POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Как международная аккредитация и Болонский процесс отразятся на качестве подготовки специалистов в кыргызстанских вузах?

18.04.2012 15:50 - Polit.kg

Качество учебных программ в отечественных вузах и их соответствие международным стандартам оценит экспертная группа, прибывшая в Кыргызстан в рамках проекта создания Центрально-Азиатской Сети гарантии качества (CANQA) ассоциации образовательных учреждений. Цель проекта – повышение качества высшего образования в стране, а также внедрение элементов Болонского процесса.       

 

Проект был запущен еще в 2009 году, и одним из первых его шагов стало создание сети независимых аккредитационных агентств в странах Центральной Азии. На сегодняшний день в программе участвуют Кыргызстан, Казахстан и Таджикистан, а от стран Евросоюза – Бельгия, Польша, Франция и Испания. Вузам, желающим пройти аккредитацию, было предложено для начала провести «самооценку», отчеты по результатам которой стали основой для разработки руководства по внутреннему мониторингу качества образовательного процесса. Второй этап, начатый уже в этом году – визиты экспертных групп непосредственно в вузы. Как отмечает руководство отечественного аккредитационного агентства – это важное событие для нашей страны, т.к. подобный пилотный проект проводится впервые, позволит дать независимую оценку работе высших учебных заведений и приблизиться к мировым образовательным стандартам. Однако рейтингов вузов по принципу «кто лучше» эксперты обещают не составлять, ограничившись выработкой рекомендаций, которые  могут внедряться в учебный процесс.

 

Марек Франкович, преподаватель, член экспертной группы: «Я занимаюсь проблемами повышения качества образования в Польше, а также участвую в международном проекте - на прошлой неделе был в Москве, до этого в Душанбе, и уже не первый раз приезжаю в Среднюю Азию. Могу сказать, что однозначного определения качества как такового, конечно, нет. Существуют разные подходы к критериям оценки качества, к самому этому понятию, но тут такая важная деталь - мы всегда точно знаем, когда качество есть, и когда его нет. Так что, несмотря на разные подходы, выработать определенную методологию в этой области можно. Что касается Болонского процесса, в нем тоже нет каких-то единых стандартов, в каждой стране существует свой подход к системе образования. Болонский процесс – это только некая общая платформа и соглашения по международной аккредитации, т.е. признание документов об образовании друг друга. Цель нашей программы - сотрудничество с вузами, а не навязывание им каких-то догм, они сами могут объяснить, почему применяются те или иные методы, что делается для улучшения качества, как выглядят учебные программы, мы только сравниваем эти данные с нашим опытом и можем вынести ряд рекомендаций. Аккредитация – это сравнение на соответствие общим стандартам образовательных систем других стран».

Как уже говорилось, одним из элементов повышения качества образования должно стать внедрение Болонского процесса, вопрос о целесообразности перехода на который поднимался в нашей стране неоднократно и стал едва ли не краеугольным камнем в обсуждении образовательных реформ за последние несколько лет. Международные эксперты все нападки на Болонский процесс отвергают, объясняя выявленные в нем недостатки скорее несовершенством государственной политики, нежели огрехами самих образовательных принципов.            

 

Марек Франкович: «Существует множество недоразумений, которые касаются Болонского процесса. Во-первых, нет того, что называется «болонской системой». Когда в 1999 году подписывалась Болонская декларация, в мировом сообществе шутили, что на самом деле подписали двадцать девять деклараций – по числу стран, ее ратифицировавших. Все те аспекты, которые сегодня подвергаются критике, на самом деле касаются введения академических реформ правительствами разных стран. Скажем, сейчас в Германии экономический кризис, правительство не в состоянии выделять на образование достаточно бюджетных средств, в итоге сокращение мест в докторантуре, например, объясняется так: «Это не из-за нас, а из-за Болонского процесса». И вся энергия общества сосредотачивается на критике Болонского процесса, а не правительства.

Болонский процесс – это только философия и методология, например, разделение учебного процесса на две ступени «бакалавр – магистр». Но это не регламентирует того, сколько лет должно вестись обучение: по системе «4+2 года» или «3+2 года». Это даже не означает, что страны, подписавшие декларацию, должны разделить все учебные направления на «бакалавра и магистра». Есть такие направления, как медицина или сельское хозяйство, где дается пяти или шестилетнее образование, нет бакалавриата, только магистратура, и никто не заставляет этого менять. Что касается зачетной системы - даны только рекомендации по количеству часов. Третий элемент – качество образования: здесь должны быть прозрачные механизмы оценки, чтобы страны могли знать, как оценивается качество друг у друга. Болонский процесс – это сетевой процесс, создание международных связей, а проблема локальной политики – уже совсем другой вопрос, и надо понимать, что никто не заставляет испортить хорошее в существующей системе образования».

Согласны с этим заключением и отечественные эксперты, отмечающие, что «любые изменения никогда не проходят безболезненно и всегда влекут за собой какие-то проблемы. Тем не менее, появилась потребность в совершенствовании учебных планов и программ, проводились исследования по запросам работодателей, и еще несколько лет назад стало ясно, что пора проводить какие-то реформы. В данном случае Болонский процесс явился наиболее приемлемым, т.к. не раз говорилось о желании идти в ногу со временем, о необходимости признания кыргызстанских дипломов в странах Европы». К слову, Казахстан подписал Болонскую декларацию еще в 2007 году, а отдельные ее аспекты начал внедрять с 2003 года, так что переход к новым образовательным стандартам получился достаточно плавным. Теперь казахстанские вузы полностью отказались от института соискательства ученых степеней и перешли на трехуровневую систему «бакалавриат – магистратура – докторантура». И хотя, как отмечают члены экспертной группы из Казахстана, не обошлось без трудностей – многие преподаватели, научные сотрудники, аспиранты негативно восприняли перемены, кто-то не успел защитить кандидатскую или докторскую – в конечном итоге инновации пошли казахстанской системе образования на пользу. Так, например, докторантура стала бесплатной, а студенты получили более широкие возможности выезжать на стажировку за рубеж. Кроме того, согласно новым стандартам одним из руководителей любой научной работы должен быть преподаватель зарубежного вуза, что позволит сделать шаг навстречу глобализации казахстанской науки. По этой системе в стране сейчас обучается около 2000 докторантов.

Отечественные же образовательные проблемы пока всё те же, и сам Болонский процесс интересен не в последнюю очередь в плане новых возможностей для борьбы с коррупцией. И если польские эксперты прямо говорят о том, что исследований на эту тему не проводили, т.к. в вузах этой страны коррупция – явление редкое. Единственный приведенный ими пример - по нашим меркам совсем скромный - того, как преподаватель вынуждал студентов покупать собственные учебные пособия, «единичный и показателем служить не может», то у коллег из Таджикистана ответ на этот вопрос есть.

 

Назло Сангинов, директор независимого аккредитационного агентства в Таджикистане: «В любой системе может существовать коррупция, это целиком и полностью зависит от порядочности составляющих данную систему людей. Но переход на Болонский процесс создает механизмы, препятствующие осуществлению коррупционных схем: это и тестирование, как метод отчетности, при котором данные о студенте кодируются, и преподаватель не знает, чью работу он оценивает. Все итоговые экзамены принимаются или в виде такого тестирования или комиссией. Нет экзаменов, которые бы принимал сам преподаватель, так что «личностный» фактор просто исключается. Поэтому коррупции должно стать меньше».

В нашей стране первым вузом, подавшим заявку на прохождение аккредитации, стал Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова. Как отмечают здесь, переход к новым стандартам полностью согласуется со стратегией развития образования на 2012-2020 гг., представленной министром образования и науки Канатом Садыковым на совещании, проведенном 11 апреля Президентом Алмазбеком Атамбаевым. Проект стратегии уже прошел  обсуждения и был утвержден на заседании Правительства. Глава государства отметил, что «в республике стандарты всех уровней образования отстали от современных требований. На сегодняшний день мы несем большие затраты на воспроизведение инфраструктуры и технологий ушедшего века. Отсутствует доступ к современным обучающим программам и технологиям», система образования должна обеспечивать квалифицированными кадрами рынок труда с учетом перспектив развития страны. Президент также отметил необходимость сокращения числа высших учебных заведений с тем, чтобы подготовку специалистов осуществляли только крупные профильные вузы, соответствующие высоким стандартам качества.

Как оценивают грядущие перемены в первом отечественном вузе, рискнувшем подвергнуться международной «проверке на соответствие», рассказывает Асель Бегалиева, кандидат исторических наук, декан факультета Менеджмента и туризма КЭУ им. М. Рыскулбекова.

 

- В числе запланированных мер по реформированию системы высшего образования сейчас часто упоминается вывод вузов из-под бюджетного финансирования и - как неотъемлемая часть этого процесса – выдача кредитов на образование, т.е. создание такой банковской системы кредитования студентов, которая должна позволить им оплачивать свою учебу даже в отсутствие личных финансовых возможностей. Как эти меры согласуются с внедрением Болонского процесса?

- Болонский процесс как раз идет в русле наших инноваций в сфере образования. В дальнейшем сохранятся только те вузы, где дается качественное образование, и потенциальному работодателю не придется заново учить выпускника тому, что ему должны были дать в вузе. В этом плане Болонский процесс мы поддерживаем, наш университет с нового учебного года переходит на самофинансирование. А в условиях конкуренции любому вузу остается только совершенствоваться, чтобы быть лучшим, чтобы поступало больше студентов, независимо от размера оплаты или других трудностей. Образование у нас в стране должно стать труднодоступным, возьмите вузы Европы, образование там очень дорогое, и поступить в университет непросто. 

 

- Должны ли в таком случае быть предусмотрены какие-то льготы для способных, талантливых студентов?

- Да, конечно. У нас действует гибкая система скидок. Недавно проводилась республиканская олимпиада по экономике, и победители получили сертификаты на скидки по оплате за первый год обучения в нашем университете. Ребята сами заинтересованы в том, чтобы проявить себя, на льготных условиях поступить в перспективное учебное заведение. Думаю, в будущем сохранятся максимум четыре государственных вуза, остальные уйдут на самофинансирование, и тут уже жизнь покажет, кто выживет, а кто нет.  

 

- В связи с этим озвучивается и такое мнение, что если не станет доступного образования, абитуриенту со скромными финансовыми возможностями просто некуда будет пойти учиться. 

- В любом случае, если человек умный, способный, он поступит. Есть возможность пойти на олимпиаду, получить скидки. Во многих вузах лучшие студенты поощряются стипендиями. Относительно того, куда пойдет молодежь, если нет денег: взять, к примеру, США - молодежь там, как правило, работает и зарабатывает себе на учебу. Болонский процесс же предусматривает возможность для студентов из регионов приехать и прослушать курс лекций у интересующего их преподавателя в нашем вузе или любом другом, так что это определит, где будет лучший профессорско-преподавательский состав, куда охотнее пойдут студенты, создаст конкуренцию и среди вузовских преподавателей.

 

- Таким образом, переход к Болонскому процессу должен позволить преодолеть кризис перепроизводства специалистов с высшим образованием? 

- Еще Аристотель говорил о том, что высшее образование просто обязано быть очень дорогим и труднодоступным. Любой стране необходимо ровно 7% интеллектуальной элиты от общей численности населения – это самая здоровая ситуация для общества, и меньший и больший процент ведет только к экономическим, политическим и социальным ухудшениям. У молодежи должна быть возможность приобщиться к этой интеллектуальной элите через вуз. В постсоветский период образ ученого, к сожалению, был девальвирован, он стал представляться этаким жалким существом, влачащим нищенское существование. На самом же деле кто такой ученый в современном мире – это в первую очередь его работы, его книги. Преподавателями должны разрабатываться авторские курсы, издаваться учебные пособия, а элементы болонского процесса стимулируют научного сотрудника все время быть в поиске. Должна установиться связь между вузами, вестись общая научная работа, а выпускники должны быть востребованы обществом и работодателями.

Итак, руководство вузов, Минобразования и Правительство, похоже,  согласны во всем, что касается новой образовательной концепции. Как уже неоднократно отмечалось, образование – это услуга, которая должна быть качественной и соответствовать современным запросам рынка. Если что и смущает сегодня в этой концепции, так это термин «услуга». Не потому ли так резко снизился уровень образования за последние два десятилетия, что к нему стали относиться как к элементу системы товаров и услуг? Образование – это все-таки «право»?     

 

Евг. Николаева, спец.корр. POLIT.KG    

                                                                                                                                        

Версия для печати   |   Просмотров: 2206   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная