POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 24 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Токон Мамытов: «Решение пограничных вопросов – это улица с двусторонним движением»

14.01.2014 14:22 - Polit.kg

Процесс переговоров по делимитации границ с Таджикистаном и Узбекистаном, наконец, сдвинулся с мертвой точки. В конце декабря - начале января правительственная комиссия по пограничным вопросам встретилась с коллегами из профильных ведомств в Ташкенте и Душанбе. Как сообщил вице-премьер-министр КР по обороне, безопасности и вопросам границ Токон Мамытов, отныне переговоры с соседями решено вести «без выставления предварительных условий и навязывания своих позиций», что должно значительно ускорить процесс урегулирования пограничных вопросов и способствовать более плодотворному двустороннему сотрудничеству. Затягивать этот процесс, правда, дальше некуда – на границе опять, и уже в который раз, неспокойно.    

 

Как стало известно 11 января, на участке кыргызско-таджикской границы в районе села Кок-Таш в ходе урегулирования конфликта местных жителей произошла перестрелка пограничников Кыргызстана и Таджикистана. В настоящее время граница закрыта, сообщается, что есть раненые с обеих сторон, а причиной конфликта называют спорный участок земли, который не поделили кыргызские и таджикские сельчане. Подобные битвы за землю уже давно стали непреходящей проблемой пограничных служб, напряженность, существующая на этих территориях, периодически выливается в столкновения, в том числе и с применением оружия - с самыми печальными последствиями.

Первой и наиболее очевидной мерой на пути решения этих многочисленных проблем, естественно, видится урегулирование вопросов делимитации и демаркации границ. В конце концов, самим пограничникам необходимо точно знать, где именно проходит линия госграницы на каждом отдельном участке. Между тем, переговорный процесс не то чтобы застрял на каком-то спорном моменте, он будто и вовсе не начинался ни с одним из соседних государств. Признать этот печальный факт вынуждены были уже даже в правительственной комиссии: «С 2006 года по сегодняшний день у нас с Таджикистаном было согласовано всего около 40 км границы. С Узбекистаном – тоже приблизительно 30-40 км. И эти участки только согласованы, до официального описания дело так и не дошло, - рассказал Токон Мамытов. – Общая протяженность границы с Узбекистаном около 1371 км, с Таджикистаном – 975 км, из которых согласованы только 511 км. При этом, что касается кыргызско-узбекской границы, по нашим данным ее протяженность более тысячи километров, тогда как узбекские данные говорят о цифре менее тысячи. Конечно, такая разница свидетельствует о том, что есть еще много неточностей, которые необходимо устранить».  

Среди причин такого положения дел, провоцирующего, в том числе, бесконечные приграничные конфликты местного населения, вице-премьер-министр называет и банальное отсутствие регулярных встреч правительственных рабочих групп: «Результатов не было, потому что не было встреч, ни на уровне правительственных комиссий, ни профильных ведомств. А если рабочие группы и встречались, то с нулевым результатом. Сейчас мы предложили – никаких предварительных условий, т.к. это позиция, которая направлена на срыв и затягивание переговорного процесса. Кыргызская сторона официально заявила о своей заинтересованности в ускорении процесса делимитации и демаркации границ. В ответ мы получили такое же заверение, и, исходя из этого, можно заключить, что процесс пошел. В отличие от предыдущих лет, мы, наконец, нашли точки соприкосновения и перестали искать только разногласия и противоречия».


Токон Мамытов также рассказал о повестке переговоров, прошедших 25-27 декабря в ходе визита правительственной комиссии по пограничным вопросам в Ташкент: «Вопросы, вынесенные на обсуждение с узбекской стороной, касались, во-первых, ситуации, сложившейся в настоящее время на кыргызско-узбекской границе. В плане решения вопросов делимитации вторым пунктом обсуждения стали дальнейшие шаги, необходимые для ускорения процесса урегулирования пограничных проблем. Третий пункт – организация сотрудничества и взаимодействия рабочих групп наших государств.

Правительственные комиссии имеют в своем составе рабочие группы, в частности, у нас их две: одна непосредственно по делимитации и демаркации, и вторая группа – это те, кто занимается документами, картами, и описанием границ. Комиссия также имеет право создавать по мере необходимости и другие рабочие группы, в том числе по вопросам коммуникаций, мелиорации, а также другим земельным и водным вопросам.

Мы достигли договоренности о подекадной - по необходимости - встрече рабочих групп, чтобы вопрос по делимитации успешно продвигался вперед. Для этого нужно, в первую очередь, чтобы рабочие группы встречались не так, как раньше - раз в квартал или даже раз в год, а, минимум, ежемесячно. В данном случае мы договорились с узбекской стороной перейти на ежедекадный график работы, в месяц два-три раза будут встречаться наши группы, и не в Бишкеке или Ташкенте, а непосредственно на местах: в Джалал-Абадской, Ошской, Баткенской областях.

Что касается рождественской поездки в Душанбе, с 7 по 9 января прошла очередная встреча и заседание наших межправительственных комиссий по пограничным вопросам. Было решено активизировать работу по завершению вопросов делимитации и демаркации границы, и при этом мы договорились начать работу с территории Баткенского района. С кыргызской стороны – это Баткенский район, с таджикской – Исфаринский. Такое решение обусловлено теми событиями 17-20 декабря, когда были перекрыты дороги в ряде населенных пунктов Кыргызстана и Таджикистана, и той конфликтной ситуацией, которая тогда имела место.

И в настоящее время периодически возникают конфликты бытового характера между жителями приграничных территорий. Для снятия напряженности, для того, чтобы эти небольшие бытовые конфликты не переросли в массовые беззакония и столкновения, мы договорились начать переговорный процесс по уточнению границы именно в этом районе. В то же время была достигнута договоренность и была дана команда руководителю пограничного ведомства КР и заместителю министра внутренних дел о том, чтобы они выехали в Исфару и провели встречу со своими коллегами, 9 января эта встреча состоялась. В соответствии с полученными указаниями межправкомиссий были достигнуты договоренности и подписан соответствующий протокол о совместном патрулировании наиболее конфликтных участков кыргызско-таджикской границы. Это порядка 7-8 участков, как пример можно привести населенные пункты Ак-Сай, Кок-Таш и другие, где на границе будет выставляться совместный пограничный наряд. А непосредственно в самих населенных пунктах улицы будут патрулировать милицейские наряды. Всё это для того, чтобы исключить даже мелкие конфликтные ситуации бытового характера.

Кроме того, в Душанбе было решено для ускорения процесса делимитации рабочим группам также выехать на места, и там совместными усилиями определить линию прохождения границы. Мы утвердили план-график встреч, чтобы не затягивать этот процесс. В конце января ожидается еще одна встреча с таджикской делегацией уже в Бишкеке, а после с узбекской делегацией».

Ответ, почему встречи правительственных комиссий проводились ранее так редко, по мнению вице-премьера, тоже найден и учтен, с тем, чтобы не повторять прошлых ошибок: «Я хотел бы отметить, что эти встречи отличались от предыдущих, проходивших в прошлые годы - своим содержанием и качеством. Обсуждение было более конкретным, по многим вопросам мы договорились отойти от ранее занятой позиции, которая имела место у обеих сторон, т.е. вести переговоры без выставления предварительных условий. Ведь почему встречи не проходили раньше? За весь 2013 год с Таджикистаном и Узбекистаном проведено всего лишь три встречи. На уровне рабочих групп – две, и на уровне правительственных делегаций – по одной. Именно поэтому не было результатов. Теперь мы решили вести диалог без предварительных условий, без навязывания своих позиций. В то же время мы должны уважать позиции друг друга, проявлять политическую волю и сделать все, чтобы местное население - ни кыргызское, ни узбекское, ни таджикское - не испытывало каких либо затруднений. И самое главное, вместе принять меры к тому, чтобы обеспечить безопасность населения, проживающего в приграничных районах. Сейчас мы договорились, что будем открыто высказывать свою точку зрения и работать над ускорением процесса делимитации и демаркации госграниц».

Помешать переговорам и продуктивному сотрудничеству не должны никакие «сторонние» факторы, считает Токон Мамытов, т.к. вопрос госграниц должен быть сознательно отделен от всех прочих внешнеполитических договоренностей, переговоров или даже разногласий. В том числе и наболевшая проблема отношения наших соседей к вступлению Кыргызстана в ТС не должна препятствовать урегулированию пограничного вопроса: «Конечно, тема госграницы при вступлении в тот или иной союз или объединение всегда будет обсуждаться, но это не главный вопрос. В том же Европейском союзе у государств есть нерешенные вопросы по границам, но это не определяющий фактор для такого рода объединений. Безусловно, не уточненные границы – это определенная проблема, но главным здесь остается принцип совместного двустороннего обеспечения безопасности на границе, а не собственно процесс делимитации. В мире существует по разным данным 198-203 государства, из них порядка 30% имеют проблемы с определением госграниц, но это свидетельствует только о том, что это вопрос не легкий и решается не быстро.

Самые сложные вопросы – это вопросы границ и воды. Тут требуется значительная политическая воля и желание вести диалог. О чем говорит нам международное право: пограничные вопросы решаются только двумя сторонами, ни в одностороннем и ни в многостороннем порядке, соблюдение этого принципа обязательно. Кроме того, решение пограничных вопросов – это улица с двусторонним движением, здесь недопустимо стремление просто что-то себе урвать. Именно такая позиция привела к тому, что мы с Таджикистаном и Узбекистаном до сих пор не определили и не согласовали границы. Любые уступки должны быть соизмеримы с приобретениями – если ты где-то отдаешь 5 га, ты их же должен где-то получить», - подытожил Токон Мамытов.        

 

 

Евг. Николаева, спец.корр. POLIT.kg

Версия для печати   |   Просмотров: 1383   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная