POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Воскресение, 18 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Почему инвесторы не идут в Кыргызстан?

16.05.2012 20:28 - Polit.kg
Почему инвесторы не идут в Кыргызстан?

15 мая состоялся «круглый стол» по улучшению инвестиционного климата Кыргызской Республики  и развитию частного сектора с участием вице-премьер-министра  Джоомарта Оторбаева,  крупных иностранных партнеров.

Накануне страна встречала самого главного гостя -   вице-президента Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии Филиппа Ле Уэру. Он озвучил свою оценку  развитию инвестиционного климата в нашей стране и представил перечень  критериев,  которые помогут  Кыргызстану хоть как-то привлечь иностранных инвесторов

 

Филипп Ле Уэру: «За международные инвестиции выросла большая конкуренция»

«Когда я летел сюда, то в самолете  смотрел статистику по Кыргызстану и увидел, что рост экономики в вашей стране был сконцентрирован на очень малом количестве секторов, в частности - это денежные переводы и золото. Такая концентрация является источником слабости и уязвимости: если в одном из секторов начнутся сложности, то и рост ВВП в целом резко уменьшится. Кроме того, в Кыргызстане есть и другие «уязвимые места», которые могут реально отпугнуть инвесторов. Сегодня невероятно возросла конкуренция за международные иностранные инвестиции, потому, что привлечь их хотят все больше стран. Но для этого нужны и определенные условия со стороны получателя. Для сравнения, в 2007 году общие международные инвестиции в КР составляли более 12 процентов, а в 2010-м - 2,5 процента. В регионе падение составило более 70 процентов. Это значит, что правительству Кыргызстана придется делать больше для привлечения иностранных инвестиций, чем оно могло бы делать ранее. Что нужно Кыргызстану, чтоб привлечь инвесторов?

Во-первых, нужна политическая стабильность – это главный аспект в развитии частного сектора. Вместе с политической стабильностью для развития этой сферы нужна честная власть, эффективная судебная система. Этого очень трудно достичь. Но вам нужно делать больше того, что вы делаете сейчас. Частному сектору нужно хорошее Правительство, банковский сектор и налаженная инфраструктура. Макро- и микроэкономическая стабильность – обязательные условия для прихода инвесторов. Если у вас начнется инфляция или неуправляемые долги – никакие  инвестиции в Кыргызстан не поступят.

Во- вторых, в Кыргызстане за последние 20 лет трудовые ресурсы фактически уничтожены. Если в целом, то в Центральной Азии и Восточной Европе такая тенденция растет. Бизнесмены жалуются на то, что сложно найти качественные трудовые ресурсы, особый спрос на опытных инженеров. Появление квалифицированной рабочей силы требует наличия хорошего образования, оно имеет ключевую важность для увеличения трудовых ресурсов во всем регионе, и в частности в Кыргызстане.

И третье, на что я хочу обратить особое внимание – проблема постоянного электроснабжения и хороших дорог в Кыргызстане. Для развития частного сектора это необходимо. Многие предприниматели не хотят вкладывать инвестиции попросту из-за таких, казалось бы, незначительных моментов. В целом же, экономика Кыргызстана является сконцентрированной. Например, удельный вес золотодобывающей компании «Кумтор» или денежные перечисления мигрантов составляют большую часть ВВП. Если в одном из  этих двух направлений  начнутся проблемы, например, сократится добыча золота или же уменьшаться денежные перечисления мигрантов, то это сразу начинает сказываться на увеличении количества бедных. Поэтому приоритетным направлением кыргызского Правительства должна стать диверсификация экономики», - так выразил свою точку зрения Филипп Ле Уэру. Но, видимо, чтобы его монолог не выглядел стол пессимистичным, подытожил он его цифрами: «В Кыргызстане наибольший процент площади частного сектора, в сравнении с соседними регионами. Он превышает 75%. Это больше чем в Туркменистане (55%), в Узбекистане(45 %), и даже в Казахстане (65%). Это уже хорошая основа для роста».

 

Половина компаний в Кыргызстане делают подарки чиновникам

Такое заявление сделала следующая участница «круглого стола» - специалист по развитию частного сектора Всемирного банка Рейчел Шахидсаллес. Она показала всем участникам презентацию, в которой указала многие отрицательные моменты, которые явно не добавят интереса инвесторам. Данные, которые она привела, приводятся в исследовании, проведенном в республике Всемирным банком.

«47,8 % фирм, опрошенных нами, сообщили, что им приходится дарить подарки чиновникам, чтобы решить свои проблемы. Этот показатель является самым высоким в Центральной Азии. Представители 58,9 % частных предприятий, работающих в Кыргызстане, по данным Всемирного банка, считают, что коррупция - самое большое препятствие для ведения бизнеса в республике. В 39 % кампаний утверждают, что подношения чаще всего приходится делать сотрудникам фискальных служб. Но и не только это самая большая беда: 58% опрошенных нами фирм считают, что электроснабжение представляет собой большое препятствие. Ежемесячно на одну компанию приходится около 2,6 отключений продолжительностью 7,4 часа, что является одним из самых высоких показателей в странах Восточной Европы и Центральной Азии. 10,5% годового объема продаж ежегодно теряется в результате отключений электричества. Для  сравнения, в Македонии -  5%. Опрос показал, что 40% фирм также приходится делать подарки за подключение к электроснабжению. Это второй по величине показатель в ЦА регионе».

Рейчел Шахидсаллес объявила эти цифры как раз после того, как Оторбаев сказал, что в стране и обществе произошли сдвиги в области борьбы с  коррупцией.  

Другими проблемами Кыргызстана названы доступ к финансированию, теневая экономика,  налоговая политика и администрирование, транспорт, недостаточный уровень образования работников, лицензии и разрешительные документы для бизнеса.

О негативном влиянии коррупции на экономику Кыргызстана говорят и в других международных структурах. Организация экономического сотрудничества и развития рекомендовала властям республики бороться не только с последствиями мздоимства и преступности в среде чиновников. ОЭСР считает, что Бишкеку гораздо выгоднее проводить профилактику коррупционных преступлений.

«Киргизии необходимо определить приоритеты в этом направлении, - заявил руководитель Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией Даниель Телесклаф (Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией - субрегиональная инициатива ОЭСР для стран Восточной Европы и Центральной Азии). - Наша рекомендация - превентивная профилактика. Легче предотвращать коррупцию, чем проводить расследование, которое может затянуться надолго».

Мнение главы представительства Азиатского Банка Развития (АБР) – одного из крупных доноров – Риё Хираока тоже  очень важно: «В Кыргызстане есть большая проблема -  какие специалисты нужны частному сектору и кого предлагает нынешняя система образования страны? В этом вопросе у республики большие сложности и большая разница между тем, что требуется и что предлагается. Но не могу не заметить положительных перемен, произошедших в стране в течение нескольких последних месяцев, в частности, сокращение лицензий, ликвидацию финполиции, улучшение налогового администрирования, работу ГНС и ряд других достижений Правительства».

 

«Привлечь в Кыргызстан $500 миллионов не проблема…»

Этот аспект волновал больше всего председателя правления австралийской золотодобывающей компании «Кентор Голд ЛТД» Хью МакКиннона. Он заявил, что в Кыргызстане существует большой риск для бизнеса иностранных инвесторов: «Очень легко можно привлечь в Кыргызстан $500 миллионов, если ликвидировать пробел между законами и их исполнением. Дело в том, что все инвесторы, работающие в Кыргызстане, сталкиваются с проблемами. Мы готовы вложить в проект $100 миллионов и больше, и имеем все разрешения, но из-за больших рисков и отсутствия правопорядка не можем реализовать проект. Мы полностью исполняем законы, но не получаем поддержки исполнительных органов. У инвесторов сложилось мнение, что все работает очень медленно, и госинституты не помогают разрешить вопросы в среднесрочной перспективе», - отозвался МакКиннон. Он пояснил, что компания вовремя подала заявку на продление лицензии, однако госорганы молчат. «Поэтому есть вероятность того, что компания не будет работать», - завершил он.

 

«Общество нас не поддерживает»

Джоомарт  Оторбаев председателю «Кентора»  ответил, что компания должна разрешить конфликт с местным сообществом, которое пока не соглашается на присутствие инвесторов в регионе: «Как только вы договоритесь с людьми, все вопросы разрешатся, вы должны работать с народом и показать, что проект не нанесет ущерба окружающей среде и принесет пользу стране и региону. Парламент запретил разработку месторождения до тех пор, пока компания не договорится с местным сообществом. Правительство должно исполнять решение парламента, мы живем в демократической стране, и интересы народа приоритетны в этом вопросе, игнорировать мнение людей мы не будем», - подчеркнул Оторбаев. А в целом, МОНОЛОГ вице-премьера выглядел так, будто он немного обижен: «Стратегии и реформы будут реализовываться в том случае, если их поддерживает общество. Без поддержки общества не продвинемся с места. Мы обратились во Всемирный банк для создания стратегии улучшения инвестиционной среды в республике. На протяжении 20-ти лет было много документов по этому направлению. На вопрос были ли они все эффективными, вряд ли можно дать положительный ответ. В основном причиной являлось то, что общество не доверяло власти. Если общество не верит государству, никакие проекты в принципе не могут реализоваться. Мы в самое короткое время обязаны вернуть доверие народа к государственной власти. На это сегодня и направлены все наши усилия. Сегодня нам нужно перенять мировой опыт со всеми механизмами поддержки и развития частного сектора, а также улучшения инвестиционного климата. Программа Правительства КР на 100 дней заложила хорошую основу для борьбы с коррупцией. Из программы 100 дней мы извлекли уроки, в частности, нужно активизировать коммуникацию с обществом и международным сообществом. Теперь Правительство будет развивать частный сектор, рыночную экономику, основанную на лучшей практике мира. В этом случае мы не будем изобретать кыргызский велосипед. Мы должны взять ранее сделанные до нас наработки. Правительством инициирована Программа «100 дней». «100 дней» это не конец, а начало улучшения условий для бизнес-среды, инвестиционного климата. Ведь, развитие экономики, создание новых рабочих мест не возможно без улучшения инвестиционной среды. Первые итоги говорят о плохой коммуникации между обществом, донорами и Правительством. Программа не смогла найти поддержку в соответствующих кругах, необходимо улучшать систему коммуникации. Отныне те приоритеты, которые мы ставим должны быть сформулированы на том языке, кому все будет адресовано. Совместно с развитием частного сектора, мы должны суметь построить правильную коммуникацию», - подытожил Оторбаев.

Встреча закончилась тем, что вице-премьер-министр предложил руководству Всемирного Банка оказать содействие в улучшении связей со всеми международными донорами в плане доведения до их внимания краткосрочных и долгосрочных программ Правительства КР. Оторбаев сообщил, что в конце этой недели будет подготовлен проект Плана действий по реализации приоритетных проектов. В данном Плане будут расписаны конкретные шаги реализации проектов. По словам вице-премьер-министра, каждый шаг Плана действий будет контролироваться специальной рабочей группой, куда войдут представители Аппарата Правительства, министерств и гражданского общества. Дж.Оторбаев призвал присутствовавших представителей донорских организаций поддержать данную инициативу Правительства КР.

К сожалению, на встрече не присутствовал сам премьер-министр Омурбек Бабанов, но как нам сообщили в пресс-службе, 14 мая, по прилету Филиппа Ле Уэру, он обстоятельно обсудил с ним приоритетные направления дальнейшего сотрудничества между Кыргызстаном и Всемирным банком. В пресс-службе отметили, что чиновник «обратил внимание участников встречи на позитивные изменения, произошедшие в стране после апрельских событий 2010 года». Омурбек Бабанов рассказал, что «усилия руководства республики направлены на обеспечение необратимости происходящих демократических процессов, укрепление института парламентаризма».

«Все проводимые реформы будут успешными только в том случае, если их будет поддерживать народ. Главная цель реформ - обеспечение достойной жизни населения, повышение уровня его благосостояния. Правительство разработало программу развития страны на текущий год, на ближайшие три года и на долгосрочный период. Также разработан детальный план мероприятий по реализации этих программ. Мы намерены реализовать все амбициозные цели, поставленные перед правительством», - заявил чиновник.

 

                                                                                                                  Анна Мягчилова, спец.корр POLIT.KG

Фото автора

PS

Примет ли Кыргызстан все те замечания и условия, о которых два с лишним часа твердили доноры? Примут ли власти во внимание, что в Европе не принято сидеть без света, дарить подарки,  нанимать работников без должного образования…

И договариваться с местным сообществом сподручнее все же не самим инвесторам, а родному правительству, местным властям.  И не о компромиссах с местными жителями должна идти речь, а о строгом соблюдении законодательства, которое должно учитывать интересы и местного сообщества, и государства в целом!   А если общество не доверяет власти – это проблема власти, а не доноров. И не мы должны ставить условия Всемирному банку и озадачивать эту организацию своими проблемами,  но выполнять те  условия, которые предъявляет ВБ при оказании нам поддержки.  Иначе мировое сообщество нас просто не поймет.

 

 

Справка: Миссия Всемирного банка в Кыргызстане заключается в содействии экономическому росту, сокращению бедности и улучшению качества жизни населения. КР получает от Всемирного банка финансирование на весьма льготных условиях: 45 процентов в виде грантов и 55 процентов в виде кредитов. Кредиты выдаются без процентов, с необходимостью уплаты лишь 0,75 процента за обслуживание. Срок погашения кредитов - 40 лет, с 10-летней отсрочкой выплат.

Сегодня реализуется 17 проектов общей стоимостью $355,43 миллиона, они направлены на развитие частного и финансового сектора, энергетики, транспорта и инфраструктуры, а также на проведение реформ в сфере здравоохранения.[1]

 



[1]http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/EXTRUSSIANHOME/EXTRUSSIANCOUNTRIES/ECAINRUSSIANEXT/KYRGUSINRUSSIANEXTN/0,,contentMDK:20226087~pagePK:1497618~piPK:217854~theSitePK:446848,00.html

 

Версия для печати   |   Просмотров: 2687   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная