POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 22 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Как в Кыргызстане реформируют народное образование?

04.08.2012 01:08 - Polit.kg
Как в Кыргызстане реформируют народное образование?

«Волосы дыбом встают, как подумаю, что через несколько лет мой ребенок пойдет в школу». Это говорит моя коллега  после прошедшей накануне конференции - отчета по итогам ОРТ в республике. Естественно, когда речь идет о  кыргызской образовательной системе, говорить только о прошедшем республиканском тестировании  не получается. Накопилось столько проблем, для решения которых «нет финансирования», «нет подготовленных кадров», «нет заинтересованности школьников к учебе и к своей профессиональной жизни в будущем». А  что есть? Бесплатное среднее образование, гарантированное Конституцией КР, давно осталось в полузабытом прошлом. Ежемесячные родительские взносы, больше напоминающие поборы, ныне превратились в печальную обыденность. Что ожидает родителей и детей осенью 2012? Произойдут ли, так называемые, реформы отечественной системы образования?

 

О тестировании

«В Кыргызстане в 2012 году план приема в вузы сократился почти в два раза. По сравнению с прошлым 2011 годом план приема в вузы на дневное контрактное обучение сокращен на 13,5 тысяч мест. Кроме того, вузам отказано в выдаче лицензии на заочную форму обучения. На 2012-2013 учебный год количество грантовых мест всего составляет 5 тысяч 705, на контрактную основу - 28 тысяч 682, дистанционное обучение - 2 тысячи 260 мест. Из них в государственные вузы 23 тысячи 5 контрактных мест и в негосударственные - 5 тысяч 677 мест», - рассказал на встрече с журналистами министр образования Канат Садыков.

«По итогам трех туров отбора и зачисления по результатам общереспубликанского тестирования (ОРТ) на грантовые места зачислено 3 тысячи 997 абитуриентов. Осталось 969 мест, которые будут распределены между вузами, где был большой конкурс и есть приоритет для экономики страны. Но снижения баллов по общему тесту не будет, так как это сказывается на качестве образования. То есть, кто не смог поступить в трех турах могут обучаться в колледжах и лицеях. Делается это для оптимизации численности студентов и повышения качества высшего образования», - отметил Канат Садыков.

Напомним, что в Академии МВД, Военном институте и Кыргызском аграрном университете пороговые баллы все-таки были снижены. Как отмечается, связано это с тем, что процедура отбора в этих вузах начинается намного раньше. Для поступления в МВД, например, абитуриенты проходят спецпроверку на судимость, физподготовку. Пороговые баллы были снижены для абитуриентов Академии МВД до 100 баллов, Военного института Вооруженных сил КР - до 80 баллов, Кыргызского Национального аграрного университета имени К.Скрябина - до 95 баллов.

 

О школьных экспериментах

В рамках реализации идеи подушевого финансирования планируютзакрыть малокомплектные школы (до 400 учащихся). Предлагается перевести учеников в близлежащие школы и организовать подвоз школьников. Не новые ли это проблемы? Во-первых, можно усомниться в том,  что наберется столько транспорта, особенно в часы пик. То, что увеличится число непосещающих школы детей сомневаться не стоит. А вот что скажут учителям – высвободившимся кадрам, которых приглашали на работу, если теперь  уволят их?

«Сокращение малокомплектных школ не является политикой Министерства образования и науки Кыргызстана, - ответил на наш вопрос министр Садыков, - Допустим, в одном селе на расстоянии трех километров находятся две школы, рассчитанные на 300 мест, а обучается там 120 детей. Только в этих случаях ставится вопрос об объединении школ. Сокращение не связано с подушевым финансированием. Подушевой принцип, напротив, призван обеспечить полное финансирование государственного стандарта. Стандарт должен быть один для Баткена, Ат-Башынского района или Бишкека. Благодаря такому принципу финансирование наиболее отдаленных и бедных регионов увеличилось, а в местах с высоким уровнем сохранилось почти на прежнем уровне», - заявляет глава ведомства.

Он добавил, что освободившиеся помещения будут отданы на дошкольную подготовку, открытие детсадов, кружков.

«Я прекрасно знаю, что в Кыргызстане не хватает дошкольных учреждений. В стране в настоящее время 717 детских садов, из них 691 – государственные и муниципальные, 26 - частные. Чтобы решить данную проблему, в следующем бюджетном году мы предложили строительство садов в регионах и в Бишкеке. Сегодня в столице функционируют 78 детсада, рассчитанные на 11 465 детей, но наполняемость их в два раза больше. Такая же ситуация складывается и в Оше, Таласе и Караколе», - подчеркнул еще одну проблему Садыков.

 

Что ждет школьников осенью?

Итоги двух последних международных исследований  PISA показали, что кыргызские школьники не умеют читать, плохо владеют математикой и другими науками. В данном исследовании наша страна заняла…конечно же, последнее место.

После исследований заговорили о неоправданно высокой нагрузке на детей и решили сократить учебные часы в начальном школьном звене. В новом 2012/2013 учебном году ожидаются изменения и в среднем звене. С 5 по 9 класс убирают часы как раз по математике, руководствуясь, очевидно, тем, что ученики и так не овладеют данным предметом. Из каких соображений планировалось перевести одно из лучших образовательных учреждений страны - авторскую физико-математическую школу-лицей №61 - на самофинансирование, тоже многим непонятно. Кроме того, планируется объединить некоторые предметы, в том числе историю КР и мировую, будут интегрированы «человек и общество» и «введение в экономику». Стоит отметить, что, несмотря на загруженность школьников, в свое время предлагалось ввести новые предметы - «манасоведение», «религиоведение», «айтматововедение». Вот такая  абсурдная арифметика.

Воодушевленный идеей подушевого финансирования министр Канат Садыков планирует начать свои «эксперименты» как раз с начала «сезона». Ожидается, что с 1 сентября 2012 года произойдут значительные изменения в финансировании школ. Все средние учебные заведения республики (кроме Нарынской и Джалал-Абадской) перейдут на подушевой принцип финансирования. В этих двух административных единицах планируют сделать то же самое к 1 сентября 2013-го. Деньги будут начисляться в зависимости от числа учащихся. Сверх базисного учебного плана будут предоставляться дополнительные образовательные услуги, естественно, не бесплатно. Каждая школа будет формировать свои цены на подобные услуги и согласовывать их с антимонопольным органом. Цены будут разными. В школе-гимназии, например, стоимость будет несколько выше. Кроме того, зависит это и от количества учащихся в группе. Индивидуальные занятия, естественно, обойдутся дороже. Родители и дети по желанию будут выбирать предметы. Школа, как торгово-рыночные отношения: «Понравился предмет? А куплю!»

Эксперимент с 61 школой не удался.  Скандал с решением о переводе школы №61 на самофинансирование дошел до президента. «Нас не поставили в известность, решив все за нашими спинами, - возмущались родители учащихся. - Если раньше мы платили ежемесячно по 400 сомов, то теперь предлагалось по 2,5 тысячи сомов. Тем, кто поступал в пятый класс, - 3 тысячи, в первый - еще на тысячу больше, а в детсад при школе так вообще пришлось бы выкладывать ежемесячно по пять тысяч сомов. Откуда такие деньги? У некоторых родителей двое-трое ребятишек. Выгоднее сразу отдать их в университет, дешевле получится».

Отстоять государственную школу взялись эксперты, депутаты парламента, пришлось вмешаться даже президенту Кыргызстана.

Так, за несколько дней до минувшей конференции, 26 июля президент Алмазбек Атамбаев принял министра образования и науки Каната Садыкова. На встрече обсуждено несколько вопросов. В частности, переговорили о переходе на самофинансирование школы-лицея № 61 в городе Бишкек.

Президент отверг  такое предложение министра: «Я не против открытия частных школ. Пусть заинтересованные предприниматели открывают новые частные школы. Это сейчас допускают наши законы. Но мы не должны превращать передовую государственную школу в частную. Наоборот, нам надо подтянуть отстающие школы до уровня передовых государственных школ. К тому же такие действия считаются прямым нарушением Конституции, ограничением прав человека. Поэтому я бы предложил снять этот вопрос с повестки дня».[1]

«Удивительна позиция Министерства образования и науки. Глава ведомства Канат Садыков вместо того, чтобы объяснить главному инициатору - премьер-министру Омурбеку Бабанову, что перевод на самофинансирование нарушает Конституцию страны, он взял  под козырек, - возмущена профессор, доктор исторических наук Айнура Арзыматова. - А после того как вмешался глава государства, Садыков мигом поменял свою позицию. Что за непоследовательность? Это говорит только о том, что у министра нет четкого видения, единой политики развития системы образования, все зависит от конъюнктуры и политической ситуации. Сколько критики поступает в адрес Минобразования, но  реакции властей абсолютно нет».

Точку поставило Министерство юстиции, признавшее постановления правительства противоречащим Основному закону страны, в частности статье 45, в которой сказано, что «каждый имеет право бесплатно получить основное общее и среднее общее образование в государственных образовательных организациях».

 

О финансах

Итак, число функционирующих школьных заведений и вузов министр озвучил - сегодня в стране функционируют более трех тысяч образовательных учреждений, из них 737 дошкольных учреждений, которые посещают 79,8 тыс.детей, 2204 школы в которых учатся 1 015,2 тысяч детей, 122 средних профессиональных учебных заведения с численностью 64,3 тысячи учащихся и 52 высших учебных заведения, в которых обучаются 230,3 тысячи студентов, количество педагогических работников  - 75 502.

В министерстве финансов нам озвучили цифру, утвержденную бюджете на 2012 год. На образование предусмотрено 18 555,8 млн.сомов!

18 с половиной миллионов на  школьников, на цифру, которую мы не зря указали дважды. Из этих денег предусмотрено:

Категориальный грант – 10 760,0 млн.сомов;

Питание 1-4 классов -450,0 млн.сомов;

Текущий ремонт школ – 100,0 млн.сомов;

Республиканские средства – 7 245,8 млн.сомов.

Но напрашивается вопрос: откуда берется данная цифра, если родители уже давным-давно взялись за «кормления», ремонты сами?

«Я очень сомневаюсь, что эти виртуальные деньги куда-нибудь направят. Мы это уже проходили: за 100-часовую подготовку некоторым учителям Минфин в прошлом году до сих пор не выплатил обещанное. Да, деньги сэкономят, но, скорее всего, их никуда не направят. Единственная цель проводимых реформ в системе образования - желание сэкономить бюджетные деньги. А качество как не стояло в приоритете, так и не стоит, - уверена член общественного экспертного совета при президенте КР Анара Дауталиева. - Кыргызстан всегда был хорошим учеником в области копирования концепций, стратегий развития. Вот и в стратегии развития образования до 2020 года много абстрактных, общих, переписанных моментов. Три ключевых ориентира: качество, эффективность и доступность, честно говоря, уже набили оскомину. Однако ни слова не говорится о том, сколько будет стоить ее реализация. Бесконечное реформирование выгодно и донорам, и чиновникам: всегда есть работа в отделе реализации проектов, командировки для перенимания зарубежного опыта. Но нам необходима идентификация нашего общества».

Одним словом, задумок у чиновников хоть отбавляй. Успеют ли решить все вопросы к сентябрю, если больше половины сотрудников органов власти в отпусках?

Анна Мягчилова



[1]http://www.gezitter.org/society/13027_gosudarstvennyie_shkolyi_ne_prevratyatsya_v_chastnuyu_sobstvennost/

Версия для печати   |   Просмотров: 2458   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная