POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

«Стратегия устойчивого развития КР 2013-2017» - каковы экономические приоритеты Кыргызстана?

21.12.2012 17:47 - Polit.kg

В начале недели в Бишкеке состоялась презентация «Стратегии устойчивого развития КР на период 2013-2017» для отечественных экономистов. Мероприятие, организованное Экономическим клубом, стало трибуной Толкуна Абдыгулова, зав. отделом экономики и инвестиций Аппарата Правительства – одного из авторов документа. Приводим текст презентации, раскрывшей многие важные аспекты «Стратегии», которые при беглом знакомстве с последней могли пройти мимо нашего внимания. 

 

Все сегодня задаются вопросом: зачем нужен этот документ? Зачем Президент вышел за рамки своих полномочий? Отвечу, в чём состоит эта надобность, как экономист.

Начиная с 2010 года, наша страна выбрала путь парламентской демократии. Само по себе это подразумевает частую смену правительств – в зависимости от коалиции в парламенте. Требование закона состоит в том, что каждый новый премьер-министр при утверждении должен представлять свою уникальную программу. За это время наш отдел принял участие в разработке трёх таких программ. В такой ситуации, как вы понимаете, очень сложно удерживать внимание на общем тренде. Вот поэтому в январе 2012 года у Президента впервые возникла идея о необходимости создания стратегического документа. Тогда же была создана рабочая группа по его разработке под председательством нынешнего премьер-министра, а тогда руководителя Аппарата Президента Жанторо Сатыбалдиевича Сатыбалдиева. Группа  привлекала к своей работе экспертные и академические круги. Первый проект документа был презентован в июне 2012 года и затем поступил на рассмотрение в разные международные и неправительственные организации. В августе 2012 года стратегия была представлена Правительству, а в декабре – широкой общественности.

Первая часть документа – «Политическое видение будущего страны» - говорит о том, как Кыргызстану состояться как государству, как заложить основу успешного развития. Вторая часть более прагматична и определяет приоритеты экономического развития на следующие пять лет. Я не буду останавливаться на первой части, потому что не участвовал в её составлении. Перейду ко второй.

После долгих обсуждений было принято решение о необходимости поставить во главу угла достижение макроэкономической стабильности. Это стандартная формулировка всех международных финансовых документов. В этом подблоке важнее всего взаимодействие фискальной и монетарной политики, продовольственная безопасность и развитие банковского сектора. При чём здесь продовольственная безопасность? Как вы знаете, страна у нас аграрная, но свою потребность в продовольствии мы не обеспечиваем. Само по себе это не страшно, но есть момент: если поменяются цены на международных рынках, то наши импортёры «привезут» их к нам. Теперь о финансовой политике. Ограничителем развития реального сектора у нас является отсутствие т.н. «длинных денег»: коммерческие банки кредитуют на очень короткий срок и под высокие процентные ставки. С этим надо что-то делать. Нами для этого был предложен двухступенчатый подход. Первая ступень – формирование капитала для инвестиций. Вторая – улучшение инвестиционного климата: защита инвесторов, принятие закона об инвестиции.

Отдельно у нас идёт подблок о региональных экономических союзах. Как вы знаете, сегодня вступление Кыргызстана в Таможенный союз уже экономически обозначено: граница ТС – в 30 км от Бишкека, и продавать наши товары за пределы Кыргызстана становится всё сложнее.

Как бы мы не хотели концентрироваться на больших объектах, за основную долю производства в нашей экономике отвечает малый и средний бизнес. Достаточно ли полно отражено это в экономической отчётности? Через развитие МСБ мы выходим на развитие регионов. В качестве приоритетов тут были выдвинуты четыре сектора экономики: сельское хозяйство, энергетика, горнодобывающая отрасль, а также транспорт/коммуникации.  Во все эти секторы мы должны привлекать «частников», используя механизм государственно-частного партнёрства.

Подход, который мы определили в вопросе национальных проектов, предполагает учёт ряда показателей. Макроэкономические показатели свидетельствуют: чтобы достичь всего этого, среднегодовой рост ВВП должен составлять минимум 7%. Семипроцентный уровень не должна превышать инфляция. Дефицит бюджета по отношению к ВВП не должен превышать 5%, а государственный долг не должен быть больше 40% к тому же ВВП. Наш подход состоял в том, что если мы хотим чего-то достигнуть, надо ставить высокие цели. Мы предполагаем, что экономика приблизится к этим показателям в 2015 году. Для этого необходимо произвести решительную перестройку налоговой системы, сутью которой должны стать снижение ставок налогов и расширение налогооблагаемой базы за счёт вывода неофициального сектора экономики из тени. Необходимо продолжать работу по упрощению налогообложения для малых и средних предприятий при одновременном усилении администрирования.

То, что всегда помогало нам выжить – это либеральный экономический режим. В этом отношении мы и закладываем тезис о максимальной либерализации – как минимум, с опережением всех наших соседей по региону.

Прошу обратить особое внимание на ту главу, где говорится об управлении государственными активами. Впервые в документах такого уровня заявлено, что государство не справляется с управлением своими активами. Сам факт, что об этом заявил Президент, я считаю большим достижением.

Более подробно я хотел бы остановиться на проекте создания «длинных денег». Пока он находится на стадии активной проработки. Если вы вспомните опыт нашего экономического развития в 2008-2010 гг., то уже тогда Кыргызстан превратился в финансовый центр – но только СНГ. Был АзияУниверсалБанк, который занимался оффшорным банковским бизнесом. Это значит, что здесь осуществлялись операции нерезидентов Кыргызстана. Такая практика никак не  нарушает банковское законодательство КР. Но таким образом осуществлялся уход от налогов в тех странах, откуда приходили клиенты АУБ. Вот и сейчас решено превратить Кыргызстан в такой центр именно в части операций для нерезидентов. Существует очень много типов финансовых центров вплоть до самых экстремальных. Пример – Дубаи и Катар, где действуют не местные, а английские законы. Интерес со стороны финансового сектора к этому процессу есть, и ряд коммерческих банков уже изъявил желание обеспечить финансирование проектно-изыскательских работ в этом направлении.

Не вдаваясь в детали, скажу, что в агропромышленном секторе основной упор делается на повышение требований к кооперативам и создание более крупных сельскохозяйственных предприятий. По сей день в Кыргызстане нет налоговых стимулов для объединения, хозяйств. Единственный стимул, который мы предлагаем, - это льготные кредиты от Правительства. Через год у тех, кто ни с кем не объединился, возможности брать их просто не будет. Сельское хозяйство отныне будет рассматриваться как инструмент решения социальных проблем. Всё больше и больше земель – особенно поливных – трансформируется, и остановить этот процесс можно только через ввод новых орошаемых земель посредством ирригации. Также мы предлагаем производителям задуматься о переработке сельхозпродукции – с тем, чтобы она дольше хранилась и имела большую добавочную стоимость.

В энергетике мы должны стать страной, которая производит больше электричества, чем потребляет,  дабы экспортировать его не в ущерб населению. В горной добыче мы планируем смотреть не только на золото, но и на другие полезные ископаемые. В сфере транспорта и коммуникаций планируется поддержка инфраструктуры и завершение международных коридоров, которые позволят компенсировать нашей стране то, что она не имеет доступ к морю. Как Вы знаете, во время последней встречи глав правительств стран-участниц ШОС премьер-министр КНР подтвердил, что технико-экономическое обоснование для проекта кыргызско-узбекско-китайской железной дороги будет завершено уже в первом квартале 2013 года – и тогда можно будет уже перейти к обсуждению конкретных схем финансирования.

Мы специально  не включили в «Стратегию» блок о региональном развитии. Дело в том, что достигаться оно, по нашей задумке, должно через осуществление национальных проектов. Отвечать на вопрос, что же делать каждому отдельному региону, придётся местным властям. Центр определяет лишь основные критерии и создаёт среду.

Составители «Дорожной карты» долго спорили, нужно ли развивать в Кыргызстане туризм. На сегодняшний момент государство здесь сделало всё, что могло: отменило визы для 44 стран, например. Учитывая, что средств для дальнейшего инвестирования в эту отрасль у нас нет, предлагается полностью отдать её частному бизнесу.

Национальные проекты сами по себе – это векторы, которые показывают направление развития для качественного изменения жизни в стране. У каждого проекта будет свой менеджер, ответственный за его осуществление. Министерства и местные власти скоро будут вынуждены решать «зависшие» вопросы. Национальные проекты должны не мешать системной реформе экономики, но дополнять её. К сожалению, до сих пор проектный подход у нас почти не культивировался. Например, перед недавней реконструкцией дорог г. Бишкек никто даже не подумал поменять старые коммуникации, которые находятся под ними. Теперь получается, что для замены тех же канализационных труб надо взрывать. Миллионные средства тратятся, таким образом, впустую.

При темпах роста ВВП не менее 7% в год мы ожидаем, что в номинальном выражении его объём составит около 630 млрд. сомов и увеличится в два раза. Это позволит нам с 1200 долларов США на душу населения в 2012 году перейти на 2500 долларов в 2015-ом.

Рабочая группа, которая занималась непосредственно экономической частью «Стратегии», действовала в непосредственном контакте с Президентом. Он лично вносил поправки, с чем-то соглашался, с чем-то – нет. Так что это его собственные распоряжения для Правительства.

Дальнейшая судьба документа такова: Правительство при разработке среднесрочных программ развития будет брать его за основу.

 

P.S.Отметим, что, с позиции многих присутствовавших экономистов, план удвоения ВВП в ближайшие пять лет через достижение 7%-ого роста этого показателя, представляет собой профанацию. «Есть так называемое «правило семидесяти», которое гласит, что если какой-то показатель растёт с темпом в 7% в год, то для удвоения нужно десять лет. Элементарные расчеты показывают, что через пять лет удвоения не будет», - заметил, например, председатель Экономического клуба Мурат Шаимкулов. Эту мысль поддержал ещё целый ряд специалистов.

Polit.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 3779   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная