POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Местное самовыживание, Или как добиться гармонии между центром и регионами?

02.07.2012 18:00 - Polit.kg

Уже много лет всевозможные международные организации и местные НПО объясняют кыргызским властям, что добиться гармонии центра и регионов можно, только дав максимум полномочий и властной автономии местным властям. Местные вроде бы и не против, но что делать со свободой -  не представляют. 83% сельских округов (айыльных аймаков) по стране держатся исключительно на государственных дотациях, что уже само по себе делает их зависимыми от центра. Разобраться в этих хитросплетениях и найти золотую середину попытались в конце июня на круглом столе «Вертикаль власти: центр и регионы» эксперты Института общественной политики.

 

Алексей Красин, руководитель стратегических проектов НКО «Агентство по развитию местного самоуправления»:

Вертикаль власти – не самоцель, а один из инструментов эффективного управления государством, особенно существующим в азиатском пространстве с соответствующей спецификой и традициями управления. Совершенно ясно: чтобы стать суверенным государством, необходимо самостоятельно решать весь комплекс вопросов государственного строительства. С одной стороны, необходимо построить институты власти, а с другой – изо дня в день обеспечивать полноценное функционирование этих институтов. Пока нашу попытку стать суверенным государством нельзя назвать удачной. Региональная политика в стране пока отсутствует и – более того – никогда не пыталась быть произведена. Мы видели попытки формирования различного рода стратегических программ, но все они создавались не из внутренней необходимости, а из  чисто внешних рамок: демократизация, децентрализация и т.д. Была сделана ошибка: децентрализация, являющаяся инструментом трансформации государства, превратилась в самоцель – и текущий процесс разрушил остатки советской вертикали власти, которая на первых порах ещё существовала в Кыргызстане. Сакральность власти была подорвана в самом начале суверенизации, а 2005 и 2010 годы посеяли большие сомнения в её мощи. Профессионализм госслужащих вследствие этих процессов неуклонно ухудшается. Вместе с тем идёт процесс строительства новой государственной системы: появилась реальная многопартийность, изменились векторы политики.

Структура органов административного самоуправления страны неадекватна тому положению, в котором оказался Кыргызстан. Субъекты политики понимают это, и практически каждый раз, когда государство сталкивается с новыми вызовами, рисками и угрозами, встаёт вопрос об изменении структуры госуправления, изменения административно-территориального устройства  и построения новой системы местной власти. Однако гармоничная для Кыргызстана формула взаимодействия местных и центральных властей до сих пор не найдена. Впрочем, уже разработана новая концепция административно-территориального устройства,  разрабатывается и концепция регионального развития.

Одна из наиболее очевидных вещей на сегодня – неполноценность вертикали власти. Это означает, что нет способности к полной, точной и неискажённой реализации государственной политики сверху вниз и обратной связи – реакции на эту политику – снизу вверх. Моё экспертное мнение таково: система государственной власти должна быть построена таким образом, чтобы политика, согласованная в рамках страны, могла быть исполняемой с сохранением изначального импульса. И, конечно, власть должна знать реакцию граждан. В  большинстве постсоветских государств такой системы ещё не наблюдается. Дело в том, что в советское время управление производилось по трём каналам: определяла идеологию развития партия, исполнительско-хозяйственную функцию брали на себя советы, а  на самом низу былипрофессиональные союзы, с которых, к слову, и начиналась вся обратная связь. При том, что не всё, задуманное наверху, исполнялось тогда единообразно и точно, это была действительно работающая схема. После распада СССР эта система была  разрушена и везде получилось так, как в России, где, если говорить о временах Бориса Ельцина, 80% президентских указов уже не исполнялось.

Огромной бедой для нашего государства явилась безоглядная донорская поддержка тех идей, в которых мы в середине 90-х ещё ничего не понимали. Так как начали давать деньги, децентрализация стала  игрой. Никто не думал, зачем, под какую модель будущего всё это делается, и процесс воспринимался как приведение системы в соответствие с некими международными нормативами. Невнятно звучали голоса старых управленцев, которые предостерегали от разрушения советской системы, унаследованной Кыргызстаном. Впоследствии мы обнаружили, что, формально соответствуя демократическим стандартам, суть управления остаётся советской. Сложился некий «микс» авторитарности и демократических лозунгов. За годы независимости власть научилась выстраивать для народа красивые фальш-панели: дескать, мы изменились, ввели местное самоуправление, провели децентрализацию. Мы заигрались в формы вместо того, чтобы формировать реальное содержание.

Сегодня власть понимает, что не решение проблемы регионального развития означает фактический развал государства. Понимает она и то, что в отличие от предшественниц, находится в состоянии цейтнота. Это хорошо. Плохо то, что нет эффективных механизмов быстрого и динамичного прохождения кризисного этапа. Отсюда и практикуемое следование старым манипулятивным схемам. Система производства стратегических документов сильно не поменялась.

Бесплодны всех надежды на то, что приедет какой-то заблудившийся американец и напишет для всех нас библию, по которой мы будем  действовать. Никто, кроме нас самих не знает, как подскажет нам, как жить лучше. Только сами, засучив рукава и консолидировавшись, мы сможет решить свои проблемы.

В условиях, когда местное «самоуправление» почти полностью зависит от траншей республиканского бюджета, никакого местного самоуправления в нём нет. Депутаты местных кенешей понимают, что если центр даст денежку – они будут жить. А если начнут возникать, то через тот же минфин получат воздаяние. Даже в самом мощном субъекте МСУ – городе Бишкеке -  просят деньги из госбюджета.

Учитывая специфику нашей страны, применить единый подход ко всем регионам, на мой взгляд, не представляется возможным. К примеру, сейчас разрабатывается новая военная доктрина КР. Главная мысль: если будет дан приказ, страну защитим. Не факт, потому что кроме военных мощностей для защиты страны необходимо иметь консолидированную территорию, с пограничных зон которой население не утекает, а грудью встаёт на их защиту. Сейчас же на наши пограничные территории постоянно проникают граждане соседних государств, которые здесь со временем натурализуются. Этот процесс несёт реальную опасность для государственности Кыргызстана. Поэтому сейчас необходимо сочетать разные подходы на разных территориях. Приграничная зона должна управляться более жёстко, но с определёнными преференциями для местного населения. Своя специфика и в горной местности. Что делать чабанам, скажем, Нарынской области, когда горы чернеют и начинается массовый падёж скота? Все мы помним, какие проблемы с кормами были весной этого года – после продолжительной и суровой зимы. В чьей зоне ответственности это находится? Понятно, что этими проблемами должно – причём, на постоянной основе, - заниматься государство. У нас же зима приходит всегда неожиданно. Управление воспринимается почти как военные действия. Каждый год в экстренном порядке за рубежом на деньги налогоплательщиков закупается сено, которое мы вполне можем заготавливать сами. Я понимаю, что крестьян нужно поддерживать, но именно такой подход вызывает недовольство. Люди говорят: почему этим и тем всё раздают, а мы сами заранее  побеспокоились и ничего от государства не получили?

В условиях неполноценного функционирования вертикали власти, происходит не делегирование, а «сброс» полномочий, когда деньги не дают, а работу выполнять заставляют. Но полноценная вертикаль – это когда думающее управление начинает рачительно распоряжаться и государственными функциями, и бюджетом на их исполнение.

 

Шерадил Бактыгулов, эксперт по государственному управлению:

Политическая и юридическая науки определяют вертикаль власти как линию подчинения снизу вверх и сверху вниз.  В Кыргызстане вертикаль власти имеет три особенности:

1) она имеет только одну линию подчинённости – снизу вверх;

2) тот комплекс мероприятий, которые разрабатываются, направлен на усиление подотчётности как органов госуправления, так и местного самоуправления одному центру;

3) теоретически в отношениях между властями введение принципа «сильного парламента» повышает роль политических партий; на практике же в условиях отсутствия реальных партийных программ увеличивается риск принятия всех решений двумя-тремя партийными лидерами.

Главным и единственным инструментом укрепления вертикали власти остаётся пока право назначения кадров на различные должности. Имеются в виду такие политические назначенцы, как министры, председатели комитетов, губернаторы, акимы, иногда главы МСУ. Прослеживается скрытая тенденция двух-трёх-партийной системы в стране, когда малоразличимые по своим программным установкам политические структуры стремятся закрепиться во власти на долгие годы. Особой проблемы в этом нет до тех пор, пока эти партийцы не приходят в органы управления как в центре, так и на местах. Уже существует устойчивое мнение, что страной правят бюрократы (вороватая и некомпетентная часть чиновников всех рангов) и бизнесмены (вороватые беспринципные спекулянты, оказавшиеся на хлебных местах благодаря бюрократам). Отсюда сопутствующее мнение: единственной силой влияния на чиновников является криминал и капитал. Поэтому любые попытки укрепления вертикали власти сегодня будут рассматриваться как стремление к укреплению власти одного человека или одной партии. Это может стать очередным поводом для людского возмущения. Реальной же причиной будет являться то, что они не осознают себя гражданами страны.

Поводами для выражения недовольства со стороны народа чаще всего становятся перемены руководства органов центра и местного самоуправления. Укрепляя власть, руководители как бы заявляют, что отвечают теперь за всё. Но когда приходит время держать ответ, ответственность сваливается на прежнее правительство. Всё это – на фоне обострённого восприятия коррупции.

Что можно сделать в этой ситуации? Существует два основных подхода. Условно их можно обозначить как структурныйи манипулятивный. Первый подразумевает укрепление взаимодействия между структурами госвласти и МСУ по вертикали и горизонтали. Подразумевается повышение качества людей, работающих в этой системе. Тут в первую очередь можно рекомендовать отказ от  практики «политического назначенства», а во вторую – введение подробных должностных инструкций для всех чиновников. Второй подход подразумевает работу с общественным мнением. Тут можно использовать введение новых линий подотчётности. Первый подход может спасти ситуацию на 4-5 лет, второй – на 2-3, но оба имеют существенный недостаток: отсутствие видения страновой цели функционирования вертикали власти. Мы понимаем, что весь процесс не ограничивается принятием нормативно-правовых актов и кадровыми назначениями-увольнениями.

 

Текст подготовлен корреспондентами Polit.KG


Версия для печати   |   Просмотров: 1945   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная