POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Роль религии в преодолении межнациональных разногласий и процессе консолидации общества?

20.02.2012 17:14 - Polit.kg

Сохранение стабильности в гражданском обществе – задача, решение которой требует комплекса мер, охватывающих самые разные сферы жизни, и речь не только об экономических преобразованиях, реформировании социального сектора или системы государственного управления.  Немалую роль здесь играет и религия – как собственно духовная сфера, так и отношение к ней.

Вопросы веры. Не теологические, конечно, и не те, отвечая на которые, каждый человек делает лично для себя выбор в пользу той или иной религии, но не менее важные: как выработать грамотную религиозную политику, обеспечивающую возможность диалога конфессий и непредвзятое современное отношение общества к данной сфере? Какие специалисты должны заниматься социальными институтами религии и урегулированием конфликтов, возникающих как на религиозной, так и национальной почве (последние, кстати, зачастую оказываются той любимой «национальной картой», которую разыгрывают экстремистские организации). Реалии современности таковы, что каждая вторая страна становится или уже стала своего рода политеистом, и разница в религиозных воззрениях неизбежно влияет на отношения между людьми внутри одного государства: одежда, традиции, определенным образом регламентированный уклад жизни – всё то, с чем нам, не только гражданам, но и участникам коммуникационного процесса, приходится сталкиваться ежедневно. Потому и возникает необходимость сделать так, чтобы эта разница не тормозила коммуникационный процесс.

Попытки каким-то образом «уровнять» или объяснить, как следует относиться к религии, уже предпринимались, и примеров в мировой практике предостаточно. Следует сразу оговориться, что политика «уравниловки» не работает, еще памятен французский прецедент - попытка запретить ношение исламскими женщинами платка в госучреждениях, и не меньшее возмущение общественности, как правило, вызывает обратная ситуация – стремление максимально отделиться по религиозному признаку. Единственный возможный выход в данной ситуации – соблюсти баланс между гражданскими правами и теми культурными особенностями, которые возникают из права на свободу вероисповедания.

С попытками выработать в обществе правильное отношение к религии дело тоже обстоит непросто. Следуя мудрому правилу о том, что юные умы воспитывать легче, чем зрелые, в ряде стран уже предпринимались меры по введению в школьную общеобразовательную программу предметов религиоведческой тематики. Ответить на вопрос - изучать ли в школе основы различных религиозных доктрин в рамках одного предмета? -  уже пытались и Россия, и Кыргызстан, но необходимость данной меры до сих пор остается спорной. И нельзя не признать, что родительское мнение на этот счет чаще всего оказывается однозначным: зачем загружать детей лишним предметом, когда существуют школы, находящиеся под патронажем церквей и мечетей, где изучают данные дисциплины. Словом, определиться с мерами, которые необходимы для консолидации политеистического общества, еще только предстоит. Очевидно одно – без открытого диалога в решении этой проблемы не обойтись, и участвовать в нем должны как специалисты в области религии, так и сами представители конфессий.

Ситуация в Кыргызстане на сегодняшний день такова, что большинство религиоведов сходится во мнении – грамотных специалистов их профессии все еще недостаточно. В самом деле, чисто теологический подход – не то же самое, что социальный взгляд на религиозную проблематику, между тем ею занимаются в основном люди, имеющие именно теологическое образование, и узконаправленно – в рамках своей религии. Поэтому межконфессиональное взаимодействие пока осуществляется слабо, и государство должно быть заинтересовано в том, чтобы помимо свободы вероисповедания граждан религиозные организации имели устойчивые коммуникационные каналы, кадровую и правовую базу для сотрудничества.                             

Разумеется, ни одна религиозная организация, за исключением тех, что имеют откровенно экстремистскую направленность, не призывает к разобщению или вражде. Но существование пусть даже двух религий в рамках одного государства неизбежно является фактором, различающим людей по указанному признаку, и далее все зависит только от того, каким образом эту разницу использовать. Если отставить в сторону духовную составляющую, чем же является любая религия, как ни социальным институтом, влияющим на умонастроения людей?

Уже не раз говорилось о том, что, несмотря на различия в национальной принадлежности, традициях или вероисповедании, общего у нас, граждан Кыргызстана, много больше. Ровно то же применимо и к существующим в стране конфессиям. Общегражданские цели у них очевидно сходные: преодоление межэтнических конфликтов, борьба с экстремизмом и социальной разобщенностью. И также бесспорно, что осуществление этих задач представляется более простым в условиях налаженного сотрудничества и открытого диалога.

Как полагают некоторые эксперты, Кыргызстан уже давно не является исключительно светским государством, и влияние религии в нем неуклонно растет. Следует ли стимулировать этот процесс или тормозить – вопрос государственной политики, но в уже сложившихся условиях взаимодействие религиозных организаций необходимо. На какой основе оно может осуществляться? Во-первых, в условиях открытого и безбоязненного обсуждения. Именно безбоязненного, так как сегодня религиозная сфера часто еще остается той темой, в которую предпочитают не углубляться, то ли в стремлении «не обидеть», то ли «как бы себя не скомпрометировать». Между тем, подобный подход (от части, обусловленный и советским прошлым), при котором существует некоторая неловкость в разговоре о религии, только тормозит выработку, отвечающего современным реалиям, отношения общества к данной сфере. Помимо этого, эффективность межконфессионального сотрудничества значительно зависит от наличия достаточного количества компетентных специалистов и, наконец, стремления к диалогу самих религиозных организаций, которые пока остаются довольно обособленными в силу ряда причин. Разумеется, религия в принципе, как социальная сфера, одновременно и тесно включена в жизнь, и некоторым образом отделена от нее пониманием духовности, как особой компоненты этой самой общественной жизни. Но, как уже говорилось выше, общность целей и средств их достижения роднит конфессии больше, нежели могут разделить их теологические особенности. И разработка необходимой для сотрудничества базы – дело как государства, отдельных специалистов-религиоведов, так и представителей конфессий и религиозных объединений. Не стоит забывать о том, что и перспективы такого предприятия значительные: как минимум, консолидация общества.     

 

Евг. Николаева, обозреватель POLIT.KG


Версия для печати   |   Просмотров: 1646   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная