POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 23 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Эпоха временных правительств

10.09.2012 12:57 - Polit.kg

Весть о том, что новое правительство должно максимально дистанцироваться от политики, впервые распространил лидер парламентской фракции cоциал-демократов ещё в конце августа[1]. Словосочетание «техническое правительство» в новейшей истории Кыргызстана уже мелькало. Совсем недавно так называли созданный в июле 2010 года кабинет министров, который тогда возглавил Амангельды Муралиев. Напомним, что оно имело статус переходного и было заменено на постоянное 17 декабря того же года. Второй раз в своей жизни главой органа стал в то время  Алмазбек Атамбаев. А сменивший его Омурбек Бабанов – личность в политике достаточно свежая – продержался на этом посту 9 месяцев, наполненных молчаливым противостоянием с уже президентом Атамбаевым. Следует помнить, что само это возвышение стало неожиданностью для достаточно большого круга экспертов, не привыкших к банальным исходам: всё-таки, назначение Бабанова «плавало» на поверхности. От стремительно набирающего силы Атамбаева все ждали куда более решительных действий по «оттирке» Бабанова. Но тот выбрал более осторожную тактику. В общем, отставка Бабанова была делом ожидаемым – и можно только подивиться, как это фракция СДПК не «свалила» Омурбека Токтогуловича раньше. Всем понятно, кто является патроном кыргызстанских социал-демократов, которые сыграли главную роль в образовании нового правительства, и почему в августовском «антибабановском бунте» лидировали отнюдь не они, а депутаты «Ата-Мекена» и «Ар-Намыса». Чужими руками загребать политический жар, конечно, удобнее… Как бы то ни было, кыргызстанцам с новым «техническим» правительством жить и, что ещё важнее, зимовать. А следовательно, важно уже сегодня соотнести ожидания с реальностью. 7 сентября на круглом столе, организованном НПО «Парламент политических партий», этим и занимались отечественные эксперты.

 

Закир Чотаев, экспертной группа «Реформа»:

В классической парламентской форме правления формирование исполнительной власти идёт теми политическими силами, что прошли в парламент. И кабинет министров подотчётен именно парламенту. Соответственно, депутаты парламента могут становиться членами кабмина, не теряя своего членства в парламенте. Президент в парламентской форме правления не вмешивается в этот процесс, но является арбитром. Его роль увеличивается, если идёт движение от парламентской к полупрезидентской форме правления. В этой последней президент наделён бОльшими полномочиями для сохранения политической стабильности. Вот у нас президент имеет полномочия в области правопорядка и безопасности. В других странах ему бы предоставили другие полномочия. Таким образом, в Кыргызстане функционирует полупарламентская форма правления и после парламентских выборов в 2010 году закончилось формирование третьего правительства, которое – этот вопрос сегодня поднимается – должно стать технократическим. Говорится, что нужны профессионалы, которые вытащат страну из кризиса. Что такое технократическое правительство? Тут есть два теоретических аспекта: во-первых, ТП состоит из экспертов, специалистов, профессионалов в своей сфере деятельности и, во-вторых, эти профессионалы не являются приверженцами каких-либо политических движений. Возможно ли формирование ТП в Кыргызстане? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Думаю, что в чистом виде – нет, потому что премьер-министр несёт политическую ответственность перед парламентом. Говоря о политической воле, мы предполагаем, что премьер-министр должен быть представителем той или иной политической силы. Лидер фракции СДПК говорил недавно о том, что, по задумке социал-демократов, глава кабинета министров будет иметь бОльшую самостоятельность в назначении министров – не исключая и права вето. Конечно, это положительная тенденция.

Состав правительства на 50% остаётся тем же. То есть, наблюдается преемственность. О преемственности говорится и в соответствующем указе Президента. Подразумевается, что курс предыдущего правительства был верен. Глава нового кабмина Жанторо Сатыбалдиев – личность, которую поддержало большинство депутатского корпуса. Это предрекает возможность долгосрочного функционирования нового правительства. Мы знаем, что предыдущее было отправлено в отставку во многом из-за претензий к Омурбеку Бабанову лично.

Построение технократического правительства не вполне соответствует нормам парламентской формы правления. Начинается сдвиг в сторону полупрезидентской республики. Тому существует несколько доказательств. Например, закон «О внешней политике КР», в котором большая часть полномочий передана главе государства.

 

Азамат Акелеев, глава Общественного наблюдательного совета при Министерстве финансов КР:

Буквально вчера вышел свежий рейтинг конкурентоспособности стран, который составляется Всемирным экономическим форумом. Кыргызстан за два последних года скатился со 120-ого места на 127-ое. Конечно, это не только оценка деятельности наших коалиционных правительств. Инвесторы, с которыми я работаю, отмечают огромную нестабильность в экономической политике Кыргызстана – в первую очередь, непредсказуемость в законах и правилах.

К сожалению, новое правительство ничем существенно не отличается от предыдущих. Это люди, которые на том или ином этапе участвовали в формировании уже сложившейся системы, которую можно назвать клептократической. Как председатель ОНС при Министерстве финансов, я и сегодня наблюдаю, как, несмотря на объявленную борьбу с коррупцией, всё идёт по-старому. Те же люди остаются на уровне зам. министров, начальников управлений практически во всех ведомствах. Клептократия так живуча, потому что перенаправляет коррупционные потоки тем, кто принимает сегодня политические решения. Я не обвиняю всех поголовно, но скажу, что пока эта прослойка не будет устранена, коренных изменений мы не увидим. Нельзя ограничиваться только карательными мерами показательного характера. Нужна системная борьба, которая бы включала в себя и работу с кадрами, и работу по повышению мотивации и квалификации этих кадров.

Хочу озвучить те критерии, которые считаю необходимыми для формирования по-настоящему нового правительства. Во-первых, чистая репутация и незамеченность в коррупционных эпизодах. Во-вторых, бескомпромиссность и готовность бороться с коррупцией. Во-вторых, успешная история лидерства – желательно, в негосударственной сфере. В-третьих, должна составиться команда единомышленников. Новые люди, которые приходят сегодня, не могут бороться с системой единолично.

В чём секрет Жанторо Сатыбалдиева? Он просто оказался наиболее компромиссной фигурой, которая устраивает все политические силы, которые управляют страной сегодня. Если судить по декларациям и намерениям, хотелось бы упомянуть два момента, которые уже успели сойти с его уст. Первый – это «возврат к вертикали власти». Предыдущее правительство начало работу в направлении децентрализации и передачи полномочий органам местного самоуправления. Нельзя просто так сворачивать этот процесс, не дождавшись результатов. Второй – это высказывания по поводу усиления роли государства в образовании сельскохозяйственных кооперативов. Специалисты в этой области сегодня говорят о том, что сегодня государство, наоборот, не должно контролировать льготную выдачу техники, кредитов и т.д., потому что это вызовет повальную коррупцию.

На мой взгляд, политическую систему нужно хорошо протестировать на выборах в городской кенеш г. Бишкек. Эти близящиеся выборы станут лакмусовой бумагой, которая покажет, насколько система открыта для прихода новых лидеров и готова к реальной демократизации.

 

Кубанычбек Исабеков, экс-депутат ЖК КР:

Мы живём в период временных правительств. Возможно, к новому году стоит ожидать ещё немало изменений. Основным игроком выступает сегодня президент Атамбаев. И он, и фракция СДПК берут на себя прямую ответственность за формирование нового правительства. Представители социал-демократов стали ведущими министрами. Впрочем, новому премьер-министру без оглядки работать не удастся. Он понимает, что настали тяжёлые времена: и ВВП падает, и бюджет под вопросом, и безработица растёт. У основной части населения растёт негативное отношение к власти. Складывается впечатление, что генератором политической нестабильности выступает парламент. По количеству правительств мы, наверное, скоро войдём в книгу Гиннеса: 24-ое правительство за 20 лет существования государства.

 

Polit.KG



[1]http://www.for.kg/news-182438-ru.html

Версия для печати   |   Просмотров: 1455   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная