POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Понедельник, 25 июня 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

29.03.2015 01:54
Джоомарт Оторбаев: «Мы превращаем Кыргызстан в транзитную страну путем построения транспортных коридоров»

27 марта, в рамках рабочей поездки по Ошской области Премьер-министр Кыргызской Республики Джоомарт Оторбаев посмотрел, как готовятся  контрольно-пропускные пункты «Карамык» и «Иркештам» к вступлению страны в ЕАЭС  и посетил пограничные заставы.

При осмотре контрольно-пропускного пункта «Карамык» глава Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики (ГТС)  Адамкул Жунусов проинформировал Премьер-министра о том, чтопункт пропуска осуществляет пограничный, таможенный, ветеринарный  и фитосанитарный контроль. По его словам, КПП «Карамык» имеет важное значение для приграничных сообщений с сопредельным государством, обеспечивает выход из Китайской Народной Республики транзитом через Кыргызскую Республику в Республику Таджикистан; способствует предотвращению незаконного оборота наркотических средств и оружия.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Скоро ли ОАО ТНК «Дастан» уйдет с молотка?

Error 404.
Ошибка данной страницы не существует!


Вернуться на главную страницу

Для поиска нужной информации Вы также можете воспользоваться поиском:

05.08.2013 19:45 - Polit.kg

«Дастан», пожалуй, единственный из немногих феноменов кыргызстанской экономики, сумевший дожить до сегодняшнего дня и не разделить судьбы тысяч канувших в Лету оборонных предприятий  СССР.  «Дастан» выжил вопреки сменам председателей, «дележке» акций. Завод много лет был козырной картой, используемой в многочисленных политбаталиях, развернувшихся между убежавшей и становящейся на ноги властью.

Что теперь происходит там, за стенами большого, серого здания с красной вывеской остается тайной, так как и председатель, или кто-либо из ныне действующих работников высшего звена отвечать на вопросы категорически отказываются.  Но о жизни «Дастана» могут рассказать не только его служащие…

 

Тайны дворцовых переворотов

- Алло, здравствуйте, можем ли мы встретиться для интервью, - звоню я «главному» «Дастана», вежливо представившись.

- Я который раз вам повторяю, никаких интервью ни я, ни любой другой сотрудник ОАО ТНК «Дастан» не дает.

- Но почему же? Этот вопрос интересует народ, а не нас, журналистов, в частности.

- Вы, наверное, знаете, что парламент принял решение о продаже контрольного пакета акций? Так вот, нам не нужен ажиотаж, спекуляции вокруг этого вопроса. Сейчас и без этого хватает. Завод работает 3 дня в неделю. Все вопросы в конце сентября.

И таких диалогов было 5.  Непробиваемые.

Как известно, судьбу «Дастана», производящего торпеды, парламент Кыргызстана определил в последний день работы, перед уходом на летние каникулы. Депутаты поддержали проект постановления, по которому 98,4% акций оборонного завода «Дастан» будут проданы на аукционе.Приобрести акции предприятия хотела Россия – в обмен на кыргызский долг, но сделка была сорвана кыргызской стороной. Нынешнее решение парламентариев продать завод для российской стороны неожиданным не было. Соглашение о том, что «Дастан» должен быть выставлен на торги «для всех заинтересованных инвесторов» было достигнуто на российско-кыргызских переговорах в августе прошлого года.

Ориентировочная стоимость продажи пока неизвестна. Неясно также, что практичнее – восстановить завод и продолжить производство,  либо действительно разрушить цеха и продать землю под застройку. Будет ли участвовать в торгах Россия – также под вопросом. Хотя кыргызские власти, озвучив решение о продаже, отмечали, что «участие заинтересованных российских структур в этих торгах будет приветствоваться». В то же время глава администрации президента РФ Сергей Иванов в 2012 году отмечал: «Я не очень уверен, что  этот завод («Дастан») нам нужен. Он не модернизировался как минимум последние 25–30 лет. Надо подумать над тем, есть ли смысл вкладывать большие ресурсы в этот завод».[1]

Ответить на вопрос «в каком на самом деле состоянии завод» действующие сотрудники отказываются. Правда, экс-председатель завода Албек Ибраимов, который полтора года назад покинул пост главы правления ОАО ТНК «Дастан» считает, что  оборудование завода не такое  изношенное,  каким его представляет российская сторона:

«Завод по причине недостатка заказов работал в течение многих лет на небольшую часть своей мощности. Почему оно должно было износиться? Мы не продавали станки «на сторону», все они сохранились. Сейчас, если пойдут заказы, мы готовы увеличивать объемы производства в несколько раз».

— Не проще ли россиянам построить аналогичный завод у себя?

 — Не проще. Я уже не говорю, что это очень дорого, что возникнет проблема опытных кадров и так далее. Ну, допустим, второй завод построить можно. Но второй Иссык-Куль ведь не построишь! Уникальное озеро прекрасно подходит для торпедных испытаний. Вода в озере соленая, почти как в океане. Оно очень глубокое (испытания проводятся на глубине 400 метров), удивительно прозрачное и не замерзает круглый год. Так что, условия испытаний близки к тем, в которых торпеда будет решать реальные боевые задачи. При этом после испытательных пусков все торпеды разбирают и изучают их поведение на основе информации встроенных в них датчиков. Так вот, испытывая изделия в океане, из десяти запущенных торпед можно не найти потом девять. А здесь им деваться некуда. Наконец, в закрытом водоеме исключена «утечка» образцов в другие страны. Где еще россияне найдут такой водоем?

Но Москва все же настаивает на том, что завод «Дастан» за годы эксплуатации и при отсутствии модернизации сильно потерял в цене. Поэтому речь и зашла о контрольном пакете «Дастана», а не о предполагаемых ранее 48%. За родимый «Дастан» вступился президент  Алмазбек Атамбаев: «Утверждения россиян, что «Дастан» потерял в цене, лишены оснований. Объемы производства «Дастана» в прошлом году выросли. Как может быть, что объемы выросли, а цена упала? Должна быть совместная оценка, чтобы не было каких-то вопросов. Мы не хотим на этом наживаться, но все должно быть по справедливости, по партнерски». Такое заявление сделал Атамбаев  в интервью «Коммерсанту» в конце прошлого года.

Странный факт: у людей, проработавших на заводе дольше, чем время, которое занимает президент на своем посту мнение совершенно другое:   

«Я проработал в «Дастане» 8 лет. Работал бы еще, но из-за политики руководства ушел. И не только я. Очень много настоящих старых специалистов ушли. Кто на пенсию, кто переехал, ну а кто в мир иной. Новые приходят, но не умеют элементарно читать чертежи. Их нужно учить, а некому. Станки тоже сильно устарели. Точности никакой. С «приспособами»  тоже  проблема. Их сдали на металлолом. Инструмента не хватает. Созванивался с ребятами, так, говорят, сидят без работы. Хотя Бабанов в то время говорил, что завод работает в три смены. Наглая ложь. В одну смену не хватает работы», -рассказывает бывший инженер-конструктор с высшим техническим образованием для работы в области конструирования и макетирования моточных изделий Сергей О.

Мнение министра экономики КР Темира Сариевацеликом и полностью совпадает со словами инженера: «Оборудование на заводе  уже устарело. Для того, чтобы запустить это все, необходимо найти большого инвестора из этой отрасли. Такой инвестор есть в России. Мы просим вас (ЖК -Прим.авт) разрешить выставить данный пакет акций на приватизацию, затем правительство предложит российской стороне, и она после закупки поставит на завод новое оборудование и современные технологии. Я считаю, что если не выставить завод на продажу, то он обанкротится».

Интересная складывается ситуация, однако. Создались  2 лагеря: одни настойчиво утверждают, что «Дастан» работает и процветает, другие -  что завод «загибается».

 

Хоронить завод рано

После распада СССР «Дастан» стал переживать не лучшие времена. Значительно сократился объем заказов, сотрудники завода сидели без зарплаты по нескольку месяцев. Часть цехов были сданы в аренду частным фирмам. Сохранить завод от полного уничтожения помогли заказы из Индии. Часть торпед по согласованию с Россией завод изготавливал для Дели. По неподтвержденным данным, при президенте Курманбеке Бакиеве одну или несколько торпед «Шквал» с завода пытались продать в Иран. Насколько успешной оказалась сделка – неизвестно.

Последние годы ситуация на заводе ухудшалась. Этому способствовали смена власти в стране, финансовые махинации руководства завода. Все чаще появлялись слухи о намерении завод ликвидировать, а освободившееся место пустить под застройку. Осложнил положение и тот факт, что с 2011 года «Дастан» остался без индийских заказов.

Как площадка для строительства «Дастан» действительно интересен – производственные и административные помещения занимают 26 га в центре столицы у одной из магистральных улиц. Экс-председатель правления ОАО «ТНК «Дастан» Албек Ибраимов подтвердил слухи: по его словам, часть территории завода (5,2 га) планировалось использовать под строительство «современного жилого комплекса».  В бытность его правления уже было получено добро от совета директоров «Дастана». А Бишкекглавархитектура на одном из своих заседаний внесла изменения в план детальной застройки города. Ибраимов рассчитывал получить от застройки неплохой доход: «Ни для кого не секрет, строительство жилья сегодня, пожалуй, одна из прибыльных отраслей. Почему бы не построить на этой территории современный жилой комплекс, который, кстати, будет расположен очень даже удачно, и не передать пустующий земельный участок в долгосрочную аренду будущим жильцам? Во–первых, он никоим образом не помешает работе завода. Во–вторых, к нему есть удобные подъездные пути. Да и построенный, но, к сожалению, не задействованный в свое время огромный цех можно будет использовать, например, для сдачи в аренду торгово–развлекательным заведениям», — объяснил экс-председатель.

По мнению другого бывшего директора завода «Дастан» Жарасула Абдураимова[2]единственное спасение завода – его продажа. По его словам, завод «Дастан» по своему территориальному расположению и подбору специалистов завоевал выгодное положение среди конкурентов.

«Дело в том, что завод не только выполнял военные заказы, но и проводил круглогодичные опытные испытания. Ошибка моих предыдущих коллег и правительства страны заключается в разрыве отношений по вопросу приватизации завода с Москвой. Считаю, что необходимо было теснее работать с оборонным комплексом России, где активно осваиваются новые типы морских судов и вооружения. Завод «Дастан» получил бы возможность исполнить крупные заказы и модернизировал бы собственные средства производства», - рассказывает Абдураимов, - Я считаю, что рано еще хоронить завод. В настоящее время торпеды, которые возможно произвести на заводе, являются востребованным товаром, так как основная часть судов и вооружения все же остались на балансе флота. Сейчас ситуацию по заводу взялись комментировать кто угодно, но только не специалисты, аналогичные «специалисты» работают над процессом приватизации, которые неясно представляют, что такое торпеда и специфику работы в данном секторе. Специалистов практически не осталось, некоторые на рынке стали торговать книгами и одеждой, хотя в свое время необходимо было приложить титанические усилия, чтобы остановить отток кадров. Когда я принимал завод, в 1992 году, в отделе кадров числилось 2700 специалистов, позже ушло 700 работников», - рассказывает экс- директор завода.

Абдураимов заметил, что основными конкурентами «Дастана», могут стать завод «ДагДизель» из Каспийска, завод в Крыму, в Комсомольск-на-Амуре.

«Так как ранее завод «Дастан» находился в перечне стратегических объектов, в настоящее время идет его перевод в категорию объектов, подлежащих приватизации. Фонд государственного имущества КР проводит данную работу, - сообщает  заместитель министра энергетики и промышленности КР Сапарбек Асанов, - Я не могу сказать о сроках продажи, они пока не установлены. Формулировка, что при продаже завода предпочтение будет отдано российскому инвестору, говорит о том, что специфика производства оборонно-промышленного предприятия тяготеет к российскому рынку. Продукция ведь поставлялась именно туда», - комментирует вопрос о продаже «Дастана» Сарпашев.

Замминистра отметил, что в настоящее время завод функционирует, но выпускает продукцию не в объеме 2012 года. В 2012 году объем выпущенной продукции на ТНК «Дастан» составил 1,2 млрд сомов.

Эту же сумму назвал и последний директор предприятия, ныне президент ОАО «Международный аэропорт «Манас» Албек Ибраимов. Он  заметил, что объем выпущенной продукции в 2012 году вырос по сравнению с 2011 годом на 285 %.

«Объем выпущенной продукции в 2011 году составлял 400-485 млн сомов. В 2012 году объем составил уже1,2 млрд сомов. Предприятия развивается успешно и динамично», - говорит Ибраимов.

Опять же, тому факт, что предприятие развивается  успешно, противоречат сами работники «Дастана». По словам главы комитета по экономической и фискальной политике Карганбека Самакова, «работники и акционеры сами попросили нас ускорить продажу завода». Перед принятием решения депутаты провели выездное заседание на «Дастане»,— рассказывает Самаков, - почему они приняли такое решение (ускорить продажу – прим.авт) неизвестно. По нашим данным, ориентировочная стоимость завода — $30 млн, территория военного комплекса стоит около $108 млн.»

Впрочем, большинство мнений кыргызских экспертов тяготеет  к тому, что оборудование завода морально и технически устарело. Именно поэтому сейчас ОАО "Дастан" не имеет контрактов на изготовление торпед с зарубежными странами. Подписанное несколько лет назад соглашение с Индией завод давно выполнил и с тех пор новых заказов не получал.  Злые языки даже поговаривают, что Индия разорвала контракт из-за  брака представленных экземпляров. По оценкам специалистов, военное производство, по сути, придется запускать заново.

 

Анна Мягчилова, спецкорр POLIT.KG

 

РЕПЛИКА POLIT.KG

Если технологии в области металлообработки или строительства вооружений устаревают в течение нескольких лет, то политические технологии, в том числе и по рейдерскому захвату крупнейший предприятий, остаются прежними.  Чтобы завладеть «масловым» куском госсобственности, в ход идут и механизмы банкротства, и раздувания «экологической опасности», и прямой подкуп высоких чиновников, и создаются сложные внешнеполитические ситуации, подрывающие доверие на самом высоком уровне.  Надо полагать, что весь комплекс методов был использован и в случае с «Дастаном».

Байку об устаревшем оборудовании я слышал еще в начале 90-х годов прошлого столетия, когда металлообрабатывающие станки за бесценок (по цене металлолома) продавали в Турцию и Китай.  На заводах активно работали «ликвидаторы», уничтожая все, что было создано за годы советской власти, вовсю работала Программа по ликвидации и реорганизации промышленности, которая успешно все ликвидировала, не создав ничего взамен. Это просто чудо, что «Дастан» не постигла та же участь, что сотни других производств. Так вот об оборудовании:  на современнейшем заводе «Мерседес» в г. Гаггенау (Германия) я видел немало станков, всевозможных комплексов и приспособлений, рожденных еще в довоенный период – в 30-е годы! Видя мое удивление,  рабочие шутя отвечали, что это оборудование послужит еще лет сто, а может и больше…

Недавно на какой-то выставке увидел новые образцы токарных, фрезерных станков,  производства Германии, Японии. И что? Конструктивно они мало чем отличаются от аналогичных станков советского производства. Разве что прибавились  всевозможные электронные системы слежения и контроля, да выкрашены в приятные глазу тона. Но цены! Самый простенький токарный станочек  стоит не меньше 20 тысяч евро!

Конечно, реорганизация, а точнее, модернизация производственного процесса просто необходима. И это удовольствие стоит нынче больших денег! Проще всего это предприятие ликвидировать. Землю (а это фактически центр города) можно очень выгодно продать или сдать в аренду.  При этом очень хороший куш сорвут строители и городские власти. А что потом?

Вот и вырисовывается первая очередь заинтересованных в ликвидации «Дастана», кто рассчитывает  хорошо «навариться» и на ликвидации завода, и на последующих операциях с земельными участками.

Желание подороже продать завод понять тоже можно. Продавать-то в стране уже почти нечего. Но тут важно определить реальную цену объекту, а не желаемую. Сколько аукционов остаются без заявок только по причине высокого аппетита хозяев объектов продажи.  Если россияне отвернутся от «Дастана», что вполне может случиться, его судьба будет печальна. Иссык-Куль – хороший полигон для испытаний, но в России тоже немало глубоких и даже незамерзающих озер.

Третий вариант – консервация завода и поиск новых инвесторов. Ну, оборудование можно законсервировать, цеха опечатать   



[1]http://members.vb.kg/2012/04/10/prover/2.html

[2]http://www.knews.kg/econom/35151_razvitie_zavoda_dastan_-_v_ego_prodaje_schitaet_eks-direktor_abduraimov/

 

Версия для печати   |   Просмотров: 2884   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,
16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.

Опрос



Главная