POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Экономика Кыргызстана: задача правительства – воскресить мертвеца

05.11.2012 18:31 - Polit.kg
Экономика Кыргызстана: задача правительства – воскресить мертвеца

На исходе октября своим видением принятой не так давно программы Правительства КР[1]поделился эксперт Улан РЫСКЕЛДИЕВ. Ранее специалисты отмечали, что содержание данного документа, несмотря на свою тенденциозность, во многом расходится с принятой ранее Среднесрочной  программой развития КР на 2012-2014 годы[2]. Доклад, текст которого приводится ниже, был представлен в рамках заседания Экономического клуба.

 

Программа Правительства – довольно обширный документ, и говорить о нём очень тяжело. Поэтому я хотел бы дать свой личный взгляд на программу и выявить в ней те проблемы, которые более других нуждаются в экспертной поддержке.

Я был участником многих рабочих групп, которые разрабатывали программы Правительства в разное время. Я видел, как принимаются решения: идёт жаркое обсуждение, но в сухом остатке в основном остаются лишь немногие предложения. То, что я буду говорить – совсем не критика, а всего-навсего личный взгляд.  

Есть три вопроса, которые мы обязаны задать как эксперты: как дела? что же делать? как это сделать?

Итак, в каком состоянии страна вступила на порог 2012 года? В реальности, в 2011 году мы выжили за счёт горнодобывающей отрасли. Рост ВВП составил 5,7%. Тем не менее, не смогло подняться строительство, объёмы которого резко снизились ещё в 2010-ом (эта та отрасль, которая более других зависит от общественно-политической ситуации в стране). Итак, в начале 2012 года оставалась некоторая надежда на дальнейший рост горной добычи. Эта надежда была отчаянной, потому что с самого начала мы шли с отрицательными показателями ВВП. В сентябре падение дошло до  – (минус) 4,6%. Для сравнения: в прошлом году на тот же момент наблюдался РОСТ в 8,3%!

Что нас ждёт? В конце августа – начале сентября распадается коалиция в парламенте и происходит смена Правительства. Министерство экономического регулирования пересмотрело свой прогноз,  и вместо роста в 7,5% ограничилось 1,8%. Дефицит бюджета тоже увеличился: с 5,1%  до 7,6% (однако, с учётом того, что дополнительных поступлений в бюджет не ожидается, эту цифру придётся ещё увеличить). Когда происходят такие пересчёты, возникает резонный вопрос: ребята, а как вы вообще считали? Интересно, что прогноз Международного валютного фонда – и вовсе около 1%. Есть и другие прогнозы, которые говорят, что в лучшем случае будет  – (минус) 2%.

Ещё один «звоночек» для экономики страны – то, что с января по сентябрь текущего года не работал «Кумтор». И если ожидалось добыть 18 тонн золота, то сейчас самый большой возможный показатель – 12,7 тонн. Сбудутся ли теперь эти, уже урезанные ожидания, зависит от того, как решится вопрос с государственной комиссией и не возникнет ли новых проблем.

Итак, к концу года возникло понимание, что ситуацию надо резко выравнивать. И вот в программе нового правительства я нахожу три важных момента:

1) власть должна быть жёсткой, потому что у всех на слуху ситуации, которые возникают на тех же горнорудных предприятиях: идут митинги, неподчинение, инвесторов выгоняют и избивают. Решения Правительства на местах просто не выполняются – несмотря на то, что губернаторы сегодня назначаются как представители Правительства;

2) необходимо доверие в широком смысле слова – не только со стороны народа, но и от предпринимателей и внешних партнёров, которые должны поверить, что мы идём по нормальному пути;

3) надо заниматься экспортом: продавать больше, чтобы вырученные деньги вкладывать в экономику.

Состав нового Правительства Жогорку Кенеш утвердил 5 сентября, а 10-ого уже была опубликована эта программа. Чем должно заниматься Правительство теперь?

- защищать честного бизнесмена;

- сажать воров за решётку;

- заниматься экономикой (помню, первое заявление, которое сделал новый премьер-министр – то, что он лично займётся подготовкой к осенне-зимнему периоду; согласитесь, это не экономика, а текущая работа, которую местные власти просто-напросто не делают; поэтому Правительству и приходится централизованно закупать топливо, доставлять его и т.д., отвлекаясь от решения стратегических задач);

- сохранять социальные выплаты (люди уже привыкли к тому, что объёмы социальной помощи наращиваются);

- избавиться от лишних «слуг народа» (подразумевается то, что уже в январе следующего года структура Правительства будет существенно сокращена; могу сказать, что не помню ни одного Правительства, которое бы не ставило такой задачи – а, тем не менее, расходы на чиновничий аппарат с каждым годом растут);

- нарастить объёмы экспорта (в основном, мы поставляем золото, но если поработать с теневым сектором экономики, можно найти много других источников легального экспорта; впрочем, самый ходовой «товар» - это, конечно же, трудовые ресурсы, и если нам его ещё хорошо обучить и упаковать, было бы очень хорошо).

Что касается приоритетов, которые ставит Правительство, здесь особых открытий нет. Очевидно, что в первой пятёрке окажется горная отрасль, транспорт, энергетика, лёгкая промышленность и сельское хозяйство. По сути, это всё, что у нас есть. Как сюда будут привлекаться инвестиционные ресурсы, можно догадаться. Конечно же, деньги пойдут, в основном, в энергетику, горную отрасль и в транспорт. В остальном мы должны рассчитывать либо на прямые инвестиции, либо на внутреннего инвестора.

Правительство может регулировать фискальные и таможенные механизмы. В первом случае мы должны больше оглядываться на соседей – и не усложнять себе жизнь. А вот во втором, мы по рукам и ногам связаны взятыми на себя обязательствами – как перед Всемирной торговой организацией, так и перед Россией и Казахстаном.

В целом, инвестиционно-кредитный вопрос сдвинулся с мёртвой точки. В связи с тем,  что Россия списывает нам долг в 500 млн. долларов, появилось «окошко»: теперь мы можем набрать ещё столько же кредитов, не увеличивая свой внешний долг. Но, опять же, встаёт вопрос: на что брать? у кого брать? во что вкладывать?

Мы не можем бесконечно уменьшать количество лицензий: последние необходимы нам, в том числе и для того, чтобы продавать товары за границу.

Раньше, согласно опросам, наши предприниматели жаловались больше на налоговиков. Сейчас же в перечне наиболее важных для них проблем мы находим подключение к инфраструктуре. Грубо говоря, электричества много, а подключиться к нему – большая проблема. Так обстоят дела потому, что эта сфера вообще не развивается.

Внимания к себе требует и экономическая защита/протекционизм. О применении последнего я слышал совсем мало – разве что, если говорить о последнем случае, когда на министерском уровне было принято решение о запрете на ввоз определённых товаров из Казахстана. Однако тогда оперативно спустилось указание с более высокого уровня – и об этой инициативе сразу же забыли.

Теперь – по сути. Казалось бы, энергетика – это отрасль, в которой ясно, чем надо заниматься – по большей части, это чистая технология. Тем не менее, до сих пор наблюдаются проблемы с энергокомпаниями. Дело в том, что есть три уровня: распределительный, сети и производитель энергии. Периодически возникает вопрос: а не объединить ли их?  Недавно появилась идея о создании единого расчетного центра, который бы снизил финансовые потери. Те деньги, которые поступают в РЭК-и (распределительные энергетические компании) сразу расщеплялись на «порции» для генераторов энергии, сети и собственно распределителей. Сейчас же все деньги скапливаются на нижнем слое, и оттуда наверх не перечисляется практически ничего. Долги накапливаются и время от времени каким-то образом списываются.

Сегодня также поднимаются вопросы энергосбережения, которые приобретают всё большую актуальность в связи с ожидающимся введением новых строительных норм.

Ещё одна революционная вещь в энергетике – это тарифная политика. Как только начинаются разговоры о повышении тарифов на электрическую энергию, все сразу вспоминают 2010-ый год и знаменитые поправки, которые привели к скачку цен и последовавшему недовольству народа. В общем, вопрос этот имеет не только экономическую, но и сильную социальную составляющую. Поэтому Правительство и боится подходить к нему сегодня.

Теперь – о сельском хозяйстве. Здесь, сколько реформ не проводи, все деньги уходят, как песок сквозь пальцы. Соответственно: либо мы делаем что-то не то, либо реформы просто имитируются. Я склоняюсь ко второму варианту. Думаю, нужно понять следующее: сельское хозяйство по своей сути двулико. С одной стороны, наличествует очень сильная социальная составляющая (очень много людей с низкими доходами), с другой – это бизнес. Если проводить бизнес-реформы, социальная составляющая сожмётся. Это может привести к нежелательным последствиям. Любые движения здесь чреваты большими опасностями. Если, например, люди начнут уходить с приграничных территорий, то нам придётся столкнуться с «ползучей миграцией» и последующим отторжением территорий.

Ничего хорошего не могу сказать и о туризме. Он, как и сельское хозяйство, у нас «мелкотравчатый». По тому, как государство то создаёт Министерство туризма - то переводит его в департамент, то с кем-то соединяет -  можно судить об отношении к этой отрасли в стратегическом плане. 

Ещё один большой блок вопросов связан со вступлением в Таможенный союз. С какими продуктами нас ждут там? Это не праздный интерес: наши поставки должны быть такими, чтобы отсечь конкурентов из других стран. А главные наши конкуренты – это Узбекистан и Таджикистан. Если мы быстро войдём в ТС, то сможем опередить их по многим параметрам.

Движение в лёгкой промышленности, вообще-то, было создано не столько государством, сколько самими предпринимателями. Сейчас государство прилагает усилия в создании т.н. индустриальных парков и гибкой патентной системы. Но, опять же, «подножку» ставит неравная конкуренция легального и теневого рынков.

По транспорту и коммуникациям. Все программы написаны, все кредиты взяты, всё строится. Мне нравится идея создания центральноазиатского хаба в области информационных технологий. Не знаю, правда, насколько возможно то, что она осуществится. Второй вопрос – уже по транспорту: если пройдёт новая железная дорога, то что будет происходить вокруг неё? Здесь можно, немного подумав, сделать огромный вклад в развитие регионов. Наконец, ещё одна смежная сфера – ожидается реформа почтовой отрасли с превращением её в банк. В этом случае мы бы получили почти стопроцентный охват всей территории страны через комплекс финансовых услуг.

Хотелось бы затронуть несколько общих вопросов. У нас уже было немало инвестиционных проектов, о большинстве которых сейчас вообще-то мало кто помнит. У меня такое ощущение, что мы даже не пытаемся разобраться, почему все эти проекты не привлекают инвесторов. А дело в том, что в действительно проработанном проекте должны быть расписаны все точки входа и выхода. Мы не знаем языка инвестора и, похоже, даже не хотим его изучать. Очень многие инвесторы, которые приезжают к нам, каждый раз слышат одно и то же. В результате, дарят ручки, блокноты – и уезжают. Те, что остаются, сталкиваются с другими проблемами. Очень сильно обострился сегодня вопрос защиты внешнего инвестора.

Сейчас бюджет страны более, чем наполовину составляют социальные выплаты. Такое положение мешает развитию внутренних инвестиций. Что делать – дилемма. Если хотите благополучного исхода следующих выборов – увеличивайте социальную составляющую. Если хотите поднять экономику – нужно делать что-то другое. Совместить всё очень и очень сложно.

Реформа госаппарата – ещё один насущный вопрос. Её я сравниваю с залом ожидания. Сократят – часть людей выходит  в зал ожидания – и скоро их приглашают снова. Предполагаю, что, если отнестись к реформе серьёзно, то людей нужно сразу отпускать «на свежий воздух». Иначе получается не более чем имитация.

POLIT.KG

Фото взято с сайта soros.kg



[1]http://www.gov.kg/?page_id=3422

[2]http://www.mineconom.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=1368

Версия для печати   |   Просмотров: 1917   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная