POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 23 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Конфликтный потенциал Кыргызстана по-прежнему велик. Кому быть миротворцем?

07.03.2012 18:33 - Polit.kg

На прошедшем 6 марта в Институте общественной политики круглом столе, посвященном проблеме предотвращения и урегулирования общественных конфликтов, а также роли СМИ в их освещении, обсуждались как проблемы снижения конфликтного потенциала нашей страны, так и роль государства и разнообразных общественных институтов в снятии социальной напряженности. Как наладить плодотворное взаимодействие власти, НПО и медиа для общего дела, какие специалисты должны заниматься данной проблематикой, и какие – ее освещать? – на эти вопросы ответили представители государственного и гражданского сектора.

       

По словам лидера коалиции «За демократию и гражданское общество», Динары Ошурахуновой, в Кыргызстане в последнее время сложилась определенная практика по предотвращению и улаживанию конфликтов, сразу же после апрельских и июньских событий появились группы людей, называющих себя медиаторами,  работающие в сфере практической конфликтологии. Настало время обсудить, как они могут взаимодействовать друг с другом, какие мосты налажены между ними и госорганами, есть ли потенциал у этого движения, и кто должен в него входить?

Гульсара Алиева, аппарат ГКНБ: «Учитывая сложившуюся ситуацию, нужно говорить о роли Парламента, Правительства – власти, государственных институтов. Когда речь идет о предупреждении конфликта, как базовую точку надо иметь в виду его понимание. Чтобы действовать адресно в каждом конкретном случае. Необходимо признать, что большинство из происходящих в последнее время конфликтов были межэтническими. И только в этой сфере разработана определенная государственная политика. Но существуют конфликтные ситуации и иного характера. Есть концепция этнического развития, разработанная аппаратом Президента – это попытка определить какие-то стратегические вещи. Однако в сфере предупреждения других общественно значимых конфликтов, которые вызывают озабоченность наших граждан, еще не видно попыток взаимодействия. Реальность на сегодняшний день такова, что существует некая практика постконфликтного регулирования ситуации, а предупредительных мер – меньше. Надо работать над тем, чтобы предупреждать конфликты. Большую роль тут играет гражданское общество, все мероприятия по построению мира за последние полтора года проводились в основном силами НПО и при международной поддержке. В сфере госорганов, когда мы говорим о роли государства, следует выделить систему государственного управления. Необходимо правильно управлять теми процессами, которые становятся причинами конфликтов. Эта сфера госуправления очень широкая, то, что, в конечном счете, принимает вид межэтнического конфликта, чаще изначально связано с другими факторами – экономическими или социальными. Прежде всего, нужно стремиться объединенными усилиями государства, гражданского общества и СМИ поднимать эти вопросы и определиться, как улучшить госуправление.

Необходимо создание системы подготовки людей в разных сферах, которые занимались бы конфликтологией. Если провести срез нашего общества, те люди, которые призваны реагировать, зачастую не понимают сути происходящего.

Второе явление, которое я замечаю, во всех структурах, особенно правоохранительных, существует фобия конфликтов. В одном из номеров крупной столичной газеты была очень симптоматичная статья. Материал, рассказывающий об одном начальнике из органов внутренних дел, который своеобразно отреагировал на факт кражи невесты, когда к нему обратились родственники обеих сторон. Весь пафос статьи в том, что он де выступил медиатором, «разрулил» назревающий конфликт, уговорив девушку выйти замуж. Но в сущности-то он нарушил закон и просто замял ситуацию. Это показательно, наши сотрудники правоохранительных органов боятся, что возникнет что-то конфликтное, и идут на нарушение закона, только чтобы нивелировать конфликт.

Недавно мы встретились по поводу предотвращения межнациональных конфликтов с Институтом региональных исследований:  что делать с выявленными нами «точками напряжения»?  Недостаточно просто их обозначить, нужно определить, как работать по этой проблематике. И одним из первых шагов должно стать открытое и прозрачное сотрудничество государственных органов со СМИ и гражданским обществом».  

 

Эрлан Абдылдаев, Институт по освещению войны и мира: «Действительно, обозначенная тема взаимодействия государственных институтов, гражданского общества и СМИ в предотвращении и улаживании конфликтов и роль медиации весьма актуальна,  поскольку конфликтный потенциал Кыргызстана остается достаточно высоким. По последним данным ГКНБ,  только очагов межнациональных конфликтов в Кыргызстане насчитывается 29. По другим источникам больше, МВД дает другие данные по общему количеству очагов напряженности в стране. Это довольно большие цифры для Кыргызстана, однако отрадно отметить, что мы перестаем замалчивать наличие тех или иных проблем и конфликтов, постепенно начинаем открыто говорить о них и совместно искать пути не только постконфликтного урегулирования, но и раннего предупреждения, что является более целесообразным и эффективным. Выводы экспертов, сделанные на основе произошедших и существующих в стране конфликтов, позволяют с большей долей уверенности отметить, что корнем большинства конфликтных ситуаций по-прежнему остается нынешний довольно невысокий уровень социально-экономического развития в стране. Также определенную роль в наличии конфликтных ситуаций, в том числе и латентных, играет слабая прогнозная работа, запоздалая или неэффективная реакция властей на те или иные конфликтные ситуации. Государственные структуры, в целом власть, являются именно теми институтами, которые согласно Конституции, законам призваны обеспечить мир и порядок, безопасность и стабильность в стране. Но работа по предотвращению конфликтов не является сугубо государственной. Думается, что все мы - и государство, и гражданское общество, и СМИ - должны тесно взаимодействовать, чтобы предотвращать и улаживать конфликты. Мы получим ровно столько, сколько вложим. И имеем ту действительность, которую во многом формируем сами, поэтому мы должны прилагать усилия для недопущения конфликтов. Каждый из перечисленных институтов, с учетом накопившегося опыта и имеющихся ресурсов, при эффективном партнерстве, мог бы играть важную роль в предотвращении и улаживании конфликтов. С точки зрения нашей организации, поддерживающей средства массовой информации, можно сказать следующее: многие эксперты признают, что наши СМИ не обладают достаточными навыками в освещении конфликтных ситуаций и постконфликтного урегулирования. События 2010 года стали большим испытанием для всех медийщиков. Сегодня, как на стадии конфликта, так и постконфликтного урегулирования в медиа-среде ощущается каждодневная острая нехватка грамотных специалистов-конфликтологов, к которым можно было бы обратиться за нейтральным комментарием. Зачастую в качестве комментаторов выступают представители из других сфер жизни, и от этого страдает качество информации, которая доходит до потребителя. Не говоря уже о том, что наша журналистика продолжает по-прежнему оставаться в большей степени личностно ориентированной, т.е. передающей слова авторитетных людей. В то время как нам давно надо было переориентироваться на журналистику фактов, ту, которая освещает события от первоисточника и представляет анализ события, а не его интерпретацию. Думается, что для этого должно пройти время. На этом пути сейчас стоят СМИ на всем постсоветском пространстве, да и многие мировые СМИ. Но ждать, когда придет новая когорта журналистов в Кыргызстане наверно наивно. Ведь кто-то должен обучать их уже сегодня. В нашу организацию, которая в течение длительного времени на регулярной основе проводит тренинги по стандартам журналистики, написанию аналитических статей и репортажей, часто обращаются медиа-структуры из Бишкека и регионов с просьбой провести для них что-то вроде спецкурса. Часто поступают заявки на тренинги по освещению конфликтов, по журналистской этике.

Средства массовой информации могли бы стать хорошим инструментом предупреждения конфликтов по той причине, что наши граждане по-прежнему верят СМИ. Об этом говорят опросы общественного мнения. Нам необходимо сделать как минимум несколько шагов в данном направлении. Первый – это политическая воля и поощрение со стороны властных структур местных СМИ, придерживающихся высоких стандартов качественной журналистики. Второе – воля самих руководителей СМИ и штата сотрудников к тому, чтобы переходить на повышение стандартов своей работы, что может быть сопряжено с финансовыми издержками, но это неизбежно нужно сделать. И третье – нужна готовность самого общества. Если люди не будут голосовать рублем за те СМИ, которые пользуются слухами, то эти СМИ будут вынуждены искать выход из положения, который лежит в русле переформатирования и подтягивания качества своей работы. Есть еще один момент – это кадры в регионах, на которые необходимо обращать повышенное внимание. Специалистов нужно обучать, поставлять литературу. Обучать не только навыкам письма, но и подготовке сюжетов для радио, телевидения, мультимедиа, работе в социальных сетях. Если мы действительно хотим решить тот или иной конфликт, нам необходимо делать это сообща».          

 

Бегаим Усенова, ОФ «Институт Медиа Полиси»: «Действительно журналисты в своей профессиональной деятельности у нас в стране часто сталкиваются с конфликтами. К сожалению научного подхода к этой проблематике  в странах на постсоветском пространстве мало. В западной практике уже есть такое понятие, как журналистика, чувствительная к конфликтам, есть специальные направления. У нас тоже существуют специализированные курсы, но этого, скорее всего, недостаточно. Действительно, когда говорят «конфликт», в последнее время чаще всего возникает ассоциация с ошскими событиями, хотя конфликтов в нашей стране много больше. Это и гендерные конфликты, и конфликты по месторождениям. К сожалению, и это данность, насильственный конфликт легче всего описывается и определяется, а вот причины, по которым он произошел, гораздо глубже, до них сложнее доискаться. И не всегда есть достаточный профессионализм у тех или иных журналистов, чтобы понять и раскрыть этот конфликт. С другой стороны есть еще проблема с качественными экспертами-лингвистами. Сейчас много текстов, по которым нужна качественная лингвистическая оценка. Зачастую мы можем принять за унижение обычную констатацию фактов – просто, без экспрессивных выражений. Когда дается констатация фактов, мы можем сказать, что это межнациональная рознь и т.д. просто в силу своего личностного восприятия. Но журналисты в своей работе в любом случае будут сталкиваться и с такими вещами, и поэтому очень важно, чтобы поддерживалось создание некого пула лингвистов экспертов, которые могли бы давать этим материалам качественную экспертизу. Еще много средств массовой информации, которые опираясь на слухи, вызывают некое брожение в обществе. Сами журналисты могут своим порицанием добиваться того, чтобы их коллеги качественно выполняли свою работу. Хотелось бы отметить и еще один момент: сейчас много претензий к кыргызскоязычным СМИ, но многие реагируют на материалы этих изданий, переведенные одним агентством, и никто не контролирует, насколько данные переводы соответствуют оригиналам. Здесь тоже следует работать».

 

Надежда Добрецова, Институт политики развития: «Хотелось бы рассмотреть эту тему и в отношении органов местного самоуправления. Прозвучала цифра 29, но конфликтогенных точек, насколько я знаю, в Кыргызстане гораздо больше. МВД ежемесячно регистрирует сотни локальных конфликтов разной тяжести и глубины, большинство из которых происходят в селах, и имеет смысл говорить конкретно об этом. Причина большинства региональных конфликтов – ресурсы и справедливый доступ к ним. На селе – это земля и вода. И в общем-то все просто, главную роль здесь играют органы местного самоуправления. Раз мы заговорили о взаимодействии разных сторон, я хочу четко разграничить государство и органы местного самоуправления. Это структуры с разными функциями. Последние могут играть значительную роль в предотвращении конфликтов за счет справедливого и прозрачного управления ресурсами в интересах всего сообщества. Но это пока невозможно. Мы сталкиваемся с тем же самым вопросом, о котором давно говорим – кому подотчетны руководители органов местного самоуправления? Если они будут подотчетны населению, избираться им через прямые или косвенные выборы, то будут вынуждены считаться со своим электоратом, его потребностями, и население будет иметь возможность реально контролировать справедливое и прозрачное управление ресурсами. Коррупция на селе – это несправедливое управление землей и водой. Бюджетных средств там практически нет, и с финансовой точки зрения украсть просто нечего. Украсть можно земельные или водные ресурсы. Данная проблема решается просто - через подотчетность, и здесь роль государства заключается в гармонизации законодательства, способного уменьшить конфликтный потенциал.

Есть у нас еще один конфликтный ресурс, на который мало обращается внимание – это моноэтнические изолированные сообщества, ряд горных, отдаленных районов Кыргызстана, где живут моноэтнические относительно изолированные сообщества. Достаточно странный на первый взгляд факт: согласно опросам за 2011 год, как люди оценивают состояние межэтнических отношений в Кыргызстане, в Ошской области 70% населения оценивают уровень межэтнических отношений, как удовлетворительный, а в Нарынской, где живет моноэтническое сообщество, удовлетворенных межэтническими отношениями оказалось только 40%. О чем говорит этот факт? Жители Нарынской области оценивают уровень межэтнических отношений так потому, что они или не знают о положении вещей или оценивают их на основе каких-то слухов, непроверенной информации. У людей складывается искаженная картина действительности. То же самое наблюдается и в отдаленных районах. Отсутствует культурная интеграция этих районов в жизнь страны. В этом отношении СМИ, я считаю, не уделяют внимания такому аспекту, как культурная интеграция. В печатных СМИ практически нет материалов, посвященных культуре, быту, литературе, искусству разных этносов.

Возвращаясь к ресурсам, как основной причине усиления конфликтного потенциала, видится роль СМИ в грамотном освещении деятельности местных властей по управлению ресурсами. И здесь мы сталкиваемся с проблемой уровня компетенции журналистов в освещении экономики. Уже прозвучали слова о том, что журналистов надо обучать этике, освещению конфликтов, но я считаю, что нужно обучать таким простым вещам, как государственное устройство, какие существуют госорганы, за что они несут ответственность. Для того, чтобы грамотно ставить перед властью вопросы и транслировать требования общества и получать обратную связь необходимо это правильно адресовать. Экономика управления должна стать одним из ключевых вопросов в обучении журналистов».

 

В ходе обсуждения также выяснилось, что уже существует проект Закона «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации) в Кыргызской Республике», размещенный на сайте Жогорку Кенеша (http://www.kenesh.kg/RU/Pages/ViewNews.aspx?id=667&NewsID=5442), который пока оставался без внимания широкой общественности, из-за отсутствия анонсирования ли или же по другим причинам. В самое ближайшее время законопроект должен быть либо вынесен на обсуждение в ЖК, либо направлен на доработку. Быть ли в Кыргызстане Закону о медиации – еще предстоит решить. 

Евг.Николаева, спец.корр POLIT.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 2161   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная