POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 22 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Придется жизнь учить не по учебникам!

04.06.2013 20:33 - Polit.kg

Проблема школьных учебников, по-прежнему, один из самых обсуждаемых вопросов системы образования. Учебный год подошел к концу, выпускники сдают экзамены, кому-то еще предстоит итоговая проверка знаний, а кто-то только готовится к этим знаниям приобщиться. В Таласе в школах с русским языком обучения родителям будущих первоклассников порекомендовали приобрести учебники российского издания. Как сообщило информагентство 24.kg, педагоги начальных классов отдают предпочтение российским Азбуке и «Математике», т.к. отечественные для первоклашек слишком сложные. Насколько остро в Кыргызстане выражен дефицит собственных учебников, и можно ли школьникам заниматься по зарубежным изданиям?           

«По российским учебникам, не адаптированным к условиям КР, обучаться запрещено, поскольку идеологически они абсолютно не подходят», - прокомментировала ситуацию ИА 24.kg замминистра образования и науки Догдуркуль Кендирбаева. Тем не менее, приходится. Вынужденно, и речь не только о качестве, но и о том, что процесс издания собственных учебников в стране просто не успевает за потребностью в новых книгах и пособиях. Так, например, изменения этого года в школьной программе коснулись объединения предметов «Экономика» и «Человек и общество» в один общий курс, а учебника нет. Собственно, нет и готовой программы, в соответствии с которой этот учебник может быть написан. С гуманитарными дисциплинами дело вообще обстоит непросто. Если математика или физика в том самом идеологическом смысле вряд ли могут особенно отличаться в России и у нас, то курс «Человек и общество», направленный, в первую очередь, на социализацию школьника и его знакомство с общественным устройством, должен быть максимально приближен к реалиям нашего государства.

Как рассказали в Управлении образования, проблема с учебником по предмету ЧиО была и раньше, издания, по которым занимались школьники, использовались по большей части российские, к тому же морально устаревшие. В 2012 году в Минобразования рассматривался проект нового учебника, который должен был стать альтернативой мало подходящим зарубежным аналогам, но объединение в связи с сокращением часов двух предметов в интегрированный курс поставило принципиально новую задачу: разработать учебную программу, издать соответствующие пособия и подготовить педагогов. А пока программы нет, не ясно, и какой преподаватель должен вести новый предмет – историк или учитель экономики. То же касается, кстати, и другого интегрированного «триумвирата» - информатика, труд, черчение.

Пожалуй, самые жаркие идеологические споры ведутся вокруг учебников по истории Кыргызстана. В самих изданиях дефицита нет, среди гуманитарных дисциплин отечественная история в этом смысле занимает наиболее выигрышное положение. Есть и собственные авторы, и книг хватает. Претензии к содержанию. Но если однобокое или необъективное освещение тех или иных исторических событий, как было в ситуации с учебником М. Иманкулова для 9 класса в феврале этого года, еще может служить предметом для дискуссий, и само по себе – вопрос спорный, то с разделом новейшей истории очевидная проблема у всех. Учебники, изданные, что называется «при Акаеве», вовсю нахваливают одного бывшего президента, изданные при Бакиеве – другого. Как объяснять детям события 2005 и 2010 годов – на усмотрение учителя.

Не хватает учебников по мировой истории. А те, что есть, не соответствуют программе, которая рассчитана на параллельное изучение курса мировой истории и истории Кыргызстана. В итоге, на мировую, как правило, у преподавателей времени не остается, и проходить ее приходится в прямом смысле «галопом по Европам». Уже не первый год ставится вопрос о целесообразности переводного экзамена по истории после 5 класса. Пятиклассники только начинают знакомство с новым для себя предметом, впервые слышат термины «нумизматика», «археология», а в конце учебного года им нужно сдавать экзамен, где необходимо понимание таких слов, как «война» или «тоталитаризм».

И совершенно очевидно, что в отсутствие тщательно проработанных программ даже издание необходимых учебников в достаточном количестве само по себе проблему не решит. Не говоря уже о запрете не адаптированных аналогов. При существующем выборе принцип «брать, что есть» вполне себя оправдывает. 

 

POLIT.KG продолжит исследования по этой теме

Версия для печати   |   Просмотров: 1445   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная