POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 20 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Проблемы профессионального образования в Кыргызстане

11.12.2013 18:38 - Polit.kg

Швейная отрасль давно и прочно утвердилась в качестве флагмана легкой промышленности республики, но это отнюдь не значит, что трудностей в данной производственной сфере меньше, чем где-либо. Напротив, ускоренный, в сравнении с другими отраслями, темп развития, необходимость постоянной модернизации и высокая конкуренция создают условия, при которых швейники сегодня первыми сталкиваются со всеми  проблемами отечественной экономики и рынка труда. Наиболее острая потребность швейного производства в стране – обеспеченность  профессиональными кадрами. Тенденция, характерная и для многих других наших отраслей, но для самой передовой, закономерно, – и самая актуальная.

 

Обученный не значит компетентный

«Помните, как раньше часто говорили, когда выпускник техникума или института только приходил на работу, «забудь все, чему тебя учили». Так вот, это и сейчас происходит. Но мир-то стал другим, другие темпы, все очень интенсивно меняется, и времени на то, чтобы переобучать, у работодателя просто нет. Мировая образовательная тенденция теперь направлена на формирование компетенции, понятие для нас новое, но очень важное  и необходимое, - рассказываетГайша Ибрагимова, президент Ассоциации «Союз образовательных учреждений». – Ведь у нас, даже если человек добросовестно учился, попадая на рынок труда, он зачастую сталкивается с требованиями, которых не ожидал. Да и ожидания работодателя, в свою очередь, не совпадают с реальностью – с профессиональным уровнем этих молодых кадров».

Сами же производственники говорят о том, что им по большей части приходится не просто доучивать или корректировать знания своих работников, а начинать весь цикл обучения с нуля. Причем, иной раз даже не с прикладных основ специальности, а с элементарных навыков чтения и письма. Да, бывают и такие выпускники профтехучилищ, которые не могут составить заявление о приеме на работу и по слогам разбирают инструкции технолога. Эльза Ким, директор ОсОО «Александра-Мода»: «Эта проблема для нас, как работодателей, существует не первый год. И мы все стараемся внедрять у себя на производстве какие-то образовательные программы, у меня открыт учебный кабинет, где есть готовые обучающие материалы, эта мат.база периодически чем-то пополняется. К примеру, недавно у меня возникла проблема с утюжниками. Как бы хорошо швея ни сшила, если изделие неправильно отгладить, выглядеть оно будет как брак. В итоге я стала снимать обучающие видео, где показано, как должен работать утюжник. Думаю, что сам принцип подготовки специалистов в учебных заведениях следует пересмотреть в сторону увеличения часов практики. Идеальным было бы соотношение теории и практики: 30% на 70%.

Также хотелось бы, чтобы курсы обучения были четко структурированы, чтобы велась выработка определенных компетенций с постепенным усложнением материала – от основ к частному. Сейчас швеи обучаются по принципу – умение шить юбки, брюки и т.п. При этом само владение швейной машиной может оставаться на катастрофически низком уровне. Более целесообразно сначала научить швею уверенно обращаться со швейной машиной, знать и соблюдать технику безопасности – мы ведь тоже боимся за своих работников, когда они к нам приходят неподготовленные и буквально могут себе палец иглой прошить. Затем надо уметь выполнять качественные строчки на разных тканях, и только потом подойдет этап обучения шитью конкретных изделий, как то юбки, жакеты, брюки».

Профессиональное образование (вообще, а не только в швейной промышленности), как неоднократно заявлялось всеми профильными ведомствами, начиная с Министерства образования, должно выполнять определенный социальный заказ, учитывать потребности рынка труда, но на деле мы до сих пор имеем по-своему отлаженную систему производства псевдоспециалистов, причем порой в таких сферах, которые не имеют никакого практического применения. «Отсутствует связь между учебным заведением и работодателем, - считает Гайша Ибрагимова. – Задача первого – учить, но не оценивать уровень знаний и качество подготовки. Таким оценщиком по факту выступает уже только работодатель. Необходима какая-то смычка между ними. Как донести до учебного заведения мнение о качестве? Для этих целей должны быть созданы специализированные центры оценки, которые бы обеспечивали обмен такой информацией, условно говоря, между заказчиком и исполнителем».

Но даже и центров оценки качества подготовки специалистов в сложившихся условиях недостаточно для того, чтобы рынок труда пополнялся востребованными кадрами, а не потенциальными безработными. Нужна отраслевая квалификационная система, включающая профессиональный стандарт, расписанный отдельно для каждой специальности (чтобы знать, чему учить), и так называемую рамку квалификации (дифференцирующую уровни компетенции и трудовых функций специалистов в соответствии с их навыками и образованием).  

 

Зачем нужна отраслевая рамка квалификации?      

«Квалификационная система нам необходима в первую очередь для того, чтобы человек мог подтвердить свои профессиональные знания. Сегодня мы имеем такой парадокс, когда некоторые проф.лицеи, которые в последние годы успешно совершенствовали свои программы, имеют уровень подготовки специалистов, соответствующий европейским колледжам. Другие, в то же время, готовят работников – опять же соответственно европейской системе – так называемой второй ступени. И есть у нас вузы, присваивающие степени бакалавра и магистра, уровень которых по международным меркам – только начальный,- рассказывает Гайша Ибрагимова. – Таким образом, нет соотнесенности наших дипломов с международными стандартами, и соответственно их не признают в других странах, а это вопрос очень актуальный для трудовых мигрантов. Зачастую наши специалисты, даже имея высокий уровень знаний, могут претендовать в своей сфере деятельности только на самую низшую отраслевую ступень за рубежом».

Еще одна проблема – отсутствие в существующем классификаторе некоторых новых специальностей, появившихся в последние годы. Редакция этого документа от 1998 года современных профессий естественно не коснулась, а значит и те люди, чьи специальности не попали в классификатор, уже сейчас имеют проблемы с соцзащитой, а в будущем потенциально – и с пенсией.

Швейной отрасли, как одной из самых перспективных у нас, с урегулированием проблем квалификационной системы вызвался помочь Европейский Союз. В рамках проекта ЕС «Поддержка государственных органов в секторе образования» республике решено выделить грант в размере 17 млн. евро. От нас требуется провести соответствующие секторальные исследования, выяснить потребности работодателей швейной отрасли и разработать на основе полученных данных пакеты образовательных стандартов, внедрение которых в учебную практику и профинансирует ЕС. «Нашей главной задачей является поддержка профильных ведомств в выполнении условий Евросоюза. Это пересмотр стандартов образования, на основе которых должно меняться его содержание. Приоритетом нашей программы стала легкая промышленность и, в частности, швейная отрасль. Работодатели при этом должны предложить свое видение профессиональных компетенций, т.к. кадры готовятся непосредственно для них. Работа ведется в соответствии с договором, заключенным между Еврокомиссией и Правительством Кыргызстана», - сообщил руководитель проекта ЕС Арам Авагян.

Евг. Николаева, спец. корр. POLIT.kg

Версия для печати   |   Просмотров: 1805   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная