POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 24 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Каково качество подготовки абитуриентов?

03.09.2013 16:33 - Polit.kg

Или портрет студента образца 2013 года

 Устроить  своего ребенка в вуз стремится каждый родитель, независимо от  социального статуса. Иметь диплом  – дело чести,  таков тренд, которому волей-неволей мы все пытаемся соответствовать.  Поступление в вуз является логическим продолжением обучения в школе.  Но всегда ли  школа предоставляет должный  уровень  подготовки, который необходим для успешного поступления и обучения в университете.  Преподаватели столичных вузов отмечают, что такая проблема существует.  Члены  приемных комиссий  могут поделиться  десятком свежих анекдотов о том, как будущие студенты не могут правильно написать свое имя в заявлении, дословно переписывают образцы, вместо того,  чтобы заполнять их в соответствии со своими данными, не могут вспомнить имен своих  родителей!   

 POLIT.kg  прошел по бишкекским вузам и такого наслушался!

Анварбек  Мокеев, проректор Кыргызско-Турецкого университета «Манас», доктор исторических наук, профессор:

(Стоит заметить, что основной контингент «Манаса» – приезжие студенты, окончившие сельские школы и студенты из Турции. Обучение в этом университете проводится на кыргызском и турецком языках, и студентам из Бишкека обычно нужно потратить год на подготовку - изучение кыргызского и турецкого. Обучение в «Манасе» бесплатное.)

«В этом году у нас конкурс  семь с половиной человек на место, то есть на тысячу мест документы подали 7500 человек. Для поступления проводится тестирование, которое мы составляем сами по данным Министерства Образования. Это независимое компьютерное тестирование, и оно исключает человеческий фактор, то есть возможность коррупции нулевая. Минимальный проходной балл для участия в дальнейшем конкурсе – 120. Из 7500 абитуриентов больше 120 баллов набрали только 1200 человек.  Этот показатель примерно соответствует показателю прошлого года. Мне кажется, что мы достигли какого-то предела в плане понижения уровня подготовки к вузу.Это хоть и стабильный, но очень низкий показатель.

Результаты выпускников гимназий и обычных средних школ примерно одинаковы. Подготовка немного лучше у выпускников турецких лицеев  - но это не от того, что они знают турецкий язык, а скорее потому, что организация учебы и техническая оснащенность в них лучше.

Но если сравнить сегодняшние данные с данными 10-летней давности, уровень подготовки тех студентов, которые прошли тестирование, постепенно падает.  Хотя талантливые ребята есть, их единицы. А вот общий средний уровень становится хуже. Это связано со снижением качества преподавания в средней школе. Учительский состав сегодня слабый. Из-за недостатка кадров многие предметы или вообще не преподаются, или преподаются учителями, не имеющими соответствующего образования, а система переподготовки развалена.

Также, вместо того, чтобы учить детей обязательным предметам, слишком много часов уделяется идеологии. К сожалению, сейчас в школах доминирует так называемая «фолк хистори»(1). Имеет место мифологизация истории, особенно истории кыргызского народа. Все это наносит огромный вред, и в вузе приходится это исправлять, из-за чего опять же страдает учебный процесс».

Заместитель директора научной библиотеки Бишкекского Гуманитарного Университета Гульшара Ниязовна Юсупова считает, что главной проблемой сегодняшних студентов является несамостоятельность и неграмотность в области информационной культуры.

«У студентов  нет понимания того, как следует получать образование. В школе предоставляют информацию, но не приучают к самостоятельности. Вуз дает фундамент, а стены должен построить сам учащийся, но у него нет ни малейшего понятия о том, как это делается.

Я считаю, что  предмет «Основы информационной культуры» просто необходим студентам для повышения качества своего обучения. В функции библиотеки, как классической, так и электронной, входит не только хранение, но и распространение информации. Статус вузовской библиотеки повышается, у нас порой нет свободных мест. Но чтобы сидеть в библиотеке нужно тоже иметь какие-то навыки. Бывает и так, что студенты не понимают разницы между читальным залом и абонементом, а начиная писать научные работы – рефераты, курсовые – не знают, что нужно оформлять ссылки на источники».

Тем не менее, Гульшара Ниязовна отмечает, что есть область, в которой студенты становятся все более продвинутыми с каждым годом. Это техническая сторона повседневной жизни:

«Студенты, особенно городские, с каждым годом приходят более подготовленными в техническом плане. Это стало заметно буквально в последние три года. На встрече со студентами в этом году нас спросили, есть ли у нас вай-фай. А у нас интернет вообще слабо работает.  Но при этом у нас огромная библиотека, существуют также и электронные ресурсы, которые могут помочь в учебе. Но им интересно, есть ли у нас вай-фай».

Эрик Аскарбекович Эсентаев, начальник учебно-методического управления Бишкекского Гуманитарного Университета, считает, что сравнивать уровень подготовки абитуриентов прошлых лет с сегодняшним  трудно, в частности, из-за изменений в политике приема в вуз и оценки успеваемости:

«Сказать однозначно невозможно. Сейчас, когда отбор идет через  ОРТ (общереспубликанское тестирование), преподаватели первых курсов отмечают, что показатели повысились. Сравнивать успеваемость студентов прошлых лет и нынешних также нелегко, так как мы работаем по новой системе только первый год. Это балльно-рейтинговая система, контакт преподавателя со студентом на экзамене исключен, и можно сказать, что она работает».

Тем не менее, Эрик  Аскарбекович отмечает, что по-настоящему эрудированных людей становится все меньше. У получающих высшее образование нет  цельной картины  истории нашего мира. К примеру, они не могут проследить связей между нашей цивилизацией и цивилизацией Древнего Рима, Древней Греции:

«Что касается студентов – общаясь с ними, я делаю вывод, что они не читают. Понятие эрудиции исчезло.  Студенты не знают элементарных вещей. Взять, к примеру, современный деловой костюм, который используют сегодня и Китай, и Япония. Это продукт европейской цивилизации, которая восходит к древнеримской, а та, в свою очередь – к древнегреческой.  Мне представляется в порядке вещей, что человек должен знать мировую историю,  чтобы иметь представление об истоках нашей цивилизации. Историю нужно знать, чтобы понять, что сейчас происходит. А вместо этого в школе просто заучивают даты, чтобы успешно сдать тест.

Интернет сегодня – одновременно благо и зло цивилизации.  Он предоставляет доступ к огромному количеству информации. А школьники, вместо того,  чтобы читать заданную на лето литературу, находят там обзоры или краткие содержания.

В этом виновата в первую очередь наша жизнь, нельзя винить во всем  школу».

Помимо отсутствия эрудиции, существуют и другие проблемы, которые делают процесс обучения еще более тяжелым – драгоценное время тратится на «подтягивание отстающих» вместо того, чтобы развивать  одаренных:

«В школе ученики изучают историю – приходят в вуз, и изучают то же самое. Изучают английский – на первом курсе повторяют. Русский,  кыргызский – идет повторение пройденного в школе. Вместо того, чтобы учить профессии, мы учим элементарным вещам. Информатики в школе, например, должно быть вполне достаточно. Но и на первом курсе у нас есть информатика, так как приезжают студенты из регионов, которые порой видят компьютер впервые. Не владеют русским языком. Работа по переводу учебников и книг ведется медленно, материалов не хватает. Поэтому преподаватели вынуждены переводить учебники с русского языка на кыргызский для того, чтобы преподавать на нем, а студенты –  использовать учебник на русском языке и переводить на кыргызский, чтобы выучить и ответить».

Проректор по учебной работе Кыргызского Государственного университета им. И. Арабаева Тууганбай Абдырахманович Конурбаев считает, что тестовая система, введенная по всей республике с целью борьбы с коррупцией при приеме в вуз, выполняет свою задачу, но не повышает качество образования:

«Когда Министерство образования ставит пороговый балл, считается, что качество повышается. Но это не так. С задачей повышения качества образования такие методы не справляются, хотя и хорошо борются с коррупцией. С каждым годом я замечаю, что уровень знаний абитуриентов снижается. Сейчас нет шанса поступить, если например человек набрал 100 баллов вместо 105. Как психолог я могу сказать о том, что успех в тестировании во многом определяется случайностью. Тот, кто не знает, может ответить правильно, а знающий может ошибиться просто из-за волнения. Успех в сдаче тестирования определяется заучиванием информации и случайностью, ведь   правильные ответы на ОРТ – это констатация факта. Многие отвечают автоматически, без понимания материала. Часто студенты, набравшие  высокий  балл на  ОРТ, учатся плохо. Тем не менее, отменить ОРТ нельзя. Нужно организовывать подготовку к условиям сдачи ОРТ, проводить в течение года подобные тестирования, а также давать другие возможности поступить. Тут есть некая дискриминация. Например, гражданин Кыргызстана, не набравший пороговый балл, не может поступить. А граждане других государств имеют право поступать, сдав экзамен. Также, ОРТ формируется для всех, хотя правильнее было бы выстраивать его для каждого региона в соответствии с его программой. Студентам из регионов вообще сложнее учиться из-за незнания русскогоза последние двадцать лет уровень владения русским языком очень снизился. Страдают и естественные, и общественные  науки.

Падение качества преподавания – не единственная проблема. Со временем это все выравнивается. В школе мало внимания уделяется развитию человеческих достоинств. По моему мнению, учитель должен сочетать в себе как профессиональные, так и личностные качества. Учитель и школа не должны «ломать» детей.  Если в классе 25 человек, то за один год один плохой педагог может «испортить» 100 детей. А успех в жизни – это 85% общения и 15% профессионализма.

Если говорить конкретно о студентах - они изменились в лучшую сторону. Но это скорее вопреки, а не благодаря нашей системе. Просто появилось больше людей, которые знают, чего хотят. Народ понимает сам, что без качественного образования невозможно добиться успеха».

Высокий конкурс на место в кыргызских вузах говорит о важности и необходимости образования, а вот несамостоятельность и неготовность большей части абитуриентов к обучению – о непонимании своих собственных мотивов. Винить в этом только школу нельзя. Ведь жизнь сама отвечает на это противоречие - человека без диплома в Бишкеке найти нелегко, а вот хороших специалистов ищут почему-то годами.

Ольга Метин, спец.корр. POLIT.KG


Версия для печати   |   Просмотров: 2044   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная