POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Кого защитит и кого разорит Законопроект «Об ограничении ростовщической деятельности в Кыргызстане»?

27.02.2013 16:00 - Polit.kg

В Кыргызстане продолжается обсуждение проекта Закона  «Об ограничении ростовщической деятельности в Кыргызской Республике», который был инициирован депутатом О.Текебаевым.  Настоящий Закон определяет основные принципы государственной политики в области ограничения ростовщической деятельности в Кыргызской Республике, правовые основы установления справедливых процентных ставок при выдаче физическими и юридическими лицами займов и кредитов. Депутаты парламента или увлеклись политической деятельностью, или напуганы митингами и пикетами, которые устраивают у стен Белого дома проблемные заемщики, грозя продать свои почки, чтобы рассчитаться с кредитами. Похоже, продавать им внутренние органы не придется – парламентарии склонны проголосовать за предложенный законопроект. О том, что уже этой весной у стен  парламента окажутся аграрии с требованиями льготных кредитов, похоже, пока никто не задумывается. 

МНЕНИЕ POLIT.KG

Очень давно дед Лука - из той дореволюционной волны  переселенцев в наш солнечный край из столь же солнечной Украины - очень просто объяснил мне суть ростовщичества и сущность кредитования, не прибегая к хитроумным схемам и математическим выкладкам. "Деньги - это чей-то труд. К примеру, чтобы заработать 100 рублей я должен трудиться  целый месяц. Если я даю кому-то в долг сто рублей, я отдалживаю ему свой труд. Но за любой труд нужно платить. Если ты нанимаешь работника, ты же платишь ему. Если ты берешь деньги в долг, ты обязан заплатить за это. Сколько? Все зависит от того, на какой срок и на какие цели ты берешь деньги взаймы. Но в любом случае ты не  имеешь права платить меньше, чем стоит самый низкооплачиваемый труд. И это справедливо. Используя труд работника или деньги, взятые взаймы, ты  умножаешь свое благосостояние. Поэтому не отдать долг в означенный срок, или не отдать процент по долгу - верх неприличия, а человек, допустивший такой проступок, достоин презрения".
К сожалению,  многое изменилось за последние сто лет в товарно-денежных отношениях. Деньги перестали быть мерилом труда, и не являются средством накопления, и порой даже не служат неким товарным эквивалентом. Потому и отношение к ним соответствующее. Следовательно, прежде чем принимать какие-то законопроекты в области кредитования, надо бы навести порядок в самой финансовой системе.  Не ограничивать ростовщическую деятельность, а сделать социально справедливым механизм  выделения финансовых ресурсов под конкретные проекты и ужесточить ответственность за использование заемных средств и своевременную их отдачу.Государство не должно нести ответственность за неразумное расходование кредитов, но обязано привлекать к ответственности за невозврат кредитов. И не списывать долги, поощряя иждивенчество. Исключение - только форсмажорные обстоятельства типа землетрясений, наводнений. Но не революций! 

Но это все из области фантастики. В Кыргызстане экономику и ее кровеносную систему – финансы – насилуют политическими рычагами и целыми механизмами.

Наивность как объективный фактор?

Хотя никто не отменял основной правовой  принцип, который устанавливает, что «незнание чего-то» не может служить оправданием для совершения незаконных действий и не является аргументом, позволяющим избежать ответственности, в современном Кыргызстане «наивность»  (то есть излишняя доверчивость, основанная на незнании) стала объективным аргументом в судебных разбирательствах. Если этим термином оперирует ни кто иной, а сам автор современной Конституции страны, депутат Жогорку Кенеша О.Текебаев, то всевозможные противодействия исключены!   

Речь идет о кредитных договорах, в которые кредиторы вносят  условия, максимально защищающие их от невозврата  кредитов заемщиками, и которые авторы законопроекта характеризуют так: «грабительские условия присутствуют в типовых договорах всех кредитных учреждений, и в совокупности становятся разорительными и кабальными для наивных заемщиков».  На вопрос, а как же могут кредиторы еще защитить свои права, ответа в Справке – обосновании к проекту Закона Кыргызской Республики «Об ограничении ростовщической деятельности в Кыргызской Республике» нет. Нет ответа и в самом проекте Закона. Он защищает, как  гласит  Статья 3.: «Целью настоящего Закона является защита прав потребителей – заемщиков посредством обеспечения справедливого определения размера процентных ставок при выдаче займов». О правах кредиторов ни слова! Оно и понятно, предлагаемый законопроект есть ни что иное как механизм политического популизма, целью которого является защита прав тех, кто берет, а не тех, кто еще способен что-то давать. Отсюда и такое «юридическое» понятие как «справедливость», которое никак не расшифровывается. Что понимать под справедливыми процентными ставками, а что не справедливыми? Каковы критерии справедливости?

Следуя логике, уместно было бы дать толкование и «наивности заемщиков», определить уровни этой наивности, а также перечень компетентных органов, которые могут давать справки о наличии или отсутствии наивности у граждан, претендующих на кредиты. Ведь при утверждении парламентом этого законопроекта сразу возникнут требования у кредиторов к заемщикам - предоставить справку о наличии-отсутствии наивности у клиента. То бишь, давая человеку деньги в долг, кредитор должен будет убедиться в том, что его клиент дееспособен и дает отчет своим действиям. Неплохо бы иметь аналогичное освидетельствование от авторов этого и других законопроектов, дабы потом не возникало у общественности наивных вопросов по поводу ответственности за те негативные последствия, которые могут сопровождать законы при их реализации.

У здравомыслящего человека сразу возникнет вопрос о сфере распространения этого закона. Оказывается, что   «Действие настоящего Закона распространяется на финансово-кредитные учреждения, за исключением банков, на ломбарды и физические лица, занимающиеся ростовщической деятельностью».  Чем банки отличаются от финансово-кредитных учреждений?  Только тем, что банковские кредиты недоступны для подавляющего большинства простых граждан. Недоступны не только в силу сравнительно невысоких процентных ставок по кредитам, но и по иным основаниям. Не последним аргументом будет и высокий риск невозврата кредитов. А ведь именно этот риск невозврата и вынуждает микрокредитные организации повышать процент. 

Экономические новации просто поразительны. Так, законопроект отличает «кредитора» от «ростовщика» лишь по одному  параметру – «высокой процентной ставке»! Это, как записано в данном законопроекте «Высокий процент – процентная ставка размером от предельно-допустимого процента годовых и выше». В свою очередь «Предельно-допустимый процент – это в порядке устанавливаемый настоящим Законом размер процентной ставки по предоставлению кредитов или займов выдаваемые лицами, указанными в статье 1 настоящего Закона, выше которого не признается государством». Сам законопроект так его расшифровывает: «Предельно-допустимый процент – средневзвешенная номинальная процентная ставка, установленная Национальным банком Кыргызской Республики, к которому добавляется 15 процентов». Откуда взялись 15 процентов, и почему именно 15 процентов можно добавлять к средневзвешенной ставке – не понятно, на сей счет никаких разъяснений нет.  Чтобы не возникало лишних вопросов законодатель уточняет, что «Методика расчета средневзвешенной ставки процента определяется Национальным банком Кыргызской Республики».

Ладно, с этими «экономическими» требованиями еще можно согласиться, но далее предлагаются совсем уж «нерыночные» механизмы. Статья 7 гласит: «Для защиты интересов заемщиков запрещается использование ростовщической деятельность в корыстных целях, т.е. в предоставлении кредитов под высокие проценты с целью изъятия залогового имущества. В случае определения судом корысти в действиях ростовщика, то кредит, заем не возвращается». В русском языке «корысть» подразумевает извлечение материальной выгоды. Следовательно, данное положение можно трактовать как запрет на извлечение материальной выгоды. Но ведь вся рыночная экономика основана на корысти! Корысть лежит в основе всех финансовых и торговых операций! И само кредитование тоже подразумевает извлечение материальной выгоды.  Значит,  суд  может любые кредитные договоры объявить корыстными и на этом основании вынести решение о невозврате кредитов!

Говорить о том, что предложенный законопроект противоречит не только прочим законам и самой Конституции, которая закрепляет право частной собственности (в основе которой лежит та самая корысть!), говорить излишне. Скорее всего, расчет делается на «политический момент» - угодить небольшой в сущности группе протестного электората, у которого есть проблемы с погашением кредитов. На все прочие слои населения, которые пользуются услугами кредитных организаций и ростовщиков, авторам законопроекта, похоже, наплевать.

Надо полагать, что делается все это не случайно, и даже не в политических целях. Как считают некоторые эксперты, с которыми мы обсудили этот законопроект, главная цель законопроекта – уничтожить на корню всю систему микрокредитования вместе с ростовщиками и ломбардами. И создать другую аналогичную, но подконтрольную партиям власти, систему того же микрокредитования. То есть, данным законом все разрушить, потом закон отменить как не оправдавший себя, и повернуть финансовые ручейки в «нужное» русло.

При этом совершенно не учитываются негативные последствия это рейдерской по сути акции. На носу весна, крестьянам срочно нужны новые кредиты для закупки удобрений, посевного материала, ГСМ, техники и т.д. Государство и коммерческие банки не в состоянии удовлетворить все заявки, даже если захотят это сделать. Без денег крестьяне окажутся на мели, будут вынуждены идти на еще более кабальные условия! Не приходится сомневаться, что ростовщичество тут же придумает массу других схем финансирования-кредитования, гораздо более изощренных и менее выгодных для крестьян. За возрастающие риски расплачиваться будут не кредиторы, не депутаты парламента, а сами крестьяне, которых и должен вроде защитить новый закон.

Потом авторы законопроекта будут говорить, что они «хотели как лучше», а получилось так, как получилось. При этом, как повелось, никто не будет отвечать за последствия.

Аркадий Гладилов  

 

 

Версия для печати   |   Просмотров: 2575   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная