POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Суббота, 17 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Зачем Кыргызстану министерства, если даже простейшие рекомендации пишут зарубежные эксперты!?

27.02.2014 17:08 - Polit.kg

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в рамках реализации проекта «Евразийская программа повышения конкурентоспособности» изучила положение дел в аграрном секторе и швейной промышленности Кыргызстана и подготовила для правительства страны ряд рекомендаций. Обобщенные в трех руководствах по экономической политике, данные рекомендации – как сообщают координаторы проекта – «направлены на улучшение доступа к финансам, квалификации работников и привлечение инвестиций» в агробизнес и швейную отрасль соответственно. К каким выводам пришли зарубежные эксперты, и чем это может помочь Кыргызстану – в материале POLIT.kg.

 

«Наш проект был активно поддержан правительством КР, профильными ведомствами, НПО и частным сектором. Теперь, по завершении аналитического этапа, мы запускаем публикации, иллюстрирующие нашу совместную деятельность, и переходим к его непосредственной реализации. Исследование фокусировалось на возможностях развития аграрного сектора и швейной промышленности, поскольку в Кыргызстане это ключевые сектора экономики, у них есть потенциал. Необходимо совершенствовать систему доступа аграриев к инвестициям, повышать профессиональные навыки занятого в отраслях населения, для швейников – обеспечить доступ к глобальным рынкам. Содержание этих трех руководств очень важно, и мы планируем продвигать их в рамках экономических реформ. Данные рекомендации были подготовлены в ходе экспертного обзора – типичного инструмента исследований ОЭСР; они получили международную поддержку, согласованы с правительством страны и адаптированы именно для местных реалий. Подчеркну – это не конец проекта, а только начало реализации выработанных рекомендаций», - рассказал руководитель Программы ОЭСР по повышению конкурентоспособности стран Евразии Антонио Сомма.

Вообще, список организаций, задействованных в исследовании, впечатляющий: помимо отечественного Министерства экономики и упомянутой ОЭСР, в нем приняли участие Европейский Союз, профинансировавший публикацию материалов, и Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ). Оценив состояние экономики Кыргызстана, эксперты пришли к заключению - поскольку «аграрный сектор на сегодняшний день составляет 1/5 часть ВВП, в котором занята треть трудоспособного населения Кыргызстана, а общий оборот сектора швейной промышленности КР составляет около 400 млн. долларов, и за последние 8 лет он вырос в шесть раз» - именно на них следует сосредоточить самое пристальное внимание, выявить проблемы и выработать рекомендации по реформированию. Не сказать, что мысль новая, развитие сельского хозяйства давно стоит на повестке дня, да и швейную отрасль, как самую перспективную, очень любят упоминать отечественные чиновники –  особенно в контексте экономических достижений Кыргызстана. Но содействовать их развитию действительно нужно.

Так, к примеру, швейная промышленность сегодня остро нуждается в квалифицированных кадрах, а существующая система профессионального образования эту потребность не удовлетворяет. Одно из трех презентованных руководств освещает как раз данную проблему и предлагает наладить связи между студентами, предприятиями и учебными заведениями в рамках эффективных систем стажировок и ученичества. То же самое предлагают и сами швейники, которым на практике приходится сталкиваться с «плодами просвещения» профтехобразования и самостоятельно обучать кадры с нуля (подробнее http://www.polit.kg/newskg/697 ). Не лучше обстоит дело и с выходом швейных предприятий на международные рынки, заниматься поиском заказчиков и сбытом продукции за рубежом им приходится самим, без какой либо государственной поддержки. И эту тему руководство также затрагивает. Проще говоря, аналитики подтвердили то, что могут рассказать все, кто задействован в отрасли, начиная с сотрудников швейных предприятий и заканчивая Ассоциацией «Легпром».

И тут уже вопрос не к составителям руководств ОЭСР, а к собственным ведомствам: почему для того, чтобы услышать, какие проблемы существуют в отрасли, необходимо задействовать некие международные организации? Разве это не компетенция того же Минпрома, Министерства образования – знать, что происходит в швейной отрасли, каково качество образования профессиональных кадров? Видимо, нет. Иначе не сообщали бы нам исследования очевидные вещи. Неспособность самостоятельно выработать руководство к действию в рамках решения проблемы тоже свидетельствует не в пользу отечественных ведомств, но это отдельная тема. В конце концов, с чем же еще и знакомиться, как не с чужим опытом и рекомендациями в отсутствие собственных вариантов?!

Возвращаясь к материалам, подготовленным ОЭСР, одно из самых интересных предложений по развитию аграрного сектора касается системы кредитования фермеров. Попытки наладить выдачу микрокредитов для малого и среднего бизнеса уже были и успехом, мягко говоря, не увенчались. Руководство, озаглавленное «Улучшение систем финансирования под залог складских расписок в КР – на примере сельского хозяйства», рассматривает альтернативный вариант: «Мы говорим не о микрокредитовании, не о системе, где используются обычные проценты, - пояснил координатор программы ОЭСР Грегори Лекомте, - для того, чтобы получить подобный кредит, фермеру необходимо предоставить залог, которого он зачастую не имеет. Механизм складских расписок предполагает, что фермер сдает свою продукцию на склад и получает расписку о наличии у него этой продукции определенной стоимости, а в банке на основании данного документа ему могут выдать кредит. Такая система успешно работает в Казахстане, в Турции и Словакии. Идея в том, чтобы для начала реализовать несколько небольших проектов: задействовать несколько банков, складов и частных хозяйств. С прошлого года мы уже начали его реализацию в Кыргызстане и извлекли для себя определенные уроки.

Во-первых, система должна внушать доверие фермерам и банкам, а цена на продукцию – оставаться постоянной. Также необходимо определить уровень стандартов складов, контроль качества продукции, оснастить или при необходимости построить новые склады. Важную роль играют и профессиональные навыки работников, задействованных в сельском хозяйстве, в переработке продукции. Мы обращаем внимание на сотрудничество вузов и частного сектора, возможности дистанционного обучения, повышение ответственности вузов и необходимость избегать формального обучения. Важный фактор – повышение престижа образования в сфере агропромышленного комплекса, ведь Кыргызстан – аграрная республика».

Насколько эффективной может оказаться подобная система – вопрос сложный и требующий массу уточнений. К примеру, кем должно финансироваться строительство складов, привлеченными частными инвесторами или государством (что автоматически заставляет спросить, а есть ли возможность заложить такую статью расходов в наш хронически дефицитный госбюджет)? Как удержать на постоянном уровне цены на продукцию сельского хозяйства, в принципе подверженные значительным колебаниям? Может ли государство, как единственный возможный субъект подобного регулирования, обеспечить фермерам такие гарантии? И это только первое, что приходит в голову. Думается, у самих фермеров вопросов найдется еще больше.

Но в любом случае, даже если безоговорочно принять все предложения, как целесообразные и эффективные, остается главная проблема – их исполнение в наших реалиях. Ведь ни министерства, кое-как справляющиеся со своими обязанностями и включенные в слабую общую систему управления, ни коррумпированные госорганы, ни власть, а точнее безвластие, на местах не могут обеспечить реализацию никаких, пусть даже самых чудодейственных директив и реформ.

Евг. Николаева, спец.корр. POLIT.kg 
Версия для печати   |   Просмотров: 1453   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная