POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Как улучшить межнациональные коммуникации в Кыргызстане?

28.05.2012 22:46 - Polit.kg
Как улучшить межнациональные коммуникации в Кыргызстане?

Таким вопросом задались эксперты  на прошедшем 25 мая в Бишкеке «круглом столе», где обсуждалась языковая политика, современные образовательные стандарты и психологические причины межэтнических столкновений. Найти рецепт «мирного сосуществования» гражданское сообщество пытается уже не первый год. Кто-то видит корень зла в непродуманной языковой политике государства, кто-то в отсутствии национальной идеологии или несоблюдении прав малых этнических групп, очевидно одно – спустя два года после ошских событий и конфликта в селе Маевка проблема никуда не делась.       

 

Назгуль Турдубекова, руководитель ОФ «Лига защитников прав ребенка»: «Мы работали в зонах, где произошли трагические события: в городе Ош, в Маевке - и для себя еще раз подчеркнули, что важнейшей межкультурной коммуникацией является язык. Если рассматривать вопрос, насколько государство уделяет внимание языку, то в основном акцент делается на том, что нужно изучать язык, и посыл примерно такой - это обеспечит безопасность государства, стабильность в стране, но практически никогда речь не идет об интеграции людей в одно коммуникационное пространство. И что же на практике? Как можно вдруг возлюбить язык той или иной страны, когда госорганы принимают на работу по национальному признаку и налицо дискриминация. Естественно, сообществом все языковые инициативы воспринимаются негативно. От взрослых это передается детям. Они эти обиды приносят в школу, это и есть ответ на вопрос, почему между детьми происходят какие-то межнациональные стычки. Естественно, если взрослые могут делать вид, что все в порядке, то дети не умеют врать, скрывать свои чувства и выставляют это напоказ.

Много говорят о том, как важно восстанавливать мир на юге страны, при этом мы не видим ни одного серьезного проекта, направленного на изучение кыргызского языка, и разработки интерактивных методов обучения через позитивное восприятие. Ни для кого не секрет, что когда было насильственное перемещение кыргызских классов в узбекские школы – это была прихоть взрослых, а в результате пострадали дети. Все знали, что такая проблема существует, но на государственном уровне не предпринималось ничего. Нет методик для того, чтобы детям разных национальностей было приятно и интересно изучать кыргызский язык. Вообще язык стал камнем преткновения, и этот вопрос обрел политическую окраску на юге страны. Если на севере к нему более спокойное отношение, то на юге это вопрос «быть или не быть» – либо ты знаешь язык и ты с нами, либо ты исключаешься из местного сообщества. Для того, чтобы урегулировать ситуацию в городе Оше, необходимо уже со следующего года начать обучать детей в школах с узбекским языком и кыргызскому тоже.

Если говорить в целом о коммуникациях, на практике происходит следующее: в государственных да и негосударственных учреждениях, если коллектив состоит из людей в основном одной национальности, ситуация складывается нездоровая. Как могут работать в госорганах представители одной национальности, когда народ Кыргызстана состоит более чем из ста национальностей? Конечно, при таком положении вещей госорганы не будут знать, какие проблемы есть в нашем обществе у других этнических групп. Даже в общественных организациях должны быть видны показатели гендерного и национального равенства, должны выдерживать определенную квоту, чтобы был этнический баланс. Большая проблема – это правоохранительные органы, там тоже наблюдается дискриминация в защите прав людей разных национальностей. Если государство действительно хочет изменить ситуацию в стране, то баланс должен быть во всем».

 

Марина Глушкова, директор программ Центра социальной интеграции: «Необходимо сказать о терминологии, которую мы используем, поскольку сфера межнациональных отношений более всего подвержена изменениям. Речь о языке социальных наук, которые описывают эти отношения. В этом смысле, когда мы используем термин «межэтнические» и «межнациональные» отношения, не совсем ясно, кто является их субъектом, и о каких собственно отношениях идет речь. Когда, например, вы приходите в госучреждение, вы находитесь в межнациональных отношениях с его служащими, если они другой этнической принадлежности, или вступаете во взаимодействие с государством. То же на уровне органов местного самоуправления. Где, в каких ситуациях проявляются межнациональные отношения? Надо отметить, что весь язык социальных наук, доставшийся нам из советского прошлого, крайне естествен и биологизирован. Приписывается некая естественность характеристик в зависимости от этнической и расовой принадлежности человека, в то время как эти характеристики складываются под влиянием социальной среды и в немалой степени - средств массовой информации. Поэтому довольно сложно говорить о том, что нужно сделать для улучшения межнациональной коммуникации.

В каких ситуациях люди начинают позиционировать себя с точки зрения этнической принадлежности? Эта тема у нас сейчас актуализировалась, и мы не единственная страна, нужно понимать, почему так происходит: в состоянии смуты и распада возникает потребность найти кого-то рядом, кто, говоря в биологическом смысле, «одной с тобой крови». Усиливается стремление к национальной идентичности. По идее актуализация идентичности происходит только в определенных ситуациях, ты не ходишь каждый день и не думаешь, что вот ты данной национальности. Мы больше думаем о себе, как о профессионалах, чем как о носителях той или иной этнической принадлежности. Образование, особенно вузовское, и система медиа работают на то, чтобы закреплять эти социальные границы и поддерживать видимость того, что биологическая характеристика играет важную роль, в то время как в действительности все совсем не так.

Первое, что может работать на улучшение ситуации, не завтра, а в долгосрочной перспективе – это ревизия социальных наук, и их переложение на вузовское и школьное образование. Если посмотреть отечественные учебники, окажется, что расы проходят в курсе биологии – это самый простой пример того, что мы рассматриваем расовую принадлежность как определенный набор качеств, по которым разделяются люди. В то время как в учебниках других стран изучение рас включено в программу социально-гуманитарных предметов. Второй вопрос, что мы хотим обозначить - личностные или институциональные аспекты межнациональных отношений? Мы хотим улучшить отношения между конкретными людьми, которые живут рядом, или мы хотим провести некоторые институциональные преобразования, а это значит, что тогда нам необходимо думать о политике расселения. Но не так, как это произошло при строительстве жилья в городе Ош, там тоже очень актуализировалась эта тема, что мол нужно поселить людей в общее пространство, но в результате мы имеем ту же конфликтную картину, что и была, и никакими насильственными методами толку не добьешься.

В мире существуют самые разные политики урегулирования межнациональных отношений, реализованные разными способами, в том числе и экономически. Так, например, в некоторых странах, если вы хотите купить жилье в моноэтническом районе, вы будете платить значительно больше денег, чем в полиэтническом и т.п. Это не значит, что мы должны перенимать все существующие практики, необходимо их детальное изучение с тем, чтобы впоследствии использовать наиболее подходящие для нашей страны элементы».    

 

Михаил Мунькин, руководитель научно-исследовательского «Центра психотехнологий»: «Если говорить о психологической составляющей, нужно в первую очередь рассмотреть одну модель структуры внутреннего опыта человека. Начало развития ребенка идет с восприятия окружения, потом в этом окружении человек формирует определенные способы поведения, затем он интегрирует их на представления о своих способностях и возможностях, на основе которых потом формируется система ценностей и убеждений - это мировоззрение, которое в конечном итоге формирует личностное своеобразие. Графически данная система укладывается в некую пирамиду, где вышележащий опыт оказывает влияние на нижележащий.

Теперь к реальности существования: если, например, мы просто начинаем воздействовать на уровень окружения, не меняя уровень идентичности, это только больше будет способствовать конфликтам, т.к. без изменений психологического восприятия нет и изменений поведения, корректировки системы ценностей. Существует только один уровень выше личностного своеобразия – это уровень духовности, не в религиозном, а в этическом смысле. И этот трансперсональный уровень можно было бы рассмотреть с позиции государства, вернувшись к вопросу о государственной идеологии. Сейчас государственная идеологическая модель сформирована по мононациональному признаку, и это является одним из элементов, структурирующих формы общественного поведения. Если рассматривать систему конфликтов, именно как систему, мы увидим, что в каждом из случаев всегда существуют две противоборствующие стороны, и пока мы находимся на одной из сторон, мы не сможем проанализировать ситуацию в целом, поэтому необходимо выйти за рамки национальной идентичности. Выйти за пределы тех карт мира и образов мышления, которые существуют в каждом из лагерей, и просто задаться вопросом: чего хотят люди? А люди хотят очень часто одного и того же - хотят жить хорошо. Только почему-то сама ситуация с тем, как жить хорошо, связывается с национальной принадлежностью, т.е. бытуют два мнения: «если мы потеряем свою национальную идентичность, то начнем жить плохо» или «причиной того, что мы живем плохо, является та или иная национальная группа». И эти идеологические моменты есть основа жесткого столкновения. Необходим поиск чего-то более значимого для людей, чем их этническая принадлежность. Здесь необходимо смещение фокуса с национальной идентичности на ощущение себя как профессионала. Это формирует кардинально иную систему ценностей, другой взгляд на жизнь. Если человек оценивается как профессионал своего дела, речь уже не идет о его национальной принадлежности.

Одновременно, если посмотреть на то, в какой ситуации возникает обострение национальной идентичности, можно проследить, что это происходит в очевидно кризисных ситуациях, в первую очередь экономических. Чем лучше экономическое благосостояние страны, тем меньше межэтнических конфликтов. Другой важный момент – это политические игры. Зачастую политики используют конфликты в своих интересах, это один из самых древних и действенных приемов «разделяй и властвуй». Чем больше хаоса, тем сложнее отследить, куда расходуются ресурсы, грамотно ли принимаются политические решения. А если это еще усугубляется низкой политической волей общества, как происходит у нас, ситуация не изменится. Политическую волю тоже необходимо воспитывать в сознании людей».   

 

Менять сознание людей необходимо– это факт, и вряд ли кто-то станет с ним спорить, но до того, как перемены возымеют действие, надо еще дожить. И возникает закономерный вопрос, как жить, пока будет меняться государственная идеология, массовое сознание, системы ценностей? Ответ здесь возможен только один: в правовом поле. И это правовое поле тоже требует основательной доработки. Можно ли с уверенностью сказать, что у нас существует действенный закон, четко определяющий как те критерии, по которым выявляются правонарушения на межнациональной почве, так и наказания за эти правонарушения? Межэтнических конфликтов на территории республики зафиксировано предостаточно, а вот случаев, когда были найдены их зачинщики, понесшие затем уголовную ответственность – единицы. Возможно, если разжигание межнациональной розни станет делом наказуемым в ста процентах случаев, и желающих выместить недовольство жизнью на своем «интернациональном» соседе станет меньше.   

 

Евг. Николаева, спец.корр POLIT.KG


Версия для печати   |   Просмотров: 1945   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная