POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Район, затерянный в горах, где время как бы остановилось…

10.05.2012 23:28 - Polit.kg
Район, затерянный в горах, где время как бы остановилось…

О Лейлекском районе большинство обывателей знает лишь по новостным репортажам, что не удивительно, ведь данный район считается одним из самых отдаленных в Кыргызстане. Проблем здесь много: это и ползучая миграция, сложные межнациональные взаимоотношения населения, прозрачность границ, наркотрафик и контрабанда.

 

Лейлекский район практически отрезан от основной части Кыргызстана. Единственная автомагистраль Баткен – Исфана проходит частично по территории Исфаринского района Согдийской области Республики Таджикистан. Да, конечно,  на этом участке Вы не увидите таможенников или паспортный контроль пограничников, но дело в том, что дорога пролегает через таджикский полуанклав Чорку, и при неблагоприятной ситуации соседи всегда вправе закрыть ее. Но при этом поставят в затруднительное положение и свой таджикский анклав «Ворух».

Дорога из Баткена в Лейлекский район пролегает через горную часть  Памиро-Алайского хребта. Правда, дорогой ее можно назвать с натяжкой,  использовать такой термин как «направление». На территории самого Лейлекского района дороги в относительном порядке. Что примечательно, районный центр - город Исфана - отличается в лучшую сторону состоянием дорог, и большая часть жителей за это благодарят муниципалитет, в течении последних двух лет город приобрел новое дорожное покрытие, все главные улицы аккуратно заасфальтированы, а второстепенные дороги качественно утрамбованы  щебнем. Между тем, подобным состоянием дорог не могут похвастаться крупные города юга Кыргызстана - Ош и Жалал-Абад. Автотранспорта в  Исфане хватает, поток машин не останавливается, дежурят таксисты и водители грузовиков, делающие ежедневно по несколько рейсов в соседний былой город шахтеров Суйлукту, а также таджикские города Худжанд и приграничный Пролетарск. Немало здесь машин с таджикскими номерами.




Город Исфана чист и опрятен,  с хорошими садами и парком отдыха,  оставшимся в наследство еще с советских времен. Здесь можно увидеть много чего старого и почти забытого «советского», в отличие от иных городов Кыргызстана, здесь сохранились советские памятники, и даже на витринах можно увидеть чудом сохранившиеся надписи образца 1980-х годов (например - Булочная, Хлеб, Молоко, Морепродукты, Расцветай Советская Киргизия), а так же обветшавшие от времени лозунги и вывески. Это все благодаря катастрофически бедственному положению населения в 1990-е годы, тогда приватизировав здание, у новых владельцев не было средств на новое «современное» оформление. Но и их уже теснят современные билборды и пристройки новых зданий.

Другой город -  Суйлукта - окружен холмами, которые несут угрозу оползней, в пригороде,  у въезда в город,  можно наблюдать как давние, так и свежие следы оползней. Сам некогда цветущий город с московским обеспечением в советские годы  нынче находится в сложной ситуации:  работы нет, квалифицированные специалисты давно разъехались по странам СНГ, жилой фонд обветшал, бывшие шахтеры и часть населения вынуждены заниматься самостоятельной добычей угля. Добытый уголь хорошего качества  по бросовым ценам берут у шахтеров перекупщики и торгуют им в соседнем Таджикистане, благо есть спрос. За тонну Суйлуктинского угля дают не меньше 5600 сомов, естественно уголь доставляется контрабандным путем. На подобных кустарных шахтах  случаются и обвалы, нередко со смертельным исходом.

На пути встречаются села, большая часть населения глубинки живет за счет животноводства и фермерства, основной экономический партнер лейлекцев - это соседи, то есть Таджикистан. Конечно, можно вывозить свою нехитрую продукцию во внутренний рынок, в Баткен или Ош, но опять-таки внутренней экономической интеграции района мешают плохие дороги, неразвитая инфраструктура. И это отнюдь не вина местных властей. Лейлекский район по сути можно считать анклавом, то есть для нас, жителей «материка», район уже будет именоваться эксклавом.

Экономика Лейлекского района за последние десятилетия сделала уверенный крен в сторону Таджикистана. Не удивительно,  что соседняя Согдийская область считает данный район по сути своим экономическим придатком. Ведь местная продукция кустарного производства целиком потребляется соседями, да и часть  товаров народного потребления  контрабандой плавно перетекает за границу. Обратно - из Таджикистана, в Лейлек везут продукты питания и различную утварь. Рынок  Исфаны и Суйлукты резко отличается от других точек торговли в городах южного Кыргызстана: в основном здесь в ассортименте продукция иранских и таджикских производителей.




Горючее в полуанклаве стоит куда дороже, чем на «материке». К примеру, цены колеблются от 43 до 48 сомов за литр топлива. Так, литр  бензина Аи-80 стоит 43 сомов, Аи-92 – 46 сомов, Аи-96 – нет в продаже, дизельное топливо обойдется в 48 сомов за литр. И это минимальные цены по состоянию на 8 мая. В Таджикистане, к примеру, литр Аи-96 стоит 56 сомов. А в областном центре -  Баткене - 37,50 сомов за литр, но в единственной фирменной бензоколонке «ГАЗПРОМ-Азия» можно купить топливо за 35 сомов, но расположена она в областном центре и после обеда бензин, как правило, заканчивается, местные автолюбители становятся в очередь.

Между тем, в текущем месяце,  примерно 19 мая, ожидается открытие свободной экономической зоны «Лейлек». В этот день при участии депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, представителей Правительства КР и прочих официальных лиц будет заложена капсула, что символизирует открытие СЭС «Лейлек». СЭЗ будет открыт на территории села Арка Лейлекского района, это бывшая колония-поселение. Ожидается, что свою продукцию уже в текущем году СЭЗ «Лейлек» будет экспортировать в соседний Таджикистан,  и дальше в неспокойный Афганистан и дружественный Иран. Тем более, что СЭЗ расположена вблизи  железнодорожных узлов и аэропортов Худжанд и Исфана. В Лейлекском районе на этом фоне с нетерпением ждут любых инвесторов и ожидают появление новых рабочих мест, которые ох как нужны здесь.

Руководитель аппарата Лейлекской районной государственной администрации Бахавадинов Эрмек Ибрагимович отмечает: «Открытие СЭЗ «Лейлек» даст новый импульс  развитию района, мы рассчитываем, что с приходом инвестиций район преобразуется, появятся рабочие места, будет динамично развиваться экономика, молодежь не будет мигрировать за пределы района, найдя себе применение на малой родине. Уверен,  при благоприятных условиях будут решаться социальные проблемы, улучшаться инфраструктура. Район действительно отдаленный,  связанный с «материком» одной автомобильной магистралью и аэропортом Исфана, из-за этого и цены на ряд товаров, и прежде всего на ГСМ,  здесь намного выше,  чем в целом по республике. Администрация  работает над улучшением ситуации, и мы видим, что открытие СЭЗ «Лейлек» - это один из весомых инструментов для решения ряда задач, стоящих перед населением и районом».

Руководитель аппарата мэрии города Суйлукта Каримов Алмазбек Абдумухтарович так же подчеркивает, что «после распада Советского Союза город попал в сложную ситуацию. Традиционные экономические связи были прерваны, появились дополнительные границы, квалифицированное население мигрировало в страны СНГ. Но в настоящий момент муниципалитет работает над коренным изменением ситуации, учитывая современное положение, мы понимаем, что основным торговым партнером для города неминуемо станут соседи и необходимо в рамках области налаживать сотрудничество с ними в сфере торговли. Посудите сами, дорога в Ош занимает почти 10-12 часов, а доехать до города Худжанд (Таджикистан) можно всего за полтора часа. Естественно,  мы также поддерживаем частный сектор, стараемся вовремя решать социальные проблемы».

В основном на юге страны местные власти работают неуклюже, неэффективно, но на счет администрации Лейлекского района и городов Исфана и Суйлукта, состоящей из молодых кадров, можно лишь приятно удивиться. В столь сложных условиях изыскивать средства и хоть частично, но все же решать проблемы населения – это многого стоит. Это вам не благополучные в экономическом плане Ош и Жалал-Абад с  обилием инвестиционных возможностей и экономической мощи (не считая нестабильную обстановку в сфере межэтнических отношений).

Между тем, само местное население еще не отошло после предновогодних событий, когда в селе Андарак произошло крупное для села столкновение между таджикской и кыргызской молодежью, были подожжены жилые дома и пекарня. Ситуацию местным властям удалось вовремя купировать. Но до сих пор иногда возникают инциденты на межэтнической почве. Население района не однородно, много смешанных семей.

 

НАША СПРАВКА:

Население района: 116861 тысяч человек

Этнический состав: 66% - кыргызы, 26% - узбеки, 6,6% - таджики

Административный центр: г. Исфана

Крупные города: Исфана и Суйлукта

Район имеет железнодорожный узел в городе Суйлукте, аэропорт в городе Исфане.

 

Эсен ШИШКАРАЕВ, спец.корр POLIT.KG

по южному региону Кыргызстана

Исфана - Суйлукта


Версия для печати   |   Просмотров: 4224   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная