POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Станет ли общереспубликанское тестирование в Кыргызстане аналогом российского ЕГЭ?

20.03.2012 13:29 - Polit.kg

Вступительные экзамены в вузы Кыргызстана с этого года, возможно, будут отменены. Основанием же для поступления в высшие учебные заведения страны не только на бюджетной, но и на контрактной основе станут результаты ОРТ – чем выше набранные выпускником баллы, тем больше шансов быть зачисленным на искомую специальность. Похожая система уже не первый год существует в РФ, с той только разницей, что российским школьникам ЕГЭ заменяет заодно и выпускные экзамены. Каковы перспективы поступления в вузы по результатам общереспубликанского тестирования, и какие еще перемены ждут отечественную систему образования? 

 

После того, как 5 марта министр образования и науки КР Канат Садыков рассказал о планах использовать результаты ОРТ для поступления в вузы, причем как на бюджетные, так и на контрактные места, реакцией на это сообщение стало если и не удивление тех людей, которых эта новость напрямую касается, то некоторое недоумение. «А правда, что больше не будет вступительных в … (дальше подставьте любой интересующий вас вуз)?». Вопрос этот часто задавался и в интернет-пространстве, и просто в разговорах между знакомыми, на работе и в образовательных учреждениях, где учатся собственные дети или дети друзей - кто-то что-то слышал, где-то читал. Иного ответа, кстати вполне однозначного, кроме того, что сообщил министр образования и науки пока нет: «Больше не будут проводиться экзамены для поступления в вуз на контрактной основе, – отметил Канат Садыков. -  Благодаря ОРТ в значительной мере сократилось количество коррупционных схем. Мы считаем, что результаты тестирования являются надежным гарантом для поступления в высшие учебные заведения». Правда, официального письма министерства по этому поводу вузы пока не получали, так что отмена вступительных экзаменов, справедливости ради, остается только возможностью.      

 

Как оценивают перспективу зачисления по результатам ОРТ представители руководства вузов, вопрос тоже небезынтересный. Ситуацию комментирует Роза Сарымзакова, проректор по учебной работе Кыргызского Национального Университета им. Ж. Баласагына.

 

- Какова, на ваш взгляд, перспектива отмены вступительных экзаменов?

- Есть категории студентов, для которых ее осуществление заведомо маловероятно. Например, заочники. На заочное обучение, как правило, поступают люди в возрасте, работающие, что они могут помнить из школьной программы? Или иностранные студенты. Пока наша страна в возможностях получения образования будет оставаться привлекательной, к нам будут приезжать поступать абитуриенты из других стран, из того же Казахстана, иначе мы просто потеряем часть студентов, остановится процесс образовательного обмена. А еще есть ребята, желающие обучаться дистанционно, для них тоже нет возможности приезжать и сдавать тест.      

 

- Одним из мотивов введения новой системы поступления было названо сокращение коррупционных схем. Может ли эта мера способствовать ликвидации коррупции?

- Вряд ли, наличие коррупционных схем зависит от человеческого фактора. Если в том или ином вузе существует возможность быть зачисленным с низкими баллами или в обход экзаменов, она останется. Все зависит от людей – коррупционные схемы могут осуществляться при любой системе зачисления.

 

- Неоднократно говорилось о том, что ОРТ проверяет не столько уровень знаний, сколько способности, в какой-то мере - сообразительность, вы с этим согласны? И достаточно ли в таком случае тестирования для поступления в вуз?

- Уровень знаний проверяется в школе. А ОРТ дает оценку практических навыков, мобильности, умению применять знания. Конечно, ОРТ нужно, потому что дает хороший шанс. Дети стремятся успешно сдать тестирование, получить высокие баллы, потому что лучшие, обладатели сертификатов с отличием, могут поступить на бюджет без экзаменов – и это хорошо. Но помимо шанса поступить по результатам ОРТ, был и традиционный путь – сдать экзамены, т.е. дети получали сразу две возможности проявить себя, по-моему, совсем неплохо. Кроме того реформировалась и сама система тестирования. Если раньше математика входила в общий тест, то позже стала очевидной необходимость выделить математику в число предметных тестов для профильных специальностей. Вообще предметные тесты, уровень знаний детей по физике, химии, биологии – отдельная тема. Часто выпускники не идут изучать фундаментальные науки, потому что боятся получить низкие баллы по предметному тесту и не поступить.     

 

- Складывается впечатление, что при новой системе поступления престижные вузы оказываются в заведомо выигрышном положении. Абитуриенты, набравшие высокие баллы, подадут документы в «статусные» университеты, а вузам попроще, которым тоже нужно осуществлять набор, в отсутствие возможности собственной проверки знаний абитуриентов, придется принять ребят с низкими баллами.

- Возможно это направленно на сокращение количества вузов. Сейчас это общая практика, сокращение ведется и в России. Не так давно в Министерстве образования РФ было решено сузить круг вузов, куда абитуриент по результатам ЕГЭ может одновременно подать документы: с 5 до 3. Таким образом, исключается возможность, когда не поступив в престижный вуз, абитуриент будет зачислен туда, где проходной балл поменьше, т.е. выпускник должен заранее решить для себя: куда именно он хочет поступать?

 

- На протяжении всей истории ОРТ у нас проводит независимая зарубежная компания, финансируемая через агентство ЮСАИД, в связи с чем у части граждан возникает вопрос: правильно ли это, и почему мы не проводим тестирование своими силами?

- На мой взгляд, это хорошо, что тестирование проводит независимая компания. И сама система, когда ребята направляются на ОРТ в чужие школы, к независимым наблюдателям, исключает какую бы то ни было подтасовку результатов. Здесь опять же важную роль играет человеческий фактор, как отбираются сотрудники для проведения тестирования. Относительно того же российского ЕГЭ, который проводится непосредственно в школах, ведь были случаи, когда преподаватели помогали детям, заранее вскрывали конверты с заданиями. В этом отношении наша система лучше продуманна.      

 

- Как вы оцениваете предполагаемые реформы в области образования?

- Нам необходима новая система непрерывного образования. Начиная с садика, школы, должно вестись эффективное обучение. Почему, например, изучая английский, кыргызский  на протяжении почти всего пребывания в школе, дети все равно в итоге не знают языки. Пока непрерывное образование декларируется, но его нет. Должны меняться сами методики, использоваться инновационные системы обучения.      

Сравнение с ЕГЭ при условии отмены у нас в стране вступительных экзаменов, действительно, неизбежно. И сторонников и противников единой системы аттестации выпускников за время проведения этого тестирования набралось немало. Аргументов в пользу обеих сторон хватает для того, чтобы концепция единого гос. экзамена, который отменять на радость радикально настроенным критикам пока никто не собирается, тем не менее, до сих пор находилась на доработке. Нельзя не признать как ее очевидные плюсы: возможность поступить в центральный вуз студенту из региона, непредвзятость оценки его знаний; так и недостатки, связанные с наполнением экзаменационных заданий и каким-то уже буквально магически неустранимом «человеческом факторе» (который кстати говоря и у нас решает немало в судьбе абитуриента). Недавняя громкая история, когда студенты сдавали за выпускников экзамены по математике и физике, очков ЕГЭ тоже не добавляет. Нерешенных организационных вопросов у российской системы тестирования много, так что стоит  перенимать эту практику или нет – еще вопрос.

Однако необходимость реформировать образовательную систему в Кыргызстане по-прежнему перевешивает риски, связанные с принятием поспешных решений. Каких только предложений ни поступало по данному вопросу: и вывести вузы из-под государственного обеспечения, и перейти уже окончательно на «болонскую систему» – что из этого осуществится, а что нет, конечно, покажет время. В проигрыше пока остаются только абитуриенты нынешние и будущие, которых известие о грядущих переменах может застигнуть за три-четыре месяца до сдачи экзаменов (или какого-либо их эквивалента). И ценность диплома в нашей стране все чаще ставится под вопрос. На родине ЕГЭ, к слову, наблюдается любопытная тенденция: все чаще востребованными оказываются специалисты, имеющие диплом (внимание! готовность удивиться)… советского образца. Реальная ценность этого документа под вопрос почему-то не ставится.     

                 

Евг. Николаева, спец.корр. POLIT.KG

 

 

Версия для печати   |   Просмотров: 4430   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная