POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

«Мэр в законе»?

19.01.2013 20:45 - Polit.kg

Проект закона «О статусе столицы» наделяет мэра Бишкека необоснованными полномочиями и противоречит конституционным нормам.    

К таким выводам пришли эксперты в ходе обсуждения законопроекта, главной целью которого должно было стать создание условий для устойчивой и эффективной работы органов МСУ столицы.   

 

Большому куску рот радуется

Тот факт, что Бишкек – его финансовые и властные ресурсы – любимый предмет дележа в эмпиреях нашей большой политики, ни для кого не секрет. Распределять и перераспределять «кресла», полномочия и писать под это дело соответствующие законы уже давно, как говорится, - то, что доктор прописал. Столице, аккумулирующей в себе практически весь доходный потенциал республики, естественно, достается больше всего. Причем, решать уже существующие проблемы муниципалитета и системы ЖКХ никто, как будто, не торопится, а новых проблем от такого законотворчества только прибавляется. Проект закона «О статусе столицы» не стал исключением. Для тех, кто пока не успел ознакомиться с данным документом, название которого ничего толком не отражает и вызывает резонный вопрос: «Какой-такой статус хотят придать Бишкеку нардепы?», выдержка собственно из законопроекта, поясняющая намерения ЖК:

«Настоящий Закон определяет статус столицы Кыргызской Республики – города Бишкек, устанавливает особенности: организации и осуществления местного самоуправления, порядка формирования органов местного самоуправления в нем, их функции и полномочия, взаимодействия с органами государственной власти, а также закрепляет правовые, организационные, экономические, финансовые и социальные условия осуществления управления в городе Бишкек».

Казалось бы, намерения самые благие: решить ряд вопросов управления, установить, какими полномочиями будет наделен каждый гос.орган и т.п. Вот только дальнейшее содержание документа ничего такого не предполагает, а скорее даже наоборот – запутывает окончательно и по существу полномочий и в части ответственности. 

 

Азамат Акелеев, глава ОНС при Министерстве финансов: «В проекте закона «О статусе столицы» отсутствуют пункты, разъясняющие подотчетность и меру ответственности мэра, прочих лиц и гос.органов за выполнение поставленных задач: размыты границы полномочий, а, значит, и с кого спрашивать, в итоге не ясно. Документ не отражает реальных потребностей бишкекчан, в нем не предусмотрено мер, направленных на улучшение взаимодействия горожан и муниципалитета, повышение прозрачности гор.бюджета. Нет и попытки переосмыслить расходную часть бюджета, начать использовать средства более эффективно. На сегодняшний день почти 60% городского бюджета расходуется на образование и здравоохранение, тогда как по функциональному назначению большая часть средств должна направляться на развитие инфраструктуры и ЖКХ. А расходы по образованию и здравоохранению должны быть заложены в республиканский бюджет»

С тем, что в части формирования городского бюджета не первый год имеются серьезные проблемы, согласна и министр финансов Ольга Лаврова: «Проблемы возникли из-за нарушения принципов планирования по доходной части бюджета, отсутствуют четкие приоритеты расходов в условиях ограниченности ресурсов. Наличие функций у мэрии, которые ей в принципе не свойственны, таких, например, как надбавки к заработной плате, тоже не способствует улучшению ситуации. В проекте закона отражены многие положения функционирования Бишкека, но есть и недочеты»

И это еще полбеды, если бы в законопроекте просто не было единой концепции и четкого разграничения функций гос.органов и органов МСУ (прямо скажем, не первый кое-как «состряпанный» проект закона в нашей стране, можно и доработать), но основной претензией экспертов к данному документу стала постановка завуалированных задач, под которые, собственно, законопроект и писался.

 

Асылбек Чекиров, член ОНС при Министерстве финансов: «Законопроект по сути дает мэру единоличное и исключительное право принятия кадровых решений по государственным территориальным органам. Если отбросить дублируемые положения закона «О местном самоуправлении», то все нововведения связаны со следующими задачами: изменение правил игры при распределении финансовых ресурсов для бюджета Бишкека и усиление полномочий по управлению финансами самого мэра. Все остальные предложения носят «маскировочный» характер, чтобы завуалировать эти основные положения. И если такой закон будет принят, то главной проблемой станет возникновение системных трудностей по предоставлению жителям города общественных и, прежде всего, муниципальных услуг. Между тем, главной целью подобного законопроекта должно стать создание условий для устойчивой и эффективной работы системы управления».

      

Мэр или лендлорд?

О том, что данный законопроект «создан под мэра», упомянул и глава Института политики развития, член ОНС при Министерстве финансов Замир Ибраев. Эксперное сообщество вообще находится в некотором недоумении относительно того, зачем делегировать главе мэрии такой объем полномочий - даже в обход Основного государственного закона (передача отдельных гос.полномочий исполнительному органу МСУ города Бишкек, т.е. мэрии, как отмечают эксперты, противоречит статье 13 Конституции КР)? Кроме того, что мэр практически единолично сможет распоряжаться частью финансовых ресурсов, он наделяется исключительными полномочиями по назначению руководителей территориальных государственных органов. А это органы по обеспечению безопасности дорожного движения, по обеспечению общественного порядка, по здравоохранению и санитарии, образованию, архитектуре и строительству, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации актов гражданского состояния, а также опеки и попечительства, по налоговой службе, по дорожному строительству и связи, по охране природы и ветеринарии. Кроме всего перечисленного, полномочия мэра распространяются на назначение руководителей государственных предприятий и акционерных обществ с долей государства более 51%.

Так, может, имеет смысл сразу оговориться, что никакого мэра-то и не будет, а будет в столице самый настоящий феодал, этакий лендлорд, всем и вся управляющий? И подотчетный, как это водится при феодализме, только своему сюзерену, то бишь премьер-министру. Благо, и это в законопроекте предусмотрено: статьи 28 и 29 данного документа оговаривают право премьер-министра вносить кандидатуру мэра и освобождать его от занимаемой должности. Тогда как статья 111 Конституции КР гласит, что исполнительные органы МСУ и их должностные лица в своей деятельности подотчетны местному кенешу.


Равшан Жеенбеков, депутат ЖК КР:«Мы хотим, чтобы мэра города выбирали сами горожане, а такие депутаты, как Чыныбеков и Текебаев хотят, чтобы он назначался парламентом, как было во времена Акаева и Бакиева. То есть центральная власть хочет контролировать мэра города. Этот законопроект просто не отвечает требованиям нашего времени, необходима децентрализация власти, а не ее концентрация в одних руках. В парламенте более двадцати депутатов выступили против данной инициативы, потому что мэр не должен единолично распоряжаться городским бюджетом и раздавать должности, как это предполагается в представленном законопроекте»

В целом, выводы экспертов неутешительны: заложенные нормы законодательства повышают риск коррупционной составляющей, как в кадровой, так и в бюджетной политике, а также противоречат принципам развития местного самоуправления и создают опасный прецедент необоснованного, бессистемного, хаотичного расширения круга вопросов местного значения.  

 

Евг. Николаева, спец.корр. POLIT.kg

 

РЕПЛИКА POLIT.KG

Но возмутительны не только положения нового законопроекта, сколько сам факт такой явной «подставы», такого пренебрежения к положениям Конституции и принципам ДЕМОКРАТИИ.   Хочется воскликнуть «Автора!»  Кто создал этот «шедевр»?

 


Версия для печати   |   Просмотров: 1244   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная