POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Будущее Кыргызстана - под угрозой.

03.06.2013 09:15 - Polit.kg

Непраздничные размышления ко  Дню защиты детей.

Проявление насилия по отношению к детям всегда активно освещается в СМИ. Самыми возмутительными являются случаи жестокого избиения детей родителями, убийства и сексуального насилия. Но помимо громких инцидентов, приковывающих внимание общественности, существуют и другие, постоянные, а не эпизодические проблемы. Они давно стали фоном нашей жизни, а потому не так бросаются в глаза.

 Так, по данным института статистики ЮНЕСКО, около 60 тысяч детей в Кыргызстане не посещают школу, а по данным Международной организации труда,  в Кыргызстане 592 тысячи детей заняты на работах, которые неприемлемы для их возраста и развития. У нас ситуация с работающими детьми осложняется тем, что в этом вопросе из-за особенностей менталитета очень сложно провести грань между эксплуатацией детского труда и помощью родителям. На Юге, например, многие дети заняты в семейных домохозяйствах, и работа для ребенка  - неотъемлемая часть  жизни. Еще одна проблема, которая напрямую касается нарушения прав детей – неучтенные граждане Кыргызстана, живущие без документов. Их детям намного сложнее воспользоваться базовыми услугами государства, а восстановление или получение документов в нашей стране – еще одна большая проблема.

О насилии над  детьми и реакции общества на это рассказали сотрудники общественной организации «Центр защиты детей». Гладис Темирчиева, PR-менеджер «Центра защиты детей»:

«Насилие может приобретать разные формы. Когда дети вынуждены работать, вместо того, чтобы ходить в школу – это тоже насилие. Целевая группа, с которой работает «Центр защиты детей» – работающие дети внутренних мигрантов и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В основном они занимаются низкоквалифицированным трудом - собирают коробки, бутылки, толкают тачки, а некоторые помогают родителям продавать что-то  -  например, выпечку. Такие дети часто имеют пробелы в образовании, некоторые поступают в первый класс только в 10 лет. В нашем приюте постоянно находятся 20-25 детей, а в год через него проходит около 60. В двух дневных центрах, в районе Ошского рынка и Дордоя, дети могут получить горячее питание, проводятся встречи и тренинги для детей и их родителей. Их охват 200 детей.

Одна из сторон детской проблемы в КР – то, что у нас нет адекватной социальной поддержки семьи.  Государство предпочитает направлять деньги в детские дома, хотя направленные в семьи, они бы дали лучший эффект. Зато часто говорят об ответственности родителей, санкциях, штрафах и так далее. Штрафы в некоторых случаях только спровоцируют разрушение семьи. Пособие  по малообеспеченности на ребенка составляет  463 сомов в среднем. Что можно купить на эти деньги? Голодный ребенок не может думать об образовании, как и его родители, у которых нет денег на самое необходимое.

Случай, когда уместно говорить о повышении ответственности  – недавняя история с убитой девочкой Лидой Видясовой(1). Ведь наверняка все знали, что она попрошайничает, видели, что мужчина уводит ее. И социальные службы, возможно, были в курсе ситуации и закрывали на все глаза – главное, что ребенок в семье.

Или история с трехлетней девочкой, избитой и изнасилованной Усеном Сакатаевым (2), ее родным отцом. Ведь он тоже, скорее всего, не в первый раз бил свою жену, ребенка. Соседи просто не могли не слышать ничего. И никто никуда не сообщил».

Между равнодушием и травлей

Равнодушие – не самая худшая общественная реакция на детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Сейчас четко выражено социальное неравенство, сами учителя иногда невольно провоцируют травлю ребенка. В школе большое значение имеет то, как одет ребенок, как он выглядит.  Детей из малообеспеченных семей видно сразу, часто у них  не складываются отношения со сверстниками. Кроме этого, постоянное давление на детей, чьи родители не в состоянии оплатить  неофициальные «добровольные» взносы, иногда вынуждает ребенка бросить учебу. Подробнее об этом рассказывает Гладис Темирчиева:

«В некоторых школах мы проводим тренинги для учителей, директоров школ и детей по созданию дружелюбной атмосферы. Почему это важно?  Дети внутренних мигрантов и вообще дети из малообеспеченных семей, часто сталкиваются с дискриминационным отношением к ним. Учителя вообще порой не задумываются, что могут сильно ранить ребенка. Сам термин «ребенок из неблагополучной семьи» звучит дискриминирующе, а  ведь учителя часто его употребляют. То есть  сами учителя и в целом общество навязывает негативное отношение к детям в тяжелой жизненной ситуации. Вот вам показательный пример, когда мы пригласили к нам в приют детей из обычных школ на совместные тренинги.  Когда мы пригласили к нам в приют детей из обычных школ,  реакция была такая: «Мы из благополучной семьи, почему мы должны  учиться с этими детьми». Потом они стали сами приходить сюда – увидели, что наши дети ничем не хуже других. Также мы вывозили на совместный отдых детей из трудных семей и обычных, и там тоже сначала была негативная реакция со стороны детей из обычных семей. Когда мы проводим тренинги, на которых рассказываем  о важности образования для детей, о проблемах детей, бывают случаи, что родители плачут, признаваясь, что даже не подозревали, что чувствует их ребенок.

Бывает, что директора не принимают в школу детей из малоимущих семей.

Тем не менее, определенный прогресс уже есть – мы добились Приказа(3), в соответствии с которым ребенок имеет право поступить в учебное заведение без документов, с последующим их восстановлением в трехмесячный срок. Это дает возможность ребенку не отрываться от учебного процесса на время получения документов. К сожалению, не все родители относятся к этому ответственно, затягивая процесс».

Люди-невидимки или откуда берутся работающие дети.

Отсутствие необходимых документов, а как следствие – регистрации по месту жительства, пожалуй, является основной причиной появления работающих детей. Дело в том, что  возможность доступа к базовым услугам государства привязана к системе регистрации. В селах же многие не получают документов поколениями. В новостройках  вокруг Бишкека (население которых как раз и составляют внутренние мигранты из провинции)получение свидетельства о рождении часто является второстепенной задачей, бывает, что детей рожают дома и нигде не регистрируют. Иногда документы есть у родителей, и в таком случае ребенку получить их проще, но бывает и так, что документов нет у всей семьи. По словам Гладис Темирчиевой, в результате обхода  новостроек Дордой-1 и Дордой-2 и вокруг Ошского рынка, выяснилось, что 173 ребенка не имеют свидетельства о рождении, а 98 из них нигде никогда не были зарегистрированы. Получается, что эти дети не смогут пойти в детский сад, в школу, их нельзя будет поставить на учет в поликлинику. Подсчитать точное количество «невидимых людей» непросто, часто жители новостроек переезжают, никому не сообщая, меняют телефоны, а также во многих домах по факту живет больше людей, чем сообщается.

Получить документы сегодня – процесс, который требует много времени и средств. Человеку, у которого нет документов вообще, нужно сначала доказать свое существование через суд, с привлечением свидетелей, которые подтвердят его личность. Вообще, это замкнутый круг - чтобы получить паспорт, нужно иметь прописку, а прописаться где-либо без паспорта невозможно. Если у обоих родителей нет документов, то ребенку получить их будет еще сложнее. Люди, приходя в паспортный стол, сталкиваясь с равнодушным отношением госслужащих, теряют веру в то, что можно что-то изменить. В этом вопросе их жизненная позиция пассивна. Главная стратегия – выживание, поэтому и дети отправляются работать, вместо того, чтобы получать образование. Повседневные заботы оказываются важнее будущего. Подрастает целое поколение «неучтенных» граждан. Сегодняшние дети, лишенные доступа к образованию, с ранних лет столкнувшиеся с несправедливостью, вырастая, становятся легкой добычей политических манипуляторов и религиозных экстремистов.

«Нельзя сказать, что государство вообще ничего не делает, - говорит Гладис Темирчиева. Есть концепция развития ГРС, Стратегия развития социальной защиты. К сожалению, многие запланированные мероприятия не проводились из-за недостаточного финансирования. Со своей стороны, мы вместе с Общественным объединением «Арыш», общественным фондом «Правовая клиника «Адилет» пытаемся лоббировать реформу регистрации с целью упростить порядок получения документов. Пока здесь не будет конкретных изменений, проблемы нелегального статуса мигрантов не будут решаться. Мы не говорим о том, чтобы упразднить прописку совсем,  но человек должен иметь возможность получить документы независимо от ее наличия. Такая мера, как создание Единого регистра населения, будет способствовать тому, что все передвижения людей будут видимы для системы, но это направлено на тех, кому еще предстоит родиться, а не на тех, кто нуждается в документах сейчас. А ведь после ошских событий, когда многие потеряли документы, людям очень быстро их восстановили к выборам. И здесь могла бы быть какая-то кратковременная акция.

Эта проблема касается всей страны. На Юге очень много приграничных сел, где заключаются браки межу гражданами разных государств, и их дети остаются без документов. Это в интересах государства – повышать информированность  населения в вопросах получения документов.

В нашей практике много таких случаев – когда дети рождаются дома, никто не знает о них, никто не реагирует. Бывало и такое – родился ребенок, через месяц пропал. Соседи говорят, мать продала его. И предыдущий тоже куда-то делся. Написали заявление, стали искать, но все бесполезно, нет документов – нет и человека. А сколько таких случаев, о которых мы не знаем? В новостройках живет очень много людей. И это вопрос политической воли – выделять средства на решение этой проблемы или нет. Потому как средства есть, и есть множество примеров, когда они расходуются неоптимально. Должна быть постоянная социальная поддержка, а не единовременная, к празднику».

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

Не все озабочены сегодняшним днем в ущерб будущему. Тем, кто решил бороться за право обладать паспортом и другими документами, а следовательно – обеспечить своим детям лучшее будущее,  требуется помощь. Пока она исходит преимущественно из общественных организаций.

«Мы создали Рабочую группу для решения проблем внутренних мигрантов. Туда входят представители школ, с которыми мы работаем, местных территориальных органов, органов соцзащиты, врачей и наши соцработники. Рабочая группа работает с 2011 года и занимается самыми сложными случаями, например, когда нужно отправлять запросы заграницу по вопросам восстановления документов. За 2012 год в рамках работы только одной рабочей группы было восстановлено 7 свидетельств о рождении, 2 паспорта – это самые непростые случаи, а всего за год в рамках работы ЦЗД было восстановлено 22 паспорта и 43 свидетельства о рождении. В 2012 году ЦЗД в школу устроено было 170 детей, в их числе и те, что были устроены с помощью Рабочей группы. Но здесь следует отметить, что результаты работы не всегда видны сразу, начатый в этом году процесс может закончиться на следующий год. Помимо этого, существуют общественные приемные, где любой мигрант может получить консультацию».

Почему нужно защищать детей? Ведь есть законы и уголовная ответственность за их нарушение. Тем не менее, работа для общественных организаций находится всегда. Работники «Центра защиты детей» рассказали о проблемах, которые приходится решать на практике.

Кумар Эргешова, социальный работник «Центра защиты детей»: «Теория – это одно, а практика – другое. И чтобы законы работали, нужны дополнительные механизмы. Дети, безусловно, нуждаются в защите. Защищать их нужно от ситуаций, на которые они не в силах повлиять. Сегодня мигранты живут в основном вокруг Дордоя. Все они заняты низкоквалифицированным трудом. Там семь новостроек и мы работаем с детьми из пяти. Мы часто сталкиваемся с тем, что многие родители совершенно не осознают своих обязанностей. Эти «проблемные»  родители – поколение 90-х, преимущественно из провинции. В своем детстве они оставались без присмотра, не было кружков, (которых там нет и по сей день, то есть ситуация повторяется), занятий, их родители работали с утра до ночи и не уделяли развитию ребенка  должного внимания. А теперь они выросли и родили своих детей. Так что низкий уровень образования родителей – серьезная проблема. Отношение к детям безответственное, растут они сами по себе, заброшены. Подростки берут пример с криминала, они хорошо осведомлены о воровских «понятиях».

Случай с трехлетней девочкой, изнасилованной родным отцом,  обнажает две проблемы. Первая  – то, что законы не работают на практике.  В соответствии со статьями 100 и 102 Кодекса  Кыргызской республики о детях ребенку, пострадавшему от насилия и (или) жестокого обращения, должна быть предоставлена всесторонняя помощь и реабилитация, и его обязаны поместить в безопасное место. На деле же девочка уже дома. Она пролежала в больнице менее 21 дня. (Если ребенок лежит в больнице более 21 дня, то увечья квалифицируются как тяжкие, а если меньше, то как менее тяжкие. Так что статья для преступника будет иной. Возможно, ребенка отдали врачи, а возможно, выкрали родители, узнав об этом).  А вторая проблема – то, что родители этого человека идут на все, чтобы защитить сына. Они не видят, что пострадала их внучка. Мужчин с детства так воспитывают, что насилие в семье – в порядке вещей, он хозяин и может бить свою жену, детей. Это считается нормальным.

На государственном уровне не поощряется планирование семьи. Много внимания уделяется политике, а до социальной сферы не доходят руки».

Ольга Биденко, психолог, специалист по развитию потенциала организации:«Часто родители и учителя не осознают, что совершают психоэмоциональное насилие над детьми. У учителей в школах недостаточно знаний по психологии, да и дети меняются со временем. Соответственно, нужно менять подходы в воспитании детей. Если учитель относится к какому-либо ученику враждебно, использует в общении такие слова как «тупой», «понаехали», то и со стороны одноклассников идет реакция на подобное поведение учителя – такого ребенка не принимают. Школы переполнены, учителя загружены, , поэтому не всегда обращают внимание на свое отношение к каждому ребенку, часто не замечая, что обижают детей. Особенно это касается детей в трудной жизненной ситуации – мигрантов, детей безработных, алкоголиков, когда есть инвалиды в семье. Поэтому мы проводим тренинги по дружелюбному отношению к детям для учителей, учим понимать состояние детей. Иногда не мешает напомнить взрослым, что значит быть  детьми, сталкиваться с несправедливым отношением.

Насилию в школе, на улице чаще подвергаются дети с заниженной самооценкой. Когда в семье депрессивная ситуация, страдает ребенок – следовательно, корректировать нужно и состояние родителей. Если же это невозможно, то ребенок должен набраться сил для противостояния трудной ситуации самостоятельно.  Ребенок с адекватной самооценкой находится в более гармоничном состоянии, не боится, а ситуации психоэмоционального насилия часто провоцируются страхами ребенка.

Те родители, которые отправляют детей на работу, не понимают, чем чреват ранний труд. А получается, что дети берут ответственность за семью на себя, происходит смена социальных ролей, не только физически, но и психологически. Дети-подростки бросают учебу, чтобы помогать родителям, следить за младшими детьми. Иногда ответственность за содержание семьи полностью ложится на их плечи. Они не выдерживают такого груза. Наступает кризисная ситуация –  ведь ребенок вынужден нести на себе все тяготы взрослой жизни, не пройдя важных этапов развития. Теряется опора, он вынужден поддерживать семью, когда ему самому нужна поддержка, и такие дети чаще попадают в ситуации насилия».

Наверное, лучший способ защитить детей – предотвратить насилие, устранив его причину. Ведь лечить нужно не только симптомы, но и болезнь.

Ольга МЕТИН, специально для POLIT.KG

 

1.http://www.news-asia.ru/view/ks/topical/4691

2.http://www.news-asia.ru/view/ks/accidents/4622

3. №549/1 «Об упрощенной схеме приема детей  в школу для детей внутренних мигрантов» 

 

Версия для печати   |   Просмотров: 2930   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная