POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Депутаты ЖК подсчитали, из чего будет складываться госбюджет Кыргызстана на 2015-2016 годы.

18.12.2013 15:51 - Polit.kg

На прошлой неделе в ЖК состоялись парламентские слушания по госбюджету на 2014 год и его прогнозу на 2015–2016 годы. Комитет по бюджету и финансам при содействии проекта USAID и ПРООН пригласил все заинтересованные стороны на открытые слушания. 

Похвально и вместе с тем удивительно, что накануне слушаний депутаты поддержали законопроект «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2014 год и прогнозе на 2015—2016 годы».  Они наметили темпы роста ВВП, утвердили план мероприятий  правительства на будущий год, хотя  толком никто не знает, как вступление в Таможенный союз отразится на этих прогнозах. Либо, они понимают, что до конца 2016 года вступления Кыргызстана в  ТС не будет.

Но, тем не менее, вот какие планируются

 

Реальные темпы роста ВВП:

на уровне 6,9% в 2014 году,   6,6% — в 2015 году   и 5,9% в 2016 году. Они будут достигнуты за счет роста отраслей экономики: сферы услуг (2014 год — 5,3%, 2015 год — 5,9%, 2016 год — 5,8%), строительства (2014 год — 15,5%, 2015 год — 18,4%, 2016 год — 19,8%), сельского хозяйства (2014 год — 2%, 2015 год — 2,5%, 2016 год — 2,5%), промышленности (2014 год — 13,2%, 2015 год — 8,2%, 2016 год — 3,4%).

Обычно при упоминании о бюджете его объем сравнивают с объемом ВВП. Помните, президент Атамбаев обращался к СМИ: "В этом году рост  ВВП составил 7,2%, почему вы не пишете о таких хороших явлениях?!" Спору нет, возможно, был рост ВВП. Однако оказал ли он  положительное влияние на благополучие  всего народа, его экономическое, социальное положение? Ощущаем ли мы этот рост на «своей шкуре»? По словам экономистов, экспертов, ВВП Кыргызстана показывал реальные хорошие результаты в 2011 году. В 2012 году экономические показатели резко ухудшились, все секторы экономики откатились назад. В этом году мы привели экономику в состояние, которое было 2 года назад.

По информации министра финансов Ольги Лавровой, общие доходы республиканского бюджета в 2014 году предусматриваются в сумме 92,9 млрд сомов, или 23,2% к ВВП. Общий объем расходов республиканского бюджета на 2014 год установлен на уровне 110,8 млрд сомов.

По проекту республиканского бюджета на 2014 год прогнозируется дефицит бюджета в сумме 17,9 млрд сомов. На покрытие дефицита бюджета в 2014 году предусмотрены источники финансирования в сумме 17,3 млн сомов. По новой методике исчисления дефицит бюджета составит 9,4 млрд сомов.

 

Откуда брать деньги?

Министр финансов Ольга Лаврова заявила, что источники компенсации дефицита бюджета на будущий год уже определены. На 2014 год спрогнозировано получение 17 миллиардов 322 миллионов сомов на покрытие дефицита бюджета. За счет чего?

«Источники в размере 7 миллиардов 877 миллионов сомов определены за счет внутренних ресурсов. Но местные бюджеты по–прежнему зависимы от республиканского, поэтому главный финансовый документ страны остается дотационным, а также зависимым от внешних источников финансирования. Но в республиканском бюджете ожидается снижение дефицита», - сказала Лаврова.

По словам министра, госбюджет формировался исходя из основных макроэкономических показателей. В будущем году ожидается объем ВВП в размере 401 миллиарда сомов.

«Инфляция прогнозируется на уровне восьми процентов. На основе этих показателей составлен проект бюджета на будущий год. Так, доходная часть госбюджета составляет 107 миллиардов 700 миллионов сомов, расходная — 116 миллиардов 600 миллионов сомов. Дефицит составит 2,4 процента к уровню ВВП. Счетная палата по итогам проверки 2012 года пришла к выводу, что нужно изменить методику расчета дефицита согласно требованиям международных финансовых расчетов. Так, СП рекомендовала исключить из расходной части финансирование по программе госинвестиций и перевести их за балансовую черту, то есть в финансовые активы. Это не отражается ни на ресурсной части, ни на расходах госбюджета», — проинформировала Лаврова.

 

Крепить бюджет страны  будем квашеной капустой и солеными огурцами!

Все эти цифры, которые из года в год обнадеживающе слетают с уст чиновников, ни о чем пока не говорят. Зато есть другой показательный пример.   Правительство Кыргызстана предложило  пересмотреть систему налогообложения на основе добровольного патента.Изменения в постановление «Об утверждении базовой суммы налога на основе добровольного патента по видам предпринимательской деятельности» Министерство финансов вынесло на общественное обсуждение.

Как пояснили в Минфине, документом предлагается упорядочить и систематизировать виды предпринимательской деятельности на основе добровольного патента в соответствии с государственным классификатором.

Иными словами, предлагается охватить налогом на основе добровольного патента розничную реализацию продовольственных и непродовольственных товаров вне магазинов, торговых центров и рынков. К ней относится торговля с лотков, прилавков, ручных передвижных тележек, навесов, автотранспортных средств и с рук. Раньше эти и другие виды экономической деятельности в качестве объектов налогообложения не рассматривались.

Если поправки в правительственное постановление будут утверждены, то, по мнению налоговиков, увеличится количество людей, тех же уличных торговцев, которые будут платить налоги. И, разумеется, увеличатся и налоговые поступления в казну.

Понятно, делается это для того, чтобы таким образом  залатать дыры в бюджете. Ситуация с доходной частью бюджета чрезвычайная. О чем не раз говорилось с разных трибун. «Согласно нашему анализу, за январь–сентябрь план по сбору налогов не выполнен по 30 подразделениям налоговой службы, — сказала министр финансов Ольга Лаврова. — Некоторые районные инспекции не выполняли план по нескольку месяцев».

Готовы ли уличные продавцы  аплодировать инициативе налоговиком и финансистов?

Большинство уличных торговцев ни сном ни духом не ведали, что им, возможно, скоро придется брать патент.

«Как же так? Я ведь сама эти цветы выращиваю, не перекупаю! – сокрушается женщина, которая уже не первый год торгует домашними растениями неподалеку от Ортосайского рынка. – Мало того, что место отобрали (теперь вдоль улицы Донецкая, что проходит  параллельно рынку запретили торговать. – прим.авт), так еще и последние гроши отнимают».

Ее «коллега  по несчастью» баба Тома стоит с двумя эмалированными ведрами: в одном из них капуста, во втором огурцы.  Она недоумевает: «Это они (минфин – прим.авт) под новый год решили нас «обрадовать»? Мы за эту неделю хоть немного заработать можем. И то, каждый подходит и «доит». Все, начиная с участковых и заканчивая пожарниками. Как же им там не стыдно? Разве это мы особняки строим и не платим за газ и свет?»

Откуда такая осведомленность у простых жителей? Сейчас уже все говорят об отдельных владельцах «хором», у которых хватает наглости не платить за услуги. Очень сомнительно, что такие личности и налоги платят своевременно. Или что их вообще платят. А потом у высшего руководства появляется вопрос: «Почему не выполнен план по сбору налогов по 30 подразделениям ГНС?» Наверное,  потому, что вот такие бедолаги, у которых нет другой работы, выходят торговать на улицу и не платят за это налог.

Казна за счет них явно не разбогатеет, а народ, который и так не чувствует поддержки государства, озлобится еще больше.

Жумакадыр АКЕНЕЕВ, доктор экономических наук, профессор[1]:

— Конечно, патенты на торговую деятельность должны существовать. Но не на уличную же торговлю, как предлагается. Понятно, что люди торгуют кто чем может не от хорошей жизни, они пытаются просто таким образом держаться на плаву. Если заставят брать патент и их, то увеличится количество самоубийств, уровень преступности, возрастет и армия трудовых мигрантов, которых никто и нигде не ждет. Иными словами, правительство хочет вообще загнать народ в угол. Рабочие места создавать надо. У нас есть сферы, откуда можно черпать деньги в казну, — туризм, энергетика, горнодобывающая промышленность.

ДепутатДастан Бекешев тоже считает предлагаемую инициативу бессмыслицей. Он призвал кабмин увеличивать налоговые поступления путем установки кассовых аппаратов, а не простым методом увеличения тех или иных налогов. По его словам, в Малайзии, после того как везде установили кассовые аппараты и стали требовать чеки, поступления по налогам резко выросли.

— У них по чекам даже лотерея разыгрывалась. У нас многие не требуют чеки. Но давайте увеличивать налоговые поступления путем улучшения администрирования таким образом, чтобы сами граждане были заинтересованы, — сказал Бекешев.

 

«Подайте депутату на пропитание…»

При обсуждении бюджета на 2014 год в парламенте выявились и другие интересные факты. Как оказалось, четыре нардепа получают государственные пособия. Но их имена пока не озвучены.

Один из них, понятное дело, Дастан Бекешев.  А остальные трое? Конечно, то, что они получают и заработную плату, и пособие - нелицеприятное явление. Если выяснится, что три депутата получали пособие незаконно, то в их отношении могут возбудить уголовное дело.

«Государственные пособия выдаются и отдельным небедным трудоспособным гражданам. Среди них есть люди, работающие на высоких политических должностях, и даже депутаты. Такое явление заставляет усомниться в социальном равенстве. – проинформировала  независимый эксперт Назгуль Ташпаева. - Такие правила должны быть срочно устранены. Каждый из нас знает, что в республике и так сохраняется тенденция низких пособий. Так, размер пособия для малообеспеченных семей составляет 486 сомов».

А теперь подсчитаем. В среднем депутатская зарплата колеблется от 40 до 60 тысяч сом. Нужна ли им эта мизерная надбавка? Или там совсем другая сумма?

Ответа на этот вопрос пока нет. Как позже рассказал депутат от фракции «Республика» Курманбек Дыйканбаев, четверо его коллег действительно являются получателями пособий. Но имен он не назвал.

Что касается выделения средств на социальные нужды (в их числе и пособия), то стало известно, что по сравнению с прошлым годом, в будущем на эти нужды будет выделено на 4 млрд сомов больше. Теперь попытаемся увидеть прогресс на примере.  Несмотря на то, что в новом бюджете приоритет отдаётся социальной сфере, минимальный размер пособий сохраняется на прежнем уровне. В настоящее время размер пособий малоимущим семьям составляет, как мы уже сказали,  всего 486 сомов. В 2014 году он поднимется на 10 процентов и составит 526 сомов.

Активистку Ташпаеву тоже удивляет такое положение дел:

«Если говорить о детях в интернатах, то размер пособия составляет 3 тыс. сомов. Сироты получают только одну тысячу, что составляет 25% от прожиточного минимума. На кого же ориентирован наш бюджет? Но зачастую пособия предоставляются небедным и трудоспособным гражданам. Разве справедливо, что среди получателей пособий имеются лица, занимающих хорошие посты, в том числе и депутаты?», - вопрошает  Ташпаева.

А эксперт Рита Карасартоваподчеркнула, что парламентарии не относятся к нуждающимся слоям населения, поэтому они могли бы и не получать их, поскольку нуждающихся в государственной поддержке хватает и так. Вместе с тем, она отметила, что эти пособия выдаются зачастую за «заслуги перед государством». «О каких конкретно заслугах идет речь? Давайте опубликуем, кто и за что получает эти пособия», - призвала она.

 

Кредиты и гранты – костыли для бюджета

Основополагающий момент в теме бюджета Кыргызстана. В каком размере, когда и кем будет финансово подпитана  Кыргызской Республике в предстоящем году точно пока не может сказать никто.  Долю грантов и кредитов  в проекте бюджета-2014 пока предполагают в 23%.

«В проекте бюджета 2014 года 23% - это гранты и кредиты», - заявил на парламентских слушаниях по главному финансовому документу на 2014 год экономический эксперт Бакыт Сатыбеков.

По его словам, при получении помощи из внешних источников наблюдается тенденция заключения двусторонних соглашений. «На китайский Экспортно-импортный банк приходится около $1 млрд. Больший упор нужно делать на многосторонние займы. На сайте Минфина отсутствует полная информация о внешней помощи, которая уже получена. На интернет-ресурсах международных организаций информации больше. Но поскольку их данные публикуются на английском языке, общественность не имеет к ним доступа», - сказал Сатыбеков.

 

Затяните пояса и зашейте карманы!

По словам экономистов, бюджет следующего года составит ту же сумму, что и в  этом году.[2]  Меньше может быть, но больше невозможно. Потому что нет гарантий успешности работы "Кумтора". Других источников дохода пока не создано. По привычке приходящие извне деньги вложат в бюджет. Есть соглашения с Китаем по проектам на 3 млрд долларов. Сейчас правительство ломает  голову: "Сколько от тех денег внесем в бюджет?" Пока неизвестно, сколько придет денежных средство согласно проекту.

Не очень хорошо идут дела у Фонда управления имуществом, заработанные деньги за счет дивидендов слишком малы для поднятия одного краешка бюджета. А ведь предполагется в следующем году повысить  зарплаты сотрудникам силовых органов.  А где брать дополнительные средства?  

Хотя, выход небольшой есть: активнее сокращать расходы на содержание управляющего аппарата высших органов власти, в том числе и самого Жогорку Кенеша. Ведь в прошлые годы озвучивалась идея установить для финансирования всех ветвей власти не фиксированные суммы, а процент от ВВП. Арифметика-то тут простая: чем эффективнее работа исполнительной и законодательной ветвей власти, тем выше будет ВВП, тем больше будут и доходы властьимущих. Ну, а если власть на всех уровнях только тормозит развитие экономики, то и платить ей не за что!

Анна Мягчилова

Фото пресс-службы ЖК



[1]http://members.vb.kg/2013/12/17/panorama/8_print.html

[2] Источник: газета "De факто" № 49 от 13.12.2013 / стр. 10

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1476   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная