POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Воскресение, 20 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Экономика Кыргызстана: задача правительства – воскресить мертвеца

05.11.2012 18:31 - Polit.kg
Экономика Кыргызстана: задача правительства – воскресить мертвеца

На исходе октября своим видением принятой не так давно программы Правительства КР[1]поделился эксперт Улан РЫСКЕЛДИЕВ. Ранее специалисты отмечали, что содержание данного документа, несмотря на свою тенденциозность, во многом расходится с принятой ранее Среднесрочной  программой развития КР на 2012-2014 годы[2]. Доклад, текст которого приводится ниже, был представлен в рамках заседания Экономического клуба.

 

Программа Правительства – довольно обширный документ, и говорить о нём очень тяжело. Поэтому я хотел бы дать свой личный взгляд на программу и выявить в ней те проблемы, которые более других нуждаются в экспертной поддержке.

Я был участником многих рабочих групп, которые разрабатывали программы Правительства в разное время. Я видел, как принимаются решения: идёт жаркое обсуждение, но в сухом остатке в основном остаются лишь немногие предложения. То, что я буду говорить – совсем не критика, а всего-навсего личный взгляд.  

Есть три вопроса, которые мы обязаны задать как эксперты: как дела? что же делать? как это сделать?

Итак, в каком состоянии страна вступила на порог 2012 года? В реальности, в 2011 году мы выжили за счёт горнодобывающей отрасли. Рост ВВП составил 5,7%. Тем не менее, не смогло подняться строительство, объёмы которого резко снизились ещё в 2010-ом (эта та отрасль, которая более других зависит от общественно-политической ситуации в стране). Итак, в начале 2012 года оставалась некоторая надежда на дальнейший рост горной добычи. Эта надежда была отчаянной, потому что с самого начала мы шли с отрицательными показателями ВВП. В сентябре падение дошло до  – (минус) 4,6%. Для сравнения: в прошлом году на тот же момент наблюдался РОСТ в 8,3%!

Что нас ждёт? В конце августа – начале сентября распадается коалиция в парламенте и происходит смена Правительства. Министерство экономического регулирования пересмотрело свой прогноз,  и вместо роста в 7,5% ограничилось 1,8%. Дефицит бюджета тоже увеличился: с 5,1%  до 7,6% (однако, с учётом того, что дополнительных поступлений в бюджет не ожидается, эту цифру придётся ещё увеличить). Когда происходят такие пересчёты, возникает резонный вопрос: ребята, а как вы вообще считали? Интересно, что прогноз Международного валютного фонда – и вовсе около 1%. Есть и другие прогнозы, которые говорят, что в лучшем случае будет  – (минус) 2%.

Ещё один «звоночек» для экономики страны – то, что с января по сентябрь текущего года не работал «Кумтор». И если ожидалось добыть 18 тонн золота, то сейчас самый большой возможный показатель – 12,7 тонн. Сбудутся ли теперь эти, уже урезанные ожидания, зависит от того, как решится вопрос с государственной комиссией и не возникнет ли новых проблем.

Итак, к концу года возникло понимание, что ситуацию надо резко выравнивать. И вот в программе нового правительства я нахожу три важных момента:

1) власть должна быть жёсткой, потому что у всех на слуху ситуации, которые возникают на тех же горнорудных предприятиях: идут митинги, неподчинение, инвесторов выгоняют и избивают. Решения Правительства на местах просто не выполняются – несмотря на то, что губернаторы сегодня назначаются как представители Правительства;

2) необходимо доверие в широком смысле слова – не только со стороны народа, но и от предпринимателей и внешних партнёров, которые должны поверить, что мы идём по нормальному пути;

3) надо заниматься экспортом: продавать больше, чтобы вырученные деньги вкладывать в экономику.

Состав нового Правительства Жогорку Кенеш утвердил 5 сентября, а 10-ого уже была опубликована эта программа. Чем должно заниматься Правительство теперь?

- защищать честного бизнесмена;

- сажать воров за решётку;

- заниматься экономикой (помню, первое заявление, которое сделал новый премьер-министр – то, что он лично займётся подготовкой к осенне-зимнему периоду; согласитесь, это не экономика, а текущая работа, которую местные власти просто-напросто не делают; поэтому Правительству и приходится централизованно закупать топливо, доставлять его и т.д., отвлекаясь от решения стратегических задач);

- сохранять социальные выплаты (люди уже привыкли к тому, что объёмы социальной помощи наращиваются);

- избавиться от лишних «слуг народа» (подразумевается то, что уже в январе следующего года структура Правительства будет существенно сокращена; могу сказать, что не помню ни одного Правительства, которое бы не ставило такой задачи – а, тем не менее, расходы на чиновничий аппарат с каждым годом растут);

- нарастить объёмы экспорта (в основном, мы поставляем золото, но если поработать с теневым сектором экономики, можно найти много других источников легального экспорта; впрочем, самый ходовой «товар» - это, конечно же, трудовые ресурсы, и если нам его ещё хорошо обучить и упаковать, было бы очень хорошо).

Что касается приоритетов, которые ставит Правительство, здесь особых открытий нет. Очевидно, что в первой пятёрке окажется горная отрасль, транспорт, энергетика, лёгкая промышленность и сельское хозяйство. По сути, это всё, что у нас есть. Как сюда будут привлекаться инвестиционные ресурсы, можно догадаться. Конечно же, деньги пойдут, в основном, в энергетику, горную отрасль и в транспорт. В остальном мы должны рассчитывать либо на прямые инвестиции, либо на внутреннего инвестора.

Правительство может регулировать фискальные и таможенные механизмы. В первом случае мы должны больше оглядываться на соседей – и не усложнять себе жизнь. А вот во втором, мы по рукам и ногам связаны взятыми на себя обязательствами – как перед Всемирной торговой организацией, так и перед Россией и Казахстаном.

В целом, инвестиционно-кредитный вопрос сдвинулся с мёртвой точки. В связи с тем,  что Россия списывает нам долг в 500 млн. долларов, появилось «окошко»: теперь мы можем набрать ещё столько же кредитов, не увеличивая свой внешний долг. Но, опять же, встаёт вопрос: на что брать? у кого брать? во что вкладывать?

Мы не можем бесконечно уменьшать количество лицензий: последние необходимы нам, в том числе и для того, чтобы продавать товары за границу.

Раньше, согласно опросам, наши предприниматели жаловались больше на налоговиков. Сейчас же в перечне наиболее важных для них проблем мы находим подключение к инфраструктуре. Грубо говоря, электричества много, а подключиться к нему – большая проблема. Так обстоят дела потому, что эта сфера вообще не развивается.

Внимания к себе требует и экономическая защита/протекционизм. О применении последнего я слышал совсем мало – разве что, если говорить о последнем случае, когда на министерском уровне было принято решение о запрете на ввоз определённых товаров из Казахстана. Однако тогда оперативно спустилось указание с более высокого уровня – и об этой инициативе сразу же забыли.

Теперь – по сути. Казалось бы, энергетика – это отрасль, в которой ясно, чем надо заниматься – по большей части, это чистая технология. Тем не менее, до сих пор наблюдаются проблемы с энергокомпаниями. Дело в том, что есть три уровня: распределительный, сети и производитель энергии. Периодически возникает вопрос: а не объединить ли их?  Недавно появилась идея о создании единого расчетного центра, который бы снизил финансовые потери. Те деньги, которые поступают в РЭК-и (распределительные энергетические компании) сразу расщеплялись на «порции» для генераторов энергии, сети и собственно распределителей. Сейчас же все деньги скапливаются на нижнем слое, и оттуда наверх не перечисляется практически ничего. Долги накапливаются и время от времени каким-то образом списываются.

Сегодня также поднимаются вопросы энергосбережения, которые приобретают всё большую актуальность в связи с ожидающимся введением новых строительных норм.

Ещё одна революционная вещь в энергетике – это тарифная политика. Как только начинаются разговоры о повышении тарифов на электрическую энергию, все сразу вспоминают 2010-ый год и знаменитые поправки, которые привели к скачку цен и последовавшему недовольству народа. В общем, вопрос этот имеет не только экономическую, но и сильную социальную составляющую. Поэтому Правительство и боится подходить к нему сегодня.

Теперь – о сельском хозяйстве. Здесь, сколько реформ не проводи, все деньги уходят, как песок сквозь пальцы. Соответственно: либо мы делаем что-то не то, либо реформы просто имитируются. Я склоняюсь ко второму варианту. Думаю, нужно понять следующее: сельское хозяйство по своей сути двулико. С одной стороны, наличествует очень сильная социальная составляющая (очень много людей с низкими доходами), с другой – это бизнес. Если проводить бизнес-реформы, социальная составляющая сожмётся. Это может привести к нежелательным последствиям. Любые движения здесь чреваты большими опасностями. Если, например, люди начнут уходить с приграничных территорий, то нам придётся столкнуться с «ползучей миграцией» и последующим отторжением территорий.

Ничего хорошего не могу сказать и о туризме. Он, как и сельское хозяйство, у нас «мелкотравчатый». По тому, как государство то создаёт Министерство туризма - то переводит его в департамент, то с кем-то соединяет -  можно судить об отношении к этой отрасли в стратегическом плане. 

Ещё один большой блок вопросов связан со вступлением в Таможенный союз. С какими продуктами нас ждут там? Это не праздный интерес: наши поставки должны быть такими, чтобы отсечь конкурентов из других стран. А главные наши конкуренты – это Узбекистан и Таджикистан. Если мы быстро войдём в ТС, то сможем опередить их по многим параметрам.

Движение в лёгкой промышленности, вообще-то, было создано не столько государством, сколько самими предпринимателями. Сейчас государство прилагает усилия в создании т.н. индустриальных парков и гибкой патентной системы. Но, опять же, «подножку» ставит неравная конкуренция легального и теневого рынков.

По транспорту и коммуникациям. Все программы написаны, все кредиты взяты, всё строится. Мне нравится идея создания центральноазиатского хаба в области информационных технологий. Не знаю, правда, насколько возможно то, что она осуществится. Второй вопрос – уже по транспорту: если пройдёт новая железная дорога, то что будет происходить вокруг неё? Здесь можно, немного подумав, сделать огромный вклад в развитие регионов. Наконец, ещё одна смежная сфера – ожидается реформа почтовой отрасли с превращением её в банк. В этом случае мы бы получили почти стопроцентный охват всей территории страны через комплекс финансовых услуг.

Хотелось бы затронуть несколько общих вопросов. У нас уже было немало инвестиционных проектов, о большинстве которых сейчас вообще-то мало кто помнит. У меня такое ощущение, что мы даже не пытаемся разобраться, почему все эти проекты не привлекают инвесторов. А дело в том, что в действительно проработанном проекте должны быть расписаны все точки входа и выхода. Мы не знаем языка инвестора и, похоже, даже не хотим его изучать. Очень многие инвесторы, которые приезжают к нам, каждый раз слышат одно и то же. В результате, дарят ручки, блокноты – и уезжают. Те, что остаются, сталкиваются с другими проблемами. Очень сильно обострился сегодня вопрос защиты внешнего инвестора.

Сейчас бюджет страны более, чем наполовину составляют социальные выплаты. Такое положение мешает развитию внутренних инвестиций. Что делать – дилемма. Если хотите благополучного исхода следующих выборов – увеличивайте социальную составляющую. Если хотите поднять экономику – нужно делать что-то другое. Совместить всё очень и очень сложно.

Реформа госаппарата – ещё один насущный вопрос. Её я сравниваю с залом ожидания. Сократят – часть людей выходит  в зал ожидания – и скоро их приглашают снова. Предполагаю, что, если отнестись к реформе серьёзно, то людей нужно сразу отпускать «на свежий воздух». Иначе получается не более чем имитация.

POLIT.KG

Фото взято с сайта soros.kg



[1]http://www.gov.kg/?page_id=3422

[2]http://www.mineconom.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=1368

Версия для печати   |   Просмотров: 1988   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная