POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

На вопрос: «Когда Кыргызстан вступит в Таможенный Союз?» точного ответа пока никто не может дать.

06.11.2013 12:16 - Polit.kg

Прошедшая неделя прошла в Кыргызстане под заголовком «Обсуждение вступления в ТС». Практически каждый день члены правительства, деловые круги, отечественные чиновники, эксперты и представители российских дипломатических ведомств в КР встречались за «круглыми» столами для обсуждения животрепещущей темы.

В конце недели министр экономики Темир Сариев выступил на заседании Экономического клуба с докладом об эффектах вступления Кыргызстана в Таможенный союз. Поговорили о плюсах и минусах, о том, что подорожает, о влиянии соседей. О точной дате вхождения пока молчат. Почему?

 

О росте цен

«Что касается цен, должен открыто сказать, что они будут иметь тенденцию к росту,- выступил с  неутешительной информацией министр экономики Сариев, - У меня нет точных данных о том, насколько поднимутся цены на товары. Это мы еще анализируем, составляем таблицы. Прежде всего, конечно, могут пострадать наши большие оптовые рынки, швейники, наши бизнесмены–импортеры  в связи с требуемым повышением тарифов на импорт продукции. Вторая проблема роста цен - кыргызские товары будут «вымываться» из страны, потому что они более дешевые  нежели в других странах ТС, а значит, нам надо предусматривать компенсационные меры, вплоть до повышения зарплат, пенсий, пособий. Страны Таможенного союза очень сильно дотируют сельское хозяйство, и там объемы очень большие. Поэтому мы будем просить их создать фонд, который будет оказывать нам поддержку. И она должна быть не разовой. Фонд должен осуществлять финансирование на постоянной основе хотя бы на период от 5 до 10 лет, чтобы в эти сроки мы имели постоянный доход, который могли бы направить на создание новых рабочих мест и создание точек роста». Министр экономики Темир Сариев сказал, что откровенно говоря, в данном вопросе Кыргызстан стоит перед большим риском.

 

О плюсах

Наряду с этим глава Минэкономики КР отмечает о многих преимуществах ТС. «Приведу лишь один пример. Ясно, что растет товарооборот между странами, вошедшими в ТС, его объем превысил 3 млрд долларов. А в Россию из Кыргызстана экспортируется до 80 процентов производимого в республике хлопка, порядка 40 процентов от всего объема одежды. В Казахстан на экспорт преимущественно идет электроэнергия, овощи и фрукты, а также животные и мясо. В Белоруссию Кыргызстан поставляет радиаторы. В свою очередь, Астана поставляет в Бишкек пшеницу, а Минск – сахар и другие продукты.  Интеграция с Таможенным союзом повлечет за собой рост иностранных инвестиций в республику, усиление конкуренции на отечественном рынке, а также скажется на модернизации экономики. Кыргызстан сможет осуществлять беспошлинный ввоз определенной категории товаров. Участие в союзе означает, что страны не будут ограничивать и вводить запреты во взаимной торговле. Мы получим неограниченный доступ к рынку Таможенного союза. Население сможет покупать и продавать необходимую продукцию. Отмечу, что в долгосрочной перспективе многие минусы могут перейти в плюсы, так как, те же самые швейники, или наши крестьяне, получают огромный рынок сбыта в Казахстане и России, решается важнейший вопрос с нашими трудовыми мигрантами, с нынешними трудностями пересечения границ. Учитывая наше географическое расположение, стоимость наших трудовых ресурсов, тарифы на электроэнергию, на другие виды услуг, наше либеральное налоговое законодательство, то в перспективе и казахские и российские предприниматели будут заинтересованы в открытии у нас своих производств.

 

О мигрантах

Отток работоспособного населения из Кыргызстана – один из важнейших вопросов вступления в ТС. Политолог Игорь Шестаков озвучил следующие цифры: по последним данным,  за рубежом работает порядка 2 млн. кыргызстанцев. «По сути, именно трудовые мигранты решают ключевые социальные проблемы в стране. Именно они – те самые доноры, о которых так любят говорить в коридорах власти. Поскольку сумма, которую отправляют кыргызстанцы родным на родину составляет около 2 млрд долларов», – заявил он.

Выступивший следом  советник премьер-министра Олег Панкратов заявил:

- Сразу отмечу, что эта интеграция не решит проблему трудовой миграции, как и не изменит  процесса пересечения границ для граждан. Таможенный союз – это лишь беспрепятственное перемещение  товаров. Но для того, чтобы решить вопросы трудовой миграции и оттока населения, необходимо создавать трудоемкие производства в Кыргызстане. Что касается пересечения границ, мы ведем переговоры о досрочном присоединении  к  определяющему этот регламент договору ЕЭС, – заявил Панкратов.

Сариев же отметил, что нельзя объединять ТС и миграционную политику. Таможенный союз регулирует только экономические отношения. А миграция будет регулироваться только на уровне Единого экономического пространства и это совсем другие документы, до которых Кыргызстану еще далеко.

 А экономист Жумакадыр Акенеев, которого мы попросили прокомментировать этот вопрос, считает, что вхождение  в Таможенный союз позволит Кыргызстану реанимировать промышленные предприятия.

- Таким образом,  будет решена проблема с появлением новых рабочих мест. А отсюда и вопрос отъезда сотен тысяч трудовых мигрантов из КР, которые не имеют здесь работы. Возможно, что страны-участницы ТС заинтересуются в совместных проектах. Это более интересно для нас. Потому, что экономическое сотрудничество с китайскими бизнесменами привело лишь  к тому, что Кыргызстан фактически перестал выпускать собственные товары и почти полностью попал в зависимость  от импорта товаров из КНР, - резюмировал Акенеев.

 

О границах

Таможенный союз поможет Кыргызстану укрепить рубежи страны, уверен министр Сариев. Причем вопрос охраны границ министр планирует переложить на «чужие плечи», надеясь, что колючую проволоку там установят профессиональнее:

«Если мы войдем в ТС, таможенная граница передвинется на территорию Кыргызстана. И остальные члены ТС будут очень щепетильно относиться к ее укреплению (особенно учитывая возможную контрабанду). Поэтому вопрос  охраны кыргызских границ станет насущной задачей самих стран-основательниц ТС. В рамках проведения переговоров этот вопрос мы ставим достаточно остро, и они (страны-участницы ТС – прим. ред.) сами заинтересованы в этом отношении. В первую очередь мы просим, чтобы они оснастили наши пропускные пункты. Потому что, вы знаете, если мы войдем в ТС, то таможенная граница передвинется на территорию Кыргызстана, в частности, на границу с Таджикистаном, Узбекистаном и Китаем. Это будет таможенная территория Таможенного союза. И если контрабанда будет идти, в первую очередь им это невыгодно будет, поэтому они отнесутся к этому вопросу тщательно», - пояснил глава Минэкономики.

Кроме того, он рассчитывает, что поскольку границы Кыргызстана становятся границами ТС, то республике будет оказана поддержка в обустройстве ее таможенных постов.

 

Что будет, если не вступим?

Министр  особенно акцентировал внимание  на вопросе одного из участников о том, что будет, если Кыргызстан все-таки не вступит в ТС?

«Отказ от вступления страны в ТС может негативно отразиться на экономике  страны. Приведу только один пример,  мы получаем из России ГСМ без уплаты таможенных пошлин по  ценам их внутреннего рынка,  иногда даже ниже. Это позволяет сэкономить республике до 400 миллионов долларов в год. Мы в год завозим где-то 1 млн – 1 млн 200 тонн ГСМ из Российской Федерации - пока без пошлин - и полностью зависимы. Таким образом, мы в год можем потерять $400-450 млн. Представьте, что будет, если завтра они введут для нас пошлины? У нас другого источника нефтепродуктов нет, выдержит ли наша экономика такую нагрузку?», - обратился министр.

Ответ министра на этот вопрос был особенно эмоциональным. Было заметно, что он настаивает: «Несмотря на все сложности, которые ожидают страну в связи с присоединением к экономическому объединению Беларуси, России и Казахстана, иного пути для Кыргызстана быть не может».

 

Если вступим, то когда?

Вообще, стоит отметить, что цифры чиновники называют разные и неточные. Самый оптимистичный прогноз вступления Кыргызстана в Таможенный союз (ТС) - начало 2015 года. Об этом сообщил замминистра экономики КР Олег  Панкратов:

«Мы не можем говорить, что вступим в ТС завтра или послезавтра, так как в дорожной карте прописан ряд мероприятий. Самый оптимистичный прогноз вступления, если будет финансирование для выполнения мероприятий - к началу 2015 года. Некоторые мероприятия КР должен исполнить до 2020 года. Такой даты, когда мы станем полноценными членами ТС, не существует», - сообщил он.

Министр экономики Сариев тоже считает, что четкой даты нет и не будет:

«Я не могу пока дать ответа на это вопрос.  Кыргызстан вступит в Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси только после решения всех вопросов для бизнеса и населения. По вопросу интеграции страны с северными соседями проходили достаточно серьезные обсуждения. Мы войдем и подпишем все документы только после того, как мы снимем все вопросы со стороны бизнеса и населения», - добавил Сариев.

 

О льготах и преференциях

В этом вопросе нелишним будет упомянуть о том, что одним из условий вступления Кыргызстана в Таможенный Союз является предоставление льготного периода с более низкими процентными ставками по отдельным категориям товаров.

В своем докладе Сариев сообщил о том, что правительство требует преференций по 400 видам товаров.

«Мы должны дорожную карту по Таможенному союзу согласовать до конца ноября и только после этого ее рассмотрят главы государств организации. После одобрения карты Кыргызстан начнет подготовку к вхождению в ТС. Сейчас по этой карте есть вопросы, которые нужно отрегулировать. В частности, по работе оптовых рынков «Мадина», «Дордой» и «Кара-Суу». Также вопросы по 400 товарным позициям, поскольку Кыргызстан требует льготный период для завоза товаров по сниженным тарифам», - считает министр.

Напомним, что в январе 2012 года перечень  товаров, на которые Кыргызстан рассчитывал просить льготы составлял свыше 4,5 тысяч позиций.

«Как ранее говорил президент Алмазбек Атамбаев, мы вступим, когда снимем все вопросы у населения и бизнеса. Во-вторых, этапность, по мере готовности. Присоединение должно быть с учетом выгоды -  это все должны четко понимать», - отметил министр.

 

Китай и Таможенный Союз

Китайские эксперты считают, что республике  выгодней не входить в Таможенный союз. Побывавший в Бишкеке  с лекцией «Внешняя политика Китая»,  вице-президент Китайского института международных проблем Жуань Цзуэньпредложил  Кыргызстану «лучше присоединиться к экономическому поясу «Шелковый путь»  вместо Таможенного союза».

«Таможенный союз – это всего-навсего три страны, и неизвестно, кто еще решится стать его членом», - считает Жуань Цзуэнь.

ЭкономистЖумакадыр Акенеев отметил, что для Пекина гораздо выгодней, чтобы Кыргызстан оставался  в зоне китайских экономических интересов.

- Китай завозит в Кыргызстан огромные партии своего товара, а в свою очередь вывозит от нас сырьевые ресурсы. Все обещания китайских властей - наладить импорт кыргызстанских товаров в Поднебесную - это только лозунги. Реально Китаю наши товары не нужны. Поэтому для Кыргызстана важно войти в Таможенный союз, чтобы окончательно не стать придатком китайской экономики, - отметил эксперт в интервью.

Советник премьер-министра Олег Панкратов рассказал на «круглом столе» о будущем контрабанды в рамках ТС, точнее о том, что наше вступление в ТС подразумевает, что произойдет легализация теневого рынка КНР:

«Де-юре реэкспорт китайских товаров в Казахстан и другие страны Таможенного союза равен нулю, но де-факто он продолжается и является контрабандой. Страны Таможенного союза закрывают глаза на контрабанду китайских товаров из Кыргызстана. Китайские товары, которые заходят к нам по тарифам ВТО, не проходят в Таможенный союз, потому что растаможка проходит по высоким тарифам организации. Если есть спрос на менее дорогую продукцию, то никакие законы на бумагах не помешают ее переправке. Поэтому сейчас товар идет контрабандой и наши партнеры сегодня закрывают глаза на этот неофициальный реэкспорт, который идет в Таможенный союз. Но если мы договоримся о преференциях для Кыргызстана, то легализуем этот поток китайских товаров. Если мы не вступим в союз и не получим преференции, то завтра получим закрытую границу с Казахстаном».

 

Об автомобилях

Предположим, что Кыргызстан вступил в Таможенный союз. Как это отразится на простых людях и потребительском секторе страны? Кто-то замер в ожидании союза, как вестника благополучной жизни, а кто-то боится за свой бизнес. В том числе и автомобильный бизнес.

«Больше всего пострадают кыргызские потребители, - отвечает директор Фонда экономических исследований «Проект будущего» Аскар Бешимов,- Поскольку средний тариф увеличится более чем в 2 раза, вырастут цены на импортные товары. По данным исследования «Последствия вступления Кыргызстана в Таможенный союз РФ, РК и РБ», проведенного экспертами фонда «Проект будущего» при поддержке USAID и фонда «Евразия Центральной Азии», импортные лекарства подорожают на 10%, кожаные изделия на 20%, продовольственная корзина примерно на 15%, и т. д. Кыргызы не перестанут покупать китайскую, турецкую, европейскую одежду, мебель и кожу, но круг потребителей резко ограничится. Заметнее всего рост цен скажется на новых и подержанных автомобилях. Около 90% завозимых в страну автомобилей импортируется из стран Европы и ОАЭ. Так, наиболее популярные автомобили в республике, с момента выпуска которых прошло более пяти лет, с рабочим объемом двигателя более 1800 куб. см, но не более 2300 куб. см, будут облагаться пошлиной 4 евро за куб. см, при существующем 1 долл. США за куб. см. Пошлина на подержанные автомобили практически будет превышать их цену».

 

О дорожной карте

В министерстве экономики КР еще в начале августа заявляли, что этот документ готов и, скорее всего, будет одобрен экспертами стран-участниц "большой тройки". Однако международная рабочая группа, занимающаяся вопросом присоединения Киргизии к союзу, на своем заседании в Москве не одобрила этот документ - принятие "дорожной карты" по вступлению Кыргызстана в Таможенный союз неожиданно затянулось. «Дорожная карта" – документ, содержащий перечень условий, которые обязан выполнить каждый субъект, вступающий в ТС, пока не согласован и, по словам первого вице-премьер-министра КР Джоомарта Оторбаева, должна быть подписана в конце нынешнего или в начале будущего года.

 «У нас в стране степень  переработки очень низкая. Мы перерабатываем только 10% продукции, которая производится в сельском хозяйстве. Для поднятия нашего экспортного потенциала, мы можем использовать только страны ТС, потому, что у Кыргызстана нет другого выхода, кроме как вступать в Таможенный союз, ибо наша страна не имеет доступа ни к европейскому, ни к азиатскому, ни к американскому рынкам. Во-первых, нет инфраструктуры, во-вторых, наши товары не соответствуют тем стандартам, которые предъявляют развитые страны, в-третьих, там есть те же самые товары, но намного дешевле, потому что ограниченные объемы нашего производства автоматически увеличивают стоимость производимой продукции. Единственным выходом остаются рынки членов ТС - России, Белоруссии и Казахстана, правда в некоторых случаях и здесь у кыргызстанских товаров особого успеха может и не быть», - поясняет Темир Сариев.

По его словам, получается, что «потренировавшись» на Таможенном союзе, Кыргызстан сможет начать торговлю и со странами дальнего зарубежья.

«Что нам сейчас остается? Просчитывать и подсчитывать собственные экономические выгоды от вступления в ТС. Поэтому сегодня нам надо быть большими прагматиками и думать, как мы будем двигаться дальше», - подытожил  министр.

 

Подготовила Анна Мягчилова

Версия для печати   |   Просмотров: 2971   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная