POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 20 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Каково качество подготовки абитуриентов?

03.09.2013 16:33 - Polit.kg

Или портрет студента образца 2013 года

 Устроить  своего ребенка в вуз стремится каждый родитель, независимо от  социального статуса. Иметь диплом  – дело чести,  таков тренд, которому волей-неволей мы все пытаемся соответствовать.  Поступление в вуз является логическим продолжением обучения в школе.  Но всегда ли  школа предоставляет должный  уровень  подготовки, который необходим для успешного поступления и обучения в университете.  Преподаватели столичных вузов отмечают, что такая проблема существует.  Члены  приемных комиссий  могут поделиться  десятком свежих анекдотов о том, как будущие студенты не могут правильно написать свое имя в заявлении, дословно переписывают образцы, вместо того,  чтобы заполнять их в соответствии со своими данными, не могут вспомнить имен своих  родителей!   

 POLIT.kg  прошел по бишкекским вузам и такого наслушался!

Анварбек  Мокеев, проректор Кыргызско-Турецкого университета «Манас», доктор исторических наук, профессор:

(Стоит заметить, что основной контингент «Манаса» – приезжие студенты, окончившие сельские школы и студенты из Турции. Обучение в этом университете проводится на кыргызском и турецком языках, и студентам из Бишкека обычно нужно потратить год на подготовку - изучение кыргызского и турецкого. Обучение в «Манасе» бесплатное.)

«В этом году у нас конкурс  семь с половиной человек на место, то есть на тысячу мест документы подали 7500 человек. Для поступления проводится тестирование, которое мы составляем сами по данным Министерства Образования. Это независимое компьютерное тестирование, и оно исключает человеческий фактор, то есть возможность коррупции нулевая. Минимальный проходной балл для участия в дальнейшем конкурсе – 120. Из 7500 абитуриентов больше 120 баллов набрали только 1200 человек.  Этот показатель примерно соответствует показателю прошлого года. Мне кажется, что мы достигли какого-то предела в плане понижения уровня подготовки к вузу.Это хоть и стабильный, но очень низкий показатель.

Результаты выпускников гимназий и обычных средних школ примерно одинаковы. Подготовка немного лучше у выпускников турецких лицеев  - но это не от того, что они знают турецкий язык, а скорее потому, что организация учебы и техническая оснащенность в них лучше.

Но если сравнить сегодняшние данные с данными 10-летней давности, уровень подготовки тех студентов, которые прошли тестирование, постепенно падает.  Хотя талантливые ребята есть, их единицы. А вот общий средний уровень становится хуже. Это связано со снижением качества преподавания в средней школе. Учительский состав сегодня слабый. Из-за недостатка кадров многие предметы или вообще не преподаются, или преподаются учителями, не имеющими соответствующего образования, а система переподготовки развалена.

Также, вместо того, чтобы учить детей обязательным предметам, слишком много часов уделяется идеологии. К сожалению, сейчас в школах доминирует так называемая «фолк хистори»(1). Имеет место мифологизация истории, особенно истории кыргызского народа. Все это наносит огромный вред, и в вузе приходится это исправлять, из-за чего опять же страдает учебный процесс».

Заместитель директора научной библиотеки Бишкекского Гуманитарного Университета Гульшара Ниязовна Юсупова считает, что главной проблемой сегодняшних студентов является несамостоятельность и неграмотность в области информационной культуры.

«У студентов  нет понимания того, как следует получать образование. В школе предоставляют информацию, но не приучают к самостоятельности. Вуз дает фундамент, а стены должен построить сам учащийся, но у него нет ни малейшего понятия о том, как это делается.

Я считаю, что  предмет «Основы информационной культуры» просто необходим студентам для повышения качества своего обучения. В функции библиотеки, как классической, так и электронной, входит не только хранение, но и распространение информации. Статус вузовской библиотеки повышается, у нас порой нет свободных мест. Но чтобы сидеть в библиотеке нужно тоже иметь какие-то навыки. Бывает и так, что студенты не понимают разницы между читальным залом и абонементом, а начиная писать научные работы – рефераты, курсовые – не знают, что нужно оформлять ссылки на источники».

Тем не менее, Гульшара Ниязовна отмечает, что есть область, в которой студенты становятся все более продвинутыми с каждым годом. Это техническая сторона повседневной жизни:

«Студенты, особенно городские, с каждым годом приходят более подготовленными в техническом плане. Это стало заметно буквально в последние три года. На встрече со студентами в этом году нас спросили, есть ли у нас вай-фай. А у нас интернет вообще слабо работает.  Но при этом у нас огромная библиотека, существуют также и электронные ресурсы, которые могут помочь в учебе. Но им интересно, есть ли у нас вай-фай».

Эрик Аскарбекович Эсентаев, начальник учебно-методического управления Бишкекского Гуманитарного Университета, считает, что сравнивать уровень подготовки абитуриентов прошлых лет с сегодняшним  трудно, в частности, из-за изменений в политике приема в вуз и оценки успеваемости:

«Сказать однозначно невозможно. Сейчас, когда отбор идет через  ОРТ (общереспубликанское тестирование), преподаватели первых курсов отмечают, что показатели повысились. Сравнивать успеваемость студентов прошлых лет и нынешних также нелегко, так как мы работаем по новой системе только первый год. Это балльно-рейтинговая система, контакт преподавателя со студентом на экзамене исключен, и можно сказать, что она работает».

Тем не менее, Эрик  Аскарбекович отмечает, что по-настоящему эрудированных людей становится все меньше. У получающих высшее образование нет  цельной картины  истории нашего мира. К примеру, они не могут проследить связей между нашей цивилизацией и цивилизацией Древнего Рима, Древней Греции:

«Что касается студентов – общаясь с ними, я делаю вывод, что они не читают. Понятие эрудиции исчезло.  Студенты не знают элементарных вещей. Взять, к примеру, современный деловой костюм, который используют сегодня и Китай, и Япония. Это продукт европейской цивилизации, которая восходит к древнеримской, а та, в свою очередь – к древнегреческой.  Мне представляется в порядке вещей, что человек должен знать мировую историю,  чтобы иметь представление об истоках нашей цивилизации. Историю нужно знать, чтобы понять, что сейчас происходит. А вместо этого в школе просто заучивают даты, чтобы успешно сдать тест.

Интернет сегодня – одновременно благо и зло цивилизации.  Он предоставляет доступ к огромному количеству информации. А школьники, вместо того,  чтобы читать заданную на лето литературу, находят там обзоры или краткие содержания.

В этом виновата в первую очередь наша жизнь, нельзя винить во всем  школу».

Помимо отсутствия эрудиции, существуют и другие проблемы, которые делают процесс обучения еще более тяжелым – драгоценное время тратится на «подтягивание отстающих» вместо того, чтобы развивать  одаренных:

«В школе ученики изучают историю – приходят в вуз, и изучают то же самое. Изучают английский – на первом курсе повторяют. Русский,  кыргызский – идет повторение пройденного в школе. Вместо того, чтобы учить профессии, мы учим элементарным вещам. Информатики в школе, например, должно быть вполне достаточно. Но и на первом курсе у нас есть информатика, так как приезжают студенты из регионов, которые порой видят компьютер впервые. Не владеют русским языком. Работа по переводу учебников и книг ведется медленно, материалов не хватает. Поэтому преподаватели вынуждены переводить учебники с русского языка на кыргызский для того, чтобы преподавать на нем, а студенты –  использовать учебник на русском языке и переводить на кыргызский, чтобы выучить и ответить».

Проректор по учебной работе Кыргызского Государственного университета им. И. Арабаева Тууганбай Абдырахманович Конурбаев считает, что тестовая система, введенная по всей республике с целью борьбы с коррупцией при приеме в вуз, выполняет свою задачу, но не повышает качество образования:

«Когда Министерство образования ставит пороговый балл, считается, что качество повышается. Но это не так. С задачей повышения качества образования такие методы не справляются, хотя и хорошо борются с коррупцией. С каждым годом я замечаю, что уровень знаний абитуриентов снижается. Сейчас нет шанса поступить, если например человек набрал 100 баллов вместо 105. Как психолог я могу сказать о том, что успех в тестировании во многом определяется случайностью. Тот, кто не знает, может ответить правильно, а знающий может ошибиться просто из-за волнения. Успех в сдаче тестирования определяется заучиванием информации и случайностью, ведь   правильные ответы на ОРТ – это констатация факта. Многие отвечают автоматически, без понимания материала. Часто студенты, набравшие  высокий  балл на  ОРТ, учатся плохо. Тем не менее, отменить ОРТ нельзя. Нужно организовывать подготовку к условиям сдачи ОРТ, проводить в течение года подобные тестирования, а также давать другие возможности поступить. Тут есть некая дискриминация. Например, гражданин Кыргызстана, не набравший пороговый балл, не может поступить. А граждане других государств имеют право поступать, сдав экзамен. Также, ОРТ формируется для всех, хотя правильнее было бы выстраивать его для каждого региона в соответствии с его программой. Студентам из регионов вообще сложнее учиться из-за незнания русскогоза последние двадцать лет уровень владения русским языком очень снизился. Страдают и естественные, и общественные  науки.

Падение качества преподавания – не единственная проблема. Со временем это все выравнивается. В школе мало внимания уделяется развитию человеческих достоинств. По моему мнению, учитель должен сочетать в себе как профессиональные, так и личностные качества. Учитель и школа не должны «ломать» детей.  Если в классе 25 человек, то за один год один плохой педагог может «испортить» 100 детей. А успех в жизни – это 85% общения и 15% профессионализма.

Если говорить конкретно о студентах - они изменились в лучшую сторону. Но это скорее вопреки, а не благодаря нашей системе. Просто появилось больше людей, которые знают, чего хотят. Народ понимает сам, что без качественного образования невозможно добиться успеха».

Высокий конкурс на место в кыргызских вузах говорит о важности и необходимости образования, а вот несамостоятельность и неготовность большей части абитуриентов к обучению – о непонимании своих собственных мотивов. Винить в этом только школу нельзя. Ведь жизнь сама отвечает на это противоречие - человека без диплома в Бишкеке найти нелегко, а вот хороших специалистов ищут почему-то годами.

Ольга Метин, спец.корр. POLIT.KG


Версия для печати   |   Просмотров: 2002   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная