POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Могут ли воры и дегенераты эффективно управлять государством?

16.04.2012 19:05 - Polit.kg

Очередной виток обсуждений по стратегическому вопросу «как сформировать новую элиту Кыргызстана» ознаменовался 13 апреля «круглым столом» в Институте общественной политики. Уже сама формулировка вопроса указывает на то, что старая «элита»,   успешно прорывающаяся сквозь все революции и кризисы, всем уже порядком надоела.«Как назвать этих людей политической элитой? Это обычные воры и расхитители, которые считают себя вправе управлять судьбой страны», - считает, например, депутат действующего созыва киргизского парламента Дастан Бекешев. «При том обилии дегенератов в государственных органах приходится констатировать: мы создали систему тотальной круговой безответственности», - подчёркивает глава юридической клиники «Адилет» Чолпон Джакупова. В то же время, в других экспертных заключениях доля пессимизма пусть совсем немного, но ниже. Для сравнения – две конкретные позиции.

 

Тамерлан Ибраимов, директор Центра политико-правовых исследований:

Элита – это те, кто принимает решения. К сожалению, большая часть этой нашей элиты либо не понимает куда двигаться, либо ставит на первый план сугубо личные интересы. Нынешняя элита – люди, пришедшие с партийно-хозяйственного актива, которые имели возможности и властные рычаги для того, чтобы быстрее всех вписаться в рыночную экономику и заработать свой первый капитал. Потом уже появилась прослойка «новых бизнесменов», которые, используя свою энергию, сколотили капитал. Но и они основывались на близости к власти – в первую очередь, через коррупционные связи. Они пошли в политику, чтобы защищать свои интересы. Последним  несколько лет очень активно пытается прийти во власть криминал. Люди, которые пришли из разных сегментов общества, не имеют системного понимания, куда двигаться Кыргызстану. Это накладывает отпечаток на то, как принимаются сегодня решения.

Где формируется политическая элита? Основные представления о жизни формируются в системе образования. Завтра нынешние студенты придут во власть и будут принимать важные для страны решения. Вопрос в том, в каких вузах формируется эта будущая элита: национальных или, может быть, в европейских, американских, российских, китайских? Мы знаем по собственному опыту, что то, чему мы обучаемся, то и применяем на практике.

Каковы социальные лифты, по которым люди попадают во власть? ЖК формируется сегодня по партийным спискам. Значит, очень важно, как с будущей элитой работают партии. И тут много вопросов: царит ли внутри наших партий демократия, пробиваются ли там самые честные, идейные,  либо самые изворотливые?..

 

Сергей Масаулов, президент Центра перспективных исследований:

Я бы хотел предложить два сюжета. Сегодня утром Северная Корея запустила, несмотря на все пожелания международного сообщества, ракету. Незадолго до этого там произошла смена власти. Но новый руководитель был просто вынужден и обязан пройти по всем этапам становления лидера, войдя в институции, существующий в стране: идеи чучхе (опора на автаркию и саморазвитие страны) и сонгун (приоритет армии). Соответственно, новый лидер должен был доказать партии и народу, что он соответствует этим идеям – даже несмотря на то, что учился в Швейцарии.

Я заговорил об этом потому, что для того, чтобы развивалась элита, нужно осознать конкретные институции и пути вхождения в них для Кыргызстана.

Элита – это не правящий класс и не привилегированный.Правящий класс – это непосредственно все те, кто находится наверху и способен принимать решения. Привилегированный класс, в свою очередь, это те, кто имеет материальные возможности для того, чтобы обеспечить своему отпрыску продвижение в позицию правящего класса. Привилегированный класс формируется очень быстро: определённым образом изымаются деньги, и комсомольская элита становится «вдруг» элитой бизнеса. Но это не элита по определению. Так как во времена Советского Союза проектная функция – функция элиты – принадлежала центру, здесь формировалась лишь прослойка исполнителей и организаторов. Вот поэтому наши орговики дадут сто очков любым другим! Но так как элита – это те, кто вырабатывает цели для своей страны, можно констатировать, что с приобретением суверенитета элиты в республике просто не стало. Я видел людей с хорошим образованием, которые терялись, попадая в конкретную ситуацию. Таким образом, элита в нашей стране сформируется только тогда, когда возникнет фронтир национальных проектов развития страны. Без этого ни о какой адекватности принимаемых решений говорить не придётся. К сожалению, самым «проектным» сегментом общества у нас является криминал: там мы видим людей, которые, не обладая особыми знаниями, обладают очень эффективным мышлением (у пиратов глаза просто сияют!) и точно знают, как прийти к достижению своих целей. Но, конечно, криминал выпадает за пределы странового уровня.

На самом деле, управленческая элита должна мыслить на трёх уровнях: вещном (думать о соотношениях между вещами и людьми), процессуальном (знать, что происходит в действительности) и смысловом (порождать смыслы на их основе выстраивать проектную структуру). С этой точки зрения, единственным инструментом является современное государство. Опираясь на Макса Вебера, замечу, что современное государство возникает только в тот момент, когда возникает учреждение в виде группы людей, выстроенное по типу «союза господства». У этих людей возникает монополия на легитимное физическое насилие по отношению к другим людям: центр принятия решений имеет полное законное право защищаться всеми возможными средствами. В руки этой корпорации руководителей переходят все вещественные средства. Так преодолевается позиция сословных функционеров: лидеров родов и племён. Если хотя бы по одной из этих трёх позиций ничего в конкретной стране не прослеживается, то надо говорить не о государстве, а о государственности.

Гражданское общество в оригинале – это BürgerlicheGesellschaft (дословно: «городское общество»), что означает определённый уровень ГОРОДСКОГО мышления – а это преодоление сословности. А то, что мы видим у нас, это проявления сословности в чистом виде. Небольшой пример: приезжаешь в село, где создаются предприятия для работы одной горнорудной компании, и сразу наталкиваешься на разделение по принципу «сильный человек, который даёт деньги / все остальные». Сильный командует и говорит: делаем то-то и то-то. И все делают. Государство, которое обеспечивает защиту компании, не справляется со своей работой.

Элита по-настоящему современного государства формируется через создание дееспособных силовых структур, которые способны защищать власть и её инициативы. Есть грузинский вариант формирования: всех старых силовиков выгнать и набрать других. Но есть и множество иных вариантов. Вторая идея для становления государства в нашем случае – «кыргызский Итон[1]». У нас была попытка спроектировать нечто подобное при Акаеве и Бакиеве, но проблема в том, что никто не хочет преодолевать сословность. На самом деле, мизерная доля людей способна мыслить государственно. Начинаешь с кем-то говорить о проекте, а у него одна мысль: сколько придёт денег и сколько родственников и друзей удастся пристроить. Мы расползаемся в этой сословности. Поэтому я считаю, что ближайшие 10-15 лет (в лучшем случае нас ждёт пока лишь антикризисное управление) нужно набраться терпения и срочно создать кыргызский Итон, образование в котором будет одновременно строиться  на национальных и мировых традициях гуманитарного образования. В Англии Итон – это место, где в крайне жёстких условиях (полный запрет на телевизор, например) формируется настоящая элита. В США есть колледж Святого Якоба, где обучают всего четыре года. За выпускниками последнего стоят в очередь все крупнейшие корпорации мира. Изучают там только философию, потому что считается, что менеджмент и юриспруденцию они с лёгкостью освоят в будущем. Вместо экзамена там – публичный диспут со специалистами по философу, по которому ты защищаешься. А защита – такая маленькая деталь – осуществляется на языке этого философа. То есть, в случае с Гегелем – на немецком, Конфуция – на китайском, Соловьёва – на русском. Выпускники обладают настолько свободно двигающимися мозгами, что без работы не остаются. Именно такой подход к образованию элиты нужно внедрять в Кыргызстане.

 

МНЕНИЕ  POLIT.KG

Я бы не согласился ни с первым, ни со вторым мнениями. Искусственное выращивание некоего сословия безнравственно по сути, противозаконно по праву и бесполезно практически. Можно быть великолепным философом, но полным идиотом  в жизни. Можно быть высокообразованным специалистом в какой-то отдельной сфере, но быть совершенно беспомощным в самых элементарных навыках.  И вообще, обладание даже самыми передовыми  знаниями еще не говорит о принадлежности человека к элите общества.

Отвергать советскую школу подготовки пусть не элиты, но хотя бы класса управленцев, проще всего: мол, сплошь  были одни холуи и исполнители.  Можно сколько угодно иронизировать по поводу превращения комсомольских вожаков в бизнесменов.  Но нельзя не признать, что во все времена плохо или хорошо, но  общество само формировало ту элиту, которая была востребована этим  обществом.

К примеру, ну не могло в революционной России начала прошлого века дворянство и разночинная интеллигенция с высокими идеалами управлять  взбунтовавшейся малообразованной толпой. Нужны были такие головорезы и отморозки типа Сталина и Берии, для которых отдельно взятая человеческая жизнь не стоила и гроша ломанного!

Никак не соответствовал эпохе 90-х годов первый президент Кыргызстана Аскар Акаев. Народ его просто не понимал и приписывал ему те грехи, на которые сам был падок.  Где обещанные Бакиевым громкие судебные процессы по расследованию преступлений первого президента? Где чемоданы с компроматом на второго президента? 

Верно говорят: каждое общество достойно своего правителя!  Я согласен с теми утверждениями экспертов, которые не ставят знак равенства между элитой общества и властьимущими.    Прав Масаулов, утверждая, что «Элита – это не правящий класс и не привилегированный».  Но не прав, когда утверждает, что элиты в КР нет вообще. Она настолько тонка, что почти незаметна. Она не востребована, хуже того, ее изгоняют из всех сфер жизни. Ее отличительная особенность – отсутствие конформизма, а потому она мешает простым людям жить так, как они привыкли. Она мешает и правящему сословию, потому как всегда называет вещи своими именами, отвергает насилие и мракобесие, унижение и высокомерие,  не позволяя бесконечно воровать и врать. Она потому и называется элитой, что выше  примитивных животных потребностей  большинства населения.

Совершенно бесплодны рассуждения  о том, кто имеет или не имеет право быть, а не просто  называться элитой общества. В эту прослойку попадают не по рождению, и не по воспитанию в престижных колледжах, и не обязательно с ученой степенью. И бывший вор может стать святым человеком, а проститутка – примером благочестия.  В этом смысле качества истинной элитарности живут как бы отдельно от их конкретных носителей, переживают их, являются той духовной оболочкой, которая доступна единицам.

В Кыргызстане таких людей немало, я знаю не один десяток этих достойных, но зачастую далеко не публичных  имен. Это не только ученые, врачи или учителя, инженеры  или юристы, но и простые рабочие, фермеры, священники…

Уверен, что крайне важно не искусственное выращивание какой-то абстрактной элиты общества в специальных учреждениях, а создание хотя бы элементарных условий для существования людей, которые во все времена именовались совестью народа, были примерами чести и достоинства любой нации.

Адик Саидов, обозреватель POLIT.KG



[1]http://ru.wikipedia.org/wiki/Итонский_колледж

Версия для печати   |   Просмотров: 1895   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная