POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 15 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Кому нужен Верхне-Нарынский каскад ГЭС?

13.05.2013 16:55 - Polit.kg

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством России и Правительством Кыргызстана о строительстве и эксплуатации Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций», об этом 8 мая сообщили отечественные информагентства со ссылкой на пресс-службу Кремля. Соглашением предусматривается реализация проекта строительства и эксплуатации четырёх гидроэлектростанций Верхне-Нарынского каскада ГЭС: Акбулунская ГЭС, Нарынская ГЭС-1, Нарынская ГЭС-2 и Нарынская ГЭС-3. Между тем, с начала года проект неоднократно называли «Вторым Кумтором» - такое мнение высказывали некоторые депутаты ЖК, что, в конечном итоге, не помешало парламентариям одобрить ратификацию соглашения.


Начиная с января 2013 г. отечественные парламентарии периодически усматривали в подписанных документах некую финансовую несправедливость, в связи с чем и возникло сравнение с месторождением «Кумтор». Так, 18 января депутат «Ата-Журта» Ахматбек Келдибеков заявил: «Кыргызстан по условиям соглашения должен представить поблажки, налоговые послабления. Но мы не должны делать этого. По условиям соглашения между КР и РФ строительство ГЭС - это коммерческий проект, который будет реализовываться «Русгидро» совместно с ОАО «Электрические станции», поэтому его ратификация не должна проходить в ЖК. По условиям соглашения кыргызстанская сторона должна будет обеспечить переезд населения с необходимых для строительства ГЭС территорий. А за счет кого мы будем это делать? Почему правительство КР не думает о том, что это стоит огромных денег. Мало того что мы даем им преференции, поблажки, мы не будем получать прибыль, пока российская компания не рассчитается по кредиту. Также говорится, что мы должны отпускать на экспорт электричество по той же стоимости, что внутри государства. И что, если хотим продавать электричество Европе по доллару, должны будем отдавать по 10 центов? Я бы поддержал данное соглашение, если бы правительство России выдало средства под 1% годовых сроком на 40 лет. Стоимость четырех ГЭС Верхне-Нарынского каскада ГЭС будет стоить $400 млн. Для реабилитации дороги Бишкек – Ош мы получили кредит в $300 млн, и ничего с нами не тряслось, мы не умерли. Давайте также возьмем кредит и сами построим ГЭС»[i]

21 февраля на заседании парламента независимый депутат Равшан Жээнбековвысказался: «Проект по Камбар-Атинской ГЭС-1 может стать вторым «Кумтором». По российским каналам показали, что Путин потребовал от правоохранительных органов привлечь к ответственности компанию «Русгидро» за воровство 25 млрд рублей. Эта компания планирует реализовать проект по строительству Камбар-Атинской ГЭС-1. Компания, которая украла у себя в стране 25 млрд. рублей, может ли принести пользу КР? Если мы хотим сохранить свой суверенитет, мы не должны отдавать в чужие руки воду, гидроэнергетику. При ратификации соглашений поправки не могут вноситься. Мы можем только одобрить или отказать в ратификации. И если мы поддержим ратификацию соглашения по Камбар-Атинской ГЭС-1, то это будет вторым проектом «Кумтор». И поскольку такие вопросы как гидроэнергетика должны быть в ведении государства, мы должны свести соглашение по Камбар-Ате на нет».

В этот же день премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев опроверг предположение о возможном повторении судьбы золоторудного месторождения для Камбаратинской ГЭС-1: «В cоглашении все расписано конкретно и ясно. Кыргызстану сегодня, прежде всего, нужно обеспечить свою энергетическую безопасность. Нам сегодня не хватает дополнительных мощностей энергетики. Гидроэнергетический потенциал страны перспективный. Мы должны построить ГЭС на реках Коко-Мерен, Суумар, Сары-Джаз и других. Для всего этого нужно привлекать инвестиции. В конце концов, мы же должны думать о будущем страны».

Так как уполномоченной организацией по реализации соглашения в данном документе заявлено от Кыргызской Стороны Министерство энергетики и промышленности КР, в Минэнерго POLIT.kg и обратился за разъяснениями по поводу условий проекта строительства. Собственно основной вопрос в данной ситуации заключался в том, какие расчеты по конкретным пунктам (в том числе и обеспечение переезда населения, подготовка необходимой инфраструктуры, количество рабочих мест и т.п.) уже есть? Можно предположить, что все возможные домыслы и опасения вокруг гидроэнергетического проекта возникли из за недостатка информации. Какая работа была проведена с сентября 2012 г.?

Наиболее свежей информацией на тот момент было сообщение о том, что 12 марта состоялась процедура вскрытия конкурсных предложений на разработку технико-экономического обоснования для Камбаратинской ГЭС-1. «В тендере приняли участие пять компаний из Китая, Германии, Франции, Австрии и Казахстана. По мнению представителей конкурсной комиссии, конкурс можно считать состоявшимся», - говорилось в сообщении. Рассмотрев список отправленных вопросов, в пресс-службе Минэнерго порекомендовали обратиться к тексту сентябрьских соглашений, размещенному на сайте ведомства.

Так вот: если вкратце, условия выполнения соглашения выглядят следующим образом: «Реализация проекта предусматривает учреждение уполномоченными организациями сторон совместного предприятия с паритетным распределением долей в уставном капитале. Вклад российской уполномоченной организации в уставный капитал закрытого акционерного общества «Верхне-Нарынские ГЭС» составит 50 процентов от стоимости реализации проекта. Кыргызская сторона в качестве вклада своей уполномоченной организации в уставный капитал акционерного общества вносит право пользования земельными участками, отведенными под строительство Верхне-Нарынского каскада ГЭС, и другие активы, в том числе нематериальные, в размере 50 процентов от стоимости реализации проекта. На период его окупаемости за Российской стороной закреплено стратегическое и оперативное управление проектом за счет преобладания ее представителей в совете директоров и правлении совместного предприятия. При этом Кыргызская сторона передает в доверительное управление Российской стороне 25 процентов своих акций закрытого акционерного общества «Верхне-Нарынские ГЭС». Собственно, условия эти оговаривались еще соглашениями, подписанными главами государств в ходе официального визита В. Путина в Бишкек в сентябре 2012 года. 

Документ этот, действительно, дает ответы на часть вопросов, таких, например, как долевое участие сторон, условия эксплуатации, и опровергает «кумторскую линию». Никакого сугубо иностранного гидроэнергетического объекта на территории республики не появится. Кыргызстан обязуется (статья 7 о строительстве и эксплуатации Верхне-Нарынского каскада ГЭС):

 

- предоставить закрытому акционерному обществу «Верхне-Нарынские

гидроэлектростанции» беспрепятственный доступ к действующим, строящимся и

запланированным к строительству сетевым объектам;

 

- обеспечить переселение населения с территорий, необходимых для реализации

проекта, и перенос (сооружение новых) элементов социальной и иной инфраструктуры,

необходимой для социально-экономического развития указанных территорий;

 

- обеспечить беспрепятственный экспорт электрической энергии, вырабатываемой

объектами закрытого акционерного общества «Верхне-Нарынские гидроэлектростанции», по электрическим сетям Кыргызской Республики в третьи государства согласно режиму использования водных ресурсов и режиму работы электрических сетей;

 

- обеспечить при экспорте электрической энергии свободное ценообразование не

ниже цен, установленных для внутреннего рынка Кыргызской Республики;

 

- оказать содействие в предоставлении закрытому акционерному обществу «Верхне-Нарынские гидроэлектростанции» соответствующих разрешительных документов, лицензий, необходимых в соответствии с законодательством Кыргызской Республики для реализации проекта, а также в осуществлении выработки и продажи электрической энергии, включая экспорт электрической энергии.

Однако существование расчетов по сопутствующим в связи со строительством расходам – по-прежнему остается вопросом без ответа, равно как и из чего будем строить. Какие будут осуществляться госзакупки? Есть доля правды и в том, что информационная среда вокруг строительства ГЭС на сегодняшний день заставляет думать - Россия попросту берет дело в свои руки, в то время как Кыргызстан принимает на себя пассивную роль обладателя неких природных и территориальных ресурсов. Так ли это? Внятного ответа  нет ни у профильных ведомств, ни у парламента или правительства.     

             

 Евг. Николаева, спец.корр. POLIT.KG



[i] - http://www.vb.kg/212686

Версия для печати   |   Просмотров: 1959   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная