POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 20 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Роль религии в современном Кыргызстане

07.07.2012 20:08 - Polit.kg
Диалог мировоззрений и его трансформация в систему общественных отношений – объективная данность современного мира. И Кыргызстан, как страна, придерживающаяся либеральной религиозной политики, сталкивается с проблемой понимания роли существующих на территории республики конфессий, выработки методов сотрудничества с ними и «распределения полномочий». А потому имеет смысл подробнее остановиться на том, какие социальные функции выполняет религия сегодня и каким образом взаимодействует с государством.  

Отношение к религиозной сфере, как в целом, так и в контексте отдельных конфессий – самая плодородная, после межнациональных отношений, почва для споров и разногласий, конфликтующие мнения с успехом произрастают на ней во всех странах и в любой исторический период. Даже ученые-религиоведы редко единодушны в подходе к изучению этого культурного феномена: одних только определений понятия «религия» существует около 250 - все они, как водится, сложны и трудновоспроизводимы по памяти.

На постсоветском пространстве, так уж исторически сложилось, по сей день наиболее широко употребимо и общеизвестно одно, короткое и емкое: «Религия – опиум для народа». И хотя с тех пор, когда всем поголовно в целях воспитания правильной идеологической позиции и моральной устойчивости вдалбливалась эта максима, прошло немало времени, частота ее воспроизведения почти не изменилась. Нерелигиозное мировоззрение на бытовом (если не сказать, обывательском) уровне по-прежнему тяготеет к формулировке Маркса, истинный смысл которой, кстати, советская пропаганда порядком извратила:              

Так, писатель-антимилитарист Курт Воннегут в своем сборнике очерков «Человек без страны» пишет: «Маркс заявил это в 1844 году, когда опиум и его производные были всего лишь эффективными обезболивающими средствами, которые мог принимать любой желающий. Сам Маркс тоже их принимал. И был благодарен за временное облегчение, которое они приносили. В этом его заявлении он всего лишь указывает (без всякого осуждения) на тот факт, что в бедственных социально-экономических условиях религия приносит народу утешение»[i].

И хотя штампы доставшейся нам в наследство картины мира, судя по всему, еще долго будут неистребимы, пора искать новые подходы к рассмотрению религии как общественного института. «Для современного Кыргызстана проблема соотношения и взаимодействия религии и демократии является чрезвычайно важной, поскольку будущее общественное и государственное устройство республики непосредственно зависит от развития религиозной ситуации, - считает ученый-религиовед, преподаватель кафедры ЮНЕСКО по изучению мировой культуры и религий КРСУ Денис Брусиловский. - Религиозная ситуация в Кыргызстане на современном этапе формируется на основе комплекса историко-культурных, социально-экономических и этнодемографических факторов. В конфессиональном плане Кыргызстан разделен на три зоны. Первая – Бишкек и Чуйская долина, где доля православных почти равна числу мусульман. Вторая – север республики (Иссык-Кульская, Нарынская, Таласская области), где распространен ислам, «обросший» местными культами и верованиями (шаманизмом). Специфика шаманизма в жизни кыргызского общества проявляется в максимальной степени его толерантности: терпимости к чужим мнениям и верованиям, мобильности и прагматизму. И третья – южные области республики (Ошская, Джалалабадская, Баткенская), где мусульмане составляют подавляющее большинство населения.

В Кыргызской Республике нет официальной статистики по членству в религиозных организациях, ибо многие конфессии не основаны на фиксированном членстве, а в официальных документах граждане не обязаны заявлять о своей религиозной принадлежности. Тем не менее, бурный рост количества религиозных организаций, мечетей, церквей и молельных домов свидетельствует о возрастании религиозности общества. Даже поверхностный анализ показывает, что более 90% населения участвуют в религиозных ритуалах и обрядах, т.е. общество в целом является активно религиозным»[ii].   

 

Свято место пусто не бывает

Таким образом, сегодня Кыргызстан оказался в ситуации, когда вовлеченность населения в религиозную жизнь не может остаться незамеченной, а на смену традиционным для страны конфессиям стремятся прийти новые религиозные течения. Альтернативу христианству православного толка составляет протестантизм: Свидетели Иеговы, баптисты, пятидесятники, адвентисты, лютеране и пр. Традиционному исламу противопоставляются его радикальные течения, а есть и такие «экзотические» направления, которые трудно классифицировать - вроде бахаизма, последователей которого у нас в стране пока не так много. О том, почему в Кыргызстане нашло приют множество нетрадиционных конфессий, догадаться несложно: «Их активному притоку и закреплению в республике способствовали, во многом, формальная и равнодушная политика со стороны представителей традиционных религий по отношению к своим прихожанам, рост социальных трудностей, а также либеральное законодательство и отсутствие эффективно действующей системы взаимодействия государственных органов с организациями подобного толка. При этом, несмотря на различные негативные факторы, опыт показывает, что понижение роли религии, просто сокращение сферы ее деятельности не ведет к социальному прогрессу»[iii].

Итак, социальные трудности (которые, как правило, целиком и полностью на совести государства) – фактор немаловажный. Материальная помощь и ощущение эмоциональной поддержки могут стать стимулом для прихода в секту практически любого человека, нужен только правильный момент: потеря работы или утрата близких. Но это причины скорее частного порядка, тогда как есть и общая тенденция. В утилитарном смысле религия возмещает человеку то, что недодает ему государство: финансовую и социальную защищенность, образовательные и карьерные возможности и т.п.

С точки зрения того, каких экзистенциальных благ жаждет человек (классическая «пирамида потребностей Маслоу» в данном случае не в счет), основных всего три – это потребность в самоидентификации, в признании и смысле. Как данные потребности могут реализоваться в сфере общественной жизни, т.е. государства? Самоидентификация достигается путем присвоения определенных этнических и культурных характеристик, признание – за счет карьерных и творческих успехов, смысл – (и здесь без религии или хотя бы системы моральных ценностей в любом случае не обойтись) личные мировоззренческие установки плюс ощущение причастности к жизни общества. Очевидно, что экономическая ситуация, социальные гарантии, идеология в государстве, обеспечивающем своим гражданам удовлетворение перечисленных потребностей, должны быть на высоком уровне. В противном случае на смену приходит религия, которой эта задача дается гораздо проще: причастность к религиозной организации выступает в качестве самоидентификации, признание – это тот метод «бомбардировки любовью», который обычно используют адепты деструктивных сект для вовлечения новых членов, а смысл есть служение интересам своего религиозного объединения.   

 

Вместо государства или вместе с государством?            

Следовательно, и решать, какую роль в обществе должна играть религия, только государству. Будет ли она эрзацем социального, тем самым опиумом, приносящим утешение в «бедственных экономических условиях», или партнером власти.     

Кадыр Маликов, директор центра «Религия, право и политика»: «Должны быть партнерские отношения. Необходимо понимание того, что с учетом сегодняшних реалий государство берет на себя конституционную ответственность по регулированию данной сферы и одновременно обязуется действовать в интересах граждан и всего общества – выставлять «фильтры» против различных деструктивных религиозных течений, идеологий, сект. С конфессиями, не несущими угрозу, государство должно выстраивать рассчитанные на плодотворное и долговременное сотрудничество взаимоотношения, в остальных случаях, в первую очередь - защищать своих граждан. Законодательство в области религии в целом разработано: есть статьи, запрещающие прозелитизм (стремление к повсеместному установлению поддерживаемой религии, прим. ред.), для регистрации религиозной организации уже требуется 200 человек, а не 10, как раньше. Однако нет механизма исполнения статей и контроля ситуации. С учетом сегодняшних реалий необходимы некоторые дополнения в закон, т.к. деструктивные секты идут на разные ухищрения и находят правовые лазейки. Поэтому закон должен быть гибким для нововведений и не отставать от изменяющейся ситуации. Роль религии в современном Кыргызстане с каждым годом возрастает. Человек без веры не может, и надо отходить от устаревших околоатеистических взглядов и выстраивать свою современную модель взаимодействия различных конфессий и власти».

А, кроме того, не так уж разнятся цели, которые ставят перед собой государство и религия. «Подходы религиозного и нерелигиозного мировоззрений к реальным проблемам общества и человека представляют широкую базу для диалога. Один из наиболее известных турецких ученых по межрелигиозному диалогу, лидер обновления интеллектуальной, социальной и духовной жизни мусульман Фетхуллах Гюлен считает, что «основой диалога может послужить признание того, что высшей ценностью является сам человек и его благополучие»[iv].

 



[i] - Kurt Vonnegut “Man Without a Country”, Seven Stories Press, 2005.

[ii] - Брусиловский Д.А. «Религиозная ситуация и некоторые философско-религиоведческие аспекты диалога мировоззрений в Киргизии».  

[iii] - там же.

[iv] - там же.

 

Евг.Николаева, спец. Корр. POLIT.kg

Версия для печати   |   Просмотров: 4288   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная