POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 23 января 2019
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Зачем Кыргызстану министерства, если даже простейшие рекомендации пишут зарубежные эксперты!?

27.02.2014 17:08 - Polit.kg

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в рамках реализации проекта «Евразийская программа повышения конкурентоспособности» изучила положение дел в аграрном секторе и швейной промышленности Кыргызстана и подготовила для правительства страны ряд рекомендаций. Обобщенные в трех руководствах по экономической политике, данные рекомендации – как сообщают координаторы проекта – «направлены на улучшение доступа к финансам, квалификации работников и привлечение инвестиций» в агробизнес и швейную отрасль соответственно. К каким выводам пришли зарубежные эксперты, и чем это может помочь Кыргызстану – в материале POLIT.kg.

 

«Наш проект был активно поддержан правительством КР, профильными ведомствами, НПО и частным сектором. Теперь, по завершении аналитического этапа, мы запускаем публикации, иллюстрирующие нашу совместную деятельность, и переходим к его непосредственной реализации. Исследование фокусировалось на возможностях развития аграрного сектора и швейной промышленности, поскольку в Кыргызстане это ключевые сектора экономики, у них есть потенциал. Необходимо совершенствовать систему доступа аграриев к инвестициям, повышать профессиональные навыки занятого в отраслях населения, для швейников – обеспечить доступ к глобальным рынкам. Содержание этих трех руководств очень важно, и мы планируем продвигать их в рамках экономических реформ. Данные рекомендации были подготовлены в ходе экспертного обзора – типичного инструмента исследований ОЭСР; они получили международную поддержку, согласованы с правительством страны и адаптированы именно для местных реалий. Подчеркну – это не конец проекта, а только начало реализации выработанных рекомендаций», - рассказал руководитель Программы ОЭСР по повышению конкурентоспособности стран Евразии Антонио Сомма.

Вообще, список организаций, задействованных в исследовании, впечатляющий: помимо отечественного Министерства экономики и упомянутой ОЭСР, в нем приняли участие Европейский Союз, профинансировавший публикацию материалов, и Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ). Оценив состояние экономики Кыргызстана, эксперты пришли к заключению - поскольку «аграрный сектор на сегодняшний день составляет 1/5 часть ВВП, в котором занята треть трудоспособного населения Кыргызстана, а общий оборот сектора швейной промышленности КР составляет около 400 млн. долларов, и за последние 8 лет он вырос в шесть раз» - именно на них следует сосредоточить самое пристальное внимание, выявить проблемы и выработать рекомендации по реформированию. Не сказать, что мысль новая, развитие сельского хозяйства давно стоит на повестке дня, да и швейную отрасль, как самую перспективную, очень любят упоминать отечественные чиновники –  особенно в контексте экономических достижений Кыргызстана. Но содействовать их развитию действительно нужно.

Так, к примеру, швейная промышленность сегодня остро нуждается в квалифицированных кадрах, а существующая система профессионального образования эту потребность не удовлетворяет. Одно из трех презентованных руководств освещает как раз данную проблему и предлагает наладить связи между студентами, предприятиями и учебными заведениями в рамках эффективных систем стажировок и ученичества. То же самое предлагают и сами швейники, которым на практике приходится сталкиваться с «плодами просвещения» профтехобразования и самостоятельно обучать кадры с нуля (подробнее http://www.polit.kg/newskg/697 ). Не лучше обстоит дело и с выходом швейных предприятий на международные рынки, заниматься поиском заказчиков и сбытом продукции за рубежом им приходится самим, без какой либо государственной поддержки. И эту тему руководство также затрагивает. Проще говоря, аналитики подтвердили то, что могут рассказать все, кто задействован в отрасли, начиная с сотрудников швейных предприятий и заканчивая Ассоциацией «Легпром».

И тут уже вопрос не к составителям руководств ОЭСР, а к собственным ведомствам: почему для того, чтобы услышать, какие проблемы существуют в отрасли, необходимо задействовать некие международные организации? Разве это не компетенция того же Минпрома, Министерства образования – знать, что происходит в швейной отрасли, каково качество образования профессиональных кадров? Видимо, нет. Иначе не сообщали бы нам исследования очевидные вещи. Неспособность самостоятельно выработать руководство к действию в рамках решения проблемы тоже свидетельствует не в пользу отечественных ведомств, но это отдельная тема. В конце концов, с чем же еще и знакомиться, как не с чужим опытом и рекомендациями в отсутствие собственных вариантов?!

Возвращаясь к материалам, подготовленным ОЭСР, одно из самых интересных предложений по развитию аграрного сектора касается системы кредитования фермеров. Попытки наладить выдачу микрокредитов для малого и среднего бизнеса уже были и успехом, мягко говоря, не увенчались. Руководство, озаглавленное «Улучшение систем финансирования под залог складских расписок в КР – на примере сельского хозяйства», рассматривает альтернативный вариант: «Мы говорим не о микрокредитовании, не о системе, где используются обычные проценты, - пояснил координатор программы ОЭСР Грегори Лекомте, - для того, чтобы получить подобный кредит, фермеру необходимо предоставить залог, которого он зачастую не имеет. Механизм складских расписок предполагает, что фермер сдает свою продукцию на склад и получает расписку о наличии у него этой продукции определенной стоимости, а в банке на основании данного документа ему могут выдать кредит. Такая система успешно работает в Казахстане, в Турции и Словакии. Идея в том, чтобы для начала реализовать несколько небольших проектов: задействовать несколько банков, складов и частных хозяйств. С прошлого года мы уже начали его реализацию в Кыргызстане и извлекли для себя определенные уроки.

Во-первых, система должна внушать доверие фермерам и банкам, а цена на продукцию – оставаться постоянной. Также необходимо определить уровень стандартов складов, контроль качества продукции, оснастить или при необходимости построить новые склады. Важную роль играют и профессиональные навыки работников, задействованных в сельском хозяйстве, в переработке продукции. Мы обращаем внимание на сотрудничество вузов и частного сектора, возможности дистанционного обучения, повышение ответственности вузов и необходимость избегать формального обучения. Важный фактор – повышение престижа образования в сфере агропромышленного комплекса, ведь Кыргызстан – аграрная республика».

Насколько эффективной может оказаться подобная система – вопрос сложный и требующий массу уточнений. К примеру, кем должно финансироваться строительство складов, привлеченными частными инвесторами или государством (что автоматически заставляет спросить, а есть ли возможность заложить такую статью расходов в наш хронически дефицитный госбюджет)? Как удержать на постоянном уровне цены на продукцию сельского хозяйства, в принципе подверженные значительным колебаниям? Может ли государство, как единственный возможный субъект подобного регулирования, обеспечить фермерам такие гарантии? И это только первое, что приходит в голову. Думается, у самих фермеров вопросов найдется еще больше.

Но в любом случае, даже если безоговорочно принять все предложения, как целесообразные и эффективные, остается главная проблема – их исполнение в наших реалиях. Ведь ни министерства, кое-как справляющиеся со своими обязанностями и включенные в слабую общую систему управления, ни коррумпированные госорганы, ни власть, а точнее безвластие, на местах не могут обеспечить реализацию никаких, пусть даже самых чудодейственных директив и реформ.

Евг. Николаева, спец.корр. POLIT.kg 
Версия для печати   |   Просмотров: 1503   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная