POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 23 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Роль религии в преодолении межнациональных разногласий и процессе консолидации общества?

20.02.2012 17:14 - Polit.kg

Сохранение стабильности в гражданском обществе – задача, решение которой требует комплекса мер, охватывающих самые разные сферы жизни, и речь не только об экономических преобразованиях, реформировании социального сектора или системы государственного управления.  Немалую роль здесь играет и религия – как собственно духовная сфера, так и отношение к ней.

Вопросы веры. Не теологические, конечно, и не те, отвечая на которые, каждый человек делает лично для себя выбор в пользу той или иной религии, но не менее важные: как выработать грамотную религиозную политику, обеспечивающую возможность диалога конфессий и непредвзятое современное отношение общества к данной сфере? Какие специалисты должны заниматься социальными институтами религии и урегулированием конфликтов, возникающих как на религиозной, так и национальной почве (последние, кстати, зачастую оказываются той любимой «национальной картой», которую разыгрывают экстремистские организации). Реалии современности таковы, что каждая вторая страна становится или уже стала своего рода политеистом, и разница в религиозных воззрениях неизбежно влияет на отношения между людьми внутри одного государства: одежда, традиции, определенным образом регламентированный уклад жизни – всё то, с чем нам, не только гражданам, но и участникам коммуникационного процесса, приходится сталкиваться ежедневно. Потому и возникает необходимость сделать так, чтобы эта разница не тормозила коммуникационный процесс.

Попытки каким-то образом «уровнять» или объяснить, как следует относиться к религии, уже предпринимались, и примеров в мировой практике предостаточно. Следует сразу оговориться, что политика «уравниловки» не работает, еще памятен французский прецедент - попытка запретить ношение исламскими женщинами платка в госучреждениях, и не меньшее возмущение общественности, как правило, вызывает обратная ситуация – стремление максимально отделиться по религиозному признаку. Единственный возможный выход в данной ситуации – соблюсти баланс между гражданскими правами и теми культурными особенностями, которые возникают из права на свободу вероисповедания.

С попытками выработать в обществе правильное отношение к религии дело тоже обстоит непросто. Следуя мудрому правилу о том, что юные умы воспитывать легче, чем зрелые, в ряде стран уже предпринимались меры по введению в школьную общеобразовательную программу предметов религиоведческой тематики. Ответить на вопрос - изучать ли в школе основы различных религиозных доктрин в рамках одного предмета? -  уже пытались и Россия, и Кыргызстан, но необходимость данной меры до сих пор остается спорной. И нельзя не признать, что родительское мнение на этот счет чаще всего оказывается однозначным: зачем загружать детей лишним предметом, когда существуют школы, находящиеся под патронажем церквей и мечетей, где изучают данные дисциплины. Словом, определиться с мерами, которые необходимы для консолидации политеистического общества, еще только предстоит. Очевидно одно – без открытого диалога в решении этой проблемы не обойтись, и участвовать в нем должны как специалисты в области религии, так и сами представители конфессий.

Ситуация в Кыргызстане на сегодняшний день такова, что большинство религиоведов сходится во мнении – грамотных специалистов их профессии все еще недостаточно. В самом деле, чисто теологический подход – не то же самое, что социальный взгляд на религиозную проблематику, между тем ею занимаются в основном люди, имеющие именно теологическое образование, и узконаправленно – в рамках своей религии. Поэтому межконфессиональное взаимодействие пока осуществляется слабо, и государство должно быть заинтересовано в том, чтобы помимо свободы вероисповедания граждан религиозные организации имели устойчивые коммуникационные каналы, кадровую и правовую базу для сотрудничества.                             

Разумеется, ни одна религиозная организация, за исключением тех, что имеют откровенно экстремистскую направленность, не призывает к разобщению или вражде. Но существование пусть даже двух религий в рамках одного государства неизбежно является фактором, различающим людей по указанному признаку, и далее все зависит только от того, каким образом эту разницу использовать. Если отставить в сторону духовную составляющую, чем же является любая религия, как ни социальным институтом, влияющим на умонастроения людей?

Уже не раз говорилось о том, что, несмотря на различия в национальной принадлежности, традициях или вероисповедании, общего у нас, граждан Кыргызстана, много больше. Ровно то же применимо и к существующим в стране конфессиям. Общегражданские цели у них очевидно сходные: преодоление межэтнических конфликтов, борьба с экстремизмом и социальной разобщенностью. И также бесспорно, что осуществление этих задач представляется более простым в условиях налаженного сотрудничества и открытого диалога.

Как полагают некоторые эксперты, Кыргызстан уже давно не является исключительно светским государством, и влияние религии в нем неуклонно растет. Следует ли стимулировать этот процесс или тормозить – вопрос государственной политики, но в уже сложившихся условиях взаимодействие религиозных организаций необходимо. На какой основе оно может осуществляться? Во-первых, в условиях открытого и безбоязненного обсуждения. Именно безбоязненного, так как сегодня религиозная сфера часто еще остается той темой, в которую предпочитают не углубляться, то ли в стремлении «не обидеть», то ли «как бы себя не скомпрометировать». Между тем, подобный подход (от части, обусловленный и советским прошлым), при котором существует некоторая неловкость в разговоре о религии, только тормозит выработку, отвечающего современным реалиям, отношения общества к данной сфере. Помимо этого, эффективность межконфессионального сотрудничества значительно зависит от наличия достаточного количества компетентных специалистов и, наконец, стремления к диалогу самих религиозных организаций, которые пока остаются довольно обособленными в силу ряда причин. Разумеется, религия в принципе, как социальная сфера, одновременно и тесно включена в жизнь, и некоторым образом отделена от нее пониманием духовности, как особой компоненты этой самой общественной жизни. Но, как уже говорилось выше, общность целей и средств их достижения роднит конфессии больше, нежели могут разделить их теологические особенности. И разработка необходимой для сотрудничества базы – дело как государства, отдельных специалистов-религиоведов, так и представителей конфессий и религиозных объединений. Не стоит забывать о том, что и перспективы такого предприятия значительные: как минимум, консолидация общества.     

 

Евг. Николаева, обозреватель POLIT.KG


Версия для печати   |   Просмотров: 1682   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная