POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Туризм в Кыргызстане: не природой единой славен край, но своей историей и людьми…

07.07.2012 20:37 - Polit.kg
Не первый – и надо думать, не последний – год ведутся разговоры о том, чего не хватает туристической сфере в Киргизии для успешного развития и процветания, которое в будущем обеспечило бы госбюджету регулярные финансовые поступления, населению – рабочие места, а туристам – качественный отдых. Большинство озвучиваемых проблем, отодвигающих искомое процветание куда-то в отдаленную, окутанную туманом перспективу, действительно лежит на поверхности и заметно глазу любого отдыхающего, но остается еще и не столь явное, хотя не менее важное и почти забытое направление развития: познавательный туризм.

 

Этот пункт в программе гипотетического туриста, собравшегося посетить Кыргызстан, просто отсутствует. Потому что вписать в него нечего. Вернее, так уж сложилось, что «познавать» гостям предлагается исключительно красоты природы, национальную кухню и прикладное искусство. Список исторических и культурных памятников, до которых можно добраться организованно и осмотреть их в сопровождении гида, более чем скромен: Башня Бурана, Гумбез Манас, Сулайман-Тоо и т.п. – названия кыргызстанцам хорошо знакомые. Рассчитывать же на какую-то более или менее серьезную «культурную программу» не приходится. Конечно, хрестоматийное требование «хлеба и зрелищ» в приложении к туристическому бизнесу – это качественный сервис и развитая инфраструктура развлечений, без которых развитие данного бизнеса невозможно в принципе. И вполне понятно, почему именно проблемы обеспечения сервиса и создания необходимой инфраструктуры обсуждаются в первую очередь: не секрет, что сегодня туристическая поездка в Кыргызстан - зачастую сомнительное удовольствие отдохнуть «диким способом», правда, за сравнительно небольшие деньги. Однако это не отменяет необходимости развития и такого компонента туристической «рентабельности» страны, как ее культурно-познавательный потенциал.         

И здесь не лишним будет припомнить не такой уж давний советский опыт, когда любому прибывающему в республику туристу предлагалась программа, включающая самые разнообразные тематические экскурсии,  разработанные маршруты и квалифицированных гидов в придачу.

РассказываетЛилия Пилипенко, в прошлом экскурсовод-групповод Фрунзенского Бюро путешествий и экскурсий:«Если не углубляться в совсем уж далекое прошлое, скажем, в 80-х страну в год посещало 2 млн. туристов - это был гос.план. Невозможно представить себе такое количество людей, приезжающих в республику и не знающих, чем себя занять. Существовала целая система обеспечения качественного отдыха, и не только в смысле санаторно-курортного лечения, чем славен наш Иссык-Куль, или типично туристических развлечений – их, кстати, было не так много, и в этом отношении советский подход как раз проигрывает. Разрабатывались планы экскурсий, и люди действительно, в полном смысле слова знакомились со страной, с ее историей, культурой, узнавали какие-то интересные факты, которые сейчас вряд ли широко известны даже самим кыргызстанцам. Конечно, не стоит идеализировать, приходилось туристам выслушивать от экскурсовода и цифры последней пятилетки, но задача раскрыть перед приезжающими в республику людьми ее культурно-историческое своеобразие была – это факт.

Хороший пример – наша столица. Сейчас главный лейтмотив развития туристической отрасли – Иссык-Куль, мол, в Бишкеке смотреть нечего, город без особенных архитектурных изысков, сравнительно молодой. Тем не менее, раньше туристическая путевка тогда еще во Фрунзе была одной из самых популярных внутрисоюзных путевок. Сейчас то, что когда-то входило в «обязательную программу» для посещения, попросту разрушается или находится в плачевном состоянии, потому что нет финансовой поддержки государства, на содержание многих архитектурных памятников не выделяется денег. Нет структуры, которая бы обеспечивала работу всей системы, и как следствие – нет кадров. Даже при желании посетить какое-то определенное место турист сталкивается с проблемой, что элементарно некому рассказать о выбранной им достопримечательности, он сам себе гид – книжки, интернет.

Если кого-то смущает слово «советский» применительно к обсуждению сферы познавательного туризма, можно обратиться к современному европейскому опыту, который тоже активно эксплуатирует свой культурно-исторический потенциал. В любом даже небольшом городе Восточной Европы - конечно, не целесообразно сравнивать Бишкек или любую область Кыргызстана с западноевропейскими «туристическими гигантами» - найдется масса автобусных и пеших экскурсий, квалифицированных гидов, не говоря уже о том, что там вряд ли закроют музей или снесут исторически ценное здание, чтобы построить новую высотку. Пока же приходится признать, что посещение нашей страны – это туризм без признаков интеллекта».

 

Неизвестный Иссык-Куль

Казалось бы, нет ничего более знакомого для кыргызстанца, чем наша Горная Жемчужина: древний город на дне озера, петроглифы, уникальное расположение и целительный климат, Пржевальский, Семенов-Тянь-Шанский, другие имена и факты – этими сведениями поделиться может каждый. А то, что иностранцы не настолько хорошо осведомлены – так может быть им и не очень хочется. По такому принципу, кажется, разворачивается вся информационная кампания туристического Иссык-Куля.

Правда, одно из популярных туристических изданий сообщает: «В Кыргызстане есть абсолютные туристические бренды, например, Иссык-Куль, и удивительные места, малоизвестные даже местным жителям»[i].Так, значит, все-таки малоизвестные. Причем не только местным жителям, а вообще. Какие, например, в Прииссыккулье есть исторические памятники, способные  заинтересовать знатоков археологии или просто любознательных туристов? Ответ почерпнут далеко не с просторов глобальной сети (на туристических сайтах в основном упоминается все тот же уникальный климат и «звездочки» отелей):  

 

Исторические памятники Прииссыккулья[ii]

Наименование

Время

Местоположение

Коллекция орудий каменного века

Свыше 100 тыс. лет

Стоянка Боз-Бармак, терраса Саламат-Булак - у г.Балыкчи

Пещерная живопись

3-8 тыс. лет

Ак-Чункур

Наскальные рисунки

2 тыс. лет – 19 век

Южные склоны Кунгей Ала-Тоо, северные склоны Терскей Ала-Тоо

Курганные могильники

7 в. до н.э. – 8 в. н.э.

Чолпоната, Джеты-Огуз, Курменты, Чельпек

Каменные изваяния тюрков

6-9 вв.

Джеты-Огуз, Тамга, Туура-Суу

Средневековые поселения

9-16 вв.

Тюп, Чолпоната. Каджисай, Барскаун, Сары-Жаз,

Подводные археологические памятники

12-16 вв.

Чоктал, Чолпоната, Тору-Айгыр

 

Ну, а дальше все просто: рюкзак за плечи и на поиски… нет, не петроглифов, а проводника и информации о том, открыт ли сейчас для посещения заинтересовавший исторический памятник и в каком он состоянии. Сколько колоритных легенд, сказок о происхождении озера и об овевающих его ветрах Улан и Санташ раньше знал каждый отдыхающий просто потому, что слышал их от экскурсовода в автобусе, а сегодня «остается за скобками» туристических поездок даже самих кыргызстанцев. Можно бесконечно рассуждать о необходимости сохранения культурного наследия, изучения истории своего края, однако, говоря медийным языком, без канала распространения информации все это так и останется лишь уделом историков, этнографов и культурологов, не повысит туристическую привлекательность страны для зарубежных гостей и не обогатит собственных знаний о родной земле.              

Ну а пока для тех, кто, собираясь летом на Иссык-Куль, не хочет заскучать в дороге, совет только один – найти в попутчики хорошего рассказчика, знающего историю края:

«Впервые через Боомское ущелье колесная дорога была проложена в 1871 году и в то время называлась просто «почтовый тракт», на то, чтобы добраться из Пишпека в Нарын уходило 12-15 суток мучительной тряски в бричке. В сущности, весь внутренний Тянь-Шань был оторван от внешнего мира. Приезд каждого нового человека становился событием, важной датой, от которой велся отсчет дням и месяцам.

Железная дорога через ущелье строилась в годы Великой Отечественной Войны в невероятно трудных условиях. В строительстве принимало участие все трудоспособное население области, которое к тому моменту оставалось в тылу - шесть тысяч людей: стариков, женщин, подростков. На протяжении всей трассы работало только несколько небольших экскаваторов – все, что можно было выделить тогда для стройки. Скальную породу дробили взрывчаткой - в дело шла забракованная продукция военных заводов: бомбы, мины, снаряды, гранаты, патроны. Хорошими партнерами взрывников зарекомендовали себя… равнодушные ко всему на свете ишаки. Затаскивать на себе взрывчатку на высокие отметки было тяжело и небезопасно. Нашелся остроумный вариант: вверху у штольни пристраивали большую торбу с овсом, а внизу на ишака навешивали смертоносный груз, «уговорить» его подняться в первый раз было трудно, правда, не легче было потом оттянуть голодную животину от торбы. Но, так или иначе, раз попробовав приманки, ишаки, увешанные гранатами, потом брали крутые откосы чуть ли не бегом.

С обеспечением строителей железной дороги дело тоже обстояло непросто, все тогда уходило на фронт. Люди с собой в Боом привозили все свое: продукты, инструменты, спецовку. Жили в землянках, вырытых там, где грунт помягче, работали бани-землянки, парикмахерские-землянки, сапожные-землянки и т.д. Иногда удавалось получить отходы с фабрик: из пенько-джутовых отходов мастерили обувь, а из отходов текстиля шили одежду. Людям, особо отличившимся на работе, в качестве самой дорогой премии выдавали фуфайки, сапоги, чай. На пути строителей вставали и природные препятствия, особенно опасны были гигантские оползни. Тысячи тонн камней и скальной крошки валили в реку Чу, а на утро гигантские осыпи снова сползали на расчищенный, почти готовый профиль дороги. В буквальном смысле пришлось перебрасывать более миллиона кубометров грунта. Следующей преградой стала «Марусина скала» - самое узкое место в Боомском ущелье. Настолько узкое, что надо было отвоевать у русла полноводной тогда Чу пространство шириной в несколько метров. Работали по колено в воде до самого конца войны и после. 18 мая 1948 года первый состав с пассажирами-строителями прошел по ущелью, по железной дороге, проложенной почти голыми руками»[iii].    



[i] - журнал «Горизонты» №4 2012г.

[ii]  - приводится по изд. В. Плоских «Иссык-Куль: путешествие в историю»

[iii] - из экскурсионного материала «К Жемчужине Тянь-Шаня», архив БПиЭ

 

Версия для печати   |   Просмотров: 2144   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная