POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 24 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Президент Алмазбек Атамбаев: Демократия -это диктатура законов!

12.09.2012 18:11 - Polit.kg
12 сентября 2012 года, Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев принял участие в заседании Жогорку Кенеша  Кыргызской Республики во время дачи присяги членами ПравительстваКыргызской Республики и выступил с речью.

Уважаемые депутаты, члены Правительства!

Сограждане!

В последнее время идет целенаправленная дискредитация действующей Конституции страны, ее обвиняют во всех смертных грехах - дескать, эта она, Конституция, виновата в экономическом и политическом кризисах, которые переживает страна, а система управления, установленная ею, якобы является наихудшей из возможных форм правления. Но так ли это на самом деле?

В реальности недостатки в экономической и социальной сфере, государственном управлении определяются не пороками Конституции, а прежде всего качественным состоянием самих органов государственной власти, тем как они умеют распорядиться конституционными полномочиями.

Конституция от 27 июня 2010 года устранила существовавший с 1996 года дисбаланс в распределении полномочий между главой государства, законодательной, судебной и исполнительной ветвями государственной власти.

Предыдущие властиподвергались нещадной критике за перекос полномочий в пользу главы государства.

Как известно, все годы независимости и Правительство, и Жогорку Кенеш постоянно ссылались на отсутствие полномочий и небезуспешно создавали общественное мнение в свою пользу по формуле - «вот если бы у нас были соответствующие полномочия...».

Сегодня Правительство может решать практически все вопросы государственного управления, за исключением полномочий, отнесенных Конституцией к компетенции Президента и Жогорку Кенеша. Следовательно, сегодня необходимо вести речь о неэффективном использовании собственных полномочий Правительством, о некомпетентности, низком качестве работы отдельных  министров, руководителей административных ведомств и учреждений, о нежелании членов Правительства брать на себя ответственность и продвигать вперед социально-экономическую реформу.                                      

 

Некоторые члены Правительства предпочитают плыть по течению, они озабочены своим благополучием,боятся проявлять инициативу, действуют „по принципу Мальчиша- Кибальчиша” – “день простоять, да ночь продержаться”.

Нерешительность, некомпетентность отдельных членов  Правительства, ихподспудного желания подстраховаться, не брать на себя всю полнотуответственности при принятии принципиальных решений по многимвопросам социально-экономической реформы приводит к тому, что ЖогоркуКенеш на сегодняшний день превратился в «параллельноеПравительство», взяв на себя множество функций, несвойственных законодательнойветви власти, и фактически подмяв под себя органы исполнительной власти.

Анализ календарных планов и повесток дня пленарных заседанийЖогорку Кенеша, принимаемых им решений, показывает, что парламент в своей деятельности,  нередко выходит за пределы своих полномочий, занимаясь несвойственными для законодательного  органа оперативно-хозяйственными вопросами и вторгаясь в компетенцию Правительства, других органов исполнительной власти.

Создавшееся положение, когда Жогорку Кенеш в явочном порядке приписывает себе исполнительно-распорядительные функции и систематически вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность Правительства, в том числе даже в деятельность правоохранительных органов, может окончательно нарушить и так шаткий и условный баланс отношений законодательной и исполнительной власти. Может снова спровоцировать противостояние Правительства и Жогорку Кенеша.

Больше того, наблюдаются уже попытки отдельных депутатов подменить собой органы прокуратуры и суда, уже не говоря о милиции и других силовых структурах. А это уже полное попрание всех конституционных норм!

Несоблюдение Конституции неизбежно приводит к тому, что вся остальная система правил поведения – система законов, по которым живет общество, начинает неуклонно подвергаться сомнению, эрозии, размыванию. И тогда, сначала дух, а затем и буква законов, и, в первую очередь, Конституции – теряют свое значение.

Таким образом, источником всех переживаемых ныне «кризисов» является не действующая Конституция, а так называемый «человеческий фактор».

К сожалению, многие политики либо не знают, либо специально «забывают», что помимо, собственно, внесения прямых поправок в Конституцию, возможны и иные способы адаптации норм Основного закона к реальной жизни.         Прежде всего, речь должна идти о конкретизации и уточнении конституционных норм путем принятия соответствующих законов. Это дает возможность устранить конституционные разночтения без внесения поправок и изменений в действующую Конституцию страны.

В независимом Кыргызстане Конституция и законы никогда не отличались стабильностью и постоянно подвергались систематическим изменениям – многие законодатели уже привыкли думать так: «давайте примем, посмотрим, как работает, а там, если что, поправим».

В результате граждане и юридические лица никогда не могут быть уверены: надолго ли утверждена та или иная норма закона, и не будет ли она изменена к тому времени, когда с ней реально столкнется конкретный гражданин или  хозяйствующий субъект. А потому, среди прочего, оказывается, что просто бессмысленно пытаться ее выучить, исполнить, либо к ней привыкнуть – пока это произойдет, закон может быть изменен. О каком «благоприятном инвестиционном климате» можно вести речь в условиях катастрофической нестабильности Конституции и законов?

 

Надо всем нам понять раз и навсегда: стабильность Конституции и всей основанной на ней правовой системы – залог социальной, политической, экономической, в конечном итоге – государственной устойчивости и процветания страны.Не можетбыть эффективного индивидуального, корпоративного, государственного планирования и прогнозирования, если неизвестно, как планы и прогнозы соотносятся с завтрашними законами. Даже чисто психологически не может человек, бизнес-сообщество, общество в целом нормально действовать, если неизвестны завтрашние «условия игры».

Поэтому Кыргызстан должен иметь глубоко продуманную долгосрочную стратегию развития, а также детальную «дорожную карту» на ближайшие пять лет, в которой будут четко обозначены конкретные меры и целевые ориентиры в экономической, идеологической, социальной сферах, вопросах государственного строительства, безопасности и внешней политики.

Речь идет об определении места и роли Кыргызстана в современном мире, достижении нашей страной реальной независимости, укреплении национальной безопасности во всех ее аспектах. Соответствующий проект разрабатывается нами в настоящее время с участием экспертного сообщества и в течение двух месяцев будет внесен на рассмотрение Совета обороны. Важно указать народу реальную созидательную цель и задать направление усилиям всех ветвей власти и институтов гражданского общества.

Уважаемые сограждане!

Демократия -это диктатура законов!

Подчинение закону должно быть обязательным для всех граждан страны. Никто – ни начальник, ни безработный, ни молодой, ни старый не может быть выше закона, не имеет права безнаказанно нарушать его нормы. Только при этом условии будет порядок, только при этом возможен приток инвестиций и подьем экономики страны.

Давайте не будем путать демократию с охлократией! Давайте все будем уважать законы, а не требовать этого только от власти, только от министров и депутатов! Давайте задумаемся, а что каждый из нас сделал для своей страны в это трудное время?

 

 

Отдел информационной политики Аппарата Президента Кыргызской Республики

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1548   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная