POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Кому нужна культура в Кыргызстане?

01.11.2012 18:51 - Polit.kg
Взаимоотношения государства и национальной культуры во многом являются определяющими в той характеристике, которую можно дать динамике культурного процесса в каждый отдельно взятый период, т.к. культура – неотъемлемая часть общих социально-экономических процессов. О том, каким образом осуществляется ее взаимодействие с государством сегодня, в продолжение темы проблем современной культуры Кыргызстана.

 

Культурно, по старинке

Первый и, пожалуй, самый очевидный вопрос: в какой концепции государство сегодня рассматривает культуру? Оценка им текущей ситуации и своего места в социокультурном процессе в общих чертах понятна, в соответствии с госпрограммой, озаглавленной «Культура Кыргызстана в 2011-2013 гг.»:

 

«Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. /…/ Всем известные события последних лет являются подтверждением того, что настало время рассматривать культуру как приоритетное направление для обеспечения стабильности, а самое главное сохранения целостности и суверенитета Кыргызстана. Основным условием развития сферы культуры в целом является применение программных средств и методов, эффективной организационной и финансовой поддержки. /…/ В настоящее время, общество и государство вновь обратились к проблемам культуры. За последние 5 лет удалось остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличить финансирование, восстановить целостность системы культуры, которая была утеряна в переходный период.

Однако говорить о решении всех проблем рано. Наблюдается определенный сдвиг в сторону развития, но необходимо еще много сделать. Накопившиеся проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, оказалась наименее подготовленной к новым социально-экономическим условиям, так как традиционно ориентирована на государственную финансовую поддержку. Продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями, так за последние 15 лет проводились только частичные реставрационные работы недвижимых памятников, реставрация же культурных ценностей хранящихся в музейных и библиотечных фондах не проводилась. Также не произошел качественный сдвиг в создании новых культурных ценностей на уровне, соответствующем лучшим образцам отечественной и мировой культуры».

Казалось бы, все предельно логично. Среди мер, необходимых для реализации этой концепции, перечислены обеспечение сохранности объектов культурного наследия и доступа граждан к услугам и ценностям культуры, устойчивое развитие искусства Кыргызстана. Если обратиться за подробностями все к той же госпрограмме, там найдутся и такие пункты, как увеличение количества читателей библиотек, количества посещений спектаклей, доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, и доли новых произведений профессионального искусства, а также детских литературных произведений и т.п. Словом, одно сплошное увеличение разнообразных показателей с большей или меньшей возможностью их скорой реализации. И надо заметить, трудно представить себе более советский подход (хоть от всего «совкового» мы и активно открещиваемся). Сами по себе предлагаемые шаги никаких нареканий не вызывают, но стоит представить картину их практического воплощения, и становится понятно, что писались они, по большей части, под командно-административную систему гос. устройства. Вот, к примеру, упомянутое посещение театров: за счет каких человеческих или финансовых ресурсов должно быть увеличено общее число зрителей? Как обстоит дело с бюджетными средствами не то что на культуру - на подготовку к отопительному сезону, особенно распространяться не стоит, поэтому сразу к человеческому потенциалу: завлечь зрителей, скажем, в театр оперы и балета им. Малдыбаева, снизив цены на билеты, – куда же их еще снижать, доход от кассы у театра и так невелик, да и практика продажи билетов по льготным ценам уже существует, и пока никакого сногсшибательного эффекта она не произвела. Массово гонять на спектакли школьников и студентов – ну да, их загонишь, когда каждая школа вправе отказаться от такого заманчивого предложения.

Ситуация с изданием детской литературы при ближайшем рассмотрении тоже не радужная. Издавать за счет государства пока не получится (и вновь хочется вспомнить проблему школьных учебников, ведь и на них нет денег), самоокупаемость такого печатного продукта невелика в силу того, что отечественный книжный рынок крошечный, и, значит, в магазин за детскими книжками не ринутся немедленно тысячи покупателей. Ну, а щедрых меценатов, готовых профинансировать издание детской литературы, еще поискать. Что же касается поддержки молодых талантов, заявленной в гос. программе, не совсем ясно, каким образом она должна и может осуществляться.

 

Надежда Филипенко, преподаватель художественной школы при управлении мэрии г. Бишкек: «Определяющую роль в продвижении себя и своего творчества сегодня, пожалуй, играют амбиции. Достаточно амбициозный молодой человек, который станет регулярно участвовать в экспозициях, сумеет организовать несколько собственных выставок, может сделать себе имя, пусть не общенационального значения, но в кругу специалистов станет известен. Для проектов, требующих значительных финансовых затрат, конечно, потребуется спонсорская поддержка. Но кого-то продвигать, просто потому что он талантлив, официальные структуры у нас не будут. По крайней мере, к данному моменту такой практики не сложилось. Сказать, что государство заинтересовано в молодых деятелях искусства – не знаю, тут скорее какое-то индифферентное отношение».

Что позволяет сделать вывод: отлаженного механизма в деле поддержки сфер и направлений в национальной культуре, которым не обойтись без дотаций, у нас так и не сложилось. Пока есть только некое условное понимание того, что что-то необходимо финансировать. И необходимость эта понята верно. Известный российский культуролог и историк киноискусства Кирилл Разлогов, характеризуя аналогичную ситуацию в РФ, пишет: «Ситуация благоденствия, когда государство наконец-то сможет освободиться от поддержки национальной культуры, - очередная утопия»[i].

 

Как познакомить мир с культурой Кыргызстана?

Второй важный момент, который следует отметить в связи с государственным пониманием проблем культуры – это создание так называемого «единого культурного пространства». Под ним подразумевается создание такой информационно-коммуникационной среды, которая позволяла бы стать участниками социокультурного процесса всем без исключения гражданам, иными словами это каналы связи и доступа к объектам культуры. В этом смысле  пагубно делить культуру на «национальную» и «интернациональную».  Но если необходимость создания такой среды локально, внутри государства, декларируется, то выход в общемировой культурный процесс, о котором уже говорилось в материале POLIT.kg«Культура Кыргызстана: развитие или изоляция?» - это вопрос вопросов. Первый и наиболее очевидный путь – взаимодействие со своими непосредственными соседями, таким образом, радиально национальная культура Кыргызстана будет распространяться и дальше. Язык этого взаимодействия русский, т.к. устойчивых культурных связей с англоязычным миром у нас исторически не сложилось. И именно на пространстве стран СНГ может быть сегодня интересно то, что мы готовы предложить в области культуры. Тот же спектакль Байджиева «Манас» легко можно представить на московской сцене. А уж оттуда и путь к мировому сообществу не далек. Однако, подобные каналы распространения наших национальных интересов в области культуры рассматриваются на государственном уровне в лучшем случае как разовые акции типа «Дни культуры Кыргызстана там-то».

И, наконец, еще одна возможность коммуникации, предоставленная реалиями времени и не находящая никакого отражения в программах общегосударственного уровня – это, конечно, глобальная Сеть. Так, Разлоговпишет: «Собственно, структура Интернета воспроизводит структуру культурного пространства в целом. Маргинальные сообщества будут очень четко ощущать свою отдаленность от масс; они станут замыкаться в себе, практически прекратят рост за счет притока новых участников, образуют жесткую вертикальную структуру соподчинения внутри себя. И одновременно с этим будет существовать конгломерат потребителей массовой культуры – совершенно не замкнутый, неструктурированный, никак не организованный, открытый к пополнению новыми людьми. То, что будет привлекать основную массу этого конгломерата, будет обречено на успех; то, что отклика у нее не найдет, станет уходить на периферию или исчезать. В отличие от государственной политики, когда культура допускает разделение на массовую (коммерческую) и немассовую (дотируемую), в Интернете такая стратификация менее искусственна. Да, массовая культура и здесь окажется самоподдерживающейся, однако немассовой не потребуются костыли в виде бюджетных подачек. Она будет поддерживаться силами сообществ энтузиастов, самоорганизующимися представителями разнообразных субкультур. Причем субкультуры эти как таковые вполне независимы от Интернета – просто Интернет выступает для них в роли крайне удобного канала социализации и обмена информацией»[ii].

Соответственно, и развивать культуру Кыргызстана, не вводя ее в глобальный социокультурный процесс и не задействовав языковой и коммуникационный потенциал, становится невозможным. Осознание этого необходимо не только на уровне экспертного сообщества, но и на уровне государства. Только тогда в гос. программах и стратегиях развития будут появляться принципиально новые пункты. А сами эти стратегии и программы станут реально выполнимыми документами, а не голыми декларациями.

 

Евг. Николаева, спец.корр. POLIT.KG

 



[i]  - Разлогов К.Э. «История искусства экрана», М. 2011 г.

[ii]  - там же. 

Версия для печати   |   Просмотров: 1742   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная