POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Молодежь Кыргызстана: курс на неопределенность

11.07.2012 21:34 - Polit.kg
Проблемы и перспективы развития молодежной политики в Кыргызстане, несмотря на их активное обсуждение, до сих пор не находят отражения в какой-либо внятной концепции. Проект «Государственной стратегии реализации молодежной политики до 2015 года», подготовленный профильным ведомством, в очередной раз отправлен на доработку, что не может не вызывать вопросов у самой молодежи: действительно ли приоритетны ее интересы в масштабе общегосударственных, как это неоднократно декларировалось?        

   

Активисты молодежных неправительственных организаций уверены, что разработать программу совместных действий по принятию госстратегии возможно, необходимо только желание власти и гражданского сектора поддержать эту инициативу. С некоторыми задачами кыргызстанская молодежь справляется и сама: действуют разнообразные волонтерские проекты, проводятся акции, мониторинги состояния дел в регионах – все это силами НПО, политических движений и партий, не так уж инертно и равнодушно к общественной жизни новое поколение кыргызстанцев, как принято считать, однако  общего знаменателя все же не хватает.

«Сплотить под свои знамена» инициативную молодежь посредством принятия общегосударственной стратегии развития могло бы профильное министерство, однако его работа на сегодняшний день оценивается лидерами политических и общественных объединений, как неудовлетворительная.

Бурул Султанкулова, координатор программы гражданского образования Общественного Объединения «Молодежная правозащитная группа»:«Хотя Министерство молодежи, труда и занятости разработало концепцию молодежной политики, к сожалению, до сегодняшнего дня судьба этой концепции не решена, и ее утверждение неоправданно затянулось. Мы часто говорим о проблемах молодежи, и наше правительство пытается декларировать ее значимость в процессах принятия решений на самом высоком уровне и реализации государственной политики, но до сегодняшнего дня мы видим только эту декларативность. Хотелось бы уже делать что-то в реальности. Министерство по делам молодежи проводило исследование, призванное выявить, насколько важен этот документ – концепция развития – для самой молодежи, как она видит и понимает реализацию молодежной политики. И оказалось, что молодежь уже просто устала от постоянного, ни к чему не ведущего обсуждения, издания все новых и новых законов, и на сегодняшний день ей хочется быть вовлеченными в процесс общественно-политической жизни. Наша молодежная группа проводила аналогичное исследование и пришла к тем же выводам: молодежь хочет принимать участие в принятии решений, но у нее пока не хватает навыков для этого. И здесь очень важна роль гражданского сектора – насколько он готов содействовать продвижению интересов молодежи, поддержать ее»

Наргиза Ажибаева, координатор Молодежного крыла партии «Республика»: «Когда Министерство по делам молодежи только создавалось, я считала, что этот  институт бесполезен, все те мероприятия, которые он может проводить, по силам и обычным молодежным объединениям и партиям. Спустя два года мое мнение не изменилось. Не было создано ни одного концептуального документа, регулирующего молодежную политику. Конечно, проводилось много мероприятий, мы все это отслеживаем, привлекались какие-то инвесторы, но по-прежнему нет системного подхода. Если у нас существует такой институт, как Министерство молодежи, то он должен создавать условия для ее развития и интеграции в социально-культурные, общественно-политические и социально-экономические отношения, чтобы каждый молодой человек был востребован на рынке труда – это и есть то, чем должно заниматься Министерство по делам молодежи. А если сейчас мы говорим о том, что за два года нельзя было создать концепцию развития молодежной политики, то не знаю, нужен ли нам вообще этот институт. На общегосударственном уровне ничего не делается – очень прискорбно, но это факт».

Завершение разработки концепции молодежной политики сегодня действительно необходимо – это первый шаг на пути от слов к делу, которого так хочется активистам, и который должен наконец обозначить конкретные задачи, стоящие перед страной. Тилебалды уулу Элийзар, президент правления Общественного Объединения «Достояние Республики»: «Эти документы нужны всем субъектам: государству и самой молодежи, и гражданскому сектору, и неправительственным организациям. Чтобы уже были конкретные программы, распределение полномочий и механизмы реализации тех или иных задач. Мы понимаем, что на данный момент Министерству молодежи не хватает сил и ресурсов для продвижения этих программ, и мы надеемся, что молодежным объединениям и госорганам удастся стать хорошими партнерами. Наша организация провела ряд консультаций с зарубежными общественными объединениями и фондами, участвующими в молодежной политике, стало понятно, что есть заинтересованность, и они готовы сотрудничать. Нужна только завершенная концепция, вектор развития, в соответствии с которым можно будет привлекать зарубежных партнеров и инвесторов».

Так почему же утвержденного документа до сих пор нет? И по каким причинам проект уже несколько раз возвращался на доработку. На эти вопросы отвечает Марат Нуралиев, заместитель министра молодежи, труда и занятости КР: «Сначала проводилась процедура согласования, документ отправлялся во все министерства, а в конце 2011 года была изменена структура ведомства, Министерство по делам молодежи было объединено с Министерством труда и занятости, после чего по регламенту нужно было провести пересогласование. С 1 марта 2012 года я взял на себя управление продвижением стратегии, была создана рабочая группа, проводилось много круглых столов, встреч с представителями молодежных политических объединений и неправительственных организаций, все замечания и предложения рассматривались, что-то было учтено при разработке концепции. Направив в аппарат Правительства готовый проект, мы получили много замечаний, документ оказался сырым: не были учтены источники финансирования, там было просто обобщенно написано, что источник финансов в таком-то случае, допустим, местные госорганы. А нужно было написать утвержденные источники: если это местные органы, то в какой области и районе какая выделяется сумма, если это донор, то какой именно - и поэтому нам пришлось все полностью пересмотреть.

К сожалению, в аппарате правительства нам дали на это очень мало времени, и нам пришлось работать буквально в «военном» режиме. Я предлагал создать межведомственную комиссию, потому что молодежная политика касается не только Министерства молодежи, труда и занятости, есть много других профильных ведомств: Минздрав, Минсоцразвития, Минобразования и даже Министерство обороны. Поскольку сроки были очень сжатые - до 5 июля текущего года, пришлось отказаться от этой идеи и создать рабочую группу внутри министерства. Все замечания аппарата Правительства были учтены, и мы уже отправили им на рассмотрение новый документ, думаю, в ближайшие дни решение по нему будет принято.

Трудности были и с финансовой стороной. Вначале на финансирование этой стратегии до 2015 года закладывалось около 300 млн. сомов, т.е. там был очень обширный документ, были охвачены практически все сферы  молодежной политики. Однако, мы должны были пересмотреть его в рамках утвержденного госбюджета министерства, поэтому в данный момент по проекту на следующий год заложено около 8 млн. сомов, на 2014 - около 10 млн., и на 2015 - около 19 млн. Мы попытались сократить бюджет, потому что чем меньше сумма, тем больше вероятность, что документ будет утвержден, в итоге сократили на 156 млн. сомов, но все равно, когда была проведена экспертиза в финансовом отделе аппарата Правительства, там сразу же сказали, что с такой суммой документ все равно не пройдет. Если в бюджете мало денег, на сегодняшний день такая экономическая ситуация, что с этим поделаешь. Хотя конечно нас не радует такое решение, для нас это было локомотивом всей молодежной политики – что мы примем стратегию и радостно заживем, что вся молодежь будет вовлечена в молодежную политику. Планы были масштабные, но, к сожалению, жестокая реальность такова, что пришлось коренным образом пересмотреть бюджет».

Министерству молодежи, труда и занятости в процессе работы над проектом стратегии развития пришлось столкнуться не только с проблемами дефицитного бюджета, но и с обычной нехваткой кадров внутри ведомства. Как рассказывает Марат Нуралиев: «В прошлом и позапрошлом году были большие проблемы из-за нехватки штатных единиц. Для работы мы привлекали волонтеров, разные молодежные организации. После слияния с Министерством труда и занятости этой проблемы не стало. Мы расширились, штат увеличился, но встал другой вопрос: на какие деньги проводить запланированные мероприятия? Ни для кого не секрет, что в госбюджете статья молодежной политики  обеспечивается суммой около 6 млн. сомов, и если посчитать, сколько по данным Нацстаткома у нас в стране молодых людей, получится, что на каждого приходится 3 сома с копейками. В то же время у нас есть такие конкуренты, как криминал, экстремистские организации, секты и т.д., там совсем другой финансовый оборот, и выделяются гораздо большие суммы на вербовку молодежи. Так что выдержать такую конкуренцию за умы и души нашей молодежи мы пока не можем».  

По словам заместителя министра сегодня привлечь молодых специалистов на госслужбу – задача почти невыполнимая. Невысокая зарплата, неизбежные переработки в периоды активного обсуждения новых проектов – все это не добавляет престижа должности государственного служащего, в то время как молодые кадры очень бы пригодились в Министерстве. Правда, как считают некоторые представители НПО, такую нехватку специалистов можно объяснить и иначе. Бермет Каниметова, директор «Фонда развития молодежных инициатив»: «Вопрос даже не в оплате труда или каких-то потенциальных возможностях, которые должны привлечь молодые кадры. Дело в том, что государство изначально в них не заинтересованно. Необходимо помнить, что ведомство должно создавать нормативно правовые акты для всех субъектов молодежной политики – это большая работа. Отсутствие мотивации у молодежи поступить на госслужбу сегодня вызвано теми условиями, в которых она существует. Ребята работают на волонтерской основе у себя в регионах, чтобы решить собственные проблемы. Вопрос в том, насколько сильна политическая воля государства, чтобы привлекать молодежь к принятию решений».   

Итак, в статьи госбюджета не закладывается достаточно средств для  реализации программ молодежной политики, а профильное ведомство может себе позволить привлекать к работе только волонтеров или общественные объединения на добровольной основе и остро нуждается в кадрах. А что же сама стратегия? Документ, действительно изобилующий расплывчатыми формулировками (и грамматическими ошибками, но это так, к слову), в котором самой внушительной оказывается, пожалуй, вводная часть:  

«Страна должна думать и заботиться о молодежи для того, чтобы иметь достойное будущее, поскольку именно молодежь может явиться конкурентным преимуществом Кыргызстана. Вопросы молодежной политики не могут и не должны рассматриваться вне контекста социально-экономического развития страны. В этой связи государство должно определить молодежную проблематику одним из стратегических приоритетов развития республики.

За годы независимости в Кыргызстане были сформированы нормативно-правовые рамки для осуществления молодежной политики, были реализованы две национальные программы для развития молодежи: «Жаштык» и «Кыргызстан жаштары». Разработаны и приняты Концепция развития государственной молодежной политики КР до 2010 года, законы «Об основах государственной молодежной политики», «Об образовании», «О начальном профессиональном образовании» и целый ряд других законодательных актов, затрагивающих вопросы жизнедеятельности молодежи. Однако, анализ молодежной политики выявил, что эффективность ее реализации остается на очень низком уровне.

Политические события 2005 и 2010 годов в Кыргызстане проявили молодежь как главную движущую силу общества, способную на радикальные преобразования. Такая ситуация соответствует мировым тенденциям последних лет. Образованная, но невостребованная молодежь заявляет о своей претензии не только на будущее, но становится активным действующим политическим игроком в настоящем. Однако, как показывает опыт Кыргызстана, чаще всего молодежь остается объектом манипуляции со стороны политиков. Она используется только во время смены власти, но после этого ее дальнейшее включение в реальные дела общества и государства не предусматривается».

Ну, с тем, что молодежь есть стратегически важный ресурс, все предельно ясно, но вот как, например, понять такую формулировку:

Из раздела «Цели приоритетов» (На заметку: «Приоритетные цели» звучит гораздо лучше):

п. 1.2 Содействовать процессам созидательной самоорганизации молодежи в решении локальных проблем, демонстрируя рост успешно реализованных проектов на местах с участием молодежных организаций.

О каких проблемах и проектах идет речь? Что за рост их успешной реализации должен непременно демонстрироваться с участием молодежных организаций? Какое-то «предложение применения объяснения», честное слово. Более-менее понятны разве что разделы, декларирующие необходимость повышения уровня здравоохранения, социального обеспечения и образования молодежи: «Повышать престижность высоко-образованного молодого человека, стремясь к увеличению уровня молодежи в формирование «среднего класса» страны». Судя по тому, как написано слово «высокообразованный», в таких молодых людях у нас действительно ощущается потребность. А вопрос о том, в какой мере интересы молодежи приоритетны в масштабе общегосударственных целей и задач, в отсутствие завершенного стратегического проекта все еще остается открытым.

 

Евг. Николаева


Версия для печати   |   Просмотров: 2919   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная