POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Конфликтный потенциал Кыргызстана по-прежнему велик. Кому быть миротворцем?

07.03.2012 18:33 - Polit.kg

На прошедшем 6 марта в Институте общественной политики круглом столе, посвященном проблеме предотвращения и урегулирования общественных конфликтов, а также роли СМИ в их освещении, обсуждались как проблемы снижения конфликтного потенциала нашей страны, так и роль государства и разнообразных общественных институтов в снятии социальной напряженности. Как наладить плодотворное взаимодействие власти, НПО и медиа для общего дела, какие специалисты должны заниматься данной проблематикой, и какие – ее освещать? – на эти вопросы ответили представители государственного и гражданского сектора.

       

По словам лидера коалиции «За демократию и гражданское общество», Динары Ошурахуновой, в Кыргызстане в последнее время сложилась определенная практика по предотвращению и улаживанию конфликтов, сразу же после апрельских и июньских событий появились группы людей, называющих себя медиаторами,  работающие в сфере практической конфликтологии. Настало время обсудить, как они могут взаимодействовать друг с другом, какие мосты налажены между ними и госорганами, есть ли потенциал у этого движения, и кто должен в него входить?

Гульсара Алиева, аппарат ГКНБ: «Учитывая сложившуюся ситуацию, нужно говорить о роли Парламента, Правительства – власти, государственных институтов. Когда речь идет о предупреждении конфликта, как базовую точку надо иметь в виду его понимание. Чтобы действовать адресно в каждом конкретном случае. Необходимо признать, что большинство из происходящих в последнее время конфликтов были межэтническими. И только в этой сфере разработана определенная государственная политика. Но существуют конфликтные ситуации и иного характера. Есть концепция этнического развития, разработанная аппаратом Президента – это попытка определить какие-то стратегические вещи. Однако в сфере предупреждения других общественно значимых конфликтов, которые вызывают озабоченность наших граждан, еще не видно попыток взаимодействия. Реальность на сегодняшний день такова, что существует некая практика постконфликтного регулирования ситуации, а предупредительных мер – меньше. Надо работать над тем, чтобы предупреждать конфликты. Большую роль тут играет гражданское общество, все мероприятия по построению мира за последние полтора года проводились в основном силами НПО и при международной поддержке. В сфере госорганов, когда мы говорим о роли государства, следует выделить систему государственного управления. Необходимо правильно управлять теми процессами, которые становятся причинами конфликтов. Эта сфера госуправления очень широкая, то, что, в конечном счете, принимает вид межэтнического конфликта, чаще изначально связано с другими факторами – экономическими или социальными. Прежде всего, нужно стремиться объединенными усилиями государства, гражданского общества и СМИ поднимать эти вопросы и определиться, как улучшить госуправление.

Необходимо создание системы подготовки людей в разных сферах, которые занимались бы конфликтологией. Если провести срез нашего общества, те люди, которые призваны реагировать, зачастую не понимают сути происходящего.

Второе явление, которое я замечаю, во всех структурах, особенно правоохранительных, существует фобия конфликтов. В одном из номеров крупной столичной газеты была очень симптоматичная статья. Материал, рассказывающий об одном начальнике из органов внутренних дел, который своеобразно отреагировал на факт кражи невесты, когда к нему обратились родственники обеих сторон. Весь пафос статьи в том, что он де выступил медиатором, «разрулил» назревающий конфликт, уговорив девушку выйти замуж. Но в сущности-то он нарушил закон и просто замял ситуацию. Это показательно, наши сотрудники правоохранительных органов боятся, что возникнет что-то конфликтное, и идут на нарушение закона, только чтобы нивелировать конфликт.

Недавно мы встретились по поводу предотвращения межнациональных конфликтов с Институтом региональных исследований:  что делать с выявленными нами «точками напряжения»?  Недостаточно просто их обозначить, нужно определить, как работать по этой проблематике. И одним из первых шагов должно стать открытое и прозрачное сотрудничество государственных органов со СМИ и гражданским обществом».  

 

Эрлан Абдылдаев, Институт по освещению войны и мира: «Действительно, обозначенная тема взаимодействия государственных институтов, гражданского общества и СМИ в предотвращении и улаживании конфликтов и роль медиации весьма актуальна,  поскольку конфликтный потенциал Кыргызстана остается достаточно высоким. По последним данным ГКНБ,  только очагов межнациональных конфликтов в Кыргызстане насчитывается 29. По другим источникам больше, МВД дает другие данные по общему количеству очагов напряженности в стране. Это довольно большие цифры для Кыргызстана, однако отрадно отметить, что мы перестаем замалчивать наличие тех или иных проблем и конфликтов, постепенно начинаем открыто говорить о них и совместно искать пути не только постконфликтного урегулирования, но и раннего предупреждения, что является более целесообразным и эффективным. Выводы экспертов, сделанные на основе произошедших и существующих в стране конфликтов, позволяют с большей долей уверенности отметить, что корнем большинства конфликтных ситуаций по-прежнему остается нынешний довольно невысокий уровень социально-экономического развития в стране. Также определенную роль в наличии конфликтных ситуаций, в том числе и латентных, играет слабая прогнозная работа, запоздалая или неэффективная реакция властей на те или иные конфликтные ситуации. Государственные структуры, в целом власть, являются именно теми институтами, которые согласно Конституции, законам призваны обеспечить мир и порядок, безопасность и стабильность в стране. Но работа по предотвращению конфликтов не является сугубо государственной. Думается, что все мы - и государство, и гражданское общество, и СМИ - должны тесно взаимодействовать, чтобы предотвращать и улаживать конфликты. Мы получим ровно столько, сколько вложим. И имеем ту действительность, которую во многом формируем сами, поэтому мы должны прилагать усилия для недопущения конфликтов. Каждый из перечисленных институтов, с учетом накопившегося опыта и имеющихся ресурсов, при эффективном партнерстве, мог бы играть важную роль в предотвращении и улаживании конфликтов. С точки зрения нашей организации, поддерживающей средства массовой информации, можно сказать следующее: многие эксперты признают, что наши СМИ не обладают достаточными навыками в освещении конфликтных ситуаций и постконфликтного урегулирования. События 2010 года стали большим испытанием для всех медийщиков. Сегодня, как на стадии конфликта, так и постконфликтного урегулирования в медиа-среде ощущается каждодневная острая нехватка грамотных специалистов-конфликтологов, к которым можно было бы обратиться за нейтральным комментарием. Зачастую в качестве комментаторов выступают представители из других сфер жизни, и от этого страдает качество информации, которая доходит до потребителя. Не говоря уже о том, что наша журналистика продолжает по-прежнему оставаться в большей степени личностно ориентированной, т.е. передающей слова авторитетных людей. В то время как нам давно надо было переориентироваться на журналистику фактов, ту, которая освещает события от первоисточника и представляет анализ события, а не его интерпретацию. Думается, что для этого должно пройти время. На этом пути сейчас стоят СМИ на всем постсоветском пространстве, да и многие мировые СМИ. Но ждать, когда придет новая когорта журналистов в Кыргызстане наверно наивно. Ведь кто-то должен обучать их уже сегодня. В нашу организацию, которая в течение длительного времени на регулярной основе проводит тренинги по стандартам журналистики, написанию аналитических статей и репортажей, часто обращаются медиа-структуры из Бишкека и регионов с просьбой провести для них что-то вроде спецкурса. Часто поступают заявки на тренинги по освещению конфликтов, по журналистской этике.

Средства массовой информации могли бы стать хорошим инструментом предупреждения конфликтов по той причине, что наши граждане по-прежнему верят СМИ. Об этом говорят опросы общественного мнения. Нам необходимо сделать как минимум несколько шагов в данном направлении. Первый – это политическая воля и поощрение со стороны властных структур местных СМИ, придерживающихся высоких стандартов качественной журналистики. Второе – воля самих руководителей СМИ и штата сотрудников к тому, чтобы переходить на повышение стандартов своей работы, что может быть сопряжено с финансовыми издержками, но это неизбежно нужно сделать. И третье – нужна готовность самого общества. Если люди не будут голосовать рублем за те СМИ, которые пользуются слухами, то эти СМИ будут вынуждены искать выход из положения, который лежит в русле переформатирования и подтягивания качества своей работы. Есть еще один момент – это кадры в регионах, на которые необходимо обращать повышенное внимание. Специалистов нужно обучать, поставлять литературу. Обучать не только навыкам письма, но и подготовке сюжетов для радио, телевидения, мультимедиа, работе в социальных сетях. Если мы действительно хотим решить тот или иной конфликт, нам необходимо делать это сообща».          

 

Бегаим Усенова, ОФ «Институт Медиа Полиси»: «Действительно журналисты в своей профессиональной деятельности у нас в стране часто сталкиваются с конфликтами. К сожалению научного подхода к этой проблематике  в странах на постсоветском пространстве мало. В западной практике уже есть такое понятие, как журналистика, чувствительная к конфликтам, есть специальные направления. У нас тоже существуют специализированные курсы, но этого, скорее всего, недостаточно. Действительно, когда говорят «конфликт», в последнее время чаще всего возникает ассоциация с ошскими событиями, хотя конфликтов в нашей стране много больше. Это и гендерные конфликты, и конфликты по месторождениям. К сожалению, и это данность, насильственный конфликт легче всего описывается и определяется, а вот причины, по которым он произошел, гораздо глубже, до них сложнее доискаться. И не всегда есть достаточный профессионализм у тех или иных журналистов, чтобы понять и раскрыть этот конфликт. С другой стороны есть еще проблема с качественными экспертами-лингвистами. Сейчас много текстов, по которым нужна качественная лингвистическая оценка. Зачастую мы можем принять за унижение обычную констатацию фактов – просто, без экспрессивных выражений. Когда дается констатация фактов, мы можем сказать, что это межнациональная рознь и т.д. просто в силу своего личностного восприятия. Но журналисты в своей работе в любом случае будут сталкиваться и с такими вещами, и поэтому очень важно, чтобы поддерживалось создание некого пула лингвистов экспертов, которые могли бы давать этим материалам качественную экспертизу. Еще много средств массовой информации, которые опираясь на слухи, вызывают некое брожение в обществе. Сами журналисты могут своим порицанием добиваться того, чтобы их коллеги качественно выполняли свою работу. Хотелось бы отметить и еще один момент: сейчас много претензий к кыргызскоязычным СМИ, но многие реагируют на материалы этих изданий, переведенные одним агентством, и никто не контролирует, насколько данные переводы соответствуют оригиналам. Здесь тоже следует работать».

 

Надежда Добрецова, Институт политики развития: «Хотелось бы рассмотреть эту тему и в отношении органов местного самоуправления. Прозвучала цифра 29, но конфликтогенных точек, насколько я знаю, в Кыргызстане гораздо больше. МВД ежемесячно регистрирует сотни локальных конфликтов разной тяжести и глубины, большинство из которых происходят в селах, и имеет смысл говорить конкретно об этом. Причина большинства региональных конфликтов – ресурсы и справедливый доступ к ним. На селе – это земля и вода. И в общем-то все просто, главную роль здесь играют органы местного самоуправления. Раз мы заговорили о взаимодействии разных сторон, я хочу четко разграничить государство и органы местного самоуправления. Это структуры с разными функциями. Последние могут играть значительную роль в предотвращении конфликтов за счет справедливого и прозрачного управления ресурсами в интересах всего сообщества. Но это пока невозможно. Мы сталкиваемся с тем же самым вопросом, о котором давно говорим – кому подотчетны руководители органов местного самоуправления? Если они будут подотчетны населению, избираться им через прямые или косвенные выборы, то будут вынуждены считаться со своим электоратом, его потребностями, и население будет иметь возможность реально контролировать справедливое и прозрачное управление ресурсами. Коррупция на селе – это несправедливое управление землей и водой. Бюджетных средств там практически нет, и с финансовой точки зрения украсть просто нечего. Украсть можно земельные или водные ресурсы. Данная проблема решается просто - через подотчетность, и здесь роль государства заключается в гармонизации законодательства, способного уменьшить конфликтный потенциал.

Есть у нас еще один конфликтный ресурс, на который мало обращается внимание – это моноэтнические изолированные сообщества, ряд горных, отдаленных районов Кыргызстана, где живут моноэтнические относительно изолированные сообщества. Достаточно странный на первый взгляд факт: согласно опросам за 2011 год, как люди оценивают состояние межэтнических отношений в Кыргызстане, в Ошской области 70% населения оценивают уровень межэтнических отношений, как удовлетворительный, а в Нарынской, где живет моноэтническое сообщество, удовлетворенных межэтническими отношениями оказалось только 40%. О чем говорит этот факт? Жители Нарынской области оценивают уровень межэтнических отношений так потому, что они или не знают о положении вещей или оценивают их на основе каких-то слухов, непроверенной информации. У людей складывается искаженная картина действительности. То же самое наблюдается и в отдаленных районах. Отсутствует культурная интеграция этих районов в жизнь страны. В этом отношении СМИ, я считаю, не уделяют внимания такому аспекту, как культурная интеграция. В печатных СМИ практически нет материалов, посвященных культуре, быту, литературе, искусству разных этносов.

Возвращаясь к ресурсам, как основной причине усиления конфликтного потенциала, видится роль СМИ в грамотном освещении деятельности местных властей по управлению ресурсами. И здесь мы сталкиваемся с проблемой уровня компетенции журналистов в освещении экономики. Уже прозвучали слова о том, что журналистов надо обучать этике, освещению конфликтов, но я считаю, что нужно обучать таким простым вещам, как государственное устройство, какие существуют госорганы, за что они несут ответственность. Для того, чтобы грамотно ставить перед властью вопросы и транслировать требования общества и получать обратную связь необходимо это правильно адресовать. Экономика управления должна стать одним из ключевых вопросов в обучении журналистов».

 

В ходе обсуждения также выяснилось, что уже существует проект Закона «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации) в Кыргызской Республике», размещенный на сайте Жогорку Кенеша (http://www.kenesh.kg/RU/Pages/ViewNews.aspx?id=667&NewsID=5442), который пока оставался без внимания широкой общественности, из-за отсутствия анонсирования ли или же по другим причинам. В самое ближайшее время законопроект должен быть либо вынесен на обсуждение в ЖК, либо направлен на доработку. Быть ли в Кыргызстане Закону о медиации – еще предстоит решить. 

Евг.Николаева, спец.корр POLIT.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 2111   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная