POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Кыргызстан кризисом не испугаешь!

01.03.2013 20:30 - Polit.kg

Отдел информационной политики Аппарата Правительства КР распространил официальное уведомление:  Экономического кризиса не будет. А родилась такая уверенность  после того как «в СМИ были опубликованы высказывания бывшего министра финансов Акылбека Жапарова, в которых он с большой уверенностью прогнозирует наступление в стране экономического кризиса во второй половине 2013 года. В этой связи Аппарат Правительства Кыргызской Республики  отмечает, что данные выводы являются однобокими, и они не подкреплены конкретными фактами, расчетами и анализом и не соответствуют действительности.

 

Анализ индикаторов мониторинга угроз экономической безопасности КР, включающего более 60 взаимосвязанных и сгруппированных индикаторов, проводится на постоянной основе и показывает, что все они находятся в допустимых пределах и не предвещают наступление экономического кризиса. Подчеркнем, что А.Жапаров по непонятным причинам закрывает глаза на прописные истины и выделяет лишь введение новых налогов в качестве основного «предвестника» экономического кризиса. При  этом упускается из вида более детальный анализ тенденций основных макроэкономических показателей (рост ВВП, уровень инфляции, уровень международных резервов в месяцах импорта и т.д.), что говорит о явно противоречащем логике и международной практике, используемой для оценки макроэкономической среды, подходе.

Напомним, что по итогам января 2013 года рост ВВП составил 6,5 процента в сравнении с аналогичным периодом 2012 года, а уровень инфляции по предварительной оценке в феврале текущего года (по отношению к декабрю 2012 года) не превысит 1,2 процента и находится в допустимых пределах. Также сообщаем, что в 2013 году рост экономики прогнозируется на уровне 7,2 процента, а уровень инфляции в пределах однозначного числа, в интервале 7-9 процентов.

Относительно, высказывания А. Жапарова о вводе новых налогов, разъясняем, что согласно Закону Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 6 октября 2012 г. № 169,  в статью 217 Налогового кодекса Кыргызской Республики  внесено изменение по уплате предварительной суммы налога на прибыль. Данный закон был разработан и инициирован Министерством экономики Кыргызской Республики.

Так, с 1 января 2013 года все категории налогоплательщиков обязаны уплачивать предварительную сумму налога на прибыль (или так называемые авансовые платежи) в размере 1% от полученной выручки предыдущего квартала. При действовавшей ранее норме, налогоплательщики уплачивали текущие квартальные платежи в размере  ¼ части суммы налога на прибыль предыдущего года.

Данное изменение направлено на упрощение исчисления налогоплательщиками предварительных сумм налога на прибыль. Кроме того, при определении подлежащей к уплате предварительной суммы налога за основу берется финансово-экономическое состояние предприятия текущего года, а не предыдущего, как было ранее.

В контексте вышесказанного хотим отметить, что Правительство Кыргызской Республики открыто к обсуждению всех объективных и конструктивных предложений, поступающих от граждан страны, экспертного и бизнес сообщества».

Сам Жапаров на своей страничке в Facebook с зловещей уверенностью Нострадамуса  написал: «поживем увидим кто был прав». Отклики на его предсказание разнообразием не отличаются: его самого же и обвинили в том, что он предрекает, напомнили, что  у него была возможность на деле доказать свой профессионализм, когда занимал высокие посты в правительстве.

Понятное дело, в нем больше говорит обида, чем разум аналитика, потому как приставка «экс» к его статусу авторитета и влияния не добавляет.

Вообще, в политической элите страны царит полный и совершенно непредсказуемый «порядок». Одни пророчат роспуск парламента, другие муссируют тему  разгона  правительства,  иные даже пугают обывателей и вселяют радужные надежды в души мародеров, утверждая о новой революционной ситуации,  теперь вот и о кризисе вспомнили.  Правда, как водится, болтается где-то посередине.

Кризис, или даже его угроза предполагает наличие некой стабильности хотя бы в небольшой временной промежуток, дабы было что с чем сравнивать. Можно ли назвать стабильностью послереволюционный период (после апреля 2010 года) истории страны? Можно ли считать нормальной ситуацию в экономике при наличии огромной дыры в бюджете, которую закрывать просто нечем? Потому-то многие аналитики не согласны ни с Жапаровым, и не разделяют оптимизма правительства: страна привыкла жить в состоянии непреходящего кризиса и даже как бы привыкла к такому положению. Поэтому экономическим кризисом Кыргызстан не испугаешь!

Кыргызстан  боится только политических катаклизмов, которые могут возникать как в связи с ухудшением социально-экономического положения страны и ее граждан, так и без всякой связи с «индикаторами угроз», исключительно по желанию отдельных «политиков» или «партий».  А вот эти опасности прогнозировать действительно сложно, так как политическая обстановка в стране не подчиняется общепризнанным законам общественного развития и элементарной логики. Зато политическому элементу в Кыргызстане  подчинено все, в том числе и законы экономики.  Чем еще как не  политической конъюнктурой продиктованы заигрывания политиков, к примеру, с аграриями?  О том, к чему может привести принятие закона «Об ограничении ростовщической деятельности в Кыргызстане» polit.kgподробно рассказал в материале от 27 февраля «Кого защитит и кого разорит Законопроект «Об ограничении ростовщической деятельности в Кыргызстане»?

Правительство тут же отреагировало  бодрой информацией об успехах кредитования тружеников села: «Банки продолжают выдачу льготных кредитов по проекту  «Финансирование сельского хозяйства». Так через филиалы ОАО «Залкар Банк» выдано 73 кредита на сумму 12 млн. 665 тысяч  сомов под 10% годовых. Кроме этого в данное время на рассмотрении имеются 160 заявлений на выдачу кредитов на сумму 25 млн. 755 тысяч сомов.

В ОАО «Айыл банк» подали заявки 8 816 фермеров на сумму 1 млрд. 748 тысяч сомов, одобрено 1 тысяча 918 заявок на 360 млн. 244 тысячи сомов, из них на сегодняшний день выдано 278 млн. 670 тысяч сомов.

ОАО «РСК Банк» на сегодняшний день выдало кредитов фермерам на сумму 101 млн. 395 тысяч сомов, удовлетворив, таким образом,  435 заявок. Всего поступило 1 тысяча 663 заявки, из них одобрено 609».

Хотя, видно же, что удовлетворяются далеко не все заявки. Процент «счастливчиков» не велик. А на какие «шиши»  закупать семенной материал и ГСМ остальным крестьянам?  Эти проблемы при всей их масштабности экономический кризис не вызовут в силу  малой значимости агросектора  для  страны (производители сельхозпродукции из соседних стран будут только благодарны за расширение рынка сбыта своей продукции), а вот социальное напряжение на селе точно может спровоцировать  политические акции недовольства по всей стране.

В чем сами крестьяне, фермеры видят причины своих бед?  Это письмо из Facebook    очень наглядно иллюстрирует  общественное мнение:

 «Askar Abakirov  27 февраля г. 9:54

Сегодня крайне тяжелое положение в области сельского хозяйства в нашей стране, из-за отсутствия:  во-первых, средств (долгосрочные кредиты) под низкие проценты  на развитие фермерских хозяйств. Во-вторых, нет плана, нет структуры посевов на каждый год и их реализации (то есть, в прошлом году к примеру капуста (картофель) была дорогой в цене, и большинство фермеров в надежде на хорошую прибыль весной сажают капусту(картофель), соответственно от переизбытка на рынке осенью продукция падает в цене, были годы, когда их просто  выкидывали на улицу потому что не смогли реализовать (продукция гнила), многие фермеры прогорели -  не смогли расплачиваться с кредитами) и таких случаев много. МСХ (министерство сельского хозяйства) должно заниматься хотя бы  прогнозированием, но и это, видимо, им не под силу, кроме стат. данных и отписок больше ничем не занимается, фермеры страны потеряли надежду на работу МСХ.  Более того, привыкли  не оглядываться на государство,  выживать как можем.

В сельском хозяйстве Кыргызстана 326,7 тыс. хозяйствующих субъектов, в том числе 135 государственных хозяйств (это семеноводческие, племенные хозяйства, опытные станции и другие), 4211 коллективных хозяйств, 3454 сельскохозяйственных кооперативов и 321,8 тыс. фермерских хозяйств. Кроме того, имеется 726,6 тыс. личных подсобных хозяйств граждан. Из всей пахотной земли (1280,0 тыс. га)  861,1 тыс. га (67,3%) находится в собственности фермерских хозяйств, 340,7 тыс. га (26,6%) земли в пользовании коллективных, государственных хозяйств и кооперативов,  и 64,0 тыс. га (5,0%) в личном пользовании граждан, как приусадебные участки.  В общем объеме внутреннего валового продукта страны доля сельского хозяйства составляет значительную часть – около 24,0%. Кроме того, около 65,0% населения страны проживает в сельской местности, из общего числа всех работающих 34,0% или 14% общего населения страны заняты в сельском хозяйстве (в развитых странах этот показатель равен 1-3%). Эти данные показывают, что сельское хозяйство в Кыргызстане имеет не только экономическое, но и большое социальное и политическое значение. Также необходимо отметить, что большая часть молодых ребят, принявших участие в революции 24 марта 2005 года, 7 апреля 2010 года были из сельской местности, им надоело жить в ожидании, когда наконец государство повернется в сторону народных проблем, когда власти наконец насытятся и прекратят воровать и грабить, распродавать нашу страну.

Но, к сожалению, прошло  уже 3 года, а никаких перемен к лучшему не видно. Более того, становиться все хуже и хуже. Сегодняшние власти -  это и президент, премьер-министр, спикер ЖК, депутаты ЖК, чиновники КР – все они ПРЕДАЛИ и ПРОДАЛИ идею революцию – то,  ради чего она была сделана. И сегодня они (враги народа) обогащаются за счет народа, думая только о себе. Если при правлении Акаева за 14 лет долг страны стал 1,8 млрд. долларов США, при Бакиеве за 5 лет стал 2,5 млрд. долларов США, при Атамбаеве за 3 года он достиг 3 млрд. долларов США. Это еще не считая многомиллионных долларовых грантов. Где результат?  Его нет и не будет, пока у руля страны стоят те же лица, Акаевско-Бакиевские кадры.

Есть ли выход из этой ситуации? Наш ответ – ДА. Пробовали и в выборах в местные кенешы, выборах Жогорку Кенеша, глав айыл окмоту, акимов района и т.д. знаем не понаслышке все тонкости выборного процесса в целом, когда наши оппоненты фальсифицируют итоги выборов, как работает во время выборов административный ресурс, «карусель, вброс бюллетеней, подкуп избирателей» и т.д. Короче говоря, нет сегодня правды в нашей стране и в выборной системе. Продажная судебная система, ни один наш иск не был справедливо рассмотрен. Клин клином вышибают - необходимо избавиться от врагов НАРОДА, не нужны нам паразиты-кровососы на здоровом теле общества.

 У нашей страны большое светлое будущее, взять хоты бы отрасль сельского хозяйства. В отличие от других стран у нас чистый воздух, земля чистая - не зараженная всякими химическими препаратами,  солнце светит и самое главное, водные ресурсы есть, следовательно, экологически чистые продукты питания без ГМО и всяких добавок можем производить. Все это способствует росту как сельского хозяйства, так и страны в целом. Страна чистых продуктов. Для этого необходимо:

 1. Освободить сельхоз производителей от всех налогов сроком на 5 лет.

 2. Доступные кредиты долгосрочные (на 5-10 лет), под низкие проценты 4-6 % годовых.

Используя географическое положение нашей страны, мы смогли бы нашу экологически чистую сельхозпродукцию экспортировать в другие страны: в Россию, Казахстан, Китай, Японию, Монголию, Австралию, Германию, Францию и т.д. Кыргызстан необходимо сделать Страной чистых продуктов, экспортером этих продуктов в другие страны. Это и создание рабочих мест, привлечений инвестиций, и самое главное - уверенное будущее СИЛЬНОГО КЫРГЫЗСТАНА».

До боли знакомые нотки. Так думали и надеялись на светлое будущее кыргызстанцы в 90-е годы прошлого столетия, когда Кыргызстан стал независимым государством. Тогда считали, что стоит чуть подправить курс и дела пойдут в гору, мы начнем выпускать конкурентоспособную продукцию и поставлять ее на внешний рынок. Ведь мы делали достаточно  хорошие электродвигатели,  выпускали стиральные машины и магнитофоны, производили неплохие пресс-подборщики и автомобильные прицепы, и тысячи наименований другой продукции. НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ! Не потому, что наша продукция была хуже, или дороже аналогичной продукции других стран – нас просто не пускали на те рынки, где уже работали другие.

Не хотелось бы разочаровывать  Askar Abakirov,  но подобная картина сложилась и с продукцией сельского хозяйства. Нас не ждут на мировых рынках, и каждую товарную позицию приходится отвоевывать с большим трудом.

О каких кредитах под 4-6 процентов годовых мечтает автор письма, если уровень инфляции запланирован  в пределах 7-9 процентов?! Если даже кредиты под 10 процентов годовых – уже большое счастье! О какой конкурентоспособности отечественной агропродукции можно вести речь, если у нас в этом секторе такой гигантский излишек трудовых ресурсов, о чем пишет сам Askar Abakirov.  Но во всех бедах он винит главным образом властные структуры – от чиновников минсельхоза до самого Президента. Это самая популярная точка зрения в широких кругах кыргызстанского общества. Даже позитивные сдвиги получают порой негативную окраску.  А уж промахи, ошибки истолковываются как происки «врагов народа» со всеми вытекающими последствиями. И даже не такие уж значительные успехи в борьбе с коррупцией служат не укреплению имиджа власти, а напротив, убеждают людей в тотальной коррумпированности всех и вся. Последние сообщения с этого фронта: «Пресс – служба Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики сообщает:  Только за последнюю неделю Государственной службой по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики было пресечено 6 фактов коррупционных проявлений, а именно незаконное вознаграждение служащими и дача взятки должностному лицу.

По всем выявленным фактам следственными подразделениями ГСБЭП возбуждено 6 уголовных дел (ст.ст. 225, 314 УК КР). 

Коррупционные проявления выявлены в таких министерствах и ведомствах как:

- Министерство образование (Кыргызский Государственный Университет строительства, транспорта и архитектуры)

- Министерство энергетики (ОАО Северэлектро, Кантское газовое хозяйство)

- Министерство здравоохранения (роддом с. Ивановка) 

Преступления выявлены в Чуйской, Ошской областях и г. Бишкек».

Вот так и зарождаются «революционные ситуации», которые только ухудшают положение дел в стране, а людей делают еще беднее. «Порочный круг»  может разорвать только крайняя степень отчаяния, после которого приходит отрезвление и понимание сути происходящего. Или напротив,  всплеск энтузиазма и веры в успех, который может все преодолеть. Что же выберет народ Кыргызстана?

 

Аркадий Гладилов, редактор POLIT.KG 


Версия для печати   |   Просмотров: 1620   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная