POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

В Кыргызстане законопроект «О противодействии легализации преступных доходов» на 70 процентов переработан

24.06.2013 20:35 - Polit.kg
В Кыргызстане законопроект «О противодействии легализации преступных доходов» на 70 процентов переработан

Вот уже больше месяца не утихает спор между правительством и гражданским сектором: будут ли все же представители неправительственного сектора раскрывать свои коммерческие тайны и имена  спонсоров? Почему  НПО столь яро выступают против законопроекта о противодействии легализации преступных доходов и финансирования терроризма, ведь все они, без исключения, работают «честно и прозрачно, и на благо страны»? Эти и многие другие вопросы POLIT.KG задал главному разработчику законопроекта, заведующему  организационно-правовым отделом  Государственной службы финансовой разведки при Правительстве КР Чынгызу Кененбаеву.

 

- Чынгыз Токтобекович, мы долго ждали встречи с вами. Расскажите подробнее, как и почему вы родили  такой законопроект? Что вас подтолкнуло на это?

- Основным фактором стала практика оценки (еще с 2007 года) Кыргызстана международной организацией – Группой  разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ, которая тесно сотрудничает со всеми финансовыми разведками мира на соответствие международным стандартам в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма). Мы получили очень низкие оценки. В связи с этим уже тогда правительству  было поручено внести поправки в законодательство о деятельности НПО и НКО в соответствии с международными нормами. Закон так и не ввели, поэтому мы не следили за их деятельностью. Проходит какое-то время и в Кыргызстане случается вторая революция. Госфинразведка обратилась тогда к 130 странам мира с просьбой возврата активов семьи Бакиевых. Нашей ситуацией вновь заинтересовались международные организации, в том числе и ФАТФ. Они изучили ситуацию и на этот раз оценка была неутешительной, более того, нас уже включили в «серые списки» стран, где есть стратегические недостатки.  На сегодняшний день в этом списке находятся Кыргызстан и Таджикистан. Теперь  мы рискуем попасть в "черный список" стран с проблемами в сфере противодействия отмыванию доходов.

 

Справка: ФАТФ — The Financial Action Task Force (FATF) была создана в 1989 г. по решению стран «Большой семерки» и является основным международным институтом, занимающимся разработкой и имплементацией международных стандартов в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Членами ФАТФ являются 35 стран и 2 организации, наблюдателями – 20 организаций и 1 страна.

 

- Что будет, если мы попадем в этот список?

- Это сильно скажется на и так не столь благополучном экономическом состоянии республики. Инвестиций будет еще меньше. Уже сейчас нашу страну оценивают как страну высокого риска. Только потому, что мы находимся в «сером» списке. Если в стране бардак, полученные деньги разбазаривают и нет никакого контроля, то никто инвестировать не будет ни копейки. Поэтому нужен контроль. В отношении страны, попавшей в «черный» список, ФАТФ принимает меры вплоть до запрета корреспондентских счетов. По мнению ФАТФ, Кыргызстан имеет слабые стандарты по борьбе с отмыванием денег, полученных преступным путем и направляемых на финансирование терроризма. Мы же должны убедить их в обратном, поэтому и вводим данный законопроект.  Нам необходимо вывести страну из «серого» списка. Если парламент примет данный законопроект, то Кыргызстан в октябре 2013-го или в феврале 2014-го (в этот период будут проходить заседания ФАТФ) может выйти из санкционного списка.

 

- Почему тогда ряд НПО так всполошились на этот счет? Собрали рабочую группу, комиссию, оспаривали этот законопроект,  в частности 12 статью. Если все они работают честно, то чего они опасаются?

- Когда мы провели первую встречу с представителями НПО, они заявили, что финансовая отчетность ими ведется, они отдают налог в Соцфонд, налоговую и т.д. Но здесь вопрос заключается в другом: новые стандарты вводятся потому, что, во-первых, есть угроза попадания Кыргызстана в «черный список» ФАТФ. И это уже действительно серьезно. В этом случае страны, соблюдающие стандарты группы, не только могут, но и обязаны применять в отношении нашей страны финансовые санкции.  А это чревато необратимыми последствиями в экономике и финансовом секторе республики. Но произойдет это только в случае невыполнения нами требований международных стандартов ФАТФ. Уже не секрет, что представители НПО  были очень недовольны новым законопроектом и единогласно не поддержали его, сказав, что не будут сдавать подобные отчеты.

- Вам уже известны НПО, которые получают деньги  преступным путем и направляют их  на финансирование терроризма?

- Нет, пока у нас нет таких фактов. Были случаи, когда под видом НПО переводили денежные средства.

- Тогда как вы собираетесь отслеживать, насколько НПО работает незаконно или преступно? Если закон вступит в силу, конечно.

- Проведем оценку рисков, соберем информацию и узнаем их уязвимые места. Подготовим рекомендацию, передадим материалы в ГКНБ, у Финразведки больше полномочий нет. Там уже будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела, ликвидации, либо штрафных санкциях.

-На какой стадии законопроект?

- На стадии рассмотрения. Есть один нюанс: мы сократили 12 статью, некоторые моменты подправили.

-Почему сократили? Было давление?

- Не все депутаты поддержали нас. СДПК поддержали полностью, «Ар-Намыс»  частично. Некоторые парламентарии открыто сказали, что законопроект нужно дорабатывать. В чью пользу непонятно. «Республика» и «Ата-Журт»  вообще не рассматривали , потому, что не хотят. Активную позицию по НКО озвучивает только Турсунбай Бакир улуу.  Кроме того, НПО не согласны с этой инициативой, утверждают, что произошла ошибка в переводе с английского языка на русский рекомендаций ФАТФ. Например, Ноокат Идрисов (представитель Международного центра некоммерческого права в Кыргызстане, - Прим.авт) засомневался в правильном переводе пункта «НКО должны публиковать ежегодно отчеты». По мнению Идрисова, имелось в виду не публиковать в СМИ, а «издавать»,  издавать и хранить можно у себя, и показывать интересующимся сторонам. Также были мнения, что этот закон вводится нами для того, чтоб создать тотальный контроль над НПО и избежать еще одной цветной революции.

- Это правда?

- Что касается неверного перевода – да. Так получилось, что неправильный перевод сделали переводчики в Российской Федерации. Вместо правильного перевода  «издавать и хранить у себя» они перевели как «обязаны публиковать ежегодные отчеты». Разница в переводе ощутимая. Но они работают по этим рекомендациям. И 9 государств, которые входят в Европейскую группу, тоже пользуются этим переводом.

-Ну, почему тогда Россия может спокойно работать с «ошибочным переводом» и требовать ежегодных отчетов с НПО и клеймить их «иностранными» агентами, а мы – нет?

- Россия – другая страна с другим режимом и порядками.

- Расскажите еще раз подробнее про пресловутую 12 статью. В прессе о том, что вы ее сократили, нет ни слова. Статью пересмотрели, концепцию изменили, что оставили?

- СМИ мы еще не успели дать информацию. Подправили, в частности, финансовую отчетность. Сам закон был переработан почти на 70%. Было очень много споров и предложений от НПО, Международного Валютного Фонда, поскольку мы с ними работаем, Торгово-промышленной палаты. Но в целом концепция сохранилась. По поводу статьи 12: мы поменяли в ней вторую часть. Как помните, там говорилось о хранении и обязательной публикации органами финразведки результатов финансовой деятельности НПО. То есть о полной отчетности. Мы это полностью исключили и заменили на пункт, гласящий, что НПО формирует и хранит  информацию о своих учредителях, о лицах, получивших денежные средства у себя.

- И нет систематической отчетности?

- Да, только по нашему запросу.

- Почему все-таки пошли на уступки НПО?

- Вы знаете, мы поняли, что закон не пройдет эту редакцию. НПО не хотят разглашать нам эту информацию. Аргументируя даже тем, что у них нет человека, кто бы выполнял эту функцию. Кроме того, большинство депутатов  - сами выходцы из различных НКО. Поэтому, взвесив все, мы решили пойти на уступки, чтобы НПО примирились сначала хоть с такой нормой. Ведь до этого они не сталкивались с такой нормой, как противодействие отмывания денег. Сейчас они подключатся к нашей системе, мы будем работать совместно.  Мы за финансовую прозрачность, откуда НПО получает деньги и куда направляет. В остальное мы не лезем. Поэтому мы пришли к общему мнению – работать совместно.  

- Тогда каким образом вы собираетесь контролировать 20 тысяч НПО в Кыргызстане?  При том, что вам отказались ежегодно давать отчеты?

- Я согласен с вами, их количество огромно для столь маленькой республики. Так как работа будет совместная, мы создадим рабочую группу из представителей крупных НПО, которые работают много лет. Они готовы участвовать в данном мероприятии, мониторить и выявлять более мелкие НПО, к которым будут вопросы и подозрения.

- Выходит, «свои» будут «давить» «своих-же»?

- Ну, грубо говоря, да. «Своих-же», но нечистоплотно работающих.

- Вы согласны с тем, что многие неправительственные организации на иностранные гранты занимаются очернительством страны и ничего хорошего стране не приносят? Цитата не моя, а Вашего сторонника депутата Турсунбая Бакир улуу.

- Я не могу сказать, что это так, потому, что у меня нет фактов.  Но это вполне возможно.

- Я хочу пожелать вам удачи, надеюсь, в скором времени и мы узнаем источники финансирования НПО.

- Спасибо, у нас впереди большая работа.

 Беседовала Анна Мягчилова, спец. Корр. POLIT.KG

 

Справка POLIT.KG

Меньше года назад Госдума РФ приняла поправки к закону «О некоммерческих организациях».  В соответствии с этим законом российские НКО получили статус иностранного агента. Новый закон определяет любую общественную активность как политическую, и требует, чтобы независимые НПО,  живущие на  деньги из-за границы, были и определены как «иностранные агенты». Согласно закону, иностранные агенты должны зарегистрироваться как таковые в Министерстве юстиции и указывать свой статус во всех публикациях в СМИ и в Интернете. При этом им приписаны и другие ограничения.

Конечно,  оппоненты российского президента Владимира Путина утверждают, что главная цель этого закона – заставить замолчать инакомыслящих после целого ряда акций протеста, прокатившихся по России после декабря 2011 года. Критики этого закона считают, что он приведет к ограничению независимости неправительственных организаций, которые финансируются из-за рубежа.

У России есть исторический пример такого иностранного влияния: всем известно, на какие деньги была совершена Октябрьская революция 1917 года, и кто подкармливал деньгами большевиков в годы первой мировой войны. И Россия не желает, чтобы подобное повторялось.

Специальный советник представительства Freedom House)  в Кыргызстане (которая тоже финансируется из-за рубежа) Алмаз Эсенгелдиев  считает 12 статью дискриминирующей: «Такие изменения создадут предпосылки для незаконных проверок гражданских организаций, как это уже происходит в России. Разумеется, мы обеспокоены такой тенденцией и опасностью того, что Кыргызстан может пойти по российскому пути. Одной из основных целей двух последних народных волнений в стране было как раз недопущение такого рода преследований представителей гражданского сектора. Поэтому мы выражаем свою обеспокоенность, чтобы Кыргызстан не повторял чужих ошибок в этом вопросе».

Роль НПО в кыргызских «революциях» еще предстоит внимательно изучить, но на транспарантах митингующих ни в марте 2005, ни в апреле 2010 года не было лозунгов о защите НПО, или требований прекратить преследования их лидеров. Как раз наоборот: правозащитные НПО помогали раскачивать и правление Акаева, и  режим Бакиева. И это им неплохо удавалось. И сами НПО родились благодаря демократическому курсу первого президента страны.

Контроль за деятельностью НПО, финансируемые из-за рубежа, сложно назвать «ошибкой». Это скорее защитная функция государства, которое стремится к сохранению своего статуса, и ревностно относится к попыткам общественности контролировать государственные институты. К примеру,  Армения усиливает контроль над НПО не столь активно, как Россия, а плавно. Власти Армении заявили, что намерены способствовать росту и развитию гражданского общества, но многие неправительственные организации подозревают, что новая план-стратегия предназначена только для того, чтобы усилить контроль над ними.

Схожий с нашим закон в отношении НПО был принят 4 года назад в Туркменистане. Власть ввела жесткое финансовое регулирование для НПО - новые правила, введенные с целью предотвращения легализации  преступных  доходов. Парламент этого  государства принял закон о противодействии легализации доходов и финансированию терроризма. Это значительно осложнило жизнь и сократило и без того небольшое количество неправительственных организаций в Туркменистане.

В Германии же все наоборот. Там  контролем за работой чиновников успешно занимаются  НПО.  Но в этой стране изначально очень сильны общественные организации, да и менталитет народа совершенно иной.

Выходит, речь целесообразно вести не столько о положениях нового законопроекта, сколько в целом о системе правоприменения. Ведь не новые положения сами по себе беспокоят гражданских активистов,  а возможность применения этих механизмов контроля в коррупционных целях. Но это, согласимся,  уже другая тема. Коррупция, как и политические преследования, существовали и существуют в любых правовых условиях. А законы типа предлагаемого выступают чаще НЕ как вспомогательное средство для осуществления преследований или ограничения деятельности, а как индикатор готовности общества противодействовать диктатуре, тоталитаризму, коррупции.  И если уж сами инициаторы-разработчики законопроекта отступают  под нажимом НПО, а депутаты  боятся этот законопроект даже рассматривать – индикатор противодействия коррупции и тоталитаризму уже давно горит красным цветом!

Версия для печати   |   Просмотров: 2363   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная