POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Президент и парламент: перетягивание Конституции

07.03.2012 01:52 - Polit.kg

Реальность парламентской формы правления в Кыргызстане стала таким общим местом, что до последнего времени оспаривать её никто даже не пытался. Все «понимали», что и Конституция у нас «парламентско-республиканская» по умолчанию, и главных действующих лиц в кыргызской политике такое положение устраивает. В общем, парламентаризм – так парламентаризм, пусть будет так. Слом в восприятии наметился только после вступления в должность Президента Алмазбека Атамбаева.

С самого начала Атамбаев занял позицию, не вписывающуюся в каноны парламентского правления. Неоднократно отмечалось, что он  в своих политических действиях сильно выходит за пределы чисто президентских полномочий. «Мы видим, что Президент практически неприкрыто, напрямую участвовал в формировании и Коалиции, и Правительства. …Совет обороны начинает использоваться как своего рода «политбюро» и инструмент возврата к президентской форме правления», - отметил не так давно политолог Валентин Богатырёв. А на прошлой неделе в ходе телеинтервью сам господин Атамбаев заявил, что «сейчас парламентско-президентская или, наоборот, президентско-парламентская форма правления»[1]. Какая, казалось бы, разница: парламентско-президентская или наоборот? Но… Президент знает, какое слово поставить впереди!

Не случайно, что в прошлом году, когда Алмазбек Атамбаев был премьер-министром, его окружением распространялась идея «парламентско-премьерской республики». Абсурдность неологизма не помешала ряду политиков, в том числе Феликсу Кулову и Омурбеку Суваналиеву, купиться на эту мульку и говорить о премьерско-парламентском правлении всерьёз. Теперь ситуация куда серьёзнее, чем в бытность Атамбаева премьером: его энергичная экспансия во все сферы управления страной разом, а также активная деятельность на внешнеполитическом поле вызывает большие нарекания – и в первую очередь, конечно, внутри депутатского корпуса. Для таких оппозиционеров в парламенте, как Камчибек Ташиев, российский вояж Атамбаева стал одним из главных стимулов для организации крупного митинга в южной столице. Его соратник по фракции «Ата-Журт» Мыктыбек Абдылдаевставит вопрос ребром: «Два дня, потрясшие Москву, – это на самом деле фурор или недоразумение?»[2] Он же с опаской замечает: «А может, у нас президентская форма правления? Надо скорректировать позицию власти по отношению к нормам Конституции. Таким образом мы ответим на многие вопросы».

Нам, простым гражданам Кыргызской Республики ответить на эти вопросы помогут учёные-правоведы. Представляем вашему вниманию замечания, высказанные на прошедшей 29 февраля научно-практической конференции «Сравнительно-правовой анализ деятельности депутатских фракций политических партий в парламентах Кыргызской Республики и Республики Казахстан».

 

Бекбосун Борубашев, доктор юридических наук, профессор Кыргызско-Российского Славянского университета:

Точка отсчёта кыргызского парламентаризма – это 24 октября 1990 года, когда в основной закон республики были внесены изменения, в соответствии с которыми вводился институт президентства. Президент был отнесён к исполнительной ветви власти, и по май 1993 года мы все жили фактически в условиях парламентской формы правления. С 5 мая 1993 года, когда была принята новая Конституция, мы перешли к президентско-парламентской форме правления, которая продолжалась до февраля 2007 года. Собственно, только с 2007 по 2010 в Кыргызстане была чисто президентская форма правления. Сейчас мы говорим, что живём при парламентской форме правления, но так ли это на самом деле? В Основном законе не написано, что КР – это парламентская республика. Да и сама партийная система находится у нас пока на стадии становления. К примеру, она до сих пор работает по закону «О политических партиях» от 1999 года. К тому же, мало кто занимается в партиях партийным строительством.

Статья 60 Конституции КР гласит, что Президент является главой государства и олицетворяет единство народа и государственной власти. Это действительно так, потому что он свой мандат получает от народа. Президент, как и Жогорку Кенеш, является первичным, а не производным органом государственной власти. Исходя из этого, то, что, имея такой статус, наш Президент не располагает правом законодательной инициативы – это грубейшее нарушение прав народа.

Главной функцией любого государства является определение внутренней и внешней политики. В нашем же основном законе об этом – ни слова. Ещё одно упущение – статья 4, п. 4, где говорится, что «в КР запрещается слияние государственных, муниципальных и партийных институтов», которое игнорирует, что фракция – это самый что ни на есть партийный институт.

В основном законе соседнего Казахстана таких грубых упущений я не нахожу.

 

Канат Джайлоев, юрист, старший преподаватель Академии Управления при Президенте КР:

И де-факто и де-юре в Кыргызстане парламентско-президентская форма правления. Де-юре – потому что Президент избирается у нас всенародно.

Жогорку Кенеш является сегодня собранием социально-значимых индивидов, но никак не политических партий. Это затрудняет процесс законотворческой деятельности.

Есть мнение, что большинство политических партий в Кыргызстане – не демократические, а фашистские: они не представляют и не защищают интересы своего электората, так как созданы для другой цели: обслуживания политических запросов и амбиций партийного вождя и его группы. Существующие структуры созданы не снизу, а представляют собой инструмент деятельности отдельных лидеров.

 

Итак, сильному Президенту в условиях смешанной формы правления просто необходимо противопоставить сознательный и ответственный парламент. Иначе стабильной подачи политического тока от «белодомовского генератора» мы не дождёмся. Каковы реальные перспективы в развитии этого  демократического института? Алмазбек Акматалиев, профессор, ректор Академии Управления при Президенте КР считает, что в ближайшее время ждать от парламента больших результатов нельзя: «Нужно ещё 2-3 созыва ЖК, чтобы механизм заработал в полную силу».  Он также заявил:

Фракция парламента – это уже не какая-то кучка людей, а элемент политической системы. От того, как ведёт себя фракция, зависит успешность всей законодательной деятельности внутри парламента. В то же время, отдельного закона «О фракциях» нет. Само понятие встречается лишь в Конституции и в законе «О выборах». Этого, конечно, недостаточно. Нам надо понять, на каких принципах должны взаимодействовать эти фракции, ведь все депутаты парламента несут перед народом Кыргызстана одинаковую ответственность.

 

Муса Алимбеков, заведующий кафедрой юридических дисциплин АУПКР, перечислил недостатки сложившейся парламентской системы:

1) Статус депутатских объединений отрегулирован в недостаточной степени;

2) Имеются проблемы в правовых нормах, регламентирующих создание, функционирование и прекращение деятельности депутатских групп;

3) Существует проблема депутатской деятельности в свете партийной дисциплины;

Сегодня каждая отдельная партия имеет свои отдельные положения о депутатской фракции. Это неприемлемо для высшего законодательного органа республики.

 

Вопрос, кто перетянет Конституцию на свою сторону: парламент, в лице отдельных своих представителей, предпочитающий митинговую стихию напряжённой работе над устроением стабильного государства, или Президент, склонный к спонтанным действиям на внешнеполитическом поле, может быть решён и совершенно неожиданным образом. Конституционные реформы, государственные перевороты, – склонность новейшей истории Кыргызстана к таким действиям ещё не опровергнута временем. Если кто-то захочет увидеть в Алмазбеке Атамбаеве очередного «дракона» - он его обязательно увидит. Но не факт, что от этого стране станет лучше.

 

Илларион ЗВЯГИНЦЕВ



[1]http://www.gezitter.org/politic/9372/

[2]http://www.vb.kg/news/politics/2012/03/01/180690_depytat_dva_dnia_potriasshie_moskvy__fyror_ili_nedorazymenie.html

Версия для печати   |   Просмотров: 1727   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная