POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Эпоха временных правительств

10.09.2012 12:57 - Polit.kg

Весть о том, что новое правительство должно максимально дистанцироваться от политики, впервые распространил лидер парламентской фракции cоциал-демократов ещё в конце августа[1]. Словосочетание «техническое правительство» в новейшей истории Кыргызстана уже мелькало. Совсем недавно так называли созданный в июле 2010 года кабинет министров, который тогда возглавил Амангельды Муралиев. Напомним, что оно имело статус переходного и было заменено на постоянное 17 декабря того же года. Второй раз в своей жизни главой органа стал в то время  Алмазбек Атамбаев. А сменивший его Омурбек Бабанов – личность в политике достаточно свежая – продержался на этом посту 9 месяцев, наполненных молчаливым противостоянием с уже президентом Атамбаевым. Следует помнить, что само это возвышение стало неожиданностью для достаточно большого круга экспертов, не привыкших к банальным исходам: всё-таки, назначение Бабанова «плавало» на поверхности. От стремительно набирающего силы Атамбаева все ждали куда более решительных действий по «оттирке» Бабанова. Но тот выбрал более осторожную тактику. В общем, отставка Бабанова была делом ожидаемым – и можно только подивиться, как это фракция СДПК не «свалила» Омурбека Токтогуловича раньше. Всем понятно, кто является патроном кыргызстанских социал-демократов, которые сыграли главную роль в образовании нового правительства, и почему в августовском «антибабановском бунте» лидировали отнюдь не они, а депутаты «Ата-Мекена» и «Ар-Намыса». Чужими руками загребать политический жар, конечно, удобнее… Как бы то ни было, кыргызстанцам с новым «техническим» правительством жить и, что ещё важнее, зимовать. А следовательно, важно уже сегодня соотнести ожидания с реальностью. 7 сентября на круглом столе, организованном НПО «Парламент политических партий», этим и занимались отечественные эксперты.

 

Закир Чотаев, экспертной группа «Реформа»:

В классической парламентской форме правления формирование исполнительной власти идёт теми политическими силами, что прошли в парламент. И кабинет министров подотчётен именно парламенту. Соответственно, депутаты парламента могут становиться членами кабмина, не теряя своего членства в парламенте. Президент в парламентской форме правления не вмешивается в этот процесс, но является арбитром. Его роль увеличивается, если идёт движение от парламентской к полупрезидентской форме правления. В этой последней президент наделён бОльшими полномочиями для сохранения политической стабильности. Вот у нас президент имеет полномочия в области правопорядка и безопасности. В других странах ему бы предоставили другие полномочия. Таким образом, в Кыргызстане функционирует полупарламентская форма правления и после парламентских выборов в 2010 году закончилось формирование третьего правительства, которое – этот вопрос сегодня поднимается – должно стать технократическим. Говорится, что нужны профессионалы, которые вытащат страну из кризиса. Что такое технократическое правительство? Тут есть два теоретических аспекта: во-первых, ТП состоит из экспертов, специалистов, профессионалов в своей сфере деятельности и, во-вторых, эти профессионалы не являются приверженцами каких-либо политических движений. Возможно ли формирование ТП в Кыргызстане? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Думаю, что в чистом виде – нет, потому что премьер-министр несёт политическую ответственность перед парламентом. Говоря о политической воле, мы предполагаем, что премьер-министр должен быть представителем той или иной политической силы. Лидер фракции СДПК говорил недавно о том, что, по задумке социал-демократов, глава кабинета министров будет иметь бОльшую самостоятельность в назначении министров – не исключая и права вето. Конечно, это положительная тенденция.

Состав правительства на 50% остаётся тем же. То есть, наблюдается преемственность. О преемственности говорится и в соответствующем указе Президента. Подразумевается, что курс предыдущего правительства был верен. Глава нового кабмина Жанторо Сатыбалдиев – личность, которую поддержало большинство депутатского корпуса. Это предрекает возможность долгосрочного функционирования нового правительства. Мы знаем, что предыдущее было отправлено в отставку во многом из-за претензий к Омурбеку Бабанову лично.

Построение технократического правительства не вполне соответствует нормам парламентской формы правления. Начинается сдвиг в сторону полупрезидентской республики. Тому существует несколько доказательств. Например, закон «О внешней политике КР», в котором большая часть полномочий передана главе государства.

 

Азамат Акелеев, глава Общественного наблюдательного совета при Министерстве финансов КР:

Буквально вчера вышел свежий рейтинг конкурентоспособности стран, который составляется Всемирным экономическим форумом. Кыргызстан за два последних года скатился со 120-ого места на 127-ое. Конечно, это не только оценка деятельности наших коалиционных правительств. Инвесторы, с которыми я работаю, отмечают огромную нестабильность в экономической политике Кыргызстана – в первую очередь, непредсказуемость в законах и правилах.

К сожалению, новое правительство ничем существенно не отличается от предыдущих. Это люди, которые на том или ином этапе участвовали в формировании уже сложившейся системы, которую можно назвать клептократической. Как председатель ОНС при Министерстве финансов, я и сегодня наблюдаю, как, несмотря на объявленную борьбу с коррупцией, всё идёт по-старому. Те же люди остаются на уровне зам. министров, начальников управлений практически во всех ведомствах. Клептократия так живуча, потому что перенаправляет коррупционные потоки тем, кто принимает сегодня политические решения. Я не обвиняю всех поголовно, но скажу, что пока эта прослойка не будет устранена, коренных изменений мы не увидим. Нельзя ограничиваться только карательными мерами показательного характера. Нужна системная борьба, которая бы включала в себя и работу с кадрами, и работу по повышению мотивации и квалификации этих кадров.

Хочу озвучить те критерии, которые считаю необходимыми для формирования по-настоящему нового правительства. Во-первых, чистая репутация и незамеченность в коррупционных эпизодах. Во-вторых, бескомпромиссность и готовность бороться с коррупцией. Во-вторых, успешная история лидерства – желательно, в негосударственной сфере. В-третьих, должна составиться команда единомышленников. Новые люди, которые приходят сегодня, не могут бороться с системой единолично.

В чём секрет Жанторо Сатыбалдиева? Он просто оказался наиболее компромиссной фигурой, которая устраивает все политические силы, которые управляют страной сегодня. Если судить по декларациям и намерениям, хотелось бы упомянуть два момента, которые уже успели сойти с его уст. Первый – это «возврат к вертикали власти». Предыдущее правительство начало работу в направлении децентрализации и передачи полномочий органам местного самоуправления. Нельзя просто так сворачивать этот процесс, не дождавшись результатов. Второй – это высказывания по поводу усиления роли государства в образовании сельскохозяйственных кооперативов. Специалисты в этой области сегодня говорят о том, что сегодня государство, наоборот, не должно контролировать льготную выдачу техники, кредитов и т.д., потому что это вызовет повальную коррупцию.

На мой взгляд, политическую систему нужно хорошо протестировать на выборах в городской кенеш г. Бишкек. Эти близящиеся выборы станут лакмусовой бумагой, которая покажет, насколько система открыта для прихода новых лидеров и готова к реальной демократизации.

 

Кубанычбек Исабеков, экс-депутат ЖК КР:

Мы живём в период временных правительств. Возможно, к новому году стоит ожидать ещё немало изменений. Основным игроком выступает сегодня президент Атамбаев. И он, и фракция СДПК берут на себя прямую ответственность за формирование нового правительства. Представители социал-демократов стали ведущими министрами. Впрочем, новому премьер-министру без оглядки работать не удастся. Он понимает, что настали тяжёлые времена: и ВВП падает, и бюджет под вопросом, и безработица растёт. У основной части населения растёт негативное отношение к власти. Складывается впечатление, что генератором политической нестабильности выступает парламент. По количеству правительств мы, наверное, скоро войдём в книгу Гиннеса: 24-ое правительство за 20 лет существования государства.

 

Polit.KG



[1]http://www.for.kg/news-182438-ru.html

Версия для печати   |   Просмотров: 1402   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная