POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Почему сокращаются объемы экспорта продукции мясоперерабатывающей отрасли Кыргызстана?

13.08.2012 14:10 - Polit.kg
Почему сокращаются объемы экспорта продукции мясоперерабатывающей отрасли Кыргызстана?Статус животноводческой республики, когда-то привычный, стал для современного Кыргызстана не более чем историческим фактом из недалекого прошлого - объемы производства, состояние мясоперерабатывающей отрасли и санитарно-эпизоотических служб на сегодняшний день не позволяют осуществлять экспорт в прежних объемах. Кыргызстанскому мясу, как несоответствующему сертификационным стандартам, все чаще «закрывают границу» постоянные потребители отечественной сельхозпродукции - соседи по СНГ, не говоря уже о странах дальнего зарубежья.

 

История экспорта кыргызстанского мяса в последние годы – как хороший сериал, в котором бедную, но честную главную героиню бесконечно угнетают разные отрицательные персонажи, вот только кого назначать этим самым «корнем зла» в случае с мясоперерабатывающей отраслью республики пока остается неясным. В прекращении поставок нашей продукции на внешний рынок кто-то винит ветеринарные службы, неспособные обеспечить контроль качества и вовремя отследить вспышки заболевания животных, кто-то – неправомерную экономическую политику соседей, которые ставят приоритетом собственную продукцию, а относительно дешевое и качественное кыргызстанское мясо, могущее составить ей конкуренцию, «задвигают» в эмбарго. Встает и вопрос о том, как в перспективе скажется на экспорте мяса вступление Кыргызстана в Таможенный союз.          

 

Азаткул Эгенбаев, заведующий отделом перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства.

 

- Медики и ветеринарные службы говорят о сложной эпизоотической ситуации в республике, проблемы экспорта отечественного мяса объясняются этим?

- Вопросы заболевания скота мониторит недавно образованная структура - Государственная инспекция по пищевой, санитарной, фитосанитарной и ветеринарной безопасности при правительстве КР. Она ведает ветеринарными вопросами и оценивает, каково эпизоотическое состояние в республике на текущий момент. Положение непростое, периодически появляются очаги инфекции, запрет ввоза нашего мяса в Казахстан был обусловлен как раз этими фактами. 

 

- Какие еще проблемы в связи с поставками кыргызстанского мяса могут возникнуть в ближайшее время?

- Для сравнения, у нас в стране 13 предприятий, выпускающих молочную продукцию, которая в удовлетворительном объеме поставляется в Казахстан и Россию, а вот мяса экспортный дефицит уже не первый год. Не хватает производственных мощностей, к тому же, в связи со вспышками заболевания животных, соседи закрывают свои границы для мяса из Кыргызстана. Оставлять все как есть нельзя, санитарные нормы Таможенного Союза, куда мы, возможно, вступим, очень жесткие, и требования к нашему мясу станут только выше. Россия, Беларусь и Казахстан одновременно и страны-участники ТС и основные потребители продукции мясоперерабатывающей отрасли Кыргызстана, так что необходим будет жесточайший контроль над заболеваемостью скота.

 

- Вступление в ТС, в целом, на пользу отрасли?

- Польза, безусловно, есть, основные игроки на этой арене Казахстан и Россия, они же закупают нашу продукцию, и нам надо стремиться к тому, чтобы достичь их уровня, возможно, Таможенный союз послужит своеобразным толчком, сдвинет сегодняшнюю ситуацию с мертвой точки. Мы просто вынуждены будем улучшать качество продукции, «подтягивать» уровень предприятий мясоперерабатывающей отрасли и вводить международные стандарты санитарной безопасности.

 

- Бытует мнение, что Казахстан ввел запрет на ввоз мяса из Кыргызстана из экономических соображений, наше мясо дешевле казахского, а товаропроизводителям соседней страны необходимо сбывать и свою собственную продукцию, так ли это?

- Наше мясо очень качественное, но ветеринарная служба работает из рук вон плохо. Есть специальные международные стандарты, по которым сертифицируется мясо, и если бы ветеринарная служба вовремя реагировала, предоставлялась необходимая сертификация, никаких проблем с поставками нашего мяса не возникало бы. Критерии оценки продукции мясоперерабатывающей отрасли разрабатываются международным сертификационным бюро, а наша ветеринарная инспекция об этих стандартах и осведомлена-то не очень хорошо, не говоря уже об их внедрении на практике. Какую проверку должно проходить мясо? Вряд ли сегодня мы можем четко ответить себе на этот вопрос. Если бы соблюдались все международные нормы, наше экологически чистое мясо покупалось бы охотно. Россия и сейчас говорит о том, что готова покупать, только «решите вопрос ветеринарии».

 

- Возможно, дело не в том, что у нас так уж много очагов инфекций скота, в других странах СНГ их тоже хватает - того же ящура; в Минздраве говорят о том, что, в первую очередь, в республике недостаточно лабораторий, где можно было бы производить сертификацию мяса.

- Это верно, лабораторий, соответствующих международным стандартам, нет. Таких, которые могли бы определять качество мяса по всем параметрам, быстро реагировать на появление очагов того или иного заболевания - идентифицировать его. Нужно развивать материаьную часть, ставить новое оборудование в лаборатории, строить новые. Ведь одно время мы отправляли наше мясо даже в Иран. Заинтересованность в нашей мясной продукции есть не только на пространстве СНГ, арабские страны также готовы его покупать, но им необходимы гарантии с нашей стороны о соблюдении санитарных норм.

 

- По данным Нацстаткома ежегодный импорт мяса в республику выражается довольно приличной цифрой, в то время как экспорт в годовом отчете не освещен вообще, представлена информация только о тех закупочных ценах, которые мы предлагаем за свою продукцию. Если мясо не идет на экспорт, почему так много его же привозного, мы не можем полностью обеспечить внутренний рынок?

- Мы входим в ВТО, поэтому не делаем ограничения для поставок, Китай и Индия активно экспортируют нам свое мясо, и здесь, кстати, та же упомянутая слабость оборачивается против нас: нет современных технологий оценки, и мы не можем провести экспертизу не только своего, но и ввозимого мяса, определить его качество. Так что говорить о достоинствах ввозимой мясной продукции не приходится – их, этих достоинств (как и недостатков) никто толком не знает. А сами себя мы обеспечиваем мясом только на 55-60%.

 

- С чем это связано?

- После распада Союза, у нас резко уменьшилось поголовье скота, закрылись птицефабрики. Сейчас работают единицы, тех же птицефабрик на республику не больше четырех: на Иссык-Куле, в Сокулуке и на юге страны – одна-две. Полностью обеспечить себя мясом мы не можем. Да и спрос у населения невысок. Только 30-40% кыргызстанцев могут позволить себе регулярно покупать мясо. В силу наших социальных проблем большая часть населения просто не может позволить себе купить мясо, поэтому получается - цены очень высокие, зарплаты и пенсии за повышением цен не успевают, и спрос на мясо остается ниже среднего. Хотя и считается, что традиционно, в соответствии с особенностями национальной кухни, мы потребляем много мяса, бюджет нынче не позволяет - и мы далеко не «мясоеды».

 

- Вступление в ТС может послужить увеличению  контрактов на поставки мяса, будут налажены какие-то новые экономические связи?

- Только если мы будем к этому готовы, приведем в порядок ветеринарную службу, закупим оборудование для лабораторий и внедрим международные стандарты сертификации. Пока у нас сложности в этом отношении, и трудно говорить о каких-то определенных перспективах.  

Но просто назначить «главной злодейкой» ветеринарную службу тоже не получится. Эта отрасль сегодня испытывает немало трудностей, и причиной тому едва ли не полный развал инфраструктуры, которая безнадежно устарела (как это модно сейчас говорить) - «морально и физически». В таких условиях справляться с мониторингом эпизоотической ситуации, сертификацией экспортной продукции и экспертизой зараженного мяса становится почти невозможным.

На вопросы POLIT.KG отвечает  Алмаз Шаршенбеков, заведующий отделом контроля здоровья животных Государственного ветеринарного департамента КР.  

 

- На сегодняшний день вспышки заболевания животных в пределах ежегодной нормы или превышают допустимые значения?

- В отношении нас на нормы не смотрят, только выявляется какой-то случай, сразу ставят запрет. Например, в 2006-2007 годах сразу три страны – Казахстан, Узбекистан и Россия – одновременно ввели запрет на ввоз мяса из Кыргызстана. Дело в том, что территория страны должна быть четко разделена на зоны, благополучные и неблагополучные, чтобы можно было точно установить из какой части страны, из какого региона данная  продукция. А если этого нет, то и получается: « Так, у них там ящур, ну мало ли, вдруг мясо заразное ввезут. Запретить».

 

- Как нехватка лабораторий и современного оборудования сказывается на качестве проведения санитарной экспертизы?

- Сказывается очень негативно. У нас нет аккредитованного оборудования, по некоторым болезням наши специалисты не могут определить даже подтип вируса (если еще тип могут, то подтип, серотип - уже нет). Нет хороших лабораторий и техники, которая бы прошла международную аккредитацию, и причина простая - недостаточное финансовое обеспечение.

 

- А каким образом мясо проходит сертификацию сейчас?

- Сейчас мясо не идет на экспорт вообще, уже в течение 5 лет у нас периодически возникает такая проблема. Из бюджета на модернизацию ветслужб выделяется недостаточно денег, что касается внутреннего рынка - тут нас сбивает с толку пресловутая рыночная экономика. Масса перекупщиков, которые продают мясо на внутреннем рынке по заоблачным ценам. Если бы сам производитель реализовывал мясо, оно было бы гораздо дешевле. Судите сами, даже на столичном Ошском рынке утром мясо продается в среднем на 30% дешевле, его подчистую «сметают» перекупщики и ставят уже свои цены. Проблема нашего внутреннего рынка банальна - гигантские накрутки цен на мясо.

 

- Как может повлиять на экспорт мяса вступление Кыргызстана в ТС?

- Это было бы для нас даже очень хорошо. Потому что правительство будет просто обязано соблюдать все требования: выделять средства на закупку вакцин для скота, оборудование для лабораторий и строить мясокомбинаты современного образца. Тогда появятся и крупные контракты, у нас ведь сейчас нет комбинатов, отвечающих международным нормам и достаточно крупных для внешнего рынка. Закупщик ведь не может ездить по частным фермерским хозяйствам, скупая туши, должна быть единая система, которая бы работала на экспорт.  

 

- А в принципе поголовья скота сегодня достаточно для крупных поставок заграницу?

- Нет, также надо учитывать, что при активном экспорте мясо и сами животные могут подорожать, и это еще один довод за то, чтобы создавать крупные мясоперерабатывающие предприятия. Иначе Кыргызстан не выдержит, даже на полноценный экспорт в Казахстан не хватит. Соседям ведь выгодно наше мясо, потому что у них оно в два раза дороже. И не надо подозревать здесь какие-то подковерные экономические игры, Казахстан прекратил покупать наше мясо только потому, что мы не соблюдаем эпизоотические нормы.  

Таким образом, главным «врагом» экспорта остаются все же нерешенные внутренние экономические проблемы, устранение которых - первое условие возобновления поставок отечественного мяса на внешний рынок.

Айылчи Сарыбаев доктор экономических наук, Институт экономического анализа и прогноза:«Вступление Кыргызстана в Таможенный союз, конечно, можно рассматривать как положительный импульс для развития экспорта продукции мясоперерабатывающей отрасли. Но притом что возникнет необходимость ее существенной модернизации и внедрения новых стандартов сертификации, пока остается неясным, откуда будут изысканы средства, необходимые для перечисленных преобразований. Какой-то готовой программы в общегосударственном масштабе пока нет, и модернизация отрасли, приходится признать, остается в области надежд. И здесь необходимо помнить о том, что положительная в целом перспектива может обернуться тем, что ввиду ужесточения санитарных и сертификационных норм, возможности для экспорта кыргызстанского мяса будут полностью перекрыты».   

Резюмируя сказанное экспертами,  обратим внимание на главное условие: где брать деньги для оснащения ветлабораторий оборудованием, и вообще на содержание этих лабораторий? Неужели это – забота государства? А разве сами товаропроизводители не заинтересованы в экспорте своей продукции? Очевидно, что в нынешнем своем состоянии – мелкотоварном – они не способны ни к повышению эффективности собственного производства, ни к объединению в крупные структуры. Ждать, что государство в лице своих министерств и ведомств как-то подтолкнет мясопроизводителей к объединению усилий для решения насущных проблем отрасли не стоит. Толчком для коренных преобразований этого сектора экономики (или пинком) может стать только создание таких экономических условий, в которых неэффективное мелкотоварное производство просто загнется, не выдержит конкуренции. Таким толчком станет вступление Кыргызстана в Таможенный Союз.

(Продолжение следует)

 

Евг. Николаева, спец. Корр POLIT.KG 

 


 

Версия для печати   |   Просмотров: 2366   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная