POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 23 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Роль религии в современном Кыргызстане

07.07.2012 20:08 - Polit.kg
Диалог мировоззрений и его трансформация в систему общественных отношений – объективная данность современного мира. И Кыргызстан, как страна, придерживающаяся либеральной религиозной политики, сталкивается с проблемой понимания роли существующих на территории республики конфессий, выработки методов сотрудничества с ними и «распределения полномочий». А потому имеет смысл подробнее остановиться на том, какие социальные функции выполняет религия сегодня и каким образом взаимодействует с государством.  

Отношение к религиозной сфере, как в целом, так и в контексте отдельных конфессий – самая плодородная, после межнациональных отношений, почва для споров и разногласий, конфликтующие мнения с успехом произрастают на ней во всех странах и в любой исторический период. Даже ученые-религиоведы редко единодушны в подходе к изучению этого культурного феномена: одних только определений понятия «религия» существует около 250 - все они, как водится, сложны и трудновоспроизводимы по памяти.

На постсоветском пространстве, так уж исторически сложилось, по сей день наиболее широко употребимо и общеизвестно одно, короткое и емкое: «Религия – опиум для народа». И хотя с тех пор, когда всем поголовно в целях воспитания правильной идеологической позиции и моральной устойчивости вдалбливалась эта максима, прошло немало времени, частота ее воспроизведения почти не изменилась. Нерелигиозное мировоззрение на бытовом (если не сказать, обывательском) уровне по-прежнему тяготеет к формулировке Маркса, истинный смысл которой, кстати, советская пропаганда порядком извратила:              

Так, писатель-антимилитарист Курт Воннегут в своем сборнике очерков «Человек без страны» пишет: «Маркс заявил это в 1844 году, когда опиум и его производные были всего лишь эффективными обезболивающими средствами, которые мог принимать любой желающий. Сам Маркс тоже их принимал. И был благодарен за временное облегчение, которое они приносили. В этом его заявлении он всего лишь указывает (без всякого осуждения) на тот факт, что в бедственных социально-экономических условиях религия приносит народу утешение»[i].

И хотя штампы доставшейся нам в наследство картины мира, судя по всему, еще долго будут неистребимы, пора искать новые подходы к рассмотрению религии как общественного института. «Для современного Кыргызстана проблема соотношения и взаимодействия религии и демократии является чрезвычайно важной, поскольку будущее общественное и государственное устройство республики непосредственно зависит от развития религиозной ситуации, - считает ученый-религиовед, преподаватель кафедры ЮНЕСКО по изучению мировой культуры и религий КРСУ Денис Брусиловский. - Религиозная ситуация в Кыргызстане на современном этапе формируется на основе комплекса историко-культурных, социально-экономических и этнодемографических факторов. В конфессиональном плане Кыргызстан разделен на три зоны. Первая – Бишкек и Чуйская долина, где доля православных почти равна числу мусульман. Вторая – север республики (Иссык-Кульская, Нарынская, Таласская области), где распространен ислам, «обросший» местными культами и верованиями (шаманизмом). Специфика шаманизма в жизни кыргызского общества проявляется в максимальной степени его толерантности: терпимости к чужим мнениям и верованиям, мобильности и прагматизму. И третья – южные области республики (Ошская, Джалалабадская, Баткенская), где мусульмане составляют подавляющее большинство населения.

В Кыргызской Республике нет официальной статистики по членству в религиозных организациях, ибо многие конфессии не основаны на фиксированном членстве, а в официальных документах граждане не обязаны заявлять о своей религиозной принадлежности. Тем не менее, бурный рост количества религиозных организаций, мечетей, церквей и молельных домов свидетельствует о возрастании религиозности общества. Даже поверхностный анализ показывает, что более 90% населения участвуют в религиозных ритуалах и обрядах, т.е. общество в целом является активно религиозным»[ii].   

 

Свято место пусто не бывает

Таким образом, сегодня Кыргызстан оказался в ситуации, когда вовлеченность населения в религиозную жизнь не может остаться незамеченной, а на смену традиционным для страны конфессиям стремятся прийти новые религиозные течения. Альтернативу христианству православного толка составляет протестантизм: Свидетели Иеговы, баптисты, пятидесятники, адвентисты, лютеране и пр. Традиционному исламу противопоставляются его радикальные течения, а есть и такие «экзотические» направления, которые трудно классифицировать - вроде бахаизма, последователей которого у нас в стране пока не так много. О том, почему в Кыргызстане нашло приют множество нетрадиционных конфессий, догадаться несложно: «Их активному притоку и закреплению в республике способствовали, во многом, формальная и равнодушная политика со стороны представителей традиционных религий по отношению к своим прихожанам, рост социальных трудностей, а также либеральное законодательство и отсутствие эффективно действующей системы взаимодействия государственных органов с организациями подобного толка. При этом, несмотря на различные негативные факторы, опыт показывает, что понижение роли религии, просто сокращение сферы ее деятельности не ведет к социальному прогрессу»[iii].

Итак, социальные трудности (которые, как правило, целиком и полностью на совести государства) – фактор немаловажный. Материальная помощь и ощущение эмоциональной поддержки могут стать стимулом для прихода в секту практически любого человека, нужен только правильный момент: потеря работы или утрата близких. Но это причины скорее частного порядка, тогда как есть и общая тенденция. В утилитарном смысле религия возмещает человеку то, что недодает ему государство: финансовую и социальную защищенность, образовательные и карьерные возможности и т.п.

С точки зрения того, каких экзистенциальных благ жаждет человек (классическая «пирамида потребностей Маслоу» в данном случае не в счет), основных всего три – это потребность в самоидентификации, в признании и смысле. Как данные потребности могут реализоваться в сфере общественной жизни, т.е. государства? Самоидентификация достигается путем присвоения определенных этнических и культурных характеристик, признание – за счет карьерных и творческих успехов, смысл – (и здесь без религии или хотя бы системы моральных ценностей в любом случае не обойтись) личные мировоззренческие установки плюс ощущение причастности к жизни общества. Очевидно, что экономическая ситуация, социальные гарантии, идеология в государстве, обеспечивающем своим гражданам удовлетворение перечисленных потребностей, должны быть на высоком уровне. В противном случае на смену приходит религия, которой эта задача дается гораздо проще: причастность к религиозной организации выступает в качестве самоидентификации, признание – это тот метод «бомбардировки любовью», который обычно используют адепты деструктивных сект для вовлечения новых членов, а смысл есть служение интересам своего религиозного объединения.   

 

Вместо государства или вместе с государством?            

Следовательно, и решать, какую роль в обществе должна играть религия, только государству. Будет ли она эрзацем социального, тем самым опиумом, приносящим утешение в «бедственных экономических условиях», или партнером власти.     

Кадыр Маликов, директор центра «Религия, право и политика»: «Должны быть партнерские отношения. Необходимо понимание того, что с учетом сегодняшних реалий государство берет на себя конституционную ответственность по регулированию данной сферы и одновременно обязуется действовать в интересах граждан и всего общества – выставлять «фильтры» против различных деструктивных религиозных течений, идеологий, сект. С конфессиями, не несущими угрозу, государство должно выстраивать рассчитанные на плодотворное и долговременное сотрудничество взаимоотношения, в остальных случаях, в первую очередь - защищать своих граждан. Законодательство в области религии в целом разработано: есть статьи, запрещающие прозелитизм (стремление к повсеместному установлению поддерживаемой религии, прим. ред.), для регистрации религиозной организации уже требуется 200 человек, а не 10, как раньше. Однако нет механизма исполнения статей и контроля ситуации. С учетом сегодняшних реалий необходимы некоторые дополнения в закон, т.к. деструктивные секты идут на разные ухищрения и находят правовые лазейки. Поэтому закон должен быть гибким для нововведений и не отставать от изменяющейся ситуации. Роль религии в современном Кыргызстане с каждым годом возрастает. Человек без веры не может, и надо отходить от устаревших околоатеистических взглядов и выстраивать свою современную модель взаимодействия различных конфессий и власти».

А, кроме того, не так уж разнятся цели, которые ставят перед собой государство и религия. «Подходы религиозного и нерелигиозного мировоззрений к реальным проблемам общества и человека представляют широкую базу для диалога. Один из наиболее известных турецких ученых по межрелигиозному диалогу, лидер обновления интеллектуальной, социальной и духовной жизни мусульман Фетхуллах Гюлен считает, что «основой диалога может послужить признание того, что высшей ценностью является сам человек и его благополучие»[iv].

 



[i] - Kurt Vonnegut “Man Without a Country”, Seven Stories Press, 2005.

[ii] - Брусиловский Д.А. «Религиозная ситуация и некоторые философско-религиоведческие аспекты диалога мировоззрений в Киргизии».  

[iii] - там же.

[iv] - там же.

 

Евг.Николаева, спец. Корр. POLIT.kg

Версия для печати   |   Просмотров: 4500   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная