POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 22 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Проблемы профессионального образования в Кыргызстане

11.12.2013 18:38 - Polit.kg

Швейная отрасль давно и прочно утвердилась в качестве флагмана легкой промышленности республики, но это отнюдь не значит, что трудностей в данной производственной сфере меньше, чем где-либо. Напротив, ускоренный, в сравнении с другими отраслями, темп развития, необходимость постоянной модернизации и высокая конкуренция создают условия, при которых швейники сегодня первыми сталкиваются со всеми  проблемами отечественной экономики и рынка труда. Наиболее острая потребность швейного производства в стране – обеспеченность  профессиональными кадрами. Тенденция, характерная и для многих других наших отраслей, но для самой передовой, закономерно, – и самая актуальная.

 

Обученный не значит компетентный

«Помните, как раньше часто говорили, когда выпускник техникума или института только приходил на работу, «забудь все, чему тебя учили». Так вот, это и сейчас происходит. Но мир-то стал другим, другие темпы, все очень интенсивно меняется, и времени на то, чтобы переобучать, у работодателя просто нет. Мировая образовательная тенденция теперь направлена на формирование компетенции, понятие для нас новое, но очень важное  и необходимое, - рассказываетГайша Ибрагимова, президент Ассоциации «Союз образовательных учреждений». – Ведь у нас, даже если человек добросовестно учился, попадая на рынок труда, он зачастую сталкивается с требованиями, которых не ожидал. Да и ожидания работодателя, в свою очередь, не совпадают с реальностью – с профессиональным уровнем этих молодых кадров».

Сами же производственники говорят о том, что им по большей части приходится не просто доучивать или корректировать знания своих работников, а начинать весь цикл обучения с нуля. Причем, иной раз даже не с прикладных основ специальности, а с элементарных навыков чтения и письма. Да, бывают и такие выпускники профтехучилищ, которые не могут составить заявление о приеме на работу и по слогам разбирают инструкции технолога. Эльза Ким, директор ОсОО «Александра-Мода»: «Эта проблема для нас, как работодателей, существует не первый год. И мы все стараемся внедрять у себя на производстве какие-то образовательные программы, у меня открыт учебный кабинет, где есть готовые обучающие материалы, эта мат.база периодически чем-то пополняется. К примеру, недавно у меня возникла проблема с утюжниками. Как бы хорошо швея ни сшила, если изделие неправильно отгладить, выглядеть оно будет как брак. В итоге я стала снимать обучающие видео, где показано, как должен работать утюжник. Думаю, что сам принцип подготовки специалистов в учебных заведениях следует пересмотреть в сторону увеличения часов практики. Идеальным было бы соотношение теории и практики: 30% на 70%.

Также хотелось бы, чтобы курсы обучения были четко структурированы, чтобы велась выработка определенных компетенций с постепенным усложнением материала – от основ к частному. Сейчас швеи обучаются по принципу – умение шить юбки, брюки и т.п. При этом само владение швейной машиной может оставаться на катастрофически низком уровне. Более целесообразно сначала научить швею уверенно обращаться со швейной машиной, знать и соблюдать технику безопасности – мы ведь тоже боимся за своих работников, когда они к нам приходят неподготовленные и буквально могут себе палец иглой прошить. Затем надо уметь выполнять качественные строчки на разных тканях, и только потом подойдет этап обучения шитью конкретных изделий, как то юбки, жакеты, брюки».

Профессиональное образование (вообще, а не только в швейной промышленности), как неоднократно заявлялось всеми профильными ведомствами, начиная с Министерства образования, должно выполнять определенный социальный заказ, учитывать потребности рынка труда, но на деле мы до сих пор имеем по-своему отлаженную систему производства псевдоспециалистов, причем порой в таких сферах, которые не имеют никакого практического применения. «Отсутствует связь между учебным заведением и работодателем, - считает Гайша Ибрагимова. – Задача первого – учить, но не оценивать уровень знаний и качество подготовки. Таким оценщиком по факту выступает уже только работодатель. Необходима какая-то смычка между ними. Как донести до учебного заведения мнение о качестве? Для этих целей должны быть созданы специализированные центры оценки, которые бы обеспечивали обмен такой информацией, условно говоря, между заказчиком и исполнителем».

Но даже и центров оценки качества подготовки специалистов в сложившихся условиях недостаточно для того, чтобы рынок труда пополнялся востребованными кадрами, а не потенциальными безработными. Нужна отраслевая квалификационная система, включающая профессиональный стандарт, расписанный отдельно для каждой специальности (чтобы знать, чему учить), и так называемую рамку квалификации (дифференцирующую уровни компетенции и трудовых функций специалистов в соответствии с их навыками и образованием).  

 

Зачем нужна отраслевая рамка квалификации?      

«Квалификационная система нам необходима в первую очередь для того, чтобы человек мог подтвердить свои профессиональные знания. Сегодня мы имеем такой парадокс, когда некоторые проф.лицеи, которые в последние годы успешно совершенствовали свои программы, имеют уровень подготовки специалистов, соответствующий европейским колледжам. Другие, в то же время, готовят работников – опять же соответственно европейской системе – так называемой второй ступени. И есть у нас вузы, присваивающие степени бакалавра и магистра, уровень которых по международным меркам – только начальный,- рассказывает Гайша Ибрагимова. – Таким образом, нет соотнесенности наших дипломов с международными стандартами, и соответственно их не признают в других странах, а это вопрос очень актуальный для трудовых мигрантов. Зачастую наши специалисты, даже имея высокий уровень знаний, могут претендовать в своей сфере деятельности только на самую низшую отраслевую ступень за рубежом».

Еще одна проблема – отсутствие в существующем классификаторе некоторых новых специальностей, появившихся в последние годы. Редакция этого документа от 1998 года современных профессий естественно не коснулась, а значит и те люди, чьи специальности не попали в классификатор, уже сейчас имеют проблемы с соцзащитой, а в будущем потенциально – и с пенсией.

Швейной отрасли, как одной из самых перспективных у нас, с урегулированием проблем квалификационной системы вызвался помочь Европейский Союз. В рамках проекта ЕС «Поддержка государственных органов в секторе образования» республике решено выделить грант в размере 17 млн. евро. От нас требуется провести соответствующие секторальные исследования, выяснить потребности работодателей швейной отрасли и разработать на основе полученных данных пакеты образовательных стандартов, внедрение которых в учебную практику и профинансирует ЕС. «Нашей главной задачей является поддержка профильных ведомств в выполнении условий Евросоюза. Это пересмотр стандартов образования, на основе которых должно меняться его содержание. Приоритетом нашей программы стала легкая промышленность и, в частности, швейная отрасль. Работодатели при этом должны предложить свое видение профессиональных компетенций, т.к. кадры готовятся непосредственно для них. Работа ведется в соответствии с договором, заключенным между Еврокомиссией и Правительством Кыргызстана», - сообщил руководитель проекта ЕС Арам Авагян.

Евг. Николаева, спец. корр. POLIT.kg

Версия для печати   |   Просмотров: 1872   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная