POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Воскресение, 18 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Александр Князев подводит политические итоги 2013 года для Кыргызстана

19.12.2013 20:21 - Polit.kg
Александр Князев подводит политические итоги 2013 года для Кыргызстана

18 декабря в пресс-центре «Россия» состоялась пресс-конференция  эксперта-востоковеда Александра Князева. По той причине, что въезд на территорию Кыргызской Республики для него закрыт решением местного комитета национальной безопасности[1],  пресс-конференцию  учёный  провел посредством видеосвязи. Тем не менее, получился довольно содержательный разговор, сконцентрированный на подведении итогов 2013 года. Попутно эксперт дал оценку перспективам участия страны в актуальных для евразийского пространства процессах экономической и политической интеграции.

 

Князев:  Для начала хотел бы сравнить сегодняшнее состояние республики с тем, о чём я говорил на моей прошлой пресс-конференции в пресс-центре «Россия» 26 марта сего года. Тогда речь шла о том, что вступление Киргизии в Таможенный союз — факт очень спорный, строительство Камбар-Аты — и вовсе не факт, а нынешнее руководство республики не вызывает доверия у своих партнёров — прежде всего, у России. Обращаю внимание на то, что всё, о чём говорилось тогда, сегодня только подтверждается. Камбар-Ата остаётся мифом. Возведение более перспективного  Верхненарынского каскада ГЭС после торжественных мероприятий так и не продвинулось. Вопрос о вступлении в Таможенный союз саботируется прежде всего киргизской стороной, настаивающей на невыполнении общих требований. Перечисление можно закончить российской военно-технической помощью,  поставок которой в КР тоже пока не предвидится — это при том, что было обещание осуществить их до конца текущего года. По моим оценкам, в настоящее время у руководства России очень высок уровень недоверия к действующему руководству Киргизии: нет никаких оснований думать, что Атамбаев не обманет Российскую Федерацию так же, как это сделал в своё время Бакиев. Так что состояние международных отношений сейчас очень похоже на позднебакиевский период 2009-2010 гг.

Киргизия — очень сложная в региональном отношении страна. И сегодня связанные с этим проблемы только усугубляются: вместо того, чтобы искать компромисс между региональными элитами, под видом борьбы с коррупцией начинается борьба с политиками, представляющими оппозиционный лагерь. Не лучше ли сбалансировать все ветви власти и в мирной обстановке попытаться решить социально-экономические проблемы? Что касается «борьбы с коррупцией», то давайте сравним ситуацию с Кельдибековым и с Омуркуловым: один в СИЗО, другой — дома. Вот пример «борьбы с коррупцией».


Вопрос POLIT.KG: Не кажется ли Вам, что довольно большая часть вины за нынешнее состояние киргизско-российских отношений лежит на российской стороне? Почему? Россия то и дело заявляет, что она заинтересована в развитии то энергетики Кыргызстана, то в политической стабильности в этой стране, то в развитии промышленности и эта заинтересованность создает у кыргызстанцев представление о том, что это Москва преследует свои интересы! Теперь стоит вопрос о вхождении Кыргызстана в Таможенный союз, и опять возникает представление, что это нужно России. Но это не так! Это Кыргызстан должен быть заинтересован в Таможенном союзе в первую очередь!  Можно ли вообще говорить о том, что Россия как-то заинтересована в участии КР в Таможенном союзе, если роль нашей республики в предполагаемой интеграции мизерна?

Князев:  Россия заинтересована в принятии Киргизии в Таможенный союз, исходя из политических соображений — экономического интереса здесь нет. Но для двух других участников ТС этот союз — прежде всего экономический. И те преференции, которые киргизское руководство требует для себя при вступлении в ТС (ежегодные выплаты, сохранение товарного коридора в Китай), - это проблема прежде всего для Казахстана и Белоруссии. На недавнем саммите ТС в Минске прозвучало главное: не надо путать экономику с политикой. А теперь посмотрите, как активизировались киргизские политики в последнее время: налицо их нежелание вступать в Таможенный союз. Какой может быть Таможенный союз, если остаются реэкспортные коридоры? У руководства Киргизии просто не хватает политической воли, чтобы прекратить существование этих коридоров. За те три года, что Атамбаев говорит о вступлении в ТС, можно было хотя бы дать льготы и преференции местным производителям, в том числе и в сельскохозяйственном секторе (многие российские регионы заинтересованы в заключении двухсторонних договоров на поставку киргизской продукции). Но ничего не сделано! В ходу только пустые разговоры.

 

Вопрос: Вчера, отвечая на вопрос о возможных вызовах национальной безопасности Кыргызстана, президент Атамбаев сказал, что внешние угрозы его не пугают, так как страна входит в состав ОДКБ. Как Вы считаете, действительно ли внешних угроз на данный момент нет?

Князев: В современном мире, находящемся в условиях глобализации,  наличие серьёзных внутренних угроз невозможно без определённых внешних воздействий. Проекты заинтересованных сторон в Киргизии серьёзно расходятся.  Взять хотя бы китайский проект железной дороги Кашгар-Ош-Андижан и другой проект, который был предложен киргизской стороной в мае, - вертикаль Таджикистан-Киргизия с дальнейшим подсоединением к казахстанской и российской сети. Оба проекта имеют связь с внутренними проблемами. Если будет продолжаться давление Атамбаева на южную киргизскую элиту, нельзя исключать того, что китайцы могут запустить на юге КР процесс сепаратизации или  как минимум автономизации. Китайцам железная дорога Кашгар-Андижан очень нужна,  а значит, ради достижения своих целей Пекин может «напомнить» Киргизии и о существовании межэтнических проблем, проблем взаимоотношения с Узбекистаном. А тут — множество других конфликтных точек. Совсем недавно один мой ташкентский коллега очень ёмко выразился: «В Бишкеке просто не с кем разговаривать». В Москве тоже начинают понимать, что с сегодняшней киргизской властью разговаривать смысла нет, потому как она ничего не решает, а если и решает, то ни в собственных интересах, ни в интересах ближайших партнёров.

 

Вопрос: Как Вы оцениваете эффективность работы парламента КР? Уже три года мы живём вроде как при парламентской форме управления, но если посмотреть, кто принимает решения и кто несёт ответственность за их исполнение, в этом можно засомневаться. Может быть, настало время сказать парламенту «кетсин»?

Князев: Я думаю, что дело не в парламенте, а в политической системе как таковой. Кстати, в обвинении, которое было выдвинуто в мой адрес ГКНБ КР и затем подтверждено межрайонным судом г. Бишкек, наличествовала формула «критикует нашу политическую систему». Я напомню всем, что ещё летом 2010 года не менее серьёзную критику можно было услышать от президента РФ Дмитрия Медведева. Может быть, ему тоже запретить въезд в Киргизию за эту критику? Но это — лирическое отступление. На самом деле, я хочу сказать, что последние три года показали полную неэффективность всех ветвей власти в КР. Парламент собрал людей, которые делятся по группам частных интересов, но понимание национального интереса просто отсутствует. Президент, когда нужно, может свалить ответственность на правительство или парламент. Чтобы ситуация изменилась, нужна жёсткая президентская вертикаль. И тут же встаёт вопрос о качестве личности, которая будет стоять во главе этой вертикали. Парламент должен только принимать законы.

 

Вопрос POLIT.KG:Вы видите в Кыргызстане ту политическую элиту, которая бы взяла на себя ответственность  за управление страной? Есть ли такие люди?

Князев: Я очень надеюсь, что такие люди ещё есть. Необязательно все из них находятся сейчас на территории Киргизии. Есть достаточно большое количество толковых людей, живущих за рубежом. Они не видят смысла жить в тех условиях, которые созданы  в республике сейчас. Я думаю, было бы неправильно называть конкретные персоналии.

 

Вопрос POLIT.KF: Много ли общего сегодня между Кыргызстаном и Украиной с её нынешним «евромайданом»?

Князев: И там, и там запущен одинаковый сценарий разрушения государства: на Украине — в 2004 году, в Киргизии — в 2005-ом. На Украине тоже есть серьёзное региональное деление, усугубляющееся языковым фактором. И там, и там элиты так и не стали настолько консолидированными, чтобы преследовать национальные интересы. Конечно, на киргизских митингах не выступают американские сенаторы,  но принципиальных отличий нет.

Что касается стратегического выбора, то в случае с Бишкеком всё однозначно. Как ни странно, но я согласен с президентом Атамбаевым в том, что для Киргизии нет альтернативы вступлению в Таможенный союз, но есть вопрос, как вступать и на каких условиях. Ещё раз отмечу: не так просты отношения между сегодняшними тремя участниками этого объединения. Поэтому когда Россия начинает продавливать вступление в ТС Киргизии, Астана и Минск ставят вопрос ребром: а почему мы должны выполнять жёсткие протекционистские правила, если Киргизия не намерена этого делать вообще? Намного проще ситуация с Арменией, где нет чужого реэкспорта, контрабандным способом забрасываемого потом на территорию РФ. Но другого варианта для Киргизии я, повторюсь, не вижу.

 

Вопрос: Вам не кажется, что Казахстан тоже не имеет особого интереса в Таможенном союзе?

Князев: Абсолютно правомерный вопрос. Если Россия, исходя из своих геополитических интересов будет приглашать в Таможенный союз всех подряд, не решая существующих болезней роста, я вполне допускаю, что в конце концов ТС может и развалиться. В Казахстане на уровне простых людей, малого и среднего бизнеса чувствуется недовольство нынешней ситуацией. Так что вопросы должны быть адресованы в первую очередь России.

 

Вопрос: Есть мнение, что вступления КР в Таможенный союз не будет до тех пор, пока на принятие ключевых решений в стране влияет Аскар Салымбеков[2]. В данном вопросе он  выступает категорически против, потому что это будет означать гибель его «Дордоя».

Князев: Что можно сказать о государственной власти, когда представитель отдельной отрасли экономики может стратегически влиять на всю политику государства?

 

Вопрос: Что может ожидать Кыргызстан в 2014 году?

Князев: Меня больше всего беспокоит конфликт межрегиональных элит. Он уже доведён до крайности. Причина — в неспособности Атамбаева и его окружения идти на компромиссы, договариваться, добиваться политического баланса. Отсутствие консенсуса между киргизскими политическими элитами может обернуться большими проблемами.

Современная история не спонтанна: это продукт определённой проектной деятельности. Основной сценарий после развала Советского Союза был запущен не только для Украины и Киргизии, но и для других стран — в том числе и России. А слабость местной политической элиты только способствует реализации самых плохих сценариев.

 

Вопрос: Не кажется ли вам, что Президент КР, делая упор на т.н. «борьбе с коррупцией», пытается таким образом закрыть тему теневой экономики? Ведь не секрет, что именно в колоссальном объёме последней наши потенциальные партнёры по Таможенному союзу видят главную проблему Кыргызстана.

Князев: Мне остаётся только с Вами согласиться.

 

Вопрос: В ходе мартовской пресс-конференции Вы заявили, что Организация Договора о коллективной безопасности совершенно не эффективна и не нужна. В свете того, что в этом году прошло уже много мероприятий, направленных на усиление ОДКБ, изменилась ли Ваша позиция?

Князев:  Давайте сразу уточним: я действительно говорил, что ОДКБ — организация неэффективная. Но я не говорил, что она ненужная. Ей просто надо институционально реформироваться. Я вспоминал исполнительные органы Североатлантического альянса, у которых куда более широкие полномочия для действий в случае форс-мажорных обстоятельств. В этом смысле с марта месяца эффективности  у ОДКБ не прибавилось. Да, активность возросла: проводятся большие и малые учения, масса совещаний. Но это не ответ тем угрозам и рискам, которые стоят перед странами, входящими в организацию. Буквально вчера мне попался на глаза отчёт Совета по международным делам при Министерстве иностранных дел РФ, и там говорилось о том же: о том, что на сегодняшний день нет чётких и структурированных институтов региональной безопасности, которые могли бы адекватно реагировать на вызовы. ОДКБ должна стать современным военно-политическим союзом с общими по необходимости вооружёнными силами. Принципиально иным должен быть механизм принятия решений: никакой своевременной реакции в том случае, когда решение должно приниматься шестью президентами и шестью парламентами, быть не может. Тут мы сталкиваемся, например, с тем, что белорусские вооружённые силы уже по Конституции РБ не могут принимать участия в военных действиях за пределами страны. Или с тем, что Армения абсолютно безразлична к происходящему где-то в Киргизии или Таджикистане. Поэтому в экстренном случае решения должен принимать либо генсек ОДКБ, либо руководитель одного из трёх направлений: западного, кавказского и южного. Когда требуется стремительность, согласование с парламентами стран-участниц организации противопоказано.

 

Вопрос: Время от времени власть в Кыргызстане вынуждена принимать не самые популярные решения. Кто-то должен отвечать за промахи в экономике! Но у нас давно не слышно отчетов правительства. Кем-то придется жертвовать в оправдание бездействия или неэффективного управления. Кого «сдадут» в этот раз: парламент или правительство?

Князев: Я думаю, одним правительством сейчас не отделаться.

 

 POLIT.KG



[1]     http://www.stanradar.com/news/full/2198-gknb-prokommentiroval-zapret-na-vezd-v-kyrgyzstan-ekspertu-aleksandru-knjazevu.html

[2]     http://ky.wikipedia.org/wiki/Салымбеков,_Аскар_Мааткабылович

 

Версия для печати   |   Просмотров: 1770   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная