POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 22 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Кому нужна культура в Кыргызстане?

01.11.2012 18:51 - Polit.kg
Взаимоотношения государства и национальной культуры во многом являются определяющими в той характеристике, которую можно дать динамике культурного процесса в каждый отдельно взятый период, т.к. культура – неотъемлемая часть общих социально-экономических процессов. О том, каким образом осуществляется ее взаимодействие с государством сегодня, в продолжение темы проблем современной культуры Кыргызстана.

 

Культурно, по старинке

Первый и, пожалуй, самый очевидный вопрос: в какой концепции государство сегодня рассматривает культуру? Оценка им текущей ситуации и своего места в социокультурном процессе в общих чертах понятна, в соответствии с госпрограммой, озаглавленной «Культура Кыргызстана в 2011-2013 гг.»:

 

«Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. /…/ Всем известные события последних лет являются подтверждением того, что настало время рассматривать культуру как приоритетное направление для обеспечения стабильности, а самое главное сохранения целостности и суверенитета Кыргызстана. Основным условием развития сферы культуры в целом является применение программных средств и методов, эффективной организационной и финансовой поддержки. /…/ В настоящее время, общество и государство вновь обратились к проблемам культуры. За последние 5 лет удалось остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличить финансирование, восстановить целостность системы культуры, которая была утеряна в переходный период.

Однако говорить о решении всех проблем рано. Наблюдается определенный сдвиг в сторону развития, но необходимо еще много сделать. Накопившиеся проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, оказалась наименее подготовленной к новым социально-экономическим условиям, так как традиционно ориентирована на государственную финансовую поддержку. Продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями, так за последние 15 лет проводились только частичные реставрационные работы недвижимых памятников, реставрация же культурных ценностей хранящихся в музейных и библиотечных фондах не проводилась. Также не произошел качественный сдвиг в создании новых культурных ценностей на уровне, соответствующем лучшим образцам отечественной и мировой культуры».

Казалось бы, все предельно логично. Среди мер, необходимых для реализации этой концепции, перечислены обеспечение сохранности объектов культурного наследия и доступа граждан к услугам и ценностям культуры, устойчивое развитие искусства Кыргызстана. Если обратиться за подробностями все к той же госпрограмме, там найдутся и такие пункты, как увеличение количества читателей библиотек, количества посещений спектаклей, доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, и доли новых произведений профессионального искусства, а также детских литературных произведений и т.п. Словом, одно сплошное увеличение разнообразных показателей с большей или меньшей возможностью их скорой реализации. И надо заметить, трудно представить себе более советский подход (хоть от всего «совкового» мы и активно открещиваемся). Сами по себе предлагаемые шаги никаких нареканий не вызывают, но стоит представить картину их практического воплощения, и становится понятно, что писались они, по большей части, под командно-административную систему гос. устройства. Вот, к примеру, упомянутое посещение театров: за счет каких человеческих или финансовых ресурсов должно быть увеличено общее число зрителей? Как обстоит дело с бюджетными средствами не то что на культуру - на подготовку к отопительному сезону, особенно распространяться не стоит, поэтому сразу к человеческому потенциалу: завлечь зрителей, скажем, в театр оперы и балета им. Малдыбаева, снизив цены на билеты, – куда же их еще снижать, доход от кассы у театра и так невелик, да и практика продажи билетов по льготным ценам уже существует, и пока никакого сногсшибательного эффекта она не произвела. Массово гонять на спектакли школьников и студентов – ну да, их загонишь, когда каждая школа вправе отказаться от такого заманчивого предложения.

Ситуация с изданием детской литературы при ближайшем рассмотрении тоже не радужная. Издавать за счет государства пока не получится (и вновь хочется вспомнить проблему школьных учебников, ведь и на них нет денег), самоокупаемость такого печатного продукта невелика в силу того, что отечественный книжный рынок крошечный, и, значит, в магазин за детскими книжками не ринутся немедленно тысячи покупателей. Ну, а щедрых меценатов, готовых профинансировать издание детской литературы, еще поискать. Что же касается поддержки молодых талантов, заявленной в гос. программе, не совсем ясно, каким образом она должна и может осуществляться.

 

Надежда Филипенко, преподаватель художественной школы при управлении мэрии г. Бишкек: «Определяющую роль в продвижении себя и своего творчества сегодня, пожалуй, играют амбиции. Достаточно амбициозный молодой человек, который станет регулярно участвовать в экспозициях, сумеет организовать несколько собственных выставок, может сделать себе имя, пусть не общенационального значения, но в кругу специалистов станет известен. Для проектов, требующих значительных финансовых затрат, конечно, потребуется спонсорская поддержка. Но кого-то продвигать, просто потому что он талантлив, официальные структуры у нас не будут. По крайней мере, к данному моменту такой практики не сложилось. Сказать, что государство заинтересовано в молодых деятелях искусства – не знаю, тут скорее какое-то индифферентное отношение».

Что позволяет сделать вывод: отлаженного механизма в деле поддержки сфер и направлений в национальной культуре, которым не обойтись без дотаций, у нас так и не сложилось. Пока есть только некое условное понимание того, что что-то необходимо финансировать. И необходимость эта понята верно. Известный российский культуролог и историк киноискусства Кирилл Разлогов, характеризуя аналогичную ситуацию в РФ, пишет: «Ситуация благоденствия, когда государство наконец-то сможет освободиться от поддержки национальной культуры, - очередная утопия»[i].

 

Как познакомить мир с культурой Кыргызстана?

Второй важный момент, который следует отметить в связи с государственным пониманием проблем культуры – это создание так называемого «единого культурного пространства». Под ним подразумевается создание такой информационно-коммуникационной среды, которая позволяла бы стать участниками социокультурного процесса всем без исключения гражданам, иными словами это каналы связи и доступа к объектам культуры. В этом смысле  пагубно делить культуру на «национальную» и «интернациональную».  Но если необходимость создания такой среды локально, внутри государства, декларируется, то выход в общемировой культурный процесс, о котором уже говорилось в материале POLIT.kg«Культура Кыргызстана: развитие или изоляция?» - это вопрос вопросов. Первый и наиболее очевидный путь – взаимодействие со своими непосредственными соседями, таким образом, радиально национальная культура Кыргызстана будет распространяться и дальше. Язык этого взаимодействия русский, т.к. устойчивых культурных связей с англоязычным миром у нас исторически не сложилось. И именно на пространстве стран СНГ может быть сегодня интересно то, что мы готовы предложить в области культуры. Тот же спектакль Байджиева «Манас» легко можно представить на московской сцене. А уж оттуда и путь к мировому сообществу не далек. Однако, подобные каналы распространения наших национальных интересов в области культуры рассматриваются на государственном уровне в лучшем случае как разовые акции типа «Дни культуры Кыргызстана там-то».

И, наконец, еще одна возможность коммуникации, предоставленная реалиями времени и не находящая никакого отражения в программах общегосударственного уровня – это, конечно, глобальная Сеть. Так, Разлоговпишет: «Собственно, структура Интернета воспроизводит структуру культурного пространства в целом. Маргинальные сообщества будут очень четко ощущать свою отдаленность от масс; они станут замыкаться в себе, практически прекратят рост за счет притока новых участников, образуют жесткую вертикальную структуру соподчинения внутри себя. И одновременно с этим будет существовать конгломерат потребителей массовой культуры – совершенно не замкнутый, неструктурированный, никак не организованный, открытый к пополнению новыми людьми. То, что будет привлекать основную массу этого конгломерата, будет обречено на успех; то, что отклика у нее не найдет, станет уходить на периферию или исчезать. В отличие от государственной политики, когда культура допускает разделение на массовую (коммерческую) и немассовую (дотируемую), в Интернете такая стратификация менее искусственна. Да, массовая культура и здесь окажется самоподдерживающейся, однако немассовой не потребуются костыли в виде бюджетных подачек. Она будет поддерживаться силами сообществ энтузиастов, самоорганизующимися представителями разнообразных субкультур. Причем субкультуры эти как таковые вполне независимы от Интернета – просто Интернет выступает для них в роли крайне удобного канала социализации и обмена информацией»[ii].

Соответственно, и развивать культуру Кыргызстана, не вводя ее в глобальный социокультурный процесс и не задействовав языковой и коммуникационный потенциал, становится невозможным. Осознание этого необходимо не только на уровне экспертного сообщества, но и на уровне государства. Только тогда в гос. программах и стратегиях развития будут появляться принципиально новые пункты. А сами эти стратегии и программы станут реально выполнимыми документами, а не голыми декларациями.

 

Евг. Николаева, спец.корр. POLIT.KG

 



[i]  - Разлогов К.Э. «История искусства экрана», М. 2011 г.

[ii]  - там же. 

Версия для печати   |   Просмотров: 1813   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная