POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 20 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Прежняя Государственная программа жилищного строительства провалилась. Нужно писать новую…

02.03.2012 23:01 - Polit.kg

В конце февраля в Бишкеке состоялась презентация Национального обзора жилищного сектора и землепользования Кыргызской Республики[1]. Исследование, содержащее подробный анализ положения в сфере жилищного хозяйства и управления земельными ресурсами страны, основывается на данных 2008 года и подготовлено Комитетом Европейской экономической комиссии ООН по жилищному хозяйству и землепользованию.

Основные положения обзора изложил Аманбек Кебеков, начальник управления по регистрации и развитию рынка недвижимости Государственной регистрационной службы. Цифры, представленные чиновником,  говорят сами за себя. Например, уровень обеспеченности жильём в Кыргызстане: 210 жилищ на 1000 жителей – согласитесь, это выглядит довольно жалко в сравнении со средним показателем по Европе (446/1000). По сведениям ГРС, в новом жилье нуждается сегодня приблизительно 166 тысяч семей. Для того, чтобы эту проблему решить, нужно, во-первых, ИМЕТЬ доступное жильё, а во вторых – ОБЕСПЕЧИТЬ этот самый ДОСТУП (в стране, где почти половина населения находится на грани выживания!)

Первая необходимость натыкается на следующую цифру: слабая строительная отрасль насчитывает лишь 20 тысяч занятых в ней лиц (в 1990 году, для сравнения, их число составляло 150 тысяч). К тому же, государственные инвестиции в строительство практически сошли на нет - в то время как частные достигли 98%. Это означает, что и строить, в общем-то некому, а вкладываться в доступное жильё – тем более. Бизнес не знает гражданства и ему незачем заботиться о доступном жилье для граждан КР.

«Необходимый уровень жилищного строительства составляет 20-30 тысяч жилищных единиц в год. Но даже при самых лучших темпах потребуется 15 лет, чтобы достичь уровень обеспеченности жильём, характерный для последних лет советской власти», - считает Аманбек Кебеков. Он отмечает, что ни одна из целей Госпрограммы жилищного строительства на период до 2010 года, принятой ещё в 2004-ом, не достигнута.

Что касается необходимости облегчить доступ полунищего населения к жилью, в ГРС предпочитают грезить ипотекой: «Повышение доступности жилья планируется достигнуть с помощью широкого внедрения доступной ипотеки, однако банковская система к этому пока не готова. Доля ипотечных займов составляет сегодня всего 7,7% от всех банковских активов».

Живым свидетельством провала всей предыдущей жилищной политики чиновники ГРС считают новостройки вокруг т.н. «городов республиканского значения», т.е. Бишкека и Оша. И конечно, все  понимают, что «неконтролируемое строительство вокруг крупных городов усугубляется неэффективным контролем за освоением земель, отсутствием обновлённых генеральных планов и стратегических программ землепользования».

Первый вице-мэр г. Бишкек Бакытбек Дюшембиев отмечает, что сегодня «вокруг столицы 47 жилых массивов, 90% которых не отвечает санитарным нормам». Но что делать в этой ситуации, мэрия не знает. «В городе земель для жилищного строительства уже нет. А если есть, то там отсутствуют инженерные коммуникации. Там где они присутствуют, мы видим бараки 30-40-х годов. Мы понимаем, что на их месте должна вестись многоэтажная застройка. Но для того, чтобы осуществить это, мы должны иметь законодательную базу – ведь владельцы бараков охраняют свою частную собственность, что ставит строителей в тиски».

Как видите, возможность решения жилищной проблемы в рамках существующего экономического устройства стремится к нулю. В ближайшее время изменить последнее не представляется возможным, тем более, что альтернативы никто даже не предлагает. Коммунисты Кыргызстана выступают на митингах плечом к плечу с националистами и регионалистами, а результаты деятельности нынешних реформаторов если и отразятся на возможности кыргызстанцев покупать себе жильё, то в очень отдалённой перспективе. Остаётся что? Правильно, прислушаться к советам международного сообщества. Благо, к обзору ЕЭК ООН приложены конкретные рекомендации, над которыми работал добрый десяток международных экспертов. Вот некоторые из них:

*Необходимо разработать комплексную и согласованную национальную жилищную стратегию, с тем,  чтобы преодолеть фрагментарность инициатив в области жилищного строительства, содержащихся в Стратегии развития страны 2006 года, и обеспечить устойчивое функционирование жилищного сектора;

*Следует в обязательном порядке создавать товарищества собственников жилья;

 *Жилищная политика должна поощрятьразличные формы собственности жилья для удовлетворения потребностей групп с различными уровнями дохода;

*Следует разработать отдельную стратегию в отношении неформальных поселений;

*Следует разработать меры по снижению строительных издержек;

*Правительству следует поощрять и поддерживать стратегические планы управления муниципальными активами;

*Следует увеличить объём финансовых средств на реализацию проектов в области жилищного хозяйства на муниципальном уровне;

*Следует изучить и обеспечить реализацию вариантов стимулирования частного сектораи граждан к участию в строительстве доступного жилья;

*Необходимо усовершенствовать законодательство об ипотеке;

*Следует поощрять внедрение передовых систем управления рисками и введение специального регулирования для банков по ипотеке;

*Необходимо внедрить эффективную практику ипотечного кредитования в банковском секторе.

Как утверждает Гульнара Ролл, руководитель секции жилищного хозяйства и землепользования ЕЭК ООН, настоящий обзор «открывает Кыргызстану возможность для обмена практикой со всем миром». По её словам, «в мировой практике не было ещё ни одного обзора, который бы не повлёк за собой какие-то действия», но тут всё зависит от «ответственности соответствующих госорганов».

POLIT.KG



[1] Полную версию документа можно найти по ссылке: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/hlm/documents/Publications/cp.kyrgyzstan.r.pdf

Версия для печати   |   Просмотров: 1655   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная