POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Воскресение, 20 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Кто бы в слесари пошел?..

01.05.2012 15:00 - Polit.kg
Кто бы в слесари пошел?..

Уж как ни бьются профильные структуры отечественной образовательной системы над повышением  интереса к специальностям так называемого  среднего звена, а международный опыт показывает: ничего лучше старой доброй профтехориентации  до сих пор не придумали. 

 

26 апреля в двенадцати странах в рамках национальных программ по профессионально-технической ориентации прошел так называемый «девичий день» («Girl’sday»), проект, позволяющий девушкам попробовать себя в самых разных специальностях. В этом году такую возможность получили и кыргызстанские школьницы, при поддержке правительства Германии и Министерства образования Кыргызской Республики  девушкам была организована однодневная стажировка, причем среди предложенных специальностей, которые школьницы осваивали в течение нескольких часов, были не только  вполне традиционные для слабого пола профессии, как фитодизайнер или изготовитель национальных ремесленных изделий, но и авто-маляр, сварщик, электромонтер и др. Завершением же проекта стал общий сбор в парке на Южных воротах, где можно было ознакомиться с образовательными программами столичных профлицеев, посмотреть выступления юных гимнастов и танцевальных коллективов, да и просто поделиться впечатлениями.

Довольны «девичьим днем», кажется, остались все: и участники, и студенты-волонтеры, помогавшие в реализации проекта, и чиновники от Минобразования, и тем паче профессиональные лицеи, получившие дополнительную возможность презентовать себя общественности. Правда, заявленных накануне высоких гостей в лице министра образования Каната Садыкова и Розы Отунбаевой, на мероприятии так и не дождались, но общего позитивного настроя это не изменило. Ребят с успешным окончанием первого «Girl’sday» поздравил директор Агентства по профессионально-техническому образованию Таалайбек Чолпонкулов, выразивший надежду на то, что отныне «девичий день» будет проходить в Кыргызстане ежегодно и станет органичной частью большой проф.ориентационной кампании, предусмотренной госпрограммой развития образования до 2020 года. «Выбор профессии – это выбор будущего, - напутствовал молодежь директор Агентства по проф.-тех.образованию. - Я надеюсь, что каждый из вас найдет свое место в жизни и внесет вклад в развитие страны».

Самой интересной частью проекта действительно стала даже не однодневная стажировка девушек, а презентация профессиональных лицеев, делегировавших право поведать о себе своим же студентам. Молодые люди рассказывали о специальностях, которым обучают в их лицеях, демонстрировали плоды своей работы, будь то собственноручно собранная материнская плата, изделия из кожи и войлока или искусная резьба по дереву, делились планами на будущее: «Наш лицей выпускает мастеров отделочных работ, мебельщиков, сварщиков-монтажников. Строительные специальности сейчас востребованы, и это дает хорошие карьерные перспективы, - рассказал Ярослав Поляков, студент 2 курса Профессионального лицея №5, - моя специальность – мастер отделочных работ, потом планирую поступить на заочное в КГУСТА. В лицей пошел потому, что сейчас в вузах студентам много обещают, а потом они не могут найти работу, а здесь есть реальные возможности».

Жаныш Суюркулов, студент 3 курса Профессионального лицея №97, выпускающего работников железных дорог, свой выбор объясняет так: «У меня родители работают на железной дороге, так что это, можно сказать, семейная традиция. Я и не стал ее нарушать, поступил в железнодорожный лицей. Перспективы хорошие – можно сразу по окончании устроиться на работу, все грузовые и пассажирские операции у нас ведь сейчас проводятся в основном на железной дороге. Почему молодежь чаще выбирает вуз?.. Даже не знаю, мышление, наверно, другое. Дипломатами работать хотят. Окончив лицей, работу найти проще. Еще у нас в основном все бюджетные места, только проводников учат на контрактной основе. В том, что смогу устроиться по специальности, уверен, в связи с расширением железной дороги, вы же знаете, сейчас с Китаем обсуждается проект строительства, потребуется много специалистов».

С не меньшей охотой говорили о своей работе и педагоги: Ильяс Соодонбеков, мастер производственного обучения Профессионального лицея №93: «Мы выпускаем мастеров по ремонту и обслуживанию оргтехники. Программа рассчитана всего на один год, а специальность дает настоящую, полноценную. У нас половина учебных часов – чистая практика, так что ребята много чего умеют и всегда востребованы». 

Так в чем же причина низкого спроса на среднетехнические специальности среди абитуриентов, и все ли дело в «другом мышлении»? Доля правды в этом, конечно, есть. К сожалению, еще со времен советской системы всеобуча, когда даже самого последнего двоечника силком сажали за парту, а если осилить одиннадцатилетку не мог, отправляли в ПТУ, за системой профтехобразования закрепилась не лучшая репутация, а уж «пэтэушник» и вовсе стало звучать почти как ругательство. Но если это советское «наследие» действительно стоит предать забвению, то в том, как знакомить школьников со специальностями среднего звена, у этой же советской системы стоит поучиться. И призывать к обдуманному и рациональному выбору профессии не только с высоких правительственных трибун, но и приводить ребят в лицеи, знакомить их со сверстниками, которые просто и интересно расскажут о том, чему учатся. Профтехобразованию сегодня необходим – и это очевидно - качественно новый уровень информационной поддержки, ни один лицей или училище не могут похвастать той популярностью, которой пользуется даже самый средний вуз просто в силу того, что о нем много и часто говорят.  

И последнее (это только личное наблюдение, с ним можно не соглашаться): и среди вузовской молодежи сегодня найдутся студенты с определенными планами на будущее, с желанием приобрести конкретные профессиональные навыки. Но абсолютное ее большинство все же пребывает в прострации, слабо озаряемой перспективой получения диплома, тогда как в системе профтехобразования это соотношение обратное.   

К слову, как-то в беседе Владимир Нифадьев, ректор Кыргызско-Российского Славянского университета, сказал, что надо бы продумать и реализовать в системе высшего образования некий чисто профессионально-технический элемент. Это для того, чтобы человек с вузовским дипломом мог свободно выполнять и функции специалиста среднего звена, рабочего. К примеру, что плохого в том, если юрист, не нашедший применения своим юридическим знаниям,  будет успешно работать, к примеру, в системе подбора кадров, а экономист – простым бухгалтером?               

Другое дело, что сама система профессионального образования чудовищно не гибкая, консервативная, слабо оснащенная технически. О каком престиже этой системы образования  можно вести речь при  традиционном негативном отношении общества к рабочим профессиям?! Даже при советской власти с ее лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на пролетариев смотрели с  изрядной долей жалости: ну, не повезло выбиться в инженеры и врачи…

А сегодня уже и инженер – большая редкость. Зато сколько налоговых инспекторов и таможенников!

Вся беда в том, что со школьной скамьи, а может и раньше, в мозги подрастающего поколения изо дня в день закладывается извращенная социальная установка: не важно, что ты делаешь, а важно, что ты имеешь! Не важно, какой ты специалист, а важно, есть ли у тебя спонсор, есть ли связи в «высшем обществе»,  насколько благополучна и богата твоя семья, твой род, клан… 

С такими установками, с таким феодальным морально-нравственным багажом нам нет места в современном мировом сообществе. 

 

Николай Евгеньев, спец. Корр POLIT.KG

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1796   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная