Шукуров, «ликвидация госоргана по экологии, снятие препон для бизнеса открывают дорогу жуликам и снимают с государства ответственность за будущее природы».

Конечно, не хочется верить, что цель «оптимизации» в данном случае - выкурить профессиональных экологов из Кыргызской Республики и заняться эксплуатацией природных богатств страны уже безо всякой оглядки на международные соглашения… Но в данном конкретном случае всё очень на то похоже.

Сами представители исполнительной власти делают упор на то, что не одной экологией живо государство и считают, что в долгосрочной перспективе «оптимизация» должна привести к непременному росту эффективности контроля. «За охрану природы и развитие биоразнообразия на местах отвечают егеря. За работой егерей раньше должны были следить инспектора. Раньше и те, и другие работали в одном органе. Теперь функция надзора выделяется», - «на пальцах» объясняет министр экономики и антимонопольной политики КР Темир Сариев. Он называет создание единой Государственной инспекции по экологической и технической безопасности «изюминкой реформы» и делает акцент на том, что такие преобразования осуществляются в Кыргызстане впервые: «Мы понимаем, что реформы болезненны, но вектор, который мы взяли, правильный. Во-первых, мы сокращаем число инспекторов, убираем дублирование, предлагаем создание профессии инспектора широкого профиля, сокращаем количество проверок и посещений субъектов предпринимательства. Всё это создаст благоприятные условия для развития бизнес-среды». По словам министра, скоро «в каждом регионе будет только один главный «человек с печатью» - на несколько направлений проверки».

Звучит красиво, но… провоцирует ещё больше вопросов: кто, например, займётся обучением этих самых «многофункциональных инспекторов» и насколько повысится эффективность их работы в отрыве от экспертов-экологов? Интересно, что даже на Заседании Комиссии по оптимизации системы государственного управления 4 февраля обнаружилось, что в функции и задачи будущей Госинспекции с самого начало были записаны сохранение биоразнообразия, лесных экосистем, а также проведение мероприятий, способствующих воспроизводству диких животных. Там же - «организация и осуществление охотничьего надзора, сохранение и рациональное использование охотничьих ресурсов». Не надо быть экспертом, чтобы понять: это не то, что должно составлять деятельность инспекции (от лат. inspectio осмотр). Архитекторы «оптимизации» обещают всё исправить и, конечно, исправят. Но разве это не знак, говорящий о том, что нельзя отделять ствол дерева от его корней? Неэкологично это.

Илларион ЗВЯГИНЦЕВ

 



[1]http://www.kabar.kg/personnel-policy/full/25754

[2]http://news.namba.kg/read.php?id=96451

[3]http://akipress.org/comments/news:10891/

[4]http://www.gov.kg/?page_id=4126

[5]http://pda.kabar.kg/society/full/21883?all

[6]http://www.knews.kg/ru/parlament_chro/10333/

[7]http://kg.akipress.org/discus:476681/#comm

[8]http://www.ekois.net/wp/?p=8420

Версия для печати   |   Просмотров: 4472   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная