POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Депутатская неприкосновенность: иммунитет против чего?

13.07.2013 19:31 - Polit.kg

С недавних пор по поводу депутатской неприкосновенности идет много споров. Один из последних примеров - заведенное уголовное дело против депутата И. Пирматова, запрос генпрокуратуры в Жогорку Кенеш о снятии с него неприкосновенности, отказ парламента и последовавшее за этим множество аргументов, как за, так и против такого развития событий. Ситуация с депутатами- любителями полазать по заборам – тоже была запутанной, благодаря наличию иммунитета.

 

Так что же такое иммунитет и где заканчиваются его границы? Без книжных определений и  помощи «гугла». Неприкосновенность – это попросту хорошая «крыша». Есть у депутата неприкосновенность – есть бизнес, который налоговики, пожарники и прочие «обдиратели» обходят стороной. Есть иммунитет -  и никто тебя не будет  задерживать, арестовывать, обыскивать или допрашивать.  Если, конечно, депутат не был задержан на месте преступления. Хотя бывали  случаи, когда после мелких правонарушений их спокойно отпускали с Богом.  Хотя по закону, неприкосновенность  - это не полное освобождение депутата от всех гражданских норм. В Конституции КР записано: «Депутат Жогорку Кенеша не может подвергаться преследованию за высказываемые им в связи с депутатской деятельностью суждения или за результаты голосования в Жогорку Кенеше. Привлечение депутата к уголовной ответственности допускается с согласия большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша за исключением случаев совершения особо тяжких преступлений» (п.1, ст.72). Но не все это знают и понимают.

Я была свидетелем  таких случаев. Вот, например, из последнего: выходной, тихое кафе недалеко от дома, на террасе сидим с мужем, дышим свежим воздухом. И вдруг мужчине, сидевшему  в компании  с длинноногой эффектной девушкой, музыки захотелось.  Раз по столу человек стукнул. Официант вежливо объясняет изрядно подвыпившему дяде, что есть постановление парламента, запрещающее развлекательным заведениям включать музыку после 22.00 на летней террасе. На что официант получает ответ: «А ты вообще тут кто такой?» Через  несколько минут администратор получает подобный ответ в еще более жесткой форме. Так как заведение приличное, к  любителю музыки  подходит охранник в форме и просит удалиться. И тут-то происходит самое интересное: у «обиженного» клиента свирепеет взгляд,  глаза наливаются кровью, еле поднимаясь со стула,  он вытаскивает свой маленький красный  «талисман» -  волшебное удостоверение депутата Жогорку Кенеша. Неистово крича при этом, что он депутат и поэтому его пальцем никто не тронет, потому, что у него есть им-му-ни-тет!

Итог: музыку негромко, но включили, выгнать – не выгнали, не удивлюсь, если еще скидочку сделали. Этот случай самый безобидный из всех. Обиднее, когда такой иммунитет позволяет тебе не соблюдать закон, изданный тобою же, толкает на преступления на дорогах, влечет за собой смерти людей. избегать уголовной ответственности за истечением срока давности. Неприкосновенность распространяется и на дома, офисы, автомобили, телефоны, документы, багаж и переписку народных избранников.

И, естественно, свою неприкосновенность депутаты берегут и защищают как мать родную:

«Иммунитет нужен, чтобы глава государства, депутаты или судьи не стали жертвой политических интриг. Без иммунитета генеральный прокурор может возбудить уголовное дело на любого, надавить, чтобы защитить свои интересы. Поэтому в Конституцию и было внесено такое понятие, как иммунитет, чтобы у лиц, занимающих высокие должности, была гарантия, что они не станут жертвами каких-то игр и интриг», - говорит  министр юстиции Алмамбет Шыкмаматов,  отчетливо дав понять, что лишение политиков этой привилегии даже не рассматривается.

 «Если сравнивать депутатов и судей, то у последних привилегий больше в разы. Судью можно привлечь к ответственности только с разрешения Совета судей, какое бы преступление он не совершил, даже если оно будет особо тяжкое – коррупция, измена родине или даже убийство. Получается, что судей не могут заключить под стражу, не могут предъявить обвинения, если даже преступление будет налицо.  Поэтому я считаю, что законодательство нужно пересмотреть. Судьям нужно оставить иммунитет, но дать меньше преимуществ», - считает депутат Жогорку Кенеша от фракции «Республика» Тынчтык Шайназаров.

«Большинство граждан Кыргызстана требуют отказаться от депутатской неприкосновенности, поэтому мы ввели ее усеченный вариант»,- говорит «отец» Конституции Омурбек Текебаев, - Когда писался Основной закон, авторы старались, чтобы он максимально соответствовал истории, культуре. А сейчас звучат обвинения в том, что Конституция списана с европейских лекал. Когда закон разрабатывался, большинство граждан требовали отказаться от статьи о депутатской неприкосновенности, но отказаться от этого полностью мы не можем, поэтому мы ввели ее усеченный вариант. Тогда нам удалось сохранить часть иммунитета. Перечень преступлений, за которые привлекаются к ответственности, был четко ограничен, поэтому оставили ответственность только за особо тяжкие преступления. Депутат стал более досягаем, чем раньше. У него нет абсолютной неприкосновенности. В случае совершения особо тяжких преступлений согласия парламента на задержание не нужно. В законе о статусе депутата максимально сокращены возможности для злоупотребления властями этого положения. Упрощена процедура импичмента президента. Раньше его не могли привлечь к уголовной ответственности и после завершения полномочий, а сейчас можно привлекать, предварительно уволив с поста. Но процедура увольнения достаточно сложная».

 

Зачем иммунитет нужен?

«Ни для кого не секрет, что одной из причин стремления стать депутатом Жогорку Кенеша является желание получить иммунитет от уголовного преследования, - рассказывает политолог Тамерлан Ибраимов, -  при этом часто речь идет не о защите политической деятельности избранника народы, а о банальной «законодательной крыше» от преступлений, совершенных на ниве сколачивания личного капитала или каких-то других незаконных действий. А это уже несправедливо и напрямую противоречит главнейшему конституционному принципу – равенству всех перед законом.

По этой причине депутатская неприкосновенность воспринимается общественностью как отрицательное явление и непреодолимый барьер, созданный властью, который невозможно преодолеть без согласия этой же власти. И противоречия, возникающие в связи с несоответствием между изначально поставленной благой целью по введению иммунитета и негативным результатом, который появляется при реализации этой концепции, конечно же, есть. И их можно преодолеть путем ее переосмысления и изменения правоприменительной практики. Нужно изменить правоприменительную практику, когда уже на этапе проведения досудебного расследования Генеральная прокуратура просит согласие парламента на снятие неприкосновенности.  В правоприменительной практике установить, что для проведения расследования в отношении действующего депутата, в рамках возбужденного уголовного дела, генеральной прокуратуре согласия  Жогорку Кенеша не требуется.

Среди значительного количества правоведов существует устойчивое мнение, что неприкосновенность депутатов не следует убирать совсем, поскольку этот институт является хорошо зарекомендовавшим себя механизмом обеспечения политической свободы и успешно используется во многих странах мира. Всем нам известно, что наши депутаты, даже всенародно избираемого парламента, поодиночке могут быть уязвимы перед правительством или президентом.

Таким образом, при возникновении противоречий исполнительная власть, имея в руках всю мощь государственного аппарата, может использовать его против неугодных депутатов парламента. Таких примеров множество. В истории Кыргызстана мы тоже имели возможность не раз наблюдать как президент и его правительство под различными предлогами возбуждали уголовные дела на «неудобных» депутатов и их спасала только введенная на конституционном уровне неприкосновенность. К сожалению даже сейчас, после двух революций и существенных демократических изменений сохраняется опасность того, что политические силы недовольные деятельностью депутатов, могут использовать мощь исполнительной власти для борьбы с инакомыслием. В этом смысле сохранение иммунитета, по-прежнему, является актуальной задачей для общества и государства».

«В Кыргызстане в ближайшие 5-10 лет пока рано отменять депутатскую неприкосновенность, - высказывает мнение политолог Бакыт Бекитаев. Он поясняет это тем, что «пока страна не встала на полный фундамент правового государства».Вместе с тем Бекитаев отметил, что сегодня правоохранительные и судебные органы не так небеспристрастны, как ранее. Политолог привел в пример дело в отношении трех депутатов Жогорку Кенеша от фракции «Ата-Журт», а также то, что «в настоящее время правоохранительные органы рассматривают вопросы по министрам и их заместителям».

«В то же время,- отмечает аналитик,-  в деле, заведенном в отношении другого депутата ЖК Наримана Тюлеева, важно, чтобы процесс не переходил из юридического поля в политическое. Здесь нужно принять соломоново решение, - отмечает он, - Я присутствовал на нескольких процессах по Тюлееву и Ташиеву, и, знаете, суды различаются - те, что были раньше, когда, к примеру, судили Феликса Кулова, и сейчас в смысле соблюдения прав человека. Сейчас проводятся глубокие проверки, и защита может представить документы и защитить права подзащитного».

«В ближайшие 5-10 лет депутатам будет необходима неприкосновенность, по истечению этого срока неприкосновенность можно будет убрать. Посоветовавшись с экспертами, мы пришли к такому выводу. Неприкосновенность нужна,  дабы исключить политические заказы и другие формы давления на политиков», - сообщил политолог Табылды Акеров.

При этом эксперт отметил положительные сдвиги в судебной реформе Кыргызстана.

«На мой взгляд, реформа в судебной системе преподносит свои результаты, во многом они положительные. Необходимо обратить внимание на то, что многие судебные процессы перешли от Советского Союза. Хотелось бы еще отметить, чтобы не политизировались многие судебные процессы, и пресс-конференции давала не сама генпрокурор Аида Салянова, а тот прокурор, который ведет дело »,- сказал Т. Акеров.

 

Кстати, в более развитых странах политический иммунитет давно заменили на индемнитет. Под парламентским индемнитетом понимается полная свобода депутата в его выступлениях, высказываниях и выполнении иных служебных обязанностей. Именно таким образом развивается правовая мысль и соответственно осуществляется правоприменительная практика во многих странах мира.

Например, еще в 1996 году Конституционный суд РФ принял постановление о том, что «при привлечении к уголовной ответственности депутата необходимо принимать во внимание - связано ли инкриминируемое ему деяние с осуществлением депутатской деятельности».

То есть, при даче парламентом согласия или отказа на снятие иммунитета, обязательным является установление связи между деятельностью депутата и сутью тех обвинений, которые выдвигаются против него.

В Австрии пошли дальше. Там депутата могут сразу подвергнуть уголовному преследованию без согласия законодательного органа, но опять же только в том случае, если депутату инкриминируется деяние, не связанное с его политической и депутатской деятельностью.

 

Справка: По данным Генпрокуратуры, за 2012 год были возбуждены уголовные дела в отношении 6 депутатов Жогорку Кенеша.

Всего было возбуждено 7 уголовных дел, из которых 2 приостановлены по той причине, что отсутствует возможность участия обвиняемого в деле. В этом году Жогорку Кенеш отказал Генпрокуратуре в привлечении к ответственности депутатов Садыра Жапарова (Ата-Журт) и Элмурата Обдунова (Республика).

Что касается судей, то за 2012 год надзорный орган возбудил 16 уголовных дел, из которых 7 дел в отношении 7 судей приостановлены по той же причине - отсутствие возможности участия обвиняемых в деле, проще говоря, из-за отсутствия обвиняемых в стране.

Анна Мягчилова, спец.корр. POLIT.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 2871   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная