POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Кумтор: битвы дилетантов, игры популистов, или провокации авантюристов?

21.11.2013 23:39 - Polit.kg

Кто-нибудь может дать однозначный  и категорический ответ, что происходит вокруг  этого золоторудного месторождения? Куча политических заявлений, решений всевозможных комиссий, постановлений и экспертиз, и ни ОДНОГО грамотного экономического расчета!  Ни одного аргументированного предложения в этом  оре желающих что-то еще урвать для себя: от банальных вымогателей до высокопоставленных демагогов при политике.  Как всегда вопрос забалтывается в процедурных дебрях – имел право или не имел, сделал - не сделал, какому владыке служил и в каких делишках кто был замешан, и т.д. Ну,  покажите общественности хотя бы примитивное решение этой проблемы,  дайте анализ производственной деятельности, и укажите конкретные факты и объемы негативного воздействия на окружающую среду! Ничего этого нет.

А что есть?

А есть, кроме политических заявлений с высоких и не очень трибун о том, что Кумтор нужно вернуть народу,  некий документ-обращение, который  исходит от гражданского движения «Кумтор-народу».  Понятное дело, вернуть  не в том исконном виде, в каком его приняли в разработку канадцы, а в современном состоянии, когда построены производственные мощности и вся инфраструктура.   Острие этого «документа» направлено против Меморандума, одобренного правительством и вынесенного на рассмотрение Жогорку Кенеша, и позже отклоненного им,  которым предусматривается  создание совместного предприятия по разработке месторождения с равными долями сторон. Почему 50 на 50?  На сей счет опять же не было предложено никаких расчетов, аргументировавших именно такое распределение долей.

Не удивительно, что депутаты, не имея расчетов (даже при наличии последних не факт, что Меморандум был бы утвержден, и народные избранники не потребовали бы пересмотра-пересчета) ЖК отклонил Меморандум под давлением радикально патриотически настроенных  депутатов.

Но в нашем случае удивительно другое. Сколько всевозможных заявлений-обращений граждан и общественных организаций годами остаются без всякой реакции высоких ведомств?! А тут  вдруг «документ» неизвестно откуда взявшейся организации из Таласской области (да и существует ли  эта организация как юридическое лицо с зарегистрированными в уставе правами и ответственностью?) подвергается столь тщательному анализу.   

Конечно, по мнению  активистов  общественной организации,  вся ответственность нынче ложится на премьера Ж.Сатыбалдиева и министра Т.Сариева, которые не принимают должных мер.  Мол, и само создание «Центерры» было незаконным, и Жогорку Кенеш не давал согласия на акционирование, и не было возбуждено уголовное дело  за нарушение природоохранного законодательства, не отреагировало правительство на завышение активов при создании «Центерры»,  не предъявило иск канадцам по проявлениям коррупции,  и никак не отреагировало на занижение  прогнозных запасов золота, не получило оценки участие Айдара Акаева в махинациях по созданию «Центерры», и т.д. и т.п.  Одним словом, если все это суммировать, то грехи  нынешнего правительства тянут чуть ли не на высшую меру!  Мол, все признаки коррупции налицо. Главная вина нынешней исполнительной власти – НЕПРИНЯТИЕ должных мер.

Расчетами  общественность  общественная организация «Кумтор – народу» не стала загружать,  предъявив канадцам  в возмещение ущерба и упущенной выгоды сумму в 3,5 млрд. долларов,  и потребовав долю республики в Кумторском проекте увеличить до 75 процентов.

Генеральная прокуратура КР  опирается в своем Протесте на Постановление правительства КР «О реструктуризации проекта «Кумтор» не на политические заявления, а на Закон.  И что примечательно, вся вина за реструктуризацию проекта Кумтор ложится на то самое правительство Н.Танаева, которое получило в 2003 году  постановлением  Законодательного собрания ЖК «О реструктуризации проекта «Кумторзолото» по предложению корпорации «Камеко Корпорейшн» от 20.06.2003 года (№1232-11) право вносить изменения и дополнения в Генеральное соглашение по месторождению «Кумтор»  между  Правительством КР и канадской корпорацией Камеко Корпорейшн» и в ТЭО проекта только с согласия Жогорку Кенеша.   Вопрос на засыпку: как могло правительство Танаева при реструктуризации проекта обойтись без разрешения Жогорку Кенеша?  И надо бы вспомнить поименно состав того Законодательного собрания Жогорку Кенеша, который не мог воспротивиться воли президента Акаева и не предпринял должных мер на игнорирование своих требований со стороны премьер-министра Н.Танаева.  Вспомнить для того, чтобы предъявить  часть требований  и к народным избранникам, тем более, что немало тех политиков сидит и в нынешнем составе Жогорку Кенеша! Так что, стоит ли снимать с себя вину за молчание и непротивление?  Если парламент принимает решение о признании постановления правительства ПРОТИВОЗАКОННЫМ, это должно непременно остановить процесс реструктуризации проекта, сделать невозможным дальнейшее функционирование предприятия. Но Кумтор продолжает работать и без высочайшего дозволения…

И где было надзорное око государства в лице Генеральной прокуратуры в 2003 году? Неужели потребовалось 10 лет для того, чтобы увидеть, что «Подписанные соглашения от 2003 года для Кыргызстана были невыгодными, так как должностные лица государственных органов Кыргызской Республики и ОАО «Кыргызалтын» , подготовив и подписав пакет документов о реструктуризации  проекта «Кумтор», умышленно лишили страну права управления данным проектом, в том числе по вопросам, касающимся доходов, расходов и распределения прибыли. В результате чего Кыргызская Республика в период с 2003 по 2009 год при наличии общих доходов ЗАО «Кумтор голд компани» по Кумторскому месторождению на сумму долее 2 млрд. долларов США и чистой прибыли более 250 млн. долларов США не получила никаких дивидендов».  Генеральная прокуратура только после смены власти  возбудила уголовное дело против должностных лиц,  участвующих в реструктуризации Кумтора,  и просит отменить постановление правительства «О реструктуризации проекта «Кумтор» № 853 как противоречащего требованиям нормативно-правового акта КР.

К сожалению, Генпрокуратура и сама вряд ли представляет себе механизм такой «отмены».   Как отменить то, что работает и де-факто узаконено? Ведь не отказывается же государство от налоговых платежей от Кумтора и его социальных программ?  И как повернуть вспять процесс реструктуризации?  Даже правительственный Меморандум предлагает лишь создание совместного предприятия на базе ныне существующих. А если мы признаем ныне существующие организации незаконными, то на каком основании на их базе можно что-то строить? 

Выходит, придется признать противозаконными и все последующие  отношения между правительством КР и «Кумтором»?  Похоже, именно над решением  этих правовых коллизий и ломают сегодня головы юристы, загнанные в угол политическими требованиями.   Специалисты в области государственной  безопасности предупреждают о возможных негативных последствиях  в развитии отношений с Кумтором.  При решении проблем с Кумтором необходимо тщательно взвешивать арбитражные риски, которые не просто возможны, но неизбежны со стороны акционеров и прочих инвесторов «Центерры».  Очень велика  вероятность проигрыша Правительства Кыргызстана по арбитражным искам, связанным и с исполнением различных договоров «Центерры».  Выходя с требованием о денонсации соглашения от 2009 года, кыргызской стороне надо бы особо озаботиться  проработкой доказательной базы, отстаивая свои требования, и  в первую очередь иметь на руках очень грамотный экономический анализ. 

Но, судя по ситуации вокруг Кумтора, и опираясь на укоренившуюся практику решения хозяйственных споров, даже с участием иностранных инвесторов, можно предположить с большой долей вероятности, что призывы к здравомыслию не будут услышаны. Правительство Сатыбалдиева не сможет убедить подавляющее большинство депутатов ЖК в правильности предлагаемых им мер.  Парламентарии, скорее всего, примут популистское решение о денонсации соглашения и национализации Кумтора, дабы угодить  своим избирателям, которые не сильны в экономики, но зато очень активны в политических акциях протестов. Национализация рудника вызовет кратковременный, но болезненный коллапс в экономике страны, который будет несколько сглажен перепродажей Кумтора скорее всего китайцам.  Последующие иски, тем не менее,  придется оплачивать Кыргызстану – из  тех прибылей «Кумтора», которые могли бы пойти на социальные проекты.  Поэтому ожидать  увеличения  поступлений от золоторудных месторождений ни в ближайшей, ни  в отдаленной перспективе не приходится.  И даже увеличение доли Кыргызстана в совместном проекте до 80 процентов не приведет к реальному повышению доходов от золотодобычи.  А  переход управления рудником в руки отечественных менеджеров по устоявшейся традиции, скорее всего,  увеличит коррупционные проявления и обогащение небольшой кучки влиятельных лиц.

Как хочется ошибиться в этих прогнозах!

Адик Саидов, обозреватель POLIT.KG

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1291   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная