POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Джоомарт Оторбаев: «Теневые финансовые потоки необходимо направить в легальное русло»

21.09.2012 18:00 - Polit.kg
Джоомарт Оторбаев: «Теневые финансовые потоки необходимо направить в легальное русло» Как сообщил первый вице-премьер-министр в ходе рабочего совещания с представителями профильных ведомств, Нацстатком впервые в этом году опубликовал данные о долевом распределении секторов экономики в структуре ВВП, где сфера услуг составила 51%. Между тем, именно этот сектор на сегодняшний день хуже всего поддается администрированию, что означает невозможность объективного статистического учета и адекватного налогообложения.

 

Проблема отсутствия статданных, которые могли бы способствовать пониманию полной экономической картины, касается не только сферы услуг как таковой, но и товарооборота рынков Кыргызстана, экспорта текстильных изделий. Многие цифры и стоящие за ними объемы денежных средств стабильно остаются «в тени», и при таких условиях развитие экономики попросту невозможно, а бюджет страны ежегодно лишается значительной части налоговых поступлений.             

Джоомарт Оторбаев: «Озвучу всего три цифры, упомянутые в анализе Всемирного банка. Первая - это объем финансовых средств, остающихся на рынке «Дордой», 1 млрд. долларов, сюда входят зарплаты, аренда, затраты на транспорт, логистику и прочее. Вторая цифра - объем экспорта текстильных изделий, произведенных в Кыргызстане, которые уходят в Россию и Казахстан, Нацстатком показывает рост товарооборота в этой сфере с 55 млн. долларов в 2005 году до 105 млн. долларов в текущем периоде. При этом Всемирный банк по тому же пункту показывает рост с 305 млн. долларов до 1млрд. 65 млн. Третья цифра - товарооборот на рынках Кыргызстана, в период с 2005 года он также возрос с 8 до 10 млрд. долларов. Это в два раза больше ВВП. Основная методика исследований Всемирного банка - анализ российской и китайской статистики, так называемый зеркальный анализ, плюс свой собственный мониторинг. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что наша статистика не учитывает реальных объемов рынка, экспорта и не отслеживает многих важных изменений.

Нам необходимо, в первую очередь, выработать методику, как правильно считать нашу собственную экономику. К тому же речь идет о том, что мы не умеем мониторить сферу услуг. Мы знаем, что выпускают наши заводы, умеем считать объемы производства сельского хозяйства, но сферу услуг - нет. Имеющиеся расхождения составляют не проценты, и даже не разы, а десятки раз, что просто не позволительно. По данным Нацстаткома в этом году доля сферы услуг в экономике Кыргызстана составила 51%. Мы, сами того не замечая, переходим к экономике, основанной на услугах. Администрировать сферу услуг почти не удается, хотя по существу она составляет даже не половину, а 70% от ВВП. Если мы не сможем администрировать сферу услуг, мы не только никогда не узнаем, в какой стране живем, но и не сможем развивать экономику и администрировать режим.

В продолжение этой темы хотелось бы привлечь внимание еще к нескольким цифрам. В начале лета мы совместно с налоговой службой решили заняться вопросами налогообложения пансионатов на озере Иссык-Куль. Почему это было сделано: даже по официальной статистике роль Иссык-Куля в ВВП составляет 5%, в то же время налоговые поступления в бюджет от пансионатов 0,2%. Разница не в два, не в четыре, а в двадцать пять раз. В начале курортного сезона мы вместе с налоговой службой решили провести эксперимент в пансионатах, и предложили им следующее: полное освобождение от каких-либо проверок взамен на двукратное увеличение тех налоговых поступлений от пансионата, которые были в 2011 году. И здесь, я считаю, в этом процессе мы добились очень интересных результатов. Практически все пансионаты согласились с данным предложением, потому что по существу это приводит к тому, что пансионат не платит взятку проверяющему. И рост налоговых поступлений от участвовавших в эксперименте субъектов бизнеса составил 210%. Только за счет того, что коррупционные потоки пошли в государственную казну.

С этого года мы начали эксперимент по вмененному налогу на субъекты общественного питания. Вмененный налог – это фактически патент. Это значит, что не рассматриваются объемы торговли, не запрашивается информация с контрольно-кассовых аппаратов, считается только количество квадратных метров или количество столов. Налог в этом случае также предлагалось заплатить в два раза больше того, что платилось в прошлом году. Мы вводили это в ряде регионов, прежде всего в городах Бишкек и Ош. По городу Бишкеку эксперименту подвергся 501 субъект общественного питания, до заключения контракта с них собиралось 13 млн. сомов, после заключения - 23 млн. сомов. По городу Ошу рост налоговых поступлений возрос в 1,5 раза. Данный эксперимент оказался успешным, и сейчас мы будем рассматривать предложения по улучшению администрирования сферы услуг, к чему относится и торговля. Регулировать работу рынков должна администрация, а не налоговая служба. Администрация сможет сама предложить механизмы эффективного управления, к примеру, с продавцом будет заключаться контракт на определенную сумму, а проверяющих, которым необходимо давать бесконечные взятки, не станет. В случае с нашими рынками, мы говорим о том потенциале, который мы должны иметь в доходной части бюджета. Необходимо разработать план того, каким образом мы намерены администрировать сферу услуг. Тот факт, что большая часть экономики приходится на сферу услуг, сделал эту тему особенно актуальной. К тому же администрированием сферы услуг наша республика займется не первая, есть опыт других стран, и их статистика в этой области показала очень хорошие результаты».

Неточность данных по основным экономическим показателям Нацстатком объясняет все теми же теневыми финансовыми потоками и проблемами учета так называемого «неформального сектора экономики».

 Каныбек Осмонолиев, председатель Национальной статистической комиссии: «Что касается цифр по экспорту, в настоящее время мы собираем данные, которые нам ежемесячно предоставляет ассоциация легкой промышленности, и объем собранных и учтенных в статистике данных составляет около 90%. У нас есть методики и по оценкам теневой экономики. Да, действительно сфера услуг в этом году в объеме экономики составила 50%, из года в год эти показатели увеличиваются, такая тенденция характерна и для других стран СНГ. Мы намерены внимательно изучать сферу услуг. Основная проблема в том, что наша экономика недостаточно структурирована, из всего работающего населения порядка 70% заняты в неформальном секторе. Мы не можем адекватно оценить их заработную плату, естественно не платят они и подоходного налога».

Если необходимость совершенствования методов оценки и учета экономических показателей сомнений не вызывает, то альтернативное налогообложение вызвало ряд вопросов. Заведующий отделом экономики и инвестиций Аппарата Правительства КР Толкунбек Абдыгулов высказал опасение относительно того, не ляжет ли необходимость увеличения налоговых сборов непосильной ношей на плечи социально уязвимых слоев населения, простых работников тех же рынков, пансионатов, швейников: «Рынки у нас несут огромную социальную роль, наше сегодняшнее понятие фискальной политики – «надо собирать как можно больше налогов и эффективно администрировать сферу услуг», но при этом нельзя забывать и о том, что там работают наши граждане, и если мы единовременно начнем прессовать всех налогами, какую бы форму это ни приобретало – патенты или лицензии - это может отразиться на социально уязвимых слоях населения. В данный момент Министерство экономики, сознавая эту проблему, заказали целое исследование по теневой экономике. В ноябре оно будет закончено, и если совместить эти данные с наработками налоговой инспекции можно разработать качественный план мероприятий, который никому не нанесет ущерба».

Джоомарт Оторбаевзаверил, что на материальном благосостоянии граждан, занятых в перечисленных отраслях экономики, налоговые нововведения никак не скажутся: «Никто не говорит о прессинге, мы будем продолжать создавать самые благоприятные условия работы, мы только боремся с коррупцией и должны перевести теневые финансовые потоки в официальное русло. Мы не намерены увеличивать налогообложение как таковое, все дополнительные поступления в бюджет будут вестись за счет пресечения коррупционных схем. Наша экономика останется конкурентоспособной. Никто не пострадает, просто граждане будут платить в казну, а не в карман инспектору. В упомянутом примере с пансионатами эта мера была их добровольным выбором. Каждый будет выбирать ту модель, которая его устраивает. Мы намерены в будущем увеличивать стоимость патента до тех пор, пока предприниматель ни скажет, что хочет вести бухучет по полной программе, и мы будем переключаться с системы вмененного налога на полное налогообложение. Эту точку, когда предприниматель придет сам, мы должны найти. Никаких других мер по увеличению налогов не будет».

В целях скорейшей реализации проекта первый вице-премьер предложил создать отдельную комиссию по легализации теневой экономики, куда должны быть привлечены эксперты и представители профильных министерств. Кроме того, Джоомарт Оторбаев сообщил о намерении в ближайшее время провести расширенное совещание, где также будут обсуждаться новые методы статистического контроля и администрирование сферы услуг.

 

Евг. Николаева, специальный корреспондент POLIT.kg     

 

МНЕНИЕ POLIT.KG

Профессор Оторбаев рассматривает предпринимательскую среду через призму налоговой политики, но не учитывает сотен, если не тысячи других связей в кыргызском обществе, которые не прямо, а косвенно влияют на существование и живучесть теневой экономики. Он прекрасно понимает, что администрированием не вывести денежные потоки из тени. Пока не будет надежных гарантий бизнесу в осуществлении им легальной деятельности, так и будут существовать серые и черные схемы. Только о каких гарантиях можно вести речь в условиях чуть ли не полной анархии не только в сфере услуг, но в прочих сферах экономики?  Нужна жесткая политическая воля институтов власти, нужны работающие законы и неподкупные суды, нужно еще много чего, о чем пока и говорить-то рано… 

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1411   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная