POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Воскресение, 18 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Почему тупеет молодежь?

13.04.2012 18:15 - Polit.kg
Почему тупеет молодежь?

Нужно ли  Кыргызстану общереспубликанское тестирование (ОРТ)? В преддверии сдачи экзаменов (регистрация на общереспубликанское тестирование закончится 18 апреля) этот вопрос звучит более чем странно. Но, «покопавшись»  в исследованиях различных организаций о  влиянии тестирования на качество образования, становится  ясно: не все так безоблачно в этой сфере.

 

Немного о тестах

В течение последних 10 лет каждую весну  более 40 тыс. абитуриентов Кыргызстана участвуют в общереспубликанском тестировании (ОРТ) – общих экзаменах для поступления в вузы страны. Этот проект был запущен как пилотный  при помощи USAID и должен был доказать, что может применяться как эффективный инструмент для отбора самых способных студентов.

 

Анастасия Кузнецова, специалист по детской психологии, защищает диссертацию по теме «Подготовка детей к выбору профессии»:

«Я могу сказать, что я за тестирования только в том случае, если это тест-диалог, когда психологу нужно увидеть сознательную реакцию ребенка. Вы понимаете о чем я: это те ТЕСТЫ, которые помогают увидеть проблемы ребенка в семье, в кругу сверстников и в школе. Если говорить о тех тестах, которые «помогают» ребенку поступить в вуз – то положительного ничего сказать не могу. У меня на это есть весомые аргументы.  Одна из причин падения качества образования - именно ОРТ. Пока будет ОРТ, дети так и не будут готовиться к экзаменам, не будут читать, учить языки и формулы.

- А как выходить из этого положения? Ну, исключим мы ОРТ, и будут детки сочинения писать…

Вы читали их сочинения когда-нибудь? Там либо полное копирование из Интернета, либо такая чушь написана, что это впору в сборники анекдотов вносить.

- Проблема  в том, что последние ребятки, кто захватил нормальное образование, подросли и уехали. Сейчас говорят, что они хорошо пригрелись, непатриоты своей родины и т.д. Я ничего плохого о них сказать не могу. Если нищее государство не может пригреть одаренных детей и будущих специалистов – это не их вина. А корень проблемы, что смены тем ребяткам, что уехали,  нет. Сегодня иностранные государства предоставляют нам хорошую площадку для реализации различных идей, проектов. Но это бесполезно – нет исполнителей, нет заинтересованных. Сколько раз я заглядывала на сайты, где размещаются подобные объявления, там царит полная тишина. Я была в Европе, там такого нет.

- Снизилась способность человека к получению новых знаний? Почему? Только ли из-за тестов?

- Нет, не только. В пример я приведу вам международное исследование PISA (Programme for international Student assessment, Прим. авт.), в котором оцениваются образовательные достижения учащихся разных стран. Кыргызские школьники заняли последнее место в рейтинге. Этот конкурс проводится раз в три года Организацией экономического сотрудничества и развития. В этом году в конкурсе принимали участие 65 стран. В предыдущий раз Кыргызстан также занял последнее место, из возможных 57. Реакции чиновников – ноль, и, как следствие –  повторное «почетное» место Кыргызстану.

Более того,  только 16,8 процента 15-летних школьников понимают прочитанное. Данные того же исследования:  86,6 процента старшеклассников не владеют базовой математической грамотностью и 82 процента - базовыми знаниями в области естественных наук. Мы не можем даже сказать, что вообще знают подавляющее большинство учащихся. А ведь 86 процентов уже закончили школу. Где они сейчас? Какие специалисты из них получились? Как они устроились в этой жизни?

На качество знаний влияют низкий уровень ВВП, слабое социально-экономическое положение большинства семей, недостаточная дошкольная подготовка детей, нехватка педагогических кадров. Об этом следует задуматься.

 

Кто виноват, что образование в стране рушится?

С таким вопросом я наведалась в гости к своей первой учительнице Ольге Александровне, которая работала и в  советскую эпоху, и после  внедрения ОРТ в жизнь. Кто как не учитель сможет дать объективную  оценку  всему происходящему в системе образования?

«Сегодняшняя ситуация - закономерный результат «образовательной» политики государства. Как цунами идет, сметая всё на своём пути, волна тупизма и деградации молодого поколения. Нравится это кому или нет, но это - факт. И это ужасно. Малообразованные  молодые люди - великолепная почва для  всевозможных протестных выступлений, митингов, провокаций и т.д. Можно валить вину и на родителей, мол, плохо воспитываете ребенка. Но из-за тяжелого   экономического  положения  страны  и невнимания власть имущих к системе образования, к социальной  поддержке учителей,  смехотворной и унизительной оплаты  нашего труда, мы занимаем сейчас последнее место в рейтинге образования.

Что касается современного поколения молодежи, я скажу так: молодежь всегда одинакова.  Все разговоры,  видите ли, время другое, тоже здесь не при чем. Все дело в воспитании этой молодежи. В том, что ребенок все 45 минут сидит, уткнувшись в телефон – не его беда. Сейчас пытаются всех собак спускать на учителей – мы плохо учим, мы даем некачественное образование, мы устраиваем поборы… Господа! Начнем с того, что неправильную (по-вашему) программу дает Министерство, а «поборы» - это деньги на создание элементарных  условий  для детей, которые не дает  опять же, государство.

Говоря о плюсах и минусах  ОРТ,  преобладают, конечно, минусы. После того, как в Кыргызстане были введены стандартизированные тесты, возник вопрос о том, как можно использовать результаты этих тестов. Результаты тестов сами по себе не дают нам достаточно информации, чтобы судить о качестве образования или эффективности школы. Вот случай из моей практики. Проверяется понимание наипростейшего текста по английскому языку. Из  книжки для национального тестирования (примитивные, кстати, тесты) 15-летний парень, зная каждое слово в тексте, на вопрос «Кого встретили первые английские поселенцы, ступив на берег Северной Америки?»,  из вариантов: «индейца, француза, русского или кыргыза», выбирают «француза». Видя недоумение на моем лице, решили, что русский подходит больше. Звучит как анекдот. И это пишет  ребенок, который выполняет все задания по всем предметам, имеет 5 по математическим предметам. Наверное, текст, представленный международной организацией, был немного сложнее нашего.

Чтобы посмотреть на сегодняшнее поколение, достаточно сходить на Республиканскую олимпиаду школьников. Пойдите и посмотрите на нынешних "олимпийцев". Значительная часть из них низкообразована. Совсем нет массового грамотного поколения».

- То есть,  вы считаете, что школа в снижении уровня образованности молодежи не виновата? Какой-то замкнутый круг: родители все сваливают на школу, школа на Министерство образования, Министерство на экономическую ситуацию в стране. Так кто виноват?

- Корень проблемы лежит в отношении общества к учителям. Сейчас вором быть престижней, чем учителем.  Престиж профессии учителя  упал. Извините, а на что жить? Учителя говорят: «Работаем  на две ставки, а в воскресенье на базаре подрабатываем». Прекрасные учителя работали в школе (почти за «бесплатно»), но  не выдержали, ушли из школы в бизнес. А споры о том, что деградация не связана с зарплатой, и у учителей должна быть любовь к профессии, меня удивляют. Вы попробуйте на зарплату в 5-6 тысяч жить и думать только об уровне образования своих учащихся?

 

«Молодежь всегда считали тупой»

Своим мнение поделился заведующий кафедрой международной журналистики КРСУ, профессор Александр Кацев:

- Александр Самуилович, подходит пора абитуриентов. Готовы ли сегодняшние школьники со своим багажом знаний поступить в хороший вуз? И вообще, как Вы оцениваете сегодняшнюю молодежь?

- Молодежь не стала ни хуже, ни лучше. С момента появления человечества  люди делятся на две неравные части: образованного меньшинства и необразованного большинства. Так происходит и ныне.

- Как Вы относитесь к ОРТ?

- Я думал, что я единственный человек, который к этому тестированию относится резко отрицательно. Но недавно выяснилось, что это не так. Не так давно к нам приезжал  ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий. Выступая перед нами,  он сказал, что тестирование не дает никакого представления о знаниях. Мы, конечно, можем говорить, что наше ОРТ – это борьба с коррупцией. Но все зависит от того, с какой стороны к этому подходить. Если не с экономической, а образовательной,  то тестирование ничего не выявляет. Простой пример: если по результатам тестирования выясняется, что «Тихий Дон» написал Шолохов, это не значит, что школьник прочитал эту книгу, это может означать, что он где-то, когда-то об этом слышал. А вообще проблема отцов и детей извечна. Недаром Тургенев писал об этом. Молодежь всегда считали тупой.

- Здесь я поспорю с вами. Нынешнее поколение сильно уступает тем, кто учился в советское время. Расскажу такую историю. К одному моему знакомому (дяденьке 50 лет), приходил устраиваться на работу один паренек. Говорит, заочник, учусь на втором курсе в политехе.  Подзаработать хотел. Знакомый спрашивает: «Умеешь квадратное уравнение решать?» Тот подумал секунд пять и отвечает: «Нее, еще не проходили». Тогда мой знакомый подумал: «Все, конец  нашей системе образования, она даже  не катится в пропасть, она уже давно там в виде трупа с разбитой головой лежит на дне». А Вы говорите, молодежь всегда одинаковая.

- Согласен .Сегодня к нам на экономфак, повторяю, на ЭКОНОМФАК, приходят абитуриенты, которые не могут к 0,5 прибавить одну треть. Это все издержки школы.

Я проверил это  и в своем профильном классе. Дети не умеют читать. Абсолютно. Вместо нужного «мама» ребенок читает: «мы-а, мы-а». Вот возьмите незнакомый текст или газету,  зайдите в любую школу,  и попросите школьника прочитать. И вы увидите, как ученики 10-11 классов будут спотыкаться на каждом слове.

- Мы сейчас говорим о фактах. А в чем корень проблемы и как его искоренить?

- А корень в том, что детей нужно этому научить. Я уже много лет говорил об этом, в свое время Болжурова (министр образования КР. Прим. автора)  признала, что дети в 6 классе не умеют читать. Но все просто «красиво» поговорили об этом и забыли. Прошло время, и дети также не читают, только уже не в 6, а в 11 классе. Нужна концепция. Мы сейчас сами не поймем, для чего нам нужна школа. Школа – как подготовка к поступлению в университеты,  или школа, которая дает практические знания? Что она должна давать? Сумму знаний или выявление способностей? У нас сегодня все происходит по следующей схеме: школа дает сумму знаний, ОРТ, как панацея от всех бед, выявляет способности, далее часть вузов опять же выявляет способности, требуя ту самую сумму знаний. Необходима концепция, в которую включить нужно и подготовку в детсадах. И в школах нужны колоссальные изменения. Все они лежат на поверхности. Вот мы удивляемся, почему ребенок читает Пушкина и Лермонтова, а когда речь идет о Толстом или Гоголе,  морщится как при зубной боли? Вы не задумывались над этим? А вы зайдите в любой класс на урок по русскому языку и литературе. Там висят портреты этих писателей, которые, извините, могут напугать детей. Толстой с угрюмым взглядом и длинной седой бородой…А Лермонтов, молодой и красивый, в гусарской форме по нраву молодым ребятам, протяни им две книги, одну с портретом Лермонтова, другую с Толстым, ребенок несомненно потянется за первым. Так почему не повесить портреты этих же писателей-классиков, но сделанных в молодости?

- У нас в сознании уже есть отпечатки. Вот покажите мне молодого Толстого или Солженицына, Вы думаете, я его узнаю?

- Вы – нет. А у детей после детского сада голова еще свежая и ничем не забита. И это сработает, поверьте, дети начнут читать. Ведь в России дети читают «Гарри Поттера». Эта книга может оторвать ребенка даже от компьютера. Сейчас даже пошла мода учить английский, чтобы прочитать «Поттера» в оригинале. Поэтому все зависит от техники подачи.

- Давайте вернемся к тестам. Насколько грамотно они создаются?

- Сама по себе система общереспубликанского тестирования взята у Запада. Говорить о вопросах, которые есть в текстах, я не буду. Могу только  сказать, что ОРТ, которое было у нас до введения туда спецпредметов,  было на порядок лучше, чем ЕГЭ  в России, потому, что у нас были тесты на понимание. Но особого толку от этого нет – школьники не понимают эту часть тестов, потому, что в школе им этого не дают.

- Я беседовала со своей учительницей в школе и поняла такую вещь: отношение к детям меняется из-за низкой оплаты  труда учителей. Что ни говори, но все сводится к этому. Вы согласны?

- Учителя ненавидят детей – это факт. Они больше отбивают любовь к школе и к учению, чем прививают. Вот вспомните свой любимый предмет – это предмет, который вам давал любимый учитель. Это немаловажный факт. А цепочка, по которой все «спихивают» снижение уровня образования друг на друга – отсутствие концепции.

- По – Вашему мнению, что должно входить в эту концепцию?

- Я точно знаю четыре необходимых и важных компонента, которые помогут поднять уровень образования в стране:

1. Необходимо вырабатывать в ребенке художественный вкус.

2. Развивать нравственные отношения с компьютером. Нужно сделать его не паразитом, а собеседником.

3. Воспитывать  способность к  накапливанию знаний. Нужно постоянно говорить школьникам о том, что сумму накопленных знаний нужно постоянно пополнять. И не только в школе, а в вузе, и в жизни. Потому, что школа нынче – как перегруженный корабль – туда суют все, что надо и не надо.

4. Научить правильно пользоваться достоверным справочным материалом. Недавно я попросил первокурсника найти что-то в справочнике, а он не знал, как его открыть. 

А самое главное правило, которое бы я ввел во все образовательные учреждения – это новая методика преподавания. Нужно, чтобы детям было весело учиться. Вот и все.

 

В одной из соцсетей правозащитница Токтайым Уметалиева пишет: «Вообще я думаю, что люди перестали думать и писать. Спасибо социальным сетям, по крайней мере, дают возможность и учат многих правописанию и мышлению. На сегодня я отменила бы в школах все тестирования, ввела бы письменные экзамены и по киргизскому,  русскому, английскому и другим предметам. Так как всевозможные тестирования снижают мыслительную деятельность. Нам специально навязали всевозможные тесты и их проверку за рубежом, чтобы полностью превратить в манкуртов. Даже детки с красными дипломами из таких вузов как КРСУ и АУЦА не могут написать один лист эссе на свободную тему, а про закон Ома или теорему Пифагора слыхом не слыхивали. Любому чабану, которому уже за 70,  можно задать эти вопросы,  и он ответит.

Не важен язык, кому приспичит - он выучит, по себе знаю. Чем больше знаешь языков, тем выше интеллект и богаче внутренний мир человека...»

 

Все уже в который раз  сводится к извечному вопросу о курице и яйце. Для того, чтобы поменять систему, надо поменять людей. А для того, чтобы поменять людей, надо поменять систему. А может, предположим, что в такой ситуации нужно чужеродное благородное семя, "яйцо", так сказать?  Но его одного мало. Ведь оно зачахнет во чужеродной  среде. Поэтому нужен ещё и чужой благородный агроном, который это семя взрастит, и ещё ему нужно, чтобы  не мешали.  Но это уже тема другого разговора…

 

Анна Мягчилова

Версия для печати   |   Просмотров: 3035   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная