POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Вторник, 20 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Токон Мамытов: «Решение пограничных вопросов – это улица с двусторонним движением»

14.01.2014 14:22 - Polit.kg

Процесс переговоров по делимитации границ с Таджикистаном и Узбекистаном, наконец, сдвинулся с мертвой точки. В конце декабря - начале января правительственная комиссия по пограничным вопросам встретилась с коллегами из профильных ведомств в Ташкенте и Душанбе. Как сообщил вице-премьер-министр КР по обороне, безопасности и вопросам границ Токон Мамытов, отныне переговоры с соседями решено вести «без выставления предварительных условий и навязывания своих позиций», что должно значительно ускорить процесс урегулирования пограничных вопросов и способствовать более плодотворному двустороннему сотрудничеству. Затягивать этот процесс, правда, дальше некуда – на границе опять, и уже в который раз, неспокойно.    

 

Как стало известно 11 января, на участке кыргызско-таджикской границы в районе села Кок-Таш в ходе урегулирования конфликта местных жителей произошла перестрелка пограничников Кыргызстана и Таджикистана. В настоящее время граница закрыта, сообщается, что есть раненые с обеих сторон, а причиной конфликта называют спорный участок земли, который не поделили кыргызские и таджикские сельчане. Подобные битвы за землю уже давно стали непреходящей проблемой пограничных служб, напряженность, существующая на этих территориях, периодически выливается в столкновения, в том числе и с применением оружия - с самыми печальными последствиями.

Первой и наиболее очевидной мерой на пути решения этих многочисленных проблем, естественно, видится урегулирование вопросов делимитации и демаркации границ. В конце концов, самим пограничникам необходимо точно знать, где именно проходит линия госграницы на каждом отдельном участке. Между тем, переговорный процесс не то чтобы застрял на каком-то спорном моменте, он будто и вовсе не начинался ни с одним из соседних государств. Признать этот печальный факт вынуждены были уже даже в правительственной комиссии: «С 2006 года по сегодняшний день у нас с Таджикистаном было согласовано всего около 40 км границы. С Узбекистаном – тоже приблизительно 30-40 км. И эти участки только согласованы, до официального описания дело так и не дошло, - рассказал Токон Мамытов. – Общая протяженность границы с Узбекистаном около 1371 км, с Таджикистаном – 975 км, из которых согласованы только 511 км. При этом, что касается кыргызско-узбекской границы, по нашим данным ее протяженность более тысячи километров, тогда как узбекские данные говорят о цифре менее тысячи. Конечно, такая разница свидетельствует о том, что есть еще много неточностей, которые необходимо устранить».  

Среди причин такого положения дел, провоцирующего, в том числе, бесконечные приграничные конфликты местного населения, вице-премьер-министр называет и банальное отсутствие регулярных встреч правительственных рабочих групп: «Результатов не было, потому что не было встреч, ни на уровне правительственных комиссий, ни профильных ведомств. А если рабочие группы и встречались, то с нулевым результатом. Сейчас мы предложили – никаких предварительных условий, т.к. это позиция, которая направлена на срыв и затягивание переговорного процесса. Кыргызская сторона официально заявила о своей заинтересованности в ускорении процесса делимитации и демаркации границ. В ответ мы получили такое же заверение, и, исходя из этого, можно заключить, что процесс пошел. В отличие от предыдущих лет, мы, наконец, нашли точки соприкосновения и перестали искать только разногласия и противоречия».


Токон Мамытов также рассказал о повестке переговоров, прошедших 25-27 декабря в ходе визита правительственной комиссии по пограничным вопросам в Ташкент: «Вопросы, вынесенные на обсуждение с узбекской стороной, касались, во-первых, ситуации, сложившейся в настоящее время на кыргызско-узбекской границе. В плане решения вопросов делимитации вторым пунктом обсуждения стали дальнейшие шаги, необходимые для ускорения процесса урегулирования пограничных проблем. Третий пункт – организация сотрудничества и взаимодействия рабочих групп наших государств.

Правительственные комиссии имеют в своем составе рабочие группы, в частности, у нас их две: одна непосредственно по делимитации и демаркации, и вторая группа – это те, кто занимается документами, картами, и описанием границ. Комиссия также имеет право создавать по мере необходимости и другие рабочие группы, в том числе по вопросам коммуникаций, мелиорации, а также другим земельным и водным вопросам.

Мы достигли договоренности о подекадной - по необходимости - встрече рабочих групп, чтобы вопрос по делимитации успешно продвигался вперед. Для этого нужно, в первую очередь, чтобы рабочие группы встречались не так, как раньше - раз в квартал или даже раз в год, а, минимум, ежемесячно. В данном случае мы договорились с узбекской стороной перейти на ежедекадный график работы, в месяц два-три раза будут встречаться наши группы, и не в Бишкеке или Ташкенте, а непосредственно на местах: в Джалал-Абадской, Ошской, Баткенской областях.

Что касается рождественской поездки в Душанбе, с 7 по 9 января прошла очередная встреча и заседание наших межправительственных комиссий по пограничным вопросам. Было решено активизировать работу по завершению вопросов делимитации и демаркации границы, и при этом мы договорились начать работу с территории Баткенского района. С кыргызской стороны – это Баткенский район, с таджикской – Исфаринский. Такое решение обусловлено теми событиями 17-20 декабря, когда были перекрыты дороги в ряде населенных пунктов Кыргызстана и Таджикистана, и той конфликтной ситуацией, которая тогда имела место.

И в настоящее время периодически возникают конфликты бытового характера между жителями приграничных территорий. Для снятия напряженности, для того, чтобы эти небольшие бытовые конфликты не переросли в массовые беззакония и столкновения, мы договорились начать переговорный процесс по уточнению границы именно в этом районе. В то же время была достигнута договоренность и была дана команда руководителю пограничного ведомства КР и заместителю министра внутренних дел о том, чтобы они выехали в Исфару и провели встречу со своими коллегами, 9 января эта встреча состоялась. В соответствии с полученными указаниями межправкомиссий были достигнуты договоренности и подписан соответствующий протокол о совместном патрулировании наиболее конфликтных участков кыргызско-таджикской границы. Это порядка 7-8 участков, как пример можно привести населенные пункты Ак-Сай, Кок-Таш и другие, где на границе будет выставляться совместный пограничный наряд. А непосредственно в самих населенных пунктах улицы будут патрулировать милицейские наряды. Всё это для того, чтобы исключить даже мелкие конфликтные ситуации бытового характера.

Кроме того, в Душанбе было решено для ускорения процесса делимитации рабочим группам также выехать на места, и там совместными усилиями определить линию прохождения границы. Мы утвердили план-график встреч, чтобы не затягивать этот процесс. В конце января ожидается еще одна встреча с таджикской делегацией уже в Бишкеке, а после с узбекской делегацией».

Ответ, почему встречи правительственных комиссий проводились ранее так редко, по мнению вице-премьера, тоже найден и учтен, с тем, чтобы не повторять прошлых ошибок: «Я хотел бы отметить, что эти встречи отличались от предыдущих, проходивших в прошлые годы - своим содержанием и качеством. Обсуждение было более конкретным, по многим вопросам мы договорились отойти от ранее занятой позиции, которая имела место у обеих сторон, т.е. вести переговоры без выставления предварительных условий. Ведь почему встречи не проходили раньше? За весь 2013 год с Таджикистаном и Узбекистаном проведено всего лишь три встречи. На уровне рабочих групп – две, и на уровне правительственных делегаций – по одной. Именно поэтому не было результатов. Теперь мы решили вести диалог без предварительных условий, без навязывания своих позиций. В то же время мы должны уважать позиции друг друга, проявлять политическую волю и сделать все, чтобы местное население - ни кыргызское, ни узбекское, ни таджикское - не испытывало каких либо затруднений. И самое главное, вместе принять меры к тому, чтобы обеспечить безопасность населения, проживающего в приграничных районах. Сейчас мы договорились, что будем открыто высказывать свою точку зрения и работать над ускорением процесса делимитации и демаркации госграниц».

Помешать переговорам и продуктивному сотрудничеству не должны никакие «сторонние» факторы, считает Токон Мамытов, т.к. вопрос госграниц должен быть сознательно отделен от всех прочих внешнеполитических договоренностей, переговоров или даже разногласий. В том числе и наболевшая проблема отношения наших соседей к вступлению Кыргызстана в ТС не должна препятствовать урегулированию пограничного вопроса: «Конечно, тема госграницы при вступлении в тот или иной союз или объединение всегда будет обсуждаться, но это не главный вопрос. В том же Европейском союзе у государств есть нерешенные вопросы по границам, но это не определяющий фактор для такого рода объединений. Безусловно, не уточненные границы – это определенная проблема, но главным здесь остается принцип совместного двустороннего обеспечения безопасности на границе, а не собственно процесс делимитации. В мире существует по разным данным 198-203 государства, из них порядка 30% имеют проблемы с определением госграниц, но это свидетельствует только о том, что это вопрос не легкий и решается не быстро.

Самые сложные вопросы – это вопросы границ и воды. Тут требуется значительная политическая воля и желание вести диалог. О чем говорит нам международное право: пограничные вопросы решаются только двумя сторонами, ни в одностороннем и ни в многостороннем порядке, соблюдение этого принципа обязательно. Кроме того, решение пограничных вопросов – это улица с двусторонним движением, здесь недопустимо стремление просто что-то себе урвать. Именно такая позиция привела к тому, что мы с Таджикистаном и Узбекистаном до сих пор не определили и не согласовали границы. Любые уступки должны быть соизмеримы с приобретениями – если ты где-то отдаешь 5 га, ты их же должен где-то получить», - подытожил Токон Мамытов.        

 

 

Евг. Николаева, спец.корр. POLIT.kg

Версия для печати   |   Просмотров: 1337   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная