POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Воскресение, 18 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Как в Кыргызстане реформируют народное образование?

04.08.2012 01:08 - Polit.kg
Как в Кыргызстане реформируют народное образование?

«Волосы дыбом встают, как подумаю, что через несколько лет мой ребенок пойдет в школу». Это говорит моя коллега  после прошедшей накануне конференции - отчета по итогам ОРТ в республике. Естественно, когда речь идет о  кыргызской образовательной системе, говорить только о прошедшем республиканском тестировании  не получается. Накопилось столько проблем, для решения которых «нет финансирования», «нет подготовленных кадров», «нет заинтересованности школьников к учебе и к своей профессиональной жизни в будущем». А  что есть? Бесплатное среднее образование, гарантированное Конституцией КР, давно осталось в полузабытом прошлом. Ежемесячные родительские взносы, больше напоминающие поборы, ныне превратились в печальную обыденность. Что ожидает родителей и детей осенью 2012? Произойдут ли, так называемые, реформы отечественной системы образования?

 

О тестировании

«В Кыргызстане в 2012 году план приема в вузы сократился почти в два раза. По сравнению с прошлым 2011 годом план приема в вузы на дневное контрактное обучение сокращен на 13,5 тысяч мест. Кроме того, вузам отказано в выдаче лицензии на заочную форму обучения. На 2012-2013 учебный год количество грантовых мест всего составляет 5 тысяч 705, на контрактную основу - 28 тысяч 682, дистанционное обучение - 2 тысячи 260 мест. Из них в государственные вузы 23 тысячи 5 контрактных мест и в негосударственные - 5 тысяч 677 мест», - рассказал на встрече с журналистами министр образования Канат Садыков.

«По итогам трех туров отбора и зачисления по результатам общереспубликанского тестирования (ОРТ) на грантовые места зачислено 3 тысячи 997 абитуриентов. Осталось 969 мест, которые будут распределены между вузами, где был большой конкурс и есть приоритет для экономики страны. Но снижения баллов по общему тесту не будет, так как это сказывается на качестве образования. То есть, кто не смог поступить в трех турах могут обучаться в колледжах и лицеях. Делается это для оптимизации численности студентов и повышения качества высшего образования», - отметил Канат Садыков.

Напомним, что в Академии МВД, Военном институте и Кыргызском аграрном университете пороговые баллы все-таки были снижены. Как отмечается, связано это с тем, что процедура отбора в этих вузах начинается намного раньше. Для поступления в МВД, например, абитуриенты проходят спецпроверку на судимость, физподготовку. Пороговые баллы были снижены для абитуриентов Академии МВД до 100 баллов, Военного института Вооруженных сил КР - до 80 баллов, Кыргызского Национального аграрного университета имени К.Скрябина - до 95 баллов.

 

О школьных экспериментах

В рамках реализации идеи подушевого финансирования планируютзакрыть малокомплектные школы (до 400 учащихся). Предлагается перевести учеников в близлежащие школы и организовать подвоз школьников. Не новые ли это проблемы? Во-первых, можно усомниться в том,  что наберется столько транспорта, особенно в часы пик. То, что увеличится число непосещающих школы детей сомневаться не стоит. А вот что скажут учителям – высвободившимся кадрам, которых приглашали на работу, если теперь  уволят их?

«Сокращение малокомплектных школ не является политикой Министерства образования и науки Кыргызстана, - ответил на наш вопрос министр Садыков, - Допустим, в одном селе на расстоянии трех километров находятся две школы, рассчитанные на 300 мест, а обучается там 120 детей. Только в этих случаях ставится вопрос об объединении школ. Сокращение не связано с подушевым финансированием. Подушевой принцип, напротив, призван обеспечить полное финансирование государственного стандарта. Стандарт должен быть один для Баткена, Ат-Башынского района или Бишкека. Благодаря такому принципу финансирование наиболее отдаленных и бедных регионов увеличилось, а в местах с высоким уровнем сохранилось почти на прежнем уровне», - заявляет глава ведомства.

Он добавил, что освободившиеся помещения будут отданы на дошкольную подготовку, открытие детсадов, кружков.

«Я прекрасно знаю, что в Кыргызстане не хватает дошкольных учреждений. В стране в настоящее время 717 детских садов, из них 691 – государственные и муниципальные, 26 - частные. Чтобы решить данную проблему, в следующем бюджетном году мы предложили строительство садов в регионах и в Бишкеке. Сегодня в столице функционируют 78 детсада, рассчитанные на 11 465 детей, но наполняемость их в два раза больше. Такая же ситуация складывается и в Оше, Таласе и Караколе», - подчеркнул еще одну проблему Садыков.

 

Что ждет школьников осенью?

Итоги двух последних международных исследований  PISA показали, что кыргызские школьники не умеют читать, плохо владеют математикой и другими науками. В данном исследовании наша страна заняла…конечно же, последнее место.

После исследований заговорили о неоправданно высокой нагрузке на детей и решили сократить учебные часы в начальном школьном звене. В новом 2012/2013 учебном году ожидаются изменения и в среднем звене. С 5 по 9 класс убирают часы как раз по математике, руководствуясь, очевидно, тем, что ученики и так не овладеют данным предметом. Из каких соображений планировалось перевести одно из лучших образовательных учреждений страны - авторскую физико-математическую школу-лицей №61 - на самофинансирование, тоже многим непонятно. Кроме того, планируется объединить некоторые предметы, в том числе историю КР и мировую, будут интегрированы «человек и общество» и «введение в экономику». Стоит отметить, что, несмотря на загруженность школьников, в свое время предлагалось ввести новые предметы - «манасоведение», «религиоведение», «айтматововедение». Вот такая  абсурдная арифметика.

Воодушевленный идеей подушевого финансирования министр Канат Садыков планирует начать свои «эксперименты» как раз с начала «сезона». Ожидается, что с 1 сентября 2012 года произойдут значительные изменения в финансировании школ. Все средние учебные заведения республики (кроме Нарынской и Джалал-Абадской) перейдут на подушевой принцип финансирования. В этих двух административных единицах планируют сделать то же самое к 1 сентября 2013-го. Деньги будут начисляться в зависимости от числа учащихся. Сверх базисного учебного плана будут предоставляться дополнительные образовательные услуги, естественно, не бесплатно. Каждая школа будет формировать свои цены на подобные услуги и согласовывать их с антимонопольным органом. Цены будут разными. В школе-гимназии, например, стоимость будет несколько выше. Кроме того, зависит это и от количества учащихся в группе. Индивидуальные занятия, естественно, обойдутся дороже. Родители и дети по желанию будут выбирать предметы. Школа, как торгово-рыночные отношения: «Понравился предмет? А куплю!»

Эксперимент с 61 школой не удался.  Скандал с решением о переводе школы №61 на самофинансирование дошел до президента. «Нас не поставили в известность, решив все за нашими спинами, - возмущались родители учащихся. - Если раньше мы платили ежемесячно по 400 сомов, то теперь предлагалось по 2,5 тысячи сомов. Тем, кто поступал в пятый класс, - 3 тысячи, в первый - еще на тысячу больше, а в детсад при школе так вообще пришлось бы выкладывать ежемесячно по пять тысяч сомов. Откуда такие деньги? У некоторых родителей двое-трое ребятишек. Выгоднее сразу отдать их в университет, дешевле получится».

Отстоять государственную школу взялись эксперты, депутаты парламента, пришлось вмешаться даже президенту Кыргызстана.

Так, за несколько дней до минувшей конференции, 26 июля президент Алмазбек Атамбаев принял министра образования и науки Каната Садыкова. На встрече обсуждено несколько вопросов. В частности, переговорили о переходе на самофинансирование школы-лицея № 61 в городе Бишкек.

Президент отверг  такое предложение министра: «Я не против открытия частных школ. Пусть заинтересованные предприниматели открывают новые частные школы. Это сейчас допускают наши законы. Но мы не должны превращать передовую государственную школу в частную. Наоборот, нам надо подтянуть отстающие школы до уровня передовых государственных школ. К тому же такие действия считаются прямым нарушением Конституции, ограничением прав человека. Поэтому я бы предложил снять этот вопрос с повестки дня».[1]

«Удивительна позиция Министерства образования и науки. Глава ведомства Канат Садыков вместо того, чтобы объяснить главному инициатору - премьер-министру Омурбеку Бабанову, что перевод на самофинансирование нарушает Конституцию страны, он взял  под козырек, - возмущена профессор, доктор исторических наук Айнура Арзыматова. - А после того как вмешался глава государства, Садыков мигом поменял свою позицию. Что за непоследовательность? Это говорит только о том, что у министра нет четкого видения, единой политики развития системы образования, все зависит от конъюнктуры и политической ситуации. Сколько критики поступает в адрес Минобразования, но  реакции властей абсолютно нет».

Точку поставило Министерство юстиции, признавшее постановления правительства противоречащим Основному закону страны, в частности статье 45, в которой сказано, что «каждый имеет право бесплатно получить основное общее и среднее общее образование в государственных образовательных организациях».

 

О финансах

Итак, число функционирующих школьных заведений и вузов министр озвучил - сегодня в стране функционируют более трех тысяч образовательных учреждений, из них 737 дошкольных учреждений, которые посещают 79,8 тыс.детей, 2204 школы в которых учатся 1 015,2 тысяч детей, 122 средних профессиональных учебных заведения с численностью 64,3 тысячи учащихся и 52 высших учебных заведения, в которых обучаются 230,3 тысячи студентов, количество педагогических работников  - 75 502.

В министерстве финансов нам озвучили цифру, утвержденную бюджете на 2012 год. На образование предусмотрено 18 555,8 млн.сомов!

18 с половиной миллионов на  школьников, на цифру, которую мы не зря указали дважды. Из этих денег предусмотрено:

Категориальный грант – 10 760,0 млн.сомов;

Питание 1-4 классов -450,0 млн.сомов;

Текущий ремонт школ – 100,0 млн.сомов;

Республиканские средства – 7 245,8 млн.сомов.

Но напрашивается вопрос: откуда берется данная цифра, если родители уже давным-давно взялись за «кормления», ремонты сами?

«Я очень сомневаюсь, что эти виртуальные деньги куда-нибудь направят. Мы это уже проходили: за 100-часовую подготовку некоторым учителям Минфин в прошлом году до сих пор не выплатил обещанное. Да, деньги сэкономят, но, скорее всего, их никуда не направят. Единственная цель проводимых реформ в системе образования - желание сэкономить бюджетные деньги. А качество как не стояло в приоритете, так и не стоит, - уверена член общественного экспертного совета при президенте КР Анара Дауталиева. - Кыргызстан всегда был хорошим учеником в области копирования концепций, стратегий развития. Вот и в стратегии развития образования до 2020 года много абстрактных, общих, переписанных моментов. Три ключевых ориентира: качество, эффективность и доступность, честно говоря, уже набили оскомину. Однако ни слова не говорится о том, сколько будет стоить ее реализация. Бесконечное реформирование выгодно и донорам, и чиновникам: всегда есть работа в отделе реализации проектов, командировки для перенимания зарубежного опыта. Но нам необходима идентификация нашего общества».

Одним словом, задумок у чиновников хоть отбавляй. Успеют ли решить все вопросы к сентябрю, если больше половины сотрудников органов власти в отпусках?

Анна Мягчилова



[1]http://www.gezitter.org/society/13027_gosudarstvennyie_shkolyi_ne_prevratyatsya_v_chastnuyu_sobstvennost/

Версия для печати   |   Просмотров: 2397   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная