POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Воскресение, 18 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Почему растут тарифы на проезд в общественном транспорте?

24.05.2012 19:54 - Polit.kg
Почему растут  тарифы на проезд в общественном транспорте?

Рост тарифов на коммунальные услуги, электроэнергию, связь стали катализатором Апрельской революции.  Людей возмутил не сам факт повышения цен, а та бесцеремонность и хамство властей, которые сопровождали то повышение. Людям не объяснили, почему нужно повышать тарифы, если доходы граждан не растут, а падают!  Вот и теперь председатель молодежного политического движения «Эркин Эл» Мавлян Аскарбеков обвиняет горкенеш в том, что он повысил тарифы на проезд незаконно, безо всяких на то экономических обоснований.

 

«Горкенеш не защищает права и интересы горожан, за последние 5 лет уже дважды были повышены тарифы на проезд в общественном транспорте. При этом в 2008 году, когда первый раз повысили тарифы с 5 до 8 сомов, и мэрия, и фирмы, предоставляющие услуги по  перевозке пассажиров, обещали, что горожане получат качественные услуги и безопасность проезда в маршрутках. Но вы все знаете техническое состояние нашего общественного транспорта, где не обеспечивается даже минимальный комфорт пассажиров, - возмущается Мавлян.  – Мы требуем, чтобы студенты, предоставившие студенческие билеты, могли платить 8 сомов в маршрутном такси, 6 сомов – в автобусе и 5 сомов – в троллейбусе. Также мы требуем, чтобы отменили повышение оплаты после 9 вечера. Как это решение экономически обосновано? Вечером дорожает бензин? Почему горожане должны платить больше вечером? Пусть тариф останется одинаковым и днем, и ночью. Если бы доходы частных фирм, занимающихся перевозкой граждан, не покрывали расходы, то на этом рынке не работали бы 48 частных компаний».

Аскарбеков предположил, что в повышении тарифов на проезд в общественном транспорте присутствует лоббирование бизнес-интересов со стороны вице-мэра и депутатов Бишкекского горкенеша: «Экономическое обоснование и калькуляцию расходов на перевозку мы можем сделать, и эти вопросы мы хотим обсудить на слушаниях. Действительно ли, как сказал один депутат, себестоимость поездки составляет 20 сомов, и это нормально, что тарифы на проезд повысили до 10 сомов?» - спросил он.

М.Аскарбеков отметил, что ни со стороны Бишкекского управления автотранспортом, ни со стороны депутатов Бишкекского горкенеша для населения и горожан не было предоставлено конкретных и четких расчетов повышения тарифов.

«Мыдо этого обращались в Бишкекский горкенеш, чтобы они предоставили информацию о повышении тарифов, и как работают компании, но никакого ответа не было получено», - сообщил он. «Мы подготовили обращение на имя и.о. председателя Бишкекского горкенеша Валентины Лисниченко и мэра столицы Исы Омуркулова, в котором выдвинули ряд требований. Одно из них - предоставление льгот на проезд в общественном транспорте студентам бишкекских вузов, второе – улучшение качества перевозок. Мы все знаем, что сейчас используют грузовые машины, вручную переделанные под перевозку пассажиров. Мы хотим ездить в маршрутках с соответствующими пассажирскими местами и вентиляцией. Также водители маршруток не соблюдают правил дорожного движения, что может быть опасным для горожан. В случае не выполнения требований и не решения вышеуказанных проблем мы, представители молодежного политического движения «Эркин Эл», студенты высших учебных заведений города Бишкека, представители молодежных, общественных организаций готовы начать бессрочные акции протеста», - завершил Мавлян Аскарбеков.

 

Хотите ездить с комфортом?  Платите больше!

«У народа сложилось впечатление, что частники и мэрия  собрались, посидели и решили накинуть цену на проезд на пару сомов. Просто так, от того, что им нечего делать. Так думают все, кто не знает, сколько обходится обслуживание  не простого автомобиля, а микроавтобуса, который наматывает сотни километров  ежедневно, без выходных. Так думают те, кто не смотрит новости, не читает газеты, не просматривает сайты государственных инстанций, где предварительно вывешивается вся информация. Молодежь наша, которая лучше порносайты посмотрит, чем новости информагенства, сейчас сидит и возмущается! А не лучше ли вам взять в руки калькулятор и прикинуть, сколько государству и частникам обходится содержать транспортное средство? – говоритЮрий Петров, директор ОсОО «Батыр Хан мурагер» (частной транспортой фирмы) – Если здесь собрались студенты, то среди вас наверняка есть экономисты. Надеюсь, вы знаете, что такое инфляция? К концу 2001года ее уровень достиг 16 %. Вот благодаря этому, в первую очередь, и подняли тариф. Дорожает все: свет, газ, сахар, масло. Дорожает и бензин. Если раньше дизтопливо стоило 22,5 сом, то сейчас литр  бензина доходит до отметки в 40 сом. В мае 2012 года цена на топливо вырастет до 45 сомов. Считаем дальше. В день маршрутка проезжает в среднем 240 километров. По нашим подсчетам, только на топливо у водителя уходит 1230 сом в день, то есть 40% дохода водитель тратит на топливо. Заменить шины: если в 2008 году одно колесо стоило 2200 сом, то сегодня его дешевле  5000 сом не купишь. Я говорю о «резине» китайского производства, о большем мы и не мечтаем. На обещанный «сезон» комплекта, конечно, не хватает – изнашиваемость вырастает за счет того, что бус «катается» 15 часов в день. Получается,что водитель буса зарабатывает 2300 сом в день. Отнимите топливо, амортизацию, аренду – водителю остается всего 500 сомов. Это за 12-часовой рабочий день. Как вам?»

 

Реальная стоимость за проезд – 15 сом

«Реальная стоимость проезда в маршрутном такси сегодня – 12-13 сомов, не меньше, - продолжает Юрий Петров, - мы кое-как отвоевали  «десятку» у антимонопольного комитета, через который «проходят» все повышения.  Мы понимаем, что все это – большая политика, но и нас понять можно. В антимонопольном комитете не знают, что такое  запасные части на машины. С 2009 года поднимается вопрос о повышении тарифов, а воз и ныне там. Из-за этого идут нарушения: маршрутки набитые, люди ездят лежа и стоя. И все упирается в тарифы. Согласно существующему уровню инфляции, тариф уже был бы 15 сомов, но нас устроит хотя бы 12-13 сомов», - сказал представитель водителей маршрутных такси.

Он пообещал, если будет нормальный тариф, который устроит водителей маршрутных такси, то будут и человеческие условия в общественном транспорте, включая занавески на окнах, заполнение лишь сидячих мест.

 

«В нарушениях виноваты сами пассажиры»

«Меня поражает, что сидящие в этом зале студенты возмущены тем, что нарушаются правила дорожного движения. Кто их нарушает кроме вас же самих?», - сетует Петров. По его словам, за прошлый год было 68 нарушений ПДД у водителей его предприятия, из них 62 – это посадка и высадка пассажиров в неположенном месте. «Неположенное место – это пешеходный переход, перед которым вынужден останавливаться водитель, в то время как студенты выбегают толпой из маршрутки, не понимая, какие помехи создают на дороге. Ну не пристегивать же их наручниками к поручням. В основном это происходит на проспекте «Манаса» возле БГУ. В остальных же случаях, водители идут на нарушения, потому что надо зарабатывать».

 

Геннадий Милицкий: «Мы опасаемся банкротства»

Начальник Бишкекского троллейбусного управления города Бишкек Геннадий Милицкий заявил, что управление обанкротилось, если бы не повысилась оплата за проезд в троллейбусах и автобусах. «Если бы мы не подняли тарифы, горожанам пришлось бы пересесть в брички. Когда мы заявили об этом депутатам городского совета, они, наконец, согласились рассмотреть вопрос об увеличении тарифов на ближайшем заседании. Последний раз тарифы в городском транспорте Бишкека дорожали 4 года назад. Но с тех пор подорожала солярка и запчасти. Только за минувший год убытки столичного автотранспортного предприятия составили 200 тысяч долларов. Изначально мы настаивали на повышении оплаты проезда в общественном транспорте на 25%.

Сегодня из 103 троллейбусов на маршруты выпускают от 75 до 85. Тариф на проезд в общественном транспорте складывается из затрат на его содержание. А получается, что, согласно затратам, проезд уже должен быть более 5 сомов. Этого недостаточно даже для поддержки предприятия. Стоимость запасных частей увеличилась в разы - одно колесо для троллейбуса стоит 19 тысяч – хотя годом раннее его цена составляла 9 тысяч сомов. Троллейбус – это сам по себе недешевый вид транспорта. В Бишкеке на троллейбусные линии уходит 200 километров высоковольтного кабеля, работают 200 подстанций, в которых трудятся 800 человек в тяжелых условиях, электроэнергия для троллейбусов подорожала на 50 тыйынов, кроме того, давно не увеличивалась заработная плата у водителей. Средняя зарплата на сегодня – 8 тысяч сомов за адский труд водителя. Чтобы свести концы с концами, водители общественного транспорта набирают в салон недопустимое число пассажиров. Иногда даже двери не закрываются. Да, на такие нарушения люди идут сознательно. Ведь каждый пассажир - это два сома к доходу. Войдите в наше положение, чтобы не получилась такая ситуация, когда в городе только два муниципальных автобуса из-за того, что остальные - нерентабельны", - попросил он.

Милицкий аргументировал, что сейчас у муниципалитета 450 автобусов – половина простаивает без запасных частей. Их не на что восстанавливать. «Мы должны поддержать муниципальный транспорт. Иначе - банкротство, и мы будем передвигаться на бричке. Очень много жалоб об отсутствии транспорта по улице Чолпон-Атинской, но мы не можем пустить туда маршрут, потому что он нерентабелен», - заключил Милицкий.

Начальник управления городского транспорта Зайытбек Назырынбеков отметил, что повышение тарифов - назревшая необходимость, поскольку ежемесячный убыток автобусного управления составляет 7-8 млн. сомов: «Ежемесячный доход предприятия составляет 15 млн. сомов, расходы на ГСМ 18 млн. сомов, выплата заработной платы 8 млн. сомов. Мы не покрываем этим тарифом  даже себестоимости услуг, с каждым днем растут долги за социальные и налоговые отчисления, поэтому предлагаем поднять тариф на проезд в автобусе с 6 до 8 сомов. На балансе предприятия состоит 450 автобусов, ежедневно на маршруты выходит лишь половина. Техническое обслуживание машин также требует дополнительных средств, поскольку стоящие на стоянке автобусы становятся объектом внимания воров. Выручка не оправдывает даже расходы на топливо. Все маршруты стали нерентабельными. Получается, что мы работаем только на топливо, а еще нужно производить соцотчисления, зарплаты, налоговые отчисления. Сегодня долг перед соцфондом составляет 13 млн. сомов, перед налоговой службой – 4,5 млн. сомов. За труд водителей мы в состоянии выплатить в среднем лишь 8 тыс. сомов», - ответил Назаранбеков.

Вопрос повышения тарифов инициировал вице-мэр Торобек Имашев. Он сказал, что действующие тарифы были установлены в ноябре 2008 года и сегодня не окупаются. За этот период произошло подорожание цен на топливо, электроэнергию, ГСМ и запчасти. С тех пор все и «спускают собак» на мэрию. Но вице-мэр внушил всем, что мэрия здесь абсолютно ни при чем: «44 фирмы, в которых обслуживается более 120 маршрутных бусов – главные инициаторы повышения. Расчеты по повышению тарифов на проезд в городском транспорте были представлены в городской антимонопольный комитет, и с его согласия вопрос был вынесен на сессию городского совета на утверждение». С главным молодежным активистом он вступил в словесную перестрелку: «Я хотел бы попросить Мавляна не делить людей на «горожан» и «чиновников». Мы – чиновники, такие же горожане, как и вы. У меня, например, пятеро детей, которые пользуются маршрутным такси и платят столько же, сколько платите вы. Что касается льгот, то с повышением тарифов сохранился бесплатный проезд для 4 категорий льготников в муниципальном транспорте, то есть в троллейбусах и автобусах. В частных маршрутных стоимость проезда для пенсионеров по возрасту и инвалидов останется прежней – 5 сомов.

Если кто-то сомневается в экономических подсчетах и думает, что мы забираем лишние повышенные 2 сома себе в карман, придите к нам, мы покажем вам все расчеты и  задолженности. Кроме того, мы не против, если 2-3 студента от каждого вуза будут участвовать в составе комиссии для нового проекта, совместно с японской компанией «JIKA» по установлению на светофорах видеокамер. Давайте работать вместе, может, тогда вы поверите, что мэрия работает», - заключил вице-мэр.

 

Без повышения тарифов не обойтись…

В итоге, на все вопросы, которые «мучили» активистов были даны ответы. Со слов представителей частных перевозчиков стало понятно, что они и сами не против перевозить людей в человеческих условиях. Но за нормальные деньги. Что такое «нормальные деньги» мы узнали у водителей самого популярного вида общественного транспорта в столиц – маршрутного такси. Больше половины опрошенных  компаний считают оптимальной стоимость в 15 сомов за проезд. По их мнению, повышение стоимости почти в два раза позволит покрыть расходы на топливо и ремонт, а также обеспечить пассажирам более комфортные условия.

Заместитель директора транспортной компании «Лига», Сергей Витязев, считает, на первом этапе такого повышения хватит, чтобы как-то успокоить немножко, взбодрить водителей и членов их семей: «Это компромиссный тариф, который устраивал бы и население и правозащитников на каком-то определенном этапе. Если бы оплата увеличилась до положенных 15 сомов, то комфортную езду можно было бы гарантировать – маршрутки не набивались бы до состояния «шпрот в банке»,  - говорит Витязев.

А теперь давайте посчитаем сами. В маршрутке должно быть 14 сидячих мест. Допустим, проезд увеличивается до 15 сомов, совершается 10 рейсов в день. 14 мест умножаем на 20 (рейсы в одну и другую стороны) и еще на 10 сомов, получается 4 тысячи 200 сом . Теперь посчитаем, сколько зарабатывают водители сегодня, когда в бусы набивают людей до отказа: 30 человек умножаем на 20 рейсов и еще на 10 сомов. Получаем 6000 сомов! Подсчет самый элементарный, без учета большего числа входящих и выходящих пассажиров. Комментарии, как говорится, излишни. А вывод один: не ездить нам «в отремонтированном транспорте и только на сидячих местах»! Не будут же транспортники работать себе в убыток.

Пассажиры понимают необходимость повышения цен на проезд. Но для многих рост тарифов очень сильно ударит по кошельку. Перевозчики считают: в идеале все тарифы надо повысить в три раза. Тогда можно будет говорить и о комфорте.

В целом, конечно, стоимость проезда в Бишкеке мизерная, по сравнению с Россией и Европой. Недавно жители Минска тоже пережили очередное подорожание проезда в общественном транспорте. Теперь за билет в автобус или троллейбус им придется отдать на 15 процентов больше, чем было ранее – почти 20 сом на наши деньги. Впрочем, для населения это подорожание было вполне ожидаемо. Ведь в прошлом году тарифы повышали 4 раза.[1] По сравнению с апрелем 2011 года цена автобусного билета выросла в два раза. Больше других платят жители Москвы - 85 центов (почти 30 рублей).  Если говорить о метро, то забавно то, что, например, в Москву из Мытищ доехать - значит пересечь черту города, это стоит 60 рублей, и всем плевать, что там ехать 10 минут.

В США общественный транспорт имеет свои немалые преимущества. В основном оплата осуществляется с помощью проездных карт. Пять поездок купил, шестую бесплатно. В среднем цена (если учитывать то, что страна разбита по территориям, в каждом штате своя цена) около 2-3 долларов (100-120 сом).  Но там автобусы не останавливаются на каждой остановке, а только по требованию пассажиров, при этом значительно экономится горючее. Хорошо ездить на автобусе в жару. В салоне прохладно, потому что установлен кондиционер.

В Тбилиси стоимость проезда тоже подняли. Сейчас она составляет 80 тетри (примерно 20 сом). Относительно недорогой тариф еще держится в Таджикистане – 1 сомони (9 сомов на наши деньги). Но у них действуют совершенно другие правила. Во-первых, маршруты разделены на две части. Пассажир, проехавший одну часть, должен платить 80 дирамов (8 сом), а если намерен доехать до конца маршрута, то платит ещё 80 дирамов. Таким образом, тариф «экспресс маршрутов», официально, составляет 1,60 сомони. Постепенно водители самовольно стали повышать тарифы и устанавливать тариф на «экспресс» в два сомони, потому, что у них нет мелочи, чтобы вернуть сдачу. Они просто предупреждают пассажиров, что нет мелочи или же сразу говорят, что до конечной они округлят положенную сумму.[2]Кстати, у нас тоже была такая практика. Я неоднократно не получала положенные сдачи в 2 сома, потому, что у водителя нет монет. А вот в Казахстане подорожания не было и вовсе уже несколько лет.

Анна Мягчилова.

 

 



[1]http://telegraf.by/2011/10/proezd-v-marshrutkah-v-minske-mojet-podorojat-do-6-5-tis-rublei

 

[2]http://ru.kloop.tj/2012/04/17/vladeltsyi-marshrutok-nezakonno-povyishayut-tarifyi-za-proezd/

 

Версия для печати   |   Просмотров: 2718   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная