POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Кто бы в слесари пошел?..

01.05.2012 15:00 - Polit.kg
Кто бы в слесари пошел?..

Уж как ни бьются профильные структуры отечественной образовательной системы над повышением  интереса к специальностям так называемого  среднего звена, а международный опыт показывает: ничего лучше старой доброй профтехориентации  до сих пор не придумали. 

 

26 апреля в двенадцати странах в рамках национальных программ по профессионально-технической ориентации прошел так называемый «девичий день» («Girl’sday»), проект, позволяющий девушкам попробовать себя в самых разных специальностях. В этом году такую возможность получили и кыргызстанские школьницы, при поддержке правительства Германии и Министерства образования Кыргызской Республики  девушкам была организована однодневная стажировка, причем среди предложенных специальностей, которые школьницы осваивали в течение нескольких часов, были не только  вполне традиционные для слабого пола профессии, как фитодизайнер или изготовитель национальных ремесленных изделий, но и авто-маляр, сварщик, электромонтер и др. Завершением же проекта стал общий сбор в парке на Южных воротах, где можно было ознакомиться с образовательными программами столичных профлицеев, посмотреть выступления юных гимнастов и танцевальных коллективов, да и просто поделиться впечатлениями.

Довольны «девичьим днем», кажется, остались все: и участники, и студенты-волонтеры, помогавшие в реализации проекта, и чиновники от Минобразования, и тем паче профессиональные лицеи, получившие дополнительную возможность презентовать себя общественности. Правда, заявленных накануне высоких гостей в лице министра образования Каната Садыкова и Розы Отунбаевой, на мероприятии так и не дождались, но общего позитивного настроя это не изменило. Ребят с успешным окончанием первого «Girl’sday» поздравил директор Агентства по профессионально-техническому образованию Таалайбек Чолпонкулов, выразивший надежду на то, что отныне «девичий день» будет проходить в Кыргызстане ежегодно и станет органичной частью большой проф.ориентационной кампании, предусмотренной госпрограммой развития образования до 2020 года. «Выбор профессии – это выбор будущего, - напутствовал молодежь директор Агентства по проф.-тех.образованию. - Я надеюсь, что каждый из вас найдет свое место в жизни и внесет вклад в развитие страны».

Самой интересной частью проекта действительно стала даже не однодневная стажировка девушек, а презентация профессиональных лицеев, делегировавших право поведать о себе своим же студентам. Молодые люди рассказывали о специальностях, которым обучают в их лицеях, демонстрировали плоды своей работы, будь то собственноручно собранная материнская плата, изделия из кожи и войлока или искусная резьба по дереву, делились планами на будущее: «Наш лицей выпускает мастеров отделочных работ, мебельщиков, сварщиков-монтажников. Строительные специальности сейчас востребованы, и это дает хорошие карьерные перспективы, - рассказал Ярослав Поляков, студент 2 курса Профессионального лицея №5, - моя специальность – мастер отделочных работ, потом планирую поступить на заочное в КГУСТА. В лицей пошел потому, что сейчас в вузах студентам много обещают, а потом они не могут найти работу, а здесь есть реальные возможности».

Жаныш Суюркулов, студент 3 курса Профессионального лицея №97, выпускающего работников железных дорог, свой выбор объясняет так: «У меня родители работают на железной дороге, так что это, можно сказать, семейная традиция. Я и не стал ее нарушать, поступил в железнодорожный лицей. Перспективы хорошие – можно сразу по окончании устроиться на работу, все грузовые и пассажирские операции у нас ведь сейчас проводятся в основном на железной дороге. Почему молодежь чаще выбирает вуз?.. Даже не знаю, мышление, наверно, другое. Дипломатами работать хотят. Окончив лицей, работу найти проще. Еще у нас в основном все бюджетные места, только проводников учат на контрактной основе. В том, что смогу устроиться по специальности, уверен, в связи с расширением железной дороги, вы же знаете, сейчас с Китаем обсуждается проект строительства, потребуется много специалистов».

С не меньшей охотой говорили о своей работе и педагоги: Ильяс Соодонбеков, мастер производственного обучения Профессионального лицея №93: «Мы выпускаем мастеров по ремонту и обслуживанию оргтехники. Программа рассчитана всего на один год, а специальность дает настоящую, полноценную. У нас половина учебных часов – чистая практика, так что ребята много чего умеют и всегда востребованы». 

Так в чем же причина низкого спроса на среднетехнические специальности среди абитуриентов, и все ли дело в «другом мышлении»? Доля правды в этом, конечно, есть. К сожалению, еще со времен советской системы всеобуча, когда даже самого последнего двоечника силком сажали за парту, а если осилить одиннадцатилетку не мог, отправляли в ПТУ, за системой профтехобразования закрепилась не лучшая репутация, а уж «пэтэушник» и вовсе стало звучать почти как ругательство. Но если это советское «наследие» действительно стоит предать забвению, то в том, как знакомить школьников со специальностями среднего звена, у этой же советской системы стоит поучиться. И призывать к обдуманному и рациональному выбору профессии не только с высоких правительственных трибун, но и приводить ребят в лицеи, знакомить их со сверстниками, которые просто и интересно расскажут о том, чему учатся. Профтехобразованию сегодня необходим – и это очевидно - качественно новый уровень информационной поддержки, ни один лицей или училище не могут похвастать той популярностью, которой пользуется даже самый средний вуз просто в силу того, что о нем много и часто говорят.  

И последнее (это только личное наблюдение, с ним можно не соглашаться): и среди вузовской молодежи сегодня найдутся студенты с определенными планами на будущее, с желанием приобрести конкретные профессиональные навыки. Но абсолютное ее большинство все же пребывает в прострации, слабо озаряемой перспективой получения диплома, тогда как в системе профтехобразования это соотношение обратное.   

К слову, как-то в беседе Владимир Нифадьев, ректор Кыргызско-Российского Славянского университета, сказал, что надо бы продумать и реализовать в системе высшего образования некий чисто профессионально-технический элемент. Это для того, чтобы человек с вузовским дипломом мог свободно выполнять и функции специалиста среднего звена, рабочего. К примеру, что плохого в том, если юрист, не нашедший применения своим юридическим знаниям,  будет успешно работать, к примеру, в системе подбора кадров, а экономист – простым бухгалтером?               

Другое дело, что сама система профессионального образования чудовищно не гибкая, консервативная, слабо оснащенная технически. О каком престиже этой системы образования  можно вести речь при  традиционном негативном отношении общества к рабочим профессиям?! Даже при советской власти с ее лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на пролетариев смотрели с  изрядной долей жалости: ну, не повезло выбиться в инженеры и врачи…

А сегодня уже и инженер – большая редкость. Зато сколько налоговых инспекторов и таможенников!

Вся беда в том, что со школьной скамьи, а может и раньше, в мозги подрастающего поколения изо дня в день закладывается извращенная социальная установка: не важно, что ты делаешь, а важно, что ты имеешь! Не важно, какой ты специалист, а важно, есть ли у тебя спонсор, есть ли связи в «высшем обществе»,  насколько благополучна и богата твоя семья, твой род, клан… 

С такими установками, с таким феодальным морально-нравственным багажом нам нет места в современном мировом сообществе. 

 

Николай Евгеньев, спец. Корр POLIT.KG

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1759   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная