POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 20 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Почему трудовые мигранты из Кыргызстана бросают своих детей за рубежом?

08.05.2012 10:45 - Polit.kg

27 апреля из Москвы прибыли еще три малыша, от которых отказались родители - граждане Кыргызской Республики. Первая репатриация детей, брошенных в России трудовыми мигрантами, состоялась в ноябре 2011 года,- тогда при поддержке Международной Организации по Миграции на родину вернулись два ребенка. Сейчас Министерство социального развития совместно с МОМ и органами по защите детей РФ занимается  восстановлением документов маленьких кыргызстанцев. Но остается открытым вопрос:  почему дети трудовых мигрантов все чаще оказываются брошенными за границей?       

 

По предварительным данным на территории Российской Федерации находится еще 21 ребенок - от этих малышей отказались после родов гражданки Кыргызстана. Однако информацию о таких детях Минсоцразвития получает от российских органов по защите детей и Посольства КР только в том случае, если мама малыша не оставила заявления в пользу РФ о его жизнеустройстве. Тогда Российская Федерация предлагает нашей стране принять решение об установлении кыргызского гражданства, в противном случае ребенок автоматически получает гражданство РФ. К сожалению, статистики того, как часто кыргызстанки, родившие в России, оставляют ребенка на попечение наших соседей, нет, хотя информация была бы небезынтересной - как минимум, позволила бы оценить степень удовлетворенности наших соотечественниц социальными гарантиями обоих государств.

Пока же ведется работа по правовому совершенствованию процесса репатриации детей из-за рубежа, Кыргызстан принял решение о присвоении им гражданства КР, в связи с чем Министерство социального развития инициировало и разработало положение «О репатриации детей оставшихся без попечения за рубежом», которое в настоящее время проходит процедуры согласования с заинтересованными министерствами. Благодаря данному положению должна быть усилена работа по эффективному взаимодействию ведомств при репатриации детей, и как отмечает пресс-служба Минсоцразвития, «данные меры принимаются для того, чтобы возвращение на родину кыргызстанских детей проходило не в виде разовых акций, а приобрело устойчивую основу и планомерность».

Ранее министр социального развития Равшанбек Сабиров обсудил вопросы репатриации детей с Омбудсменом КР Турсунбеком Акуном, изъявившим желание содействовать возвращению малышей на родину. По итогам встречи было решено отправить в Москву группу специалистов, которая 27 апреля привезла в Бишкек троих полугодовалых детей. В состав сопровождающей группы вошли 4 человека: двое представителей Министерства соц.развития, представитель Омбудсмена и врач. Финансирование поездки в рамках оказания содействия возвращению брошенных детей мигрантов Региональной Программы по миграции в Центральной Азии взяла на себя Международная Организация по Миграции. Представители МОМ отмечают, что «поддержка принципа гуманной и упорядоченной миграции приносит больше пользы сообществам мигрантов и является основой превентивных мер по снижению отказов от своих детей кыргызскими гражданками за рубежом». Сопровождающий представитель Омбудсмена КР заявил, что также придерживается мнения о необходимости проведения работы в мигрантских сообществах за рубежом по повышению ответственности кыргызских женщин по отношению к своим младенцам.

Правда, формулировка «повышение ответственности» в данном контексте немного смущает. Все же речь идет не о том, чтобы разъяснить пятикласснику, почему нельзя бить стекла в школе. Это не вопрос исключительно моральных качеств и правильных ориентиров. Конечно, всегда были, есть и будут матери-кукушки, без малейших колебаний подписывающие в роддоме отказ от ребенка, но им совесть не «вправишь», и их маленьким отказникам обрести биологических родителей объективно не может помочь никто. Однако если оставить за скобками патологических «кукушек», основным мотивом отказа от собственного ребенка окажется все тот же экономический фактор. А уж у женщин, выезжающих на заработки в другую страну, денежный вопрос стоит как нельзя  остро. Министерством труда, занятости и миграции уже неоднократно отмечалось, что являясь полноправным участником трудового процесса, слабый пол, тем не менее, оказывается основательно дискриминированным во всех прочих правах.

В отчете МТЗМ КР за прошлый год говорится о том, что«несмотря на определенные  успехи, достигнутые в продвижении реформ по обеспечению гендерного равенства, анализ гендерной чуствительности по основным направлениям развития выявил серьезные проблемы. За последние годы национальный институциональный механизм по гендерным вопросам был подвергнут значительным изменениям. Меры по его развитию   носили несистемный и непоследовательный характер. Структура органов, ответственных за гендерные вопросы и их полномочия, часто менялась и не в лучшую сторону. Так, если  ранее за гендерные вопросы в стране были ответственны  институты  в структуре администрации Президента КР, а затем в Аппарате Правительства КР, то в последние годы прослеживается  устойчивая тенденция к постепенному снижению уровня, на который «опускались» гендерные вопросы.

В  ходе административной реформы,  проведенной в октябре 2009 года Уполномоченным государственным органом, ответственным за координацию и проведение государственной гендерной политики было определено Министерство труда, занятости и миграции КР.  При этом оно получило достаточно широкие полномочия, не подкрепленные ни финансовыми, ни человеческими ресурсами, ни полномочиями для влияния на государственную политику развития страны, в целом. Отсутствие в структуре данного министерства специального подразделения по гендерным вопросам усугубляет и без того сложную ситуацию с реализацией государственной гендерной политики на горизонтальном  и вертикальном уровнях.

Несмотря на ряд предпринимаемых усилий в министерствах и ведомствах  нет понимания  важности и необходимости интеграции гендерно-чувствительных мер в отраслевые стратегии и программы, и использование гендерно-дезагрегированных индикаторов при проведении их мониторинга и оценки. Основная причина кроется в том, что они разрабатываются, как правило, в узком кругу, без привлечения ответственных специалистов по гендерным вопросам. Существенным пробелом на протяжении длительного времени является и отсутствие единой структуры органов, ответственных за реализацию гендерной политики в местных государственных администрациях и МСУ».

А если прибавить к этому общую социальную незащищенность трудовых мигрантов, получается, что женщина, выезжающая на заработки и уже имеющая детей, вынуждена оставлять их на родственников или, если родных нет, устраивать им быт как получится. Немало случаев, когда несовершеннолетние дети оказывались совсем без присмотра взрослых, а отследившие эту ситуацию органы опеки и попечительства выясняли, что родители находятся на заработках в другой стране и периодически пересылают домой детям деньги. Ситуация же, когда женщина рожает ребенка в другой стране, еще более безнадежная. Нелегальная трудовая миграция, доля которой в общем миграционном потоке до сих пор остается значительной, не предполагает никаких социальных гарантий, а, значит, женщина заведомо не сможет отдать ребенка в детский сад, оформить в поликлинику, не получит пособия по уходу. Иного выхода, кроме как оставить новорожденного малыша на попечение государства, пусть и чужого, просто нет. Правда, остается еще возможность обращения в кризисный центр для женщин или благотворительную организацию, помогающую соотечественникам за рубежом, но это уже если повезет.

И если есть выход в сложившейся ситуации, то только в правовом поле, обеспечивающим мигрантам в целом легальное трудоустройство и социальный пакет, а женщинам – экономическую возможность воспитывать ребенка. В преддверии первого празднования Дня матери в республике это право, кажется, особенно актуальным. 

 

Евг. Николаева, спец. Корр POLIT.KG 

  

Версия для печати   |   Просмотров: 1594   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная