POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 22 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Экопосты обзаведутся автоматикой

05.03.2013 18:50 - Polit.kg
Экопосты обзаведутся автоматикойЭкопосты в Иссык-Кульской области оборудуют автоматическими шлагбаумами и платежными терминалами. Об этом на совещании по вопросу совершенствования системы пропускного режима экопостов биосферной территории озера Иссык-Куль сообщил Первый вице-премьер-министр КР Джоомарт Оторбаев. Данная мера, как считают инициаторы нововведения,  призвана обеспечить прозрачность работы пропускных пунктов и свести к минимуму «человеческий фактор» при сборе платежей, иными словами, исключить из процесса коррупционную составляющую.

 

Как рассказал Первый вице-премьер-министр, число отдыхающих в туристический сезон на Иссык-Куле в последние годы стабильно растет, работа же экопостов вызывает нарекания граждан, в связи с чем Госагентству охраны окружающей среды в минувшем году было поручено рассмотреть вопрос о внедрении автоматизированной системы пропускного контроля: «Данный проектразвития Иссык-Кульской области (проект «Экопост Иссык-Куль», в соответствии с которым были установлены пропускные пункты) направлен на то, чтобы сохранить биосферную территорию озера, - пояснил Джоомарт Оторбаев, -  поток туристов ежегодно возрастает, по данным обладминистрации в 2012 году область посетило порядка 1 млн. 150 тыс. туристов. Отсюда и большая нагрузка на озеро. Соответственно, в рамках проекта по защите биосферы озера, взимаются платежи при пересечении контрольно-пропускных пунктов. Таких пунктов в Иссык-Кульской области несколько, самый оживленный - на подъезде к городу Балыкчы. Плата взимается на протяжении уже нескольких лет. В настоящее время это производится, я бы сказал, в «ручном режиме», т.е. работают контролеры, выдающие квитанции водителям. Эта система непрозрачна, администрирование денежных потоков осуществляется не в полной мере. То, что происходит, никуда не годится. Поэтому мы приходим к необходимости автоматического сбора информации».  

 

В настоящее время плата за проезд через экопост составляет:

Для легкового транспорта граждан КР – 50 сомов;

Для иностранных граждан, вне зависимости от вида транспорта – 500 сомов;

Для грузового и пассажирского транспорта граждан КР – 100 сомов;

Освобождаются от уплаты экосбора жители Иссык-Кульской области, а также транспортные средства со спец.номерами (МВД,МЧС, машины скорой помощи и т.п.)

В ходе совещания было сказано, что после подписания нового постановления по экопостам данная тарификация должна сохраниться. О том же, каким образом будет функционировать новая автоматизированная система, рассказалАлександр Щегловатов, менеджер ОсОО «Дельта Профи» - компании, выигравшей тендер на 2 млн. 854 тыс. сомов и занимавшейся реализацией данного проекта: «В настоящее время мы заключили договор, по которому будут установлены терминалы и автоматические устройства, считывающие номер автомобиля. На все оборудование нашакомпания дает год полной гарантии. Что же касается самой процедуры уплаты экосбора, она будет осуществляться следующим образом: к терминалу подъезжает автомобиль, камера наблюдения фиксирует его номер, информация о сумме оплаты, в зависимости от номера машины, определяется программой и передается в терминал, на экране которого водитель видит необходимую к оплате сумму, оплачивает, получает чек и сдачу, после чего открывается шлагбаум, и автомобиль проезжает. Пропускная способность данной системы – 40 секунд на один автомобиль. Но мы предполагаем, что это время может быть еще сокращено. На экопосту в Балыкчы нами предусмотрено 4 полосы движения, одна из которых зарезервирована для спецтранспорта, и отдельно выделена полоса для большегрузных машин. В пик сезона может быть задействована и резервная полоса. В целом, пропускная способность даже в летний период должна составить не менее 4 тыс. транспортных средств в сутки. Замечу, что система автоматизирована практически полностью, для ее функционирования требуется только один оператор, наблюдающий за работой техники. Автомобильные номера жителей Иссык-Кульской области будут заложены в базу данных для бесплатного проезда. Также мы обеспечиваем полную сохранность всей информации и денежных средств, доступ к которым будет строго ограничен. Так, например, производить инкассацию сможет только банк, с которым заблаговременно будет заключен договор»

«Мы планируем обратиться к населению Иссык-Кульской области с просьбой зарегистрировать и перерегистрировать свои транспортные средства для беспрепятственного пересечения границы в туристический сезон. – Сообщил  Джоомарт Оторбаев. - Наверное, 90% населения воспримут данный процесс. Хотя останется и та часть, которой придется доказывать необходимость такой меры. Здесь надо разработать четкий механизм для решения проблемы». Первый вице-премьер-министр также отметил необходимость создания видеороликов, разъясняющих принципы работы новой системы, и призвал уделить особое внимание информированию граждан: «По экологической ситуации на Иссык-Куле должны быть заинтересованы, в первую очередь, сами жители области, - высказался Оторбаев. – Нам просто необходимы инвестиции в биосферную территорию». По словам вице-премьер-министра, в последние годы наблюдается увеличение объема денежных поступлений от экосборов, так, в 2010 году эта сумма составила более 4 млн. сомов, в 2011 г. – более 8 млн. сомов, а в 2012 году – 11,6 млн. сомов.      

Как это часто случается в нашей стране, одним из насущных вопросов в связи с внедрением новой автоматизированной системы экологических сборов стало возможное отключение электроэнергии. Представитель компании «Дельта Профи» пояснил, что это не должно затормозить работу экопоста, т.к. уже сейчас решается вопрос с приобретением дизельного генератора, который призван обеспечить терминалы и видеокамеры электроэнергией в случае ее отключения.

Между тем, само существование экопостов ранее подвергалось критике со стороны парламентариев. В марте прошлого года с предложением отказаться от экопостов на Иссык-Куле выступил депутат ЖК Омурбек Абдырахманов. Нардеп отметил, что данные пропускные пункты функционируют неэффективно, и предложил вместо этого создать информационный центр, где приезжающие в республику и граждане КР могли бы получить информацию о пансионатах, гостиницах, условиях отдыха, путевках и расценках. Ставилась под сомнение собственно рентабельность экопостов, поступления средств от которых в течение нескольких лет не покрывали затраты на их же содержание. О том, насколько самоокупаемой окажется новая автоматизированная система, можно будет судить уже к концу предстоящего курортного сезона – с момента начала работы системы в тестовом режиме. Планы правительства на сей счет самые позитивные - в ходе совещания Джоомарт Оторбаев выразил надежду, что автоматизированные экопосты вскоре окупят затраты на их установку и начнут приносить ощутимый доход, часть от которого пойдет на налоговые отчисления, а часть – на экологические нужды области.  

 

Евг. Николаева, спец.корр. POLIT.KG

 

МНЕНИЕ POLIT.KG

Самая большая проблема экопостов – не коррупционная составляющая, заключающаяся в непрозрачности их работы, а в самом смысле этих поборов, которые кроме раздражения туристов и самих кыргызстанцев ничего не производят. Озвученные суммы сборов смехотворно малы, они не окупили еще затрат на сооружение нового экопоста, а нам уже предлагают его усовершенствование. Интересно, что будет говорить Оторбаев в случае провала проекта?

Какие экологические проблемы помог решить экопост? На этот вопрос так и нет ответа.

Другая возможная проблема – уменьшится пропускная способность экопоста,  что создаст пробки, которые в свою очередь  будут служить дополнительной причиной объезда всей этой электронной системы. 40 секунд на 1 автомобиль – это очень много. Сегодня на оплату уходит не более 10 секунд, и то возникают очереди в «часы пик». 

Не выдерживает критики и сама структура пропускных пунктов. Если будут существовать резервные полосы для пропуска спецтранспорта и прочих аварийных ситуаций, то никто не даст гарантий, что этими полосами не воспользуются и те, кто должен уплачивать налог.     

Обкатку новой системы лучше было бы сделать не в сезон, а задолго  до него, или после. Чтобы не было мучительно стыдно перед гостями…

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1871   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная