POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 20 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Есть ли у Кумтора будущее?

29.12.2012 20:28 - Polit.kg

В Кыргызстане обнародованы итоги работы государственной комиссии, полгода интенсивно изучавшей все аспекты работы ЗАО «Кумтор оперейтинг компани» в  финансово-экономическом, юридическом и экологическом аспектах.

Тема года

Вопрос о необходимости всесторонне изучить нынешнее состояние дел на этом, без сомнения, главном промышленном предприятии Кыргызстана, которое является не только бюджетообразующим, но и одним из важнейших для роста экономики нашей, увы, небогатой страны, появился в повестке дня кыргызского парламента весной, в мае. И автоматически стал одной из самых актуальных и важнейших тем 2012 года. После ажиотажа, поднятого рядом депутатов по поводу якобы имевших и продолжающих иметь место грубых нарушений на Кумторском золоторудном предприятии, и после депутатского  ознакомительного вояжа на рудник в ЖК КР  было решено  создать государственную межведомственную комиссию по проверке соблюдения ЗАО «Кумтор оперейтинг компани» (КОК) соглашения, заключенного в 2009 г. с кыргызским правительством. Комиссия должна была проверить и изучить соблюдение канадскими золотодобытчиками требований по рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, безопасности производственных процессов и социальной защите населения районов Иссык-Кульской и Нарынской областей – местонахождения рудника и нижерасположенного течения реки Нарын. Работа началась в середине июля сего года.

Трем группам экспертов комиссии - по экологической и горно-технической экспертизе; по соблюдению юридических норм; по социально-экономической экспертизе - предоставили технические задания на ближайшие месяцы (по декабрь 2012 г.). Руководить группами госкомиссия под председательством министра экономики Темира Сариева назначила, соответственно, Осмонбека Артыкбаева, главу Госинспекция по экологической и технической безопасности, Алмамбета Шикмаматова, главу Минюста КР, и замминистра финансов М.  Байгончокова.

Членам госкомиссии предстояло, в первую очередь, определиться с кругом международных аудиторов и экспертов, которым предстояло провести качественную, высокопрофессиональную экспертизу по указанным аспектам. Первоначально речь шла об аудиторских компаниях, входящих в топ-10 мирового уровня. Госкомиссия при участии всех международных донорских организаций и  инвесторских компаний, присутствующих в Кыргызстане, а также всех дипломатических представительств республики разослала информацию о тендере для участия в экспертизе КОК.  Заинтересованность проявили 12 аудиторских компаний, 9 из которых подали заявки на  участие. Госфиннадзор, как закупающая организация, проводил переговоры с первой тройкой претендентов по каждому лоту. Платить за все правительство обязало заказчика - «Кыргызалтын», который, по условиям договора, оплачивал 50 % суммы при заключении контракта, а оставшиеся – по получении результата проверки.      

По первому (экологическому) лоту наивысший рейтинг показала известная компания мирового уровня, лидирующая в «первой пятерке» авторитетных аудиторов - «Ernst&Young». Но она потребовала 480  тысяч долларов за свою работу, а также увеличение срока проведения экологической экспертизы хотя бы до 19 недель, которые истекали в середине января. Что, впрочем, обоснованно, т.к. экологические вопросы почти всегда являются наиболее спорными для обеих сторон. К сожалению,  очень скоро выяснилось, что с «Ernst&Young» любовь не получилась – претендент отказался от участия в аудите. Очевидно, для этого  имелся целый ряд причин. По условиям тендера, если с первой компанией не удалось достичь договоренности (после уступок обеих сторон), то переговоры начались со вторым  и последующим претендентами – лабораториями из Германии и Словении.

По второму лоту (юридическому)  победила конкурентов компания «Y.MuszkatLawOffices», а по третьему - компания «BarlevAssociatesAccountants – InvestigateAuditing».

Первоначально были обговорены гонорары. По лоту №3, стоимость социально-экономической экспертизы обошлась «Кыргызалтыну», а значит, и  республике, в 237 тысяч долларов (против первоначальных 250). (Отметим, что среди подавших заявку по нему была и компания «Ernst&Young», запросившая 640 тысяч). Цена юридического аудита - 190 тысяч «зеленых» (вместо первоначальных 200. Также стоит отметить, что и по этому лоту был также претендент, запросивший 1,350 млн. долларов). Экспертизы же международных экологических лабораторий из Германии и Словении обошлись стране по 10 тысяч евро каждая.

На оплату такого весомого аудита, по словам членов госкомиссии, Кыргызстан, в лице «Кыргызалтына», предусмотрел 44 млн. сомов или около миллиона долларов.

По словам члена госкомиссии Юруслана Тойчубекова, «при определении суммы гонорара мы учли, что Кумтор ежегодно проводит у себя аудит, в основном силами  компаний из «пятерки», который обходится ему ежегодно от  400 до 600 тысяч долларов. Поэтому при отборе участников аудита мы исходили из примерно этой суммы».

Кто виноват и что делать?

Итак, что же предстояло сделать? Экспертиза предполагала анализ имеющихся документов за прошедший период существования золоторудного предприятия с 1992 г.  В первую очередь, эксперты и аудиторские компании определились с довольно сжатыми сроками, поставленными госкомиссией и правительством республики. По 2 и 3 лотам удалось сдвинуть сроки до 15 октября. А вот по экологической экспертизе, которая подразумевает множество проб и проверок, споры зашли в тупик – на качественную и всеобъемлющую экспертизу такого рода требуется не менее полугода, а чаще год-два, из-за множества  различных проб. Каким образом вышеуказанные лаборатории из Германии и Словении уложились в месячный срок, еще предстоит выяснять дополнительно, равно как и степень достоверности таких быстрых экспертиз. Общеизвестно: быстро – не всегда хорошо. 

Весомый (на 400 страницах) итог работы госкомиссии с результатами всех аудиторских проверок и экспертиз в ближайшее время будет напечатан в издательстве «Учкун». Без сомнения, сборник станет бестселлером для узкого круга лиц, исходя из важности темы для Кыргызстана.   

Т. Сариев, министр экономики, рассказывая об итогах работы госкомиссии, подчеркивает: «Наша задача – получить максимальную выгоду от реализации проекта «Кумтор» в виде налоговых поступлений, сборов, платежей и дивидендов. Этот проект – самый крупный в стране, он вносит весомый вклад в экономику. Исходя из этого, мы считаем, что соглашение 2009 г. должно быть пересмотрено. Мы не говорим о том, чтобы увеличить процент отчислений или налоги, мы говорим о том, что они должны жить и работать по нашему законодательству. Я тоже патриот, я за эту свободу боролся, никогда не боялся, рисковал жизнью. Мы все патриоты и хотим сделать доброе дело для Кыргызстана. До этого участники предыдущих переговоров торговались о процентах, налоговых льготах. Сейчас же речь идет о том, что будет, если мы пойдем на изменение соглашения с Кумтором. Вместо 310 тысяч долларов компания будет платить около 10 млн. долларов за  вред, наносимый окружающей среде  республики. Кумтор должен платить налог на землю, 2-процентный налог с продаж и прогрессивный налог на добычу золота ( в том числе роялти). Если завтра будет закон о разделе продукции, правительство должно инициировать  заключение договора с «Центеррой» на его основании».

Кроме того,  отметил министр экономики, кыргызстанцев не устраивает и существующее управление в компании: «Надо изменить менеджмент компании, в этом проблема. «Кумтор Голд компани» (КГК) руководят полностью иностранцы. Мы даем им время, чтобы в менеджменте участвовали и кыргызстанцы.

В случае же, если «Центерра» не согласится с предложенными на основании экспертных оценок заключениями и требованиями и не пойдет на компромисс, то у правительства развязываются руки и не остается другого выхода, как инициировать отмену соглашения и приостановление деятельности предприятия. Только таким путем мы можем защитить интересы Кыргызстана. Мы понимаем, что в этом случае стране в одностороннем порядке предстоят международные суды. Готовившая юридическое заключение компания  «Y.MuszkatLawOffices» подготовила нам пошаговый сценарий для этого варианта. Мы, в свою очередь, будем подавать в суд на менеджеров компании «Камеко» и «Центерры», потому что именно они обманывали  своих инвесторов, толкали наших чиновников на подписание невыгодных соглашений.   

В случае, если  владельцы Кумторского предприятия пойдут на наши условия,  надо обсудить сроки, потому что пересмотр соглашения – дело серьезное и потребует, скорее всего, возможно, от 3 до 6  месяцев.

Налоговые отчисления должны выплачиваться  согласно статьям Налогового кодекса. Земельный налог – на основе Земельного кодекса. Неналоговые платежи –  также по  соответствующему закону, причем один из 2 установленных ранее процентов - в Иссык-Кульскую, а второй – в Нарынскую область.

Что касается экологических вопросов, мы говорим  о том, что отвалы рудника должны складироваться согласно ТЭО, что должен быть построен отстойник, очистные сооружения по сточным водам в русле реки. Компания должна построить новое хвостохранилище, поскольку в старом, объемом 90 млн. кубометров, уже заполнено 60 млн., а компания  имеет планы еще на 20 лет. Кроме того, есть вопрос и по озеру Петрова – речь идет о строительстве водоотвода, чтобы уменьшить риск  прорыва озера. Экологи предложили ввести и систему внутреннего водооборота с повторным ее использованием. Шла речь и о создании научно-технического центра по изучению влияния Кумтора на ледники, природу региона и республики. Предстоит также разработать социальный пакет (по оказанию помощи в развитии инфраструктуры, на развитие местного сообщества и т.д.), согласовать его с местным населением и утвердить в Госгеологии».

Во что же  принятие 1 варианта обойдется Кумторскому предприятию?

Как пояснил министр Сариев, «если они  добудут, по утвержденному плану в 2013 г., обещанные 18,5 тонн золота, а цена удержится на уровне 1700 долларов за тройскую унцию, то Кумтору придется платить на 4,8  млрд. сомов больше, чем сейчас. В настоящее время Кумторское предприятие платит, по соглашению 2009 г., все отчисления, включая Соцфонд, и все виды налогов, которые выливаются в сумму 8 млрд. 153 млн. сомов. Если они перейдут, в соответствии с нынешними требованиями кыргызской стороны, на отчисления по Налоговому кодексу, то сумма вырастет до 13 млрд. 048 млн., т.е. на 4,8 млрд. больше. Кроме того, компании выставлена штрафная сумма в 152 млн. долларов по возмещению ущерба, который они нанесли неправомерными действиями».

Пойдет ли на это Кумторское предприятие? По мнению Т.Сариева, «мы требуем от них только одного – работать по нашим законам и уважать наш народ».

Комментирует происходящее глава Ассоциации горнопромышленников и геологов, корифей горнорудной отрасли Орозбек Дуйшеев: «Эта комиссия стала 22-й по счету. Это говорит о роли, месте Кумтора в экономике республики. Месторождение находится в первой десятке аналогичных  в мире и наша заинтересованность в нем большая. Каждая комиссия выносила свое решение, с учетом политики того времени и  того, каков человеческий уровень руководителей страны и экспертов. Наша ассоциация разделила время существования Кумторского предприятия на три периода, первый - с 1997 по 2003 годы, когда  подписывалось (в конце 2003 г.) решение о реструктуризации тогдашним правительством под руководством Н. Танаева. Уже тогда  проявлялись признаки коррупции. Было открыто уголовное дело и обвинен первый президент А. Акаев. Второй период – переструктуризация – с 2004 по 2009 гг. Если по первому варианту у Кыргызстана было 67 %, а у канадских партнеров – 33, то по второму стало наоборот. В 2007 г., когда премьер-министром стал А. Атамбаев, мы создали экспертную группу и доказали, что  у кыргызской стороны должно быть не менее 52 %. Но, поскольку в 2004 г. наша сторона продала более половины, то сейчас у нас 33 %. В такой крупнейшей мировой компании владеть 33 %, я считаю, это очень хорошо.

Какова эффективность Кумтора? Первые 7 лет (с 1997 по 2003 гг.) в бюджет поступало в среднем 11 млн. долларов. Во втором периоде (2004-2007) – 30 млн. долларов. А с 2008-го поступает свыше 100  млн. К примеру, в 2011-м бюджет получил от Кумтора  173 млн. Не забудьте, что выросла и зарплата людей. Если в 2000-м трудящиеся из Кыргызстана   (3 тысячи человек) на предприятии КОК получили 47 млн. долларов, то в 2011 – 64 млн. Мы считаем, что Кумтор в последнее время развивается правильно, а ошибки – о них мы слышим сегодня. Мы довольны тем, что революционных действий типа «забрать, национализировать» не будет. Надо на основе достижений науки и техники успешно действовать дальше».

Напомним также, что еще в июле т.г. первый вице-премьер Джоомарт Оторбаев выражал  закономерную тревогу по поводу происходящего с Кумторским предприятием: «Я беспокоюсь, что эта ситуация сильно ухудшит наш инвестклимат. К нам уже поступают письма из банков, которые предоставляли Кумтору кредиты, и от тех, кто вошел в акционерный капитал. Но паники не должно быть, все будет проверено объективно. Для инвесторов хуже всего неопределенность. Мы должны очертить четкие границы своих действий. Нарушения бывают в каждой стране и каждом проекте. Надо, не накаляя страстей, разумно и рационально отнестись к этой проверке. У нас есть и иные перспективные горнорудные проекты, и ажиотаж не приведет к увеличению капитализации этих месторождений, в которые мы хотим привлечь сильных игроков. Шум в бизнесе очень мешает работе».

Итоговое заседание комиссии длилось больше трех часов. Доклады руководителей трех групп (Шикмаматова, Байгончокова и Артыкбаева) вызвали много вопросов и замечаний. Горячие споры, разногласия, различные, иногда полярные точки зрения все же привели, не без давления авторитетом министра Сариева, к общему знаменателю: из поставленных на голосование двух вариантов большинством голосов был принят первый. Он предлагает  золоторудной компании прислушаться к доводам международных экспертных заключений, согласиться с ними и пойти на мировую с кыргызским правительством в пересмотре условий соглашения. Второй же, в случае отсутствия консенсуса, приведет к  аннулированию кыргызским правительством соглашения 2009 г. и приостановлению работы Кумтора. Что, естественно, не в интересах обеих сторон.

Елена Мешкова,

независимый журналист,

Бишкек, Кыргызстан.

 

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1389   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная